Секретный фарватер
- 01 янв 1986
- 02 янв 1988
Выполняя одну из операций на о. Безымянный командир катера Шубин обнаруживает на воде светящуюся дорожку, а затем на поверхность всплывает подводная лодка безо всяких опознавательных знаков и ее капитан Герхард фон Цвишен. Теперь судьба Шубина навсегда связана с этим Летучим голландцем. По размаху совсем не притязательная картина, в которой даже на взрывы средств толком не хватало. Впрочем, они здесь не столь и важны. Получилась очаровательная сценарная смесь юношеской беллетристики, послевоенных приключений Штирлица из романов Семёнова и немецкого шедевра Вольфганга Петерсона с его Лодкой. Но фильм, конечно, ещё советский — признавая ум противника и его хитрость, он уничтожает его морально — торпедироввние мирных людей, готовность убить союзника во имя секретности, наконец, верность идеалам национал-социализма, что, конечно, делает его абсолютным злом. Пометка: со всем этим я в принципе согласен. Но… Не покидает чувство, что история Летучего голландца, рассказанная в Секретном фарватере, добавляет ему ореол загадочности и, если не романтики, то какого-то уважения. Да и просто интереса — где у наших все очевидно и правильно (например, в любовной линии), там у немцев — настоящая драма (любовь штурмана Венцеля к жене Лотте, принятая Шубиным почему-то за тщеславие). Ужас войны и вовсе лучше всего передаёт история механика Готлиба, заготовившего себе могилы на земле, что доводит абсурд до высшей степени… Фон Цвишен вообще превращается в демоническую фигуру, что, конечно, привлекательно. Особенно это просматривается на фоне порой чересчур патетичных советских моряков — Шубин на фоне немецкого командира смотрится прямолинейно и… даже глуповато, хотя и храбро. Да и спроси, о чем (о ком) фильм, и ответ очевиден: о крутой непотопляемой немецкой подлодке. И лишь в довесок — правильная (любовь, семья, долг), но и трагичная история наших моряков. Тем не менее, послевоенные планы нацистов интерес вызывают нешуточный. Отнюдь не надуманы связи нацистов и крупных корпораций, в том числе американских, и с южноамериканскими государствами. А сама история подлодки показывает, что победа была сокрушительной, но, увы, не абсолютной — нацизм лишь ушел на дно, всплыв на поверхность… Ну хотя бы в 90-е — в Прибалтике, например. Так что финальное «Помни войну» это и предостережение, а не только память о жертвах. P.s. Оценивать однозначно актёрскую игру (ее патетика отмечалась), режиссуру (без провисаний не обошлось, а боевые сцены чересчур театральны) и сценарий («везение» на совпадения) трудно, а вот музыка запоминающаяся.
С творчеством писателя Л. Платова я познакомился, прочитав в 12 лет повесть «Предела нет» о борьбе пленного советского разведчика с нацистским профессором-химиком. Секретная лаборатория профессора испытывала на заключенных газ, вызывающий безотчётный панический страх и ужас. Запомнилось посещение разведчиком кабинета профессора, где висел портрет фюрера с дарственной надписью: «Адольф Гитлер — профессору Бельчке. Миром можно управлять только с помощью страха!» Повесть «Секретный фарватер», к сожалению, тогда не была дочитана мной до конца; но, вспоминая те подростковые впечатления от прочитанного, даже сейчас испытываю некоторое замешательство- насколько писатель был точен в описании изнанки тайн Третьего Рейха, словно он был тем самым разведчиком во вражьем логове! Вспоминаю, с каким интересом смотрели впервые этот фильм мои дедушка и бабушка. Ведь дед служил в годы войны именно в тех местах и именно на торпедном катере, а мой отец родился после войны именно в том самом Пиллау(ныне Балтийск). Конечно же, фильм не повторяет слово в слово книгу. Он адаптирован, так сказать, для широкого круга зрителей, в том числе и для молодежи. Ведь детективно-приключенческий аспект — одна из главных составляющих сюжета. Именно поэтому остается в живых главный герой (А. Котенев) — во имя борьбы с нацистской подлодкой и ее экипажем. Борьбы, напряженной и страшной, отнявшей любимую женщину (Л. Гузеева). Кажущаяся несправедливость, от которой больно и зрителям, в чем-то оправдывается необходимостью показа истинного лица войны, где полный хэппи-энд имел слишком мало предпосылок для повсеместной реальности. «Летучий Голландец» — это не только вражеская субмарина, подлежащая уничтожению. Не только лишь вместилище теряющих человеческий облик фашистских подводников, во главе с одержимым капитаном. Лодка эта — словно олицетворение всего нацизма, принесшего неисчислимые бедствия человечеству. Она и отняла у главного героя спутницу жизни, единственного любимого человека на всей Земле. Она и погубила в один миг несчастных граждан нейтральной страны, ставших невольными свидетелями ее появления в тропиках. Это она была связующим звеном в транспортировке новых технологий для Третьего Рейха от тех, кто стоял за финансированием и подготовкой мировой войны. И, наконец, она чуть было не стала спасением для нацистских бонз, пытавшихся бежать от гнева народов на край света. Ликвидация «Летучего Голландца» — не простое дело чести или удовлетворение азарта охотника. Шубин — это не капитан Ахав, отдавший всю жизнь свою вечной погоне за Моби Диком; и понятие «охотник-жертва» для него не стало единством и борьбой противоположностей. Для Шубина просто неприемлемо жить в одном мире с «Летучим Голландцем» и места им обоим на одной планете уж точно нет. И потому Шубин готов идти по следу сколько потребуется, без устали и страха. И в завершении фильма, услышав «голоса с того света», понимает, что Герхард фон Цвишен (У. Думпис) свою войну заканчивать не собирается, а значит, говорить о мире — пока что рановато. Очень удачный подбор актеров. Убежден, что Л. Платов, доживи он до экранизации своей повести, остался бы полностью удовлетворенным. Исполнители главных ролей А. Котенев и Л. Гузеева — как точная копия героев книги — бравого морского офицера Шубина и гордой красавицы Виктории. Без юнги Ластикова (безвременно ушедший В. Богатырев) фильму не хватило бы и душевной теплоты тоже. Экипаж «Летучего Голландца»… поневоле напрашивается мысль — ну вот кто бы в те годы попытался пригласить на роль немцев не прибалтов, а актеров других национальностей? Как в свое время пошутил приятель после очередного просмотра фильма: «все предсказуемо, удивительно лишь, что режиссер не пригласил в фильм А. Масюлиса, как главного фашиста всея Союза и У. Лиелдиджа? Здесь их реально недоставало». Так или иначе — Улдис Думпис отобразил максимально точно не только целеустремленность, профессионализм, личную храбрость капитана фон Цвишена, но и его хладнокровную жестокость и одержимость. А в игре прочих «членов экипажа» зритель видит не просто сборище отупевших от жестокости кровожадных нацистских дикарей; но людей, связанных присягой жестокому режиму, «похоронивших» себя по приказу, еще в начале войны, и оставшихся на долгие месяцы под водой со своими страхами, мечтами, надеждами и комплексами. Один минус — это одна и та же залихватская песенка про «мою дорогую», исполняемую не только одним Шубиным; но чуть ли не всем плавоставом Балтийского флота. Одним словом — 10 из 10.
Прочитав на разных сайтах отзывы о фильме, пришла к выводу, который давно не нов: «Сколько людей — столько и мнений». Кто-то ругает режиссера, на чём свет стоит, за несоответствие книге, кто-то, наоборот хвалит, и не находит слов для описания переполняющих чувств. Вот я и решила немного поразмышлять и написать свою рецензию, описать всё так, как я понимаю. Сама неоднократно, прочитав вначале какое-либо произведение, а потом, посмотрев фильм, думала: «Ну зачем, зачем так исковеркали сюжет?» Но в случае с «Секретным фарватером» вышло по-другому. Да по-умному и правильно поступил режиссёр. Фильмы, касающиеся войны, детективный жанр, морские приключения, безусловно, находят отклик в сердцах не только мужчин, но и женщин, но, всё-таки, сильный пол будет в данном случае в преобладающем числе. А вот если основную сюжетную линию «разбавить», если так можно выразиться, настоящими чувствами, эмоциональностью, то зрительская аудитория возрастёт. И кому от это станет плохо? Да по сути никому, все останутся довольны. Как многие женщины я романтична, влюбчива, хочу если не в реальности, то хотя бы на экране видеть того самого настоящего героя или принца на белом коне, кому как угодно. Борис Шубин подходит под эти описания как нельзя лучше — красивый, статный, мужественный, и это только описание внешности, внешности от которой, что уж тут скрывать, трудно оторвать глаз. Но ведь не это главное. Образ такого себе задорного молодого человека с приятной улыбкой и искорками в глазах дорог ещё и своей скромностью, нежностью, умением дружить и любить. Сколько бы раз не смотрела этот фильм, а на глаза наворачиваются слёзы от сцены, когда Шубин приходит первый раз к Виктории домой, и, волнуясь, признаётся в любви…было так трогательно и убедительно, считаю это одной из лучших историй любви в советском кинематографе. Отдельное спасибо режиссёру и за моменты, посвящённые Шубину и Шурке Ластикову, некоторым из нас порой не хватает родительской любви и внимания, так бывает, а здесь во взглядах, улыбках, действиях чувствуется настоящая любовь и поддержка отца и сына, которой по сути дела родными по крови вовсе не являются… Приходилось читать, мол, чем не угодила Гузеева, почему её героиню убрали из фильма? Опять же посмотрим на отснятый материал немного под другим углом. Как ни крути Шубин является главным героем и ключевой фигурой фильма, и, как выяснилось, привлекает всеобщее внимание. И вот он погибает…Чего лишается картина? Во-первых, самых эффектных сцен и желаемой развязки как таковой. Во-вторых, если по определению «хэппи-энда» у Виктории и Бориса быть не может, а один из героев, всё же, должен умереть, то почему ставка, всё же делается на Викторию? Моё субъективное мнение — этот режиссёрский ход, тоже может быть оправдан. В литературе, театре, кино существует множество историй, где потеряв любимого, женщина всю жизнь страдает, и остаётся верна только ему, единственному…а много ли примеров такой верности со стороны мужчин, не думаю, что это так…и, когда на вопрос товарища вроде: «Ты всё ещё один, не собираешься жениться?», человек отвечает: «Пробовал…не могу…ночью глаза закрываю и её вижу…», то чем вам не ещё одно доказательство тому, что перед нами НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА, сильный и смелый в бою…ранимый и любящий в жизни, герой с большой буквы. Такой, каких, быть может, почти не существует…но так хочется верить, что они есть Простите, за этот мой сугубо женский взгляд на положение вещей. Мужчины явно оценят другое, и действительно ведь есть что оценить. И так ли уж важно подмечать какие-то исторические недочёты и ляпы? Фильм-то ведь замечательный, что самое главное для всех возрастов и для всех категорий! Приятного всем просмотра! И верьте в искренние и настоящие чувства!
Один из лучших коротких сериалов о войне для детей старшего возраста. Почему для детей? Во-первых, при Советском Союзе, его всегда показывали во время каникул. Во-вторых, один из главных героев — юнга торпедного катера. В-третьих, хотя сериал и про войну, а в сюжете его есть романтическая линия, в фильме вы не встретите откровенных любовных сцен или сцен насилия. Сериал очень целомудрен. Он щадит своих зрителей и не отвлекает от главной темы — поиска и разгадки тайны. С таким же успехом этот сериал можно назвать детективом: на фоне войны, а затем и первых послевоенных лет, главные герои картины одержимы найти ответы о секретной подводной лодке фашисткой Германии. Еще одним плюсом, является то, что в этом фильме, наши враги в Великой отечественной войне, фашисты, показаны не полными идиомами, подонками и извергами. Это вполне адекватные люди со своими слабостями и понятиями о чести. Думаю, сохранить этот момент в фильме, описанный в одноименной повести, было достаточно тяжело с идеологической точки зрения. То, что создатели фильма это не исказили — отдельное достоинство картины, делающее ее более приспособленной к современности. Ведь чем дольше времени проходит с той войны, тем больше людей понимает, что хотя война и была страшная и беспощадная, но с обеих сторон в ней участвовали просто люди. Минусом, с моей точки зрения, этого сериала является его затянутость. Совсем чуть-чуть. Может на одну серию или ее половинку. 6 из 10