Быть или не быть
- 16 дек 1983
Мел Брукс всегда славился, как человек, выполняющий в своих фильмах практически всю работу — он и режиссер, и сценарист, и продюсер, и ведущий актер, композитор. В этом фильме он ограничился продюсерскими полномочиями, главной ролью и авторством песен. Мел Брукс — это, прежде всего, комедия. Иногда грубоватая, с прямолинейным и смелым юмором на любые запретные темы. Но «Быть или не быть» совсем другой сорт комедии. Это ретро-фильм, возвращающий нас в годы второй мировой войны и высмеивающий Гитлера, гестапо, нацизм и фашизм в целом. Снят он прекрасно — стиль постановки и повествования сильно напоминает два таких же антивоенных шедевра — французскую «Большую прогулку» и английского «Мистера Питкина в тылу врага». С этими фильмами у «Быть или не быть» идет постоянная перекличка — даже места действия чрезвычайно схожи. Прекрасно воссоздана атмосфера оккупированной Польши, яркие характеры, созданные Мелом Бруксом, Анной Бэнкрофт, Джорджем «Лассардем» Гейнсом и Чарльзом Дернингом, (хотя самая яркая роль в фильме принадлежит Кристоферу Ллойду — нацистский офицер в его исполнении просто уморителен), постоянная игра со зрителем, перекрещивание реальности с театральным действом и танцевально-музыкальными номерами, комические репризы от Брукса… Все это позволяет на время забыть о том, что на дворе 21 век и что годы, показанные в фильме отнюдь не были такими смешными и задорными… Конечно, это просто комедия, гораздо менее значимая, чем, например, та же «Большая прогулка», этот фильм наивный, легкий и простой. Дань уважения мюзик-холлу и ретро-комедиям. Смотрится он легко и весело, правда после него остается легкая грусть за Мела Брукса — этот талантливейший комик уже больше десятка лет не появлялся в кино, разве только как сценарист или голос в мультфильмах. Ну, что ж, тем ценнее вот такие его классические выступления.