Сумеречная зона
- 02 окт 1959
Сумеречная зона. Великолепный сериал, даже не побоюсь сказать — лучший сериал всех времён и народов. Сериал, имеющий культовый статус в США, сериал, который является прародителем доброй половины всех существующих научно-фантастических фильмов, сериал, без которого не было бы и «Чёрного зеркала» и «Баек из склепа» и «Калейдоскопа ужасов» и «Удивительных историй» и «Секретные материалы». А смотрели фильм про куклу Аннабель? А «Шоу Трумэна»? Тоже взято из Сумеречной зоны. А Стивена Кинга читали? Тоже не последнюю роль в его творчестве сыграл этот сериал, которым он засматривался в детстве. А к ремейку 1980х годов вообще написал пару сценариев. А помните как М. Найт Шьямалан ввёл моду на финальные твисты, те самые меметичные «ВОТ-ЭТО-ПОВОРОТЫ»? Так вот, не Шьямалан их популяризовал, финальные твисты — излюбленная фишка гениального и легендарного Рода Сёрлинга — создателя Сумеречной зоны. Собственно, как и приём с разрушением четвёртой стены — тоже отсюда. И вообще, всех фильмов и сериалов, на которые напрямую или косвенно повлияла Сумеречная зона — не упомнить. Собственно, о чём сам сериал? Ни о чём конкретно, и обо всём сразу. Тут намешано всё: фантастика, триллер, ужасы, драма, комедия, вестерн, детектив, сатира, пародия, каждая серия — отдельная история, с отдельным сюжетом, с новыми героями, с новым жанром и, что самое важное — новым миром и новой Вселенной. Тут вы увидите и оживших кукол, и межпланетные путешествия, и вторжения инопланетян, и вторжения человека к инопланетянам, и истории о безумии, о паранойи, сделки с дьяволом, дома с привидениями, и сцены будущего, сцены прошлого, ковбоев, преступников и полицейских, и лампу с джинном, и всё-всё-всё, что может предложить вам ваша фантазия, ведь как каждую серию нам напоминает Род Сёрлинг — «вы отправляетесь туда, где у воображения нет пределов. Ваша следующая остановка — Сумеречная зона!» Снято всё очень добротно и «с душой», видно, как создатель Род Сёрлинг обожал своё детище и трепетно к нему относился — несмотря на то, что фильм снят чуть ли не на копейки, выглядит фильм и в XXI веке очень бодро, а сюжеты — увлекают с первого и до последнего кадра, истории достойно прошли проверку времени, и ничуть не кажутся устаревшими, а финальные твисты удивляют даже закалённых любителей «поворотов» Шьямалана и его коллег. Что неудивительно — почти все сюжеты и сценарии придумал и написал гениальный Род Сёрлинг, а те серии, что были сняты по чужим сценариям — как правило экранизации великолепных писателей, таких, к примеру, как Матесон или Брэдбери. Ещё одной великолепной чертой сериала является то, что он не скатился к концу, как это обычно бывает, а является одинаково крутым на протяжении всех 5 сезонов, хоть бери и смотри наугад любую серию — и скорее всего вы останетесь довольны. Исключение составляет, разве что, 4ый сезон, но там претензии не к съёмкам или сюжетам — в этом плане всё как всегда идеально, основные претензии кроются в увеличенном хронометраже, серии идут не привычные 25—30 минут, как в 1,2,3 сезонах, а 45—50, и не всем зрителям понравился этот уход от традиции. Впрочем, кому-то это мешать не будет, современные сериалы все длятся в районе 60 минут, и ничего. Так же, некоторые критикуют сериал за излишнее морализаторство, за обязательное подытоживание и нравоучение в конце серии. Но, во-первых, сами понимаете 60ые года, времена были другие, а во-вторых: разве ж это плохо? Подвести мораль как финальную черту эпизода. Лично меня это нисколько не напрягало. В общем: хочется очень-очень много сказать об этом гениальном, легендарном, культовом, безумно интересным и эпохальном сериалом, и после публикации рецензии я обязательно буду ловить себя на мысли «о, а надо было ещё и об этом упомянуть», но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому — я настоятельно рекомендую вам самостоятельно совершить путешествие. В Сумеречную зона. 10 из 10
Еще до того, как Сэм и Дин Винчестеры отправились на свое первое задание по уничтожению монстров, а агенты Малдер и Скалли столкнулись с инопланетянами, продюсер Род Серлинг представил нам свою «Сумеречную зону», классический сериал 1959 года, в котором появились самые разные монстры и прочие чудеса, от которых на волосах может появиться седина. Отличительной чертой «Сумеречной зоны» от привычных нам сериалов является то, что здесь нет единой цельной истории. То есть каждая серия обособлена и не связана с другими. Подобное вызывает лично у меня интерес, потому что по сути в рамках сериала мы наблюдаем целые раздельные фильмы, в которых присутствует динамика и зрелищность. Конечно далеко не все выпуски «Сумеречной зоны» сейчас выглядят на высоком уровне. Видно, что сериал был снят очень давно, и определенные эффекты ничего, кроме улыбки, вызвать не могут. Но в тоже время у сериала сеть обаяние, которого нет у подавляющего большинства современных мистических приключений. В ретро-стиле есть своя притягивающая особенность, но в тоже время необходимо признавать, что не всем зрителям придется по вкусу черно-белый экскурс в прошлое, когда ни о какой компьютерной графике не могло быть и речи. Но если рассматривать «Сумеречную зону» в качестве исторического реликта, то она определенно хороша. В сериале появилось немало звезд своего времени, причем они играли как главные, так и второстепенные роли. Сам Род Серлинг был по большей части сценаристом и режиссером, однако его также порой можно было заметить перед объективом камеры. Известно, что «Сумеречную зону» не раз закрывали в связи с падением рейтингов, но она все-таки смогла закрепиться в истории, став прообразом для многих популярных фильмов и сериалов, вдохновленных тем, что делал Серлинг в середине прошлого века. Думаю, что сериал понравиться всем любителям мистики и страшных историй. Здесь будет на что посмотреть и чего испугаться. Если вы не боитесь возраста «Сумеречной зоны», то она вполне придется вам по душе. 8 из 10
«Сумеречная зона» — один из немногих фантастических сериалов, с первого момента просмотра полностью завладевающий вниманием зрителя. Здесь каждая серия — отдельная мистическая история. Хочу поделиться впечатлением от просмотра самой запомнившейся истории этого сериала. «Нечто в стенах». Хотя, конечно, в сериале множество достойнейших эпизодов, но именно этот впечатлил меня больше остальных и надолго врезался в память. В этой истории авторы, устами главной героини, находящейся в клинике для душевнобольных, задают зрителю вопрос: «Вы никогда не задумывались, почему мы видим в различных узорах, трещинах, разводах, тенях, отбрасываемых предметами, ЛИЦА? Именно лица, а не что нибудь другое?».. Наживка брошена, и зритель начинает задумываться и задавать себе вопрос: «И в самом деле, почему? А вдруг все это не спроста?». В 20-минутной серии авторам удалось заинтриговать зрителя, заставить его задуматься о том, чему он прежде не придавал значения. И не придал бы, если бы не увидел этот эпизод… Очень жаль, что эту серию не пересняли с современными спецэффектами. Было бы просто восхитительно увидеть ее в новом свете. 10 из 10
Странно… Когда я писал эту рецензию меня не покидало ощущение того будто я и сам нахожусь ТАМ… «В пятом измерении за пределами знаний человека». Сказать что сериал Серлинга хорош — это ничего не сказать. В 60-е когда телевидение не стало еще такой обыденной частью жизни человечества как сейчас многие были ошарашены подходом к тому что казалось бы должно служить чистым развлечением на вечер под бутылочку пива. Поначалу именно так все это и преподавалось. Но Род Серлинг не был бы Родом Серлингом если бы у него было все так просто, наивно и пошло. Сам по себе сериал «Сумеречная зона» — это что то такое что вряд ли кому то до сих пор удалось повторить. И хотя прошло уже без малого почти 54 года с того момента как была показана пилотная серия этого интеллектуального зрелища которое (которое действительно в отличии от большинства современных подобных шоу ценило интеллект своего зрителя) перевернуло представление о том как нужно делать хорошую и главное качественную телевизионную работу — ничего подобного я так и не увидел. Было множество продолжений, переосмысленний, подражателей и так далее но все это было не то. «Сумеречная зона» — единственная и неповторимая вещь в своем жанре (если вы конечно сможете его определить). Теперь хотелось бы сказать о чем собственно сам сериал. Каждая серия представляет из себя маленькую историю на тему «Есть время и есть место». Неважно какое это время. Это может быть — прошлое, настоящее, будущее. Может быть наша планета а может быть совершенно другая, может быть параллельный мир — и все идет в этом ключе. И конечно главные персонажи и действующие лица сериала — собственно люди. За сравнительно недолгую историю в «Сумеречной зоне» умудрилось засветиться огромное количество звезд первой величины (для многих участие в проекте стало первой ласточкой приведшей к дальнейшему карьерному взлету). Телли Савалас, Уильям Шатнер, Берджесс Мередит, Дэннис Хоппер, Джонатан Уинтерс, Питер Фальк — всех не перечислить. Говорить о драматической и актерской составляющей можно долго но я ограничусь парой слов — они великолепны. Каждая новая серия — это взгляд в глубину себя, это творческий и житейский самоанализ. И что в наше время вообще не характерно для телевизионных передач (и самое важное на мой взгляд) — попытка показать людей в тех обстоятельствах и тех ролях в которых не один человек возможно никогда не был и не будет. Создатели хотели нам дать то чего мы с такой завидной постоянностью сторонимся — осознание того кем бы мы были, возможно не вполне конкретные люди но достаточно конкретные типы людей в достаточно обыденных ситуациях но явно не в обыденном антураже. Задавались вопросом на темы «Кто мы в этом (а возможно и в другом) мире?», «Что есть зло а что есть добро» и на многое другое казалось бы привычное и вечное но не привычными способами. Отдельно хотелось бы поговорить о главном вдохновителе и «идейном отце» собственно о самом Родмане Эдварде Серлинге (или как мы все его знаем — Роде Серлинге). Несмотря на сравнительно недолгий жизненный путь (родился 25 декабря 1924 года, умер 28 июня 1975 в результате произошедшей за день до этого остановки сердца) он оставил потрясающее наследие в таких жанрах как научная фантастика, ужасы, фэнтези. Его фантасмогорический взгляд на их подачу в массы сделал Серлинга в конце 50-х настоящим революционером. Будучи человеком довольно предсказуемой судьбы для поколения родившегося в 20-е годы (служба в десантных войсках, фронт) Род всю жизнь пытался как то украсить свое и окружающих бытие небольшими фантастическими историями собственного сочинения. Ему не были присущи эпичность и масштабность Рэя Бредбери, сложные миры со своими законами Азимова или глубокая философия Стругацких. Отличительной чертой творческого пути Серлига служил прием «неожиданного окончания» когда повествование со спокойного и размеренного вдруг под конец срывалось в крутое пике и то что еще минуту назад казалось невозможным а то и попросту абсурдным ставило жирную точку в истории оставляя шокированного зрителя в смятении. Несмотря на то что известность пришла к нашему герою именно после «Сумереной зоны» так же в послужном списке значиться множество ролей, сценариев, продюсерских работ (среди которых «Одиссея Жака Кусто» и сценарий классической «Планеты обезьян»). Люди всегда верят в то во что их приучали верить с детства. И если вам на секунду покажется что вы видите что то необъяснимое возможно это ваше воображение а возможно ваше путешествие по «Сумеречной зоне» еще не окончено… «Если тебе нужен допинг, чтобы стать хорошим писателем, значит ты НЕ хороший писатель» Родман Эдвард Серлинг (с)
Мы садимся перед экраном, и загадочный голос за кадром провожает нас в дальний путь: «это промежуточная территория между светом и тьмой, между наукой и суеверием, между пропастью человеческих страхов и вершиной его знаний. Это измерение воображения. Эту область мы называем… «Сумеречной зоной». И голос этот принадлежит сценаристу и писателю Роду Серлингу, под руководством которого в 1959 году был запущен телесериал «Сумеречная зона» (The Twilight Zone). «Вся Америка застывала у голубых экранов, чтобы в очередной раз совершить путешествие в мир неизведанного и жуткого». Сам Серлинг написал сценарии к 62-м эпизодам из 92-х первого сезона (всего за пять лет существования сериала было выпущено 156 оригинальных эпизодов), которые являли собой смесь фэнтези, научной фантастики, драмы или ужаса. И смесь эта часто заканчивалась жуткой или неожиданной развязкой. Популярный как у зрителей, так и среди критиков, этот сериал открыл многим американцам серьезную научную фантастику и абстрактные идеи: авторами сценариев были также такие именитые писатели, как Чарльз Бьюмонт, Ричард Матесон (автор романа «Я — легенда»), Джордж Клейтон Джонсон, Эрл Хамнер-младший, Роберт Преснелл, Джек Ньюмен, Монтгомери Питтмен и Рэй Брэдбери. Никто не представит этот сериал лучше, чем это сделал Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти»: «Сумеречная зона» шла на Си-би-эс с октября 1959 года по лето 1965-го — от эйзенхауэрского затишья до джонсоновской эскалации войны во Вьетнаме, до первого долгого горячего лета в американских городах, до пришествия «Битлз». Из всех игровых программ, когда-либо показанных по американскому ТВ, эта труднее всего поддается анализу. Это не вестерн и не полицейский сериал (хотя некоторые эпизоды сняты под вестерн или «сыщик-и-вора»); это и не научно-фантастическое кино (хотя «Полный словарь прайм-тайм ТВ-шоу» относит его к этой категории); это не комедия (хотя некоторые серии очень смешные) и не история об оккультизме (хотя такие сюжеты в нем встречаются часто — правда, на свой, особый манер); это и не сериал о сверхъестественном. Это вещь в себе, и, возможно, именно поэтому целое поколение считает программу Серлинга символом шестидесятых.., по крайней мере тех шестидесятых, какими мы их помним». «Сумеречная зона» по природе своей закономерно вытекает из радиопередач Серлинга (это я о тех временах, когда радиопостановки были обыденностью, а не редкостью, как сейчас), таких как Фантастический Круг (The Weird Circle) и Икс Минус Один (X Minus One) и совместных радиоработ Серлинга и драматурга Нормана Корвина. Передачи эти стояли костью в горле менеджеров радиостанции — им не нужны были персонажи, склонные к самоанализу. И тогда Серлинг стал свободным художником и принялся реализовывать свои идеи в новом сериале. Под успокоительной маской «это всего лишь вымысел» «Сумеречная зона» сумела поднять темы фашизма (эпизод «Он жив» с Деннисом Хоппером в роли молодого неонациста, которым руководит тень Гитлера), отвратительной массовой истерии (эпизод «Чудовища скоро будут на улице Кленов») и даже романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада — уникальный случай на ТВ, когда человеческая природа представлена в отвратительном свете (эпизод «Убежище» — соседи по улице превращаются в зверей, которые сражаются за убежище после ядерного кризиса). «Сумеречная зона» благодаря своей экстраординарности и неповторимости породила не одну вереницу поклонников. Многие кинематографические приемы, сюжетные ходы, режиссерские находки перекочевали в другие фильмы и прочно обосновались среди тех, что принято называть «классическими». За «Сумеречной зоной» 60-х последовало несколько ремейков в 1983 году (знаменитый сборник киноновелл от Спилберга, Данте, Лэндиса и Миллера), в 1985 году (телесериал из 80 эпизодов, к которым также приложил свою гениальную руку Джо Данте) и 2002 года (осовремененная DVD-версия от Пола Шапиро и компании). И, что немаловажно, сериал подготовил почву для таких проектов, как «За гранью возможного» (The Outer Limits), «Байки из склепа» (Tales from the Crypt), «Секретные материалы» (X-files), «Пси фактор» (PSI Factor) и даже «Остаться в живых» (Lost) и все еще продолжает будоражить умы голливудских продюсеров. Например, Джей Джей Абрамса, который в прошлом году запустил сериал «Грань» (Fringe). Полнометражный киномир тоже с удовольствием перенял традицию Рода Серлинга. В этом году на экраны вышла картина Ричарда Келли «Подмена» (изначально над ней должен был работать Элай Рот, автор ужастика «Лихорадка» и исполнитель роли обаятельного сержанта Донни Доновитца с битой наперевес в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино). Лента вольно использует мотивы одного из эпизодов сериала «Сумеречная зона»: историю несчастной супружеской пары, которая однажды обнаружила на пороге своего дома загадочный деревянный ларец. В 2011 году студия Summit планирует выпустить научно-фантастический фильм «Обратный отсчет» (Countdown), где режиссерское кресло займет Майкл Брандт. Фильм будет основан на классическом эпизоде из «Сумеречной зоны», который снят по сценарию фантаста Ричарда Матесона, — «Мертвый корабль». Сюжет завязан на рассказе о группе астронавтов, которые с экспедиционной миссией приземлились на 13-ю планету Звездной Системы N 51 и обнаружили там собственный разбитый космический корабль E-89, а на его борту — собственные трупы. Критики регулярно включают «Сумеречную зону» в число лучших телесериалов всех времен. В «Энциклопедии фэнтези» Джона Клюта и Джона Гранта отмечено: «Что выделяет этот сериал из множества других такого же рода, так это высокое качество сюжетов и сравнительно малая роль спецэффектов — во многих эпизодах их вообще не было, и такие серии полагались исключительно на силу воображения». Могу с уверенностью сказать, что «Сумеречная зона» не просто оставила заметный отпечаток в кинематографе, но и повлияла на всю культурную систему своего времени и последующих десятилетий. «Van der Graaf Generator», английская прогрессив-рок группа, образованная в 1967 году, упоминает легендарный телеальманах в своей песне «Orthenthian Street» (Улица Ортентиана): «We all travel in parallel lines, Heading into the twilight zone». Они правы: «все мы движемся параллельными путями, направляясь в сумеречную зону». 10 из 10
Невероятный, впечатляющий, поразительно интересный — все это о нем, о сериале «Сумеречная Зона». Это сериал, который никогда не устареет, ведь на нем выросли все современные фантастические фильмы. Он породил ни один культ поклонников, множество продолжений и римейков, а так же твердо обосновался в массовой культуре, как часть жизни любого зрителя. Каждая серия имеет абсолютно уникальный сюжет, обладающий тонкой гранью между сумасшествием и детективом. Каждый эпизод — это путешествие в мир неизведанного и жуткого. Такого вы не видели нигде, после просмотра этого сериала, даже «Секретные материалы » покажутся вам пресловутой «Сантой Барбарой». Часто под конец случаются неожиданные сюжетные повороты, которые коренным образом меняют жизнь героев сериала. И эти перемены заставляют о многом задуматься, ведь большинство тем, описанных в сюжете, раскрывают вполне реальные проблемы общества: расизм, сексизм, безразличие. Лучший научно-фантастический сериал всех времен и народов. Гремучая смесь из фантастики, мистики, детектива, сардонической комедии и фильма ужасов. 10 из 10
Восхитительный образец новаторской идеи. Блестящее киновоплощение самых неожиданных фантазий и реалий. Сериал, ломающий стереотипы в жанре. Сериал, породивший массу продолжений и подражателей. Сериал, вдохновивший массу писателей и режиссеров на создание шедевров. Благодаря стараниям Рода Серлинга человечество получило самую ценную порцию фантастики и ужасов за всю свою историю.