Ермак
- 07 ноя 1997
Ох, помню, как я любил пересматривать данное творение. Спокойно смотрел все пять серий залпом без перерыва. Пришло время пересмотреть и дать трезвую оценку про киношную историю казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Первое, что бросается в глаза это быстрое повествование. Если герои о чём-то подумали, что-то решили, то в следующей сцене уже идёт реализация их планов. С одной стороны выглядит странно, с другой понять можно, ведь взята вся история жизни Ермака, умещённая, в пять серий. Другими словами данное решение замечаешь сразу, но оно не мешает просмотру, а даже наоборот приковывает больше внимания к картине. В фильме очень классные персонажи. Особенно Иван Кольцо в исполнении Никиты Джигурды. На протяжении всей своей сюжетной линии Кольцо отмачивает непрекращающиеся остроты и пошлые шутки. Изначально на эту роль звали Арнольда Шварценеггера, который с радостью согласился, но из-за ряда причин сделка не состоялось и, наверное, к счастью, потому Джигурда в картине просто монстр! Виктор Степанов в роли Ермака также очень хорош. Статный, могучий, бородатый. Скажет, как отрезал! Да и в принципе все персонажи в фильме очень фактурны и благодаря этому сразу запоминаются. Однако в процессе пересмотра меня сильно смущали две вещи. Это историчность и проблемы с памятью у авторов. По первому моменту сильно бросается в глаза Иван Грозный. Изображён он, как подобает киношным тиранам — жестоким и глупым — что странно, потому что жестокий и глупый человек не смог бы расширить страну до таких размеров. В фильме Иван всех постоянно пытает, говорит со всеми как с говном, а его придворный Шут ведает за государство Московское больше самого царя. Понятно, почему так сделано. Во время съёмок полным ходом шла перестройка, а потом и девяностые начались. Политика гласности, новой страшной правды и всё в этом же духе. В общем, разложение общества задача номер один. Что касается второго минуса, то очень странно видеть монтаж с рваной хронологией. В одной сцене сюжетная линия персонажа одна, а в другой, этот персонаж, внезапно находится там, где его быть не должно. Или же заявляют персонажа, (а я говорил, что они очень запоминающиеся), но в процессе про него забывают и он исчезает из сериала. Причиной этому, скорее всего длительность съёмок. Они шли десять лет с перерывами. Видимо бесконечное переписывание сценария дало о себе знать. Наверняка была потеря отснятого материала, ведь в стране был бардак. Хотя бардак так никуда и не делся. Так, замазали слегка для вида и продолжают снимать фильмы на «реальных событиях». В итоге хочу сказать, что сериал интересный, но имеет ряд условностей, на которые нельзя не обращать внимания, потому что если вы снимаете исторический фильм, он должен быть историческим с последовательной логикой развития действий. 7 из 10
Уже в перестройку-девяностые было снято множество псевдоисторических фильмов. То «Царь Иван Грозный» с Тальковым и сценами, как будто взятыми из второсортного американского ужастика, то невнятная «Гроза над Русью», то лживая на 100% «Русь изначальная». Все эти фильмы объединял наплевательский подход к созданию фильма, дешёвые декорации и (в основном) плохие актёры. Но этот фильм — исключение. Он по большей части соответствует истории, в нём прекрасная музыка (а не дешёвый электронный саундтрек, как было в большинстве фильмов тех лет), отличные актёры (даже Никита Джигурда здесь играет прилично), хорошая операторская работа (бич перестроечного и пост-перестроечного кино), хорошие декорации и захватывающий сюжет. Видно, что над фильмом постарались. Единственный просчёт — Евгений Евстигнеев на роли Ивана Грозного. Даже Юрий Яковлев и Кахи Кавсадзе смотрелись убедительней. Вывод: лучший исторический фильм, снятый с момента перестройки и лучший отечественный телесериал. Смотреть всем рекомендую, сериал вас не разочарует. 10 из 10.
«Ермак» — российский исторический мини-сериал, посвящённый русскому завоеванию Сибири, фильм-биография атамана Ермака Тимофеевича, его непростой судьбы от отрочества до самого ухода, о величии и страхах становившейся Руси. Примечателен тот факт, что фильм снимался двумя эпохами — советским кинематографом и сменившим его российским, в тяжелое перестроечное время, став одним из самых продолжительных и дорогостоящих проектов российского кинематографа 1990-х годов. Но тем не менее несмотря ни на что, как же эпично снят этот мини-сериал! Какие именитые актеры приняли участие в нем. Чего стоит роль Ивана Грозного, которая в этом фильме стала последней в жизни Евгения Евстигнеева, ровно так же и для сыгравшего казака Мамыки — Бориса Юрченко. В фильме очень красивая натура и весьма добротно сделана реконструкция костюмов той эпохи, а это не только русских воинов и царской свиты, но и татарских, турецких, казачьих, сибирских народностей и прочих. А сами-то съемки проходили не в стенах киностудий, а в «живых» декорациях стен кремля московского, съёмки проходили в Сибири, в Алтайском крае и на Урале и даже восточной стране — Сирии, чьи пейзажи украшали 1 серию. Очень здорово смотрится главный герой, сыгранный Виктором Степановым. Глядя на него хочется сказать «верю», вот очень реалистична вышла роль: Колоритный, сильный, мощный — всё это о нем, о Ермаке Тимофеевиче в роли Степанова. Но затмевает возможно даже его порой роль героя Ивана Кольцо. Игра Никиты Джигурды вне всякого сомнения выше всех похвал, эта та самая капля свежести, задора и страсти, которая как раз разбавила сосредоточенность и серьёзность картины. Чего стоит пылающие моменты картины о страстной любви бесшабашного казака Ваньки Кольцо и гордой турчанки Фариды! Роль озорного казака Джигурды настолько влилась в память, что спустя более 20 лет засела в голове и даже не представляется кто другой вместо него, особенно Арни Шварцнегер, которого хотели привлечь на сею роль. Если говорить о любовной теме главного героя и его возлюбленной, ведущей с самого детства, то она наполнена переживаниями, тревогой и ожиданием развязки и до дрожи пронизывает, когда всё же эта развязка наступает. При всей неоднозначности времени, в которое снимался этот эпичный фильм, «Ермак» является одним из лучших мини-сериалов нашего кинематографа и одним из лучших исторических фильмов, за что честь и хвала всем его создававшим! 10 из 10
«- Да ведают потомки православных, земли родной минувшую судьбу…» (с) Известные советские кинорежиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский — всегда работающие в паре, в основном специализируются на создании длинных телевизионных, даже не сериалов — а кинороманов. В которых отображали прошедшую эпоху со всем присущим её колоритом. Будь то первые послереволюционные годы — которым посвящены «Тени Исчезают в Полдень». Или народная сага, переплетающая судьбы нескольких семей от начала 20 -ого века до 1960 -ых годов, на фоне богатого исторического материала — «Вечный Зов». Были у этого режиссёрского тандема и другие замечательные работы, но именно эти два сериала — до сих пор являются их визитными карточками. На этих картинах выросло не одно поколение отечественных зрителей. Это говорит о том, что снимая фильмы, работая над экранизациями положенных в сценарную основу картин литературных произведений — авторы нашли какой то универсальный подход к зрителям любого возраста. Сняв кино, которое позволяет увидеть прошлое своей страны, пережить трагические моменты родной истории, по ходу просмотра сопереживая экранным персонажам и следя за их судьбами. Согласитесь, что сегодня на таком качестве постановки практически никто уже не снимает, в основном выпуская безликие и однодневные телесериалы — до которых нет некому ни какого дела. Как не обидно это признавать, но на старости лет замечательные режиссёры разделили судьбу своих бездарных молодых коллег. Вместо того, что бы с почётом уйти на пенсию, они зачем то продолжили свою режиссёрскую карьеру — скатившись в итоге к второсортному, проходному «теле — мылу»… Однако, в данной рецензии речь пойдёт об ещё одном их культовом и значимом для русского кино проекте. Которому суждено было стать их последним, по — настоящему качественным и «народным» сериалом. Это снимавшийся десять лет, с большим трудом законченный и вышедший на экраны уже при другом государстве, но по прежнему оказавшийся востребованным — историко — приключенческий сериал «Ермак». История создания этой киносаги не менее трудна, чем показанное на экране завоевание казачьим войском, под предводительством атамана Ермака Тимофеевича Сибирского царства. Начат проект был ещё во времена Перестройки, когда государство по прежнему щедро финансировало все свои отросли, включая кино. Поначалу даже был возможна ко — продукция с американцами, которым этот проект был не менее интересен, учитывая важность такого события как покорение Сибири. Голливудские продюсеры планировали большую киноэпопею, которую можно было бы снять в духе старомодных исторических боевиков, и прокатывать в кинотеатрах с перерывом, вроде «Бен — Гура» и «Клеопатры». Они даже готовы были вложить в проект большую половину бюджета, учитывая возможности мирового, и в особенности советского кинопроката — когда картина была на экранах месяцами а народ по прежнему валом валил в кинотеатры, делая фильму грандиозную кассу. Правда они навязывали на главную роль американскую знаменитость. В частности, хотели взять на роль Ермака — «звезду» боевиков Арнольда Шварценеггера! Советские режиссёры были против, будучи убеждёнными в том, что западный артист не сможет сыграть русскую душу. Так же американцы настаивали на изменении финала будущей картины — требуя, что бы Ермак не погибал. На что режиссёры возражали — как же так? Ведь все знают, что Ермак погиб вместе со своими казаками в Сибирском походе. Но западные продюсеры были непреклонны — это знают лишь у нас, в мире про это нечего неизвестно. Тогда Усков и Краснопольский отказались от сотрудничества с американцами и взялись делать эпопею о Ермака своими силами. Уверен, что даже после распада Советского Союза, когда государство прекратило выделять на кино деньги и выдающимся режиссёрам пришлось продолжать съёмки на свои собственные сбережения, делая это отрывками и с очень большими перерывами — они и тогда несколько не пожалели о своём решении. Ибо при всём уважении к «стальному» Арни, не думаю, что он справился бы с ролью легендарного казачьего атамана. Всеми правдами и неправдами, после череды долгих лет, когда даже не все занятые на тех или иных ролях актёры дожили до окончания съёмок (например роль Ивана Грозного была «не доиграна» скончавшимся Евгением Евстигнеевым — став его лебединой песней) — Усков и Краснопольский завершили свою эпопею. В 1996 -ом году готовая и смонтированная в виде 5 -ти серийного фильма, сага была впервые показана на фестивале «Кинотавр» — где получила приз за работу художника — постановщика. Спустя более года — так и не сумев организовать кинотеатральный прокат своего многострадального фильма, авторы выпустили его на видеокассетах и презентовали на ТВ. Долгожданная картина стала хитом, и много раз пересматривалась в момент своего выхода зрителями. Конечно, это был не совсем тот успех на который надеялись авторы, когда приступали к созданию «Ермака» — но и это в разгар кризисных 90-ых — было большой творческой удачей. Сравнивая этот сериал со схожими историческими фильмами, вроде того же блокбастера Владимира Бортко по повести Гоголя — сразу видны преимущества «Ермака». Во — первых — в кадре нет наигранности, все занятые в картине артисты — колоритные и яркие личности — при том, что большинство из них неизвестные исполнители (а другие — известными стали гораздо позже, например: Александр Лыков, Александр Баширов, Юрий Цурило, Сергей Гармаш и др.), во — вторых — это живая, казацкая речь, иногда с матюками — но привносящая аромат времени и нравы казачий общины. Не возникает и мысли о том, что на экране переодетые артисты! Сколь брутален, могуч и монументален вышел образ Ермака у Виктора Степанова! Да это же — главная роль его жизни! А каков тут совершенно безбашенный и импульсивный Никита Джигурда в образе лихого казака Ивана Кольцо — да это же огонь постановки (ни какой Вадим Спиридонов не справился бы с этой ролью)! Иван Грозный — сыгранный великим русским актёром Евгением Евстигнеевым — это больной, умирающий старик, на котором лежит тяжкое бремя царствования в столь непростую эпоху — он суров но в тоже время и справедлив, вспыльчив но отходчив. А сыгранный Ходжадурды Нарлиевым хан Кучум — правитель Сибири? Тоже неоднозначный, яркий образ свергнутого властелина — смыслом существования которого стала месть. Вновь большая роль у любимицы режиссёров — красавицы Ирины Алфёровой. Которая играет платоническую любовь Ермака — Алёну, волею судьбы ставшую женой его врага хана Кучума. Память о которой казачий атаман пронёс через всю жизнь. Об актёрах этого фильма, говорить можно очень долго, ибо каждый — даже эпизодический исполнитель — создал запоминающийся и живой образ. Сильная операторская работа и потрясающий саундтрек Леонида Афанасьева — довершают картину.
Вот ведь парадокс! Смотришь в очередной раз этот славный фильм, созданный в лучших традициях, а, главное, на уровне «Вечного зова» и «Тени исчезают в полдень» и думаешь про себя: неужели и про условного Кортеса (Писарро, Монтехо — не суть) можно такой же снять? Эффектный (не технически, конечно, — тут есть к чему стремиться, мягко говоря, но психологически, эмоционально), героический, я бы даже сказал, однозначный? Или правильнее было бы воздержаться от прославления сомнительных с морально-этической точки зрения, но таких бесспорных в геополитическом смысле подвигов выдающихся (или случайно оказавшихся в нужном месте в нужное время и воспользовавшихся этим?) личностей? Ведь к чему сводится единственный, по сути, мирный диалог «полномочных представителей» противоборствующих сторон? «Вы пришли на нашу землю!» — говорит один. «Но еще раньше сюда пришли Вы!» — отвечает ему другой. И оба они правы. Ибо в поступках своих руководствуются одной и той же логикой: сильное царство завоевывает слабое. Другого закона нет, не было и не будет. «Даже самый слабый ищет того, кто слабее его». Это факт. При всём желании (авторском, как минимум) Ермак не может предложить сколь-либо внятной альтернативы. «Я хочу по-другому!» — всего лишь слова. Очевидно же, что крестьянские орала и плотничьи топоры на «ничьей» земле смогут заработать только при неустанной и действенной поддержке мечей. Недалеко ушёл от него и Кучум: обвиняя мелких князьков в измене — дескать, дань московскому царю платят — ни на секунду не задается вопросом, чем принципиально сам от него отличается в глазах коренного населения. Ну а коли так… Может, и правда, перестать искать правых и виноватых. Обозвать колониальные войны естественным отбором и продолжить (ибо, как ни крути, Ермак в исполнении В. Степанова вызывает сугубо положительные эмоции, в отличие от героя Х. Нарлиева — достойного противника, но… беспросветного варвара) радоваться победе русского оружия? Не знаю… Как-то не очень получается. Хотя сам фильм, повторюсь, мне нравится. Авторы и исполнители сделали всё, чтобы «официальная точка зрения» продолжила владеть умами и сердцами представителей титульной (пока еще) нации. Впечатляющие батальные сцены, роскошная природа, причем в разное время года, богатые костюмы, мощное музыкальное сопровождение… Ну и актёры, разумеется. Н. Джигурда — и тот на человека похож, что уж об остальных говорить. Нет, тут никак не меньше 9 из 10
Замечательный фильм. Даже не верится, что он снят в лихие девяностые, когда качество нашего отечественного кина было, мягко говоря, хреновым. И создать в те смутные годы масштабный исторический и, главное, патриотический фильм — это работа равная подвигу. Кроме того, режиссёры — Валерий Усков и Владимир Краснопольский — заслуживают отдельной благодарности за то, что не поддались уговорам зарубежных продюсеров и не пригласили на роль Ермака ни Арнольда Шварценеггера, ни Дольфа Лунгрена. Я вообще-то с уважением отношусь к этим двум товарищам, благо с раннего детства люблю боевики с их участием, но абсолютно не представляю обоих в роли завоевателя Сибири. Ну какой из громилы-австрийца или из белокурого шведа-качка казачий атаман Ермак Тимофеевич? Ну ни какой! Ни Арни, ни Дольф ни черта на него не похожи. Они бы напрочь загубили проект, даже если бы он финансово окупился. Так что Усков с Краснопольским поступили правильно, плюнув на экономическую выгоду и решив снять просто хороший фильм. Правда, по видимому, далось это им нелегко, раз после «Ермака» они больше не создали ни одной исторической кинокартины (ересь вроде «Вольфа Мессинга» не в счёт, ибо подобную ересь, трудно назвать исторической), а переключились на телевизионные мелодрамы. А жаль… Но Бог им судья — не каждый выдержит десять лет (именно столько времени снималась эпопея о присоединении Сибири) трудной и выматывающей работы. Спасибо хотя бы за «Ермака». 10 из 10
Владимир Краснопольский и Валерий Усков — больше, чем просто фамилии режиссеров. Это бренд, практически знак качества. Их «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» в советские годы пересматривали миллионы зрителей, их героям верили, как живым людям. 5-серийная историческая эпопея «Ермак» не стала таким безусловным хитом, но меньше всего в этом виноваты режиссеры. Сильно изменилось время. Работа над «Ермаком» началась еще в Советском Союзе, а завершилась в разгар президентства Ельцина. Российское кино в тот момент находилось в коматозном состоянии, а понятие «сериал» автоматически подразумевало «латиноамериканский». О широком прокате киноверсии «Ермака» нечего было и думать, но и выпуск фильма на видеокассетах воспринимался как глоток свежего воздуха. О личности Ермака, легендарного покорителя Сибири, известно крайне мало. И особенно важно было не промахнуться с исполнителем главной роли. Актер Виктор Степанов, на мой взгляд, с задачей справился идеально. Никакой Дольф Лундгрен (его на главную роль предлагали Ускову и Краснопольскому западные партнеры) так бы не сыграл. Ермаку Степанова веришь абсолютно. Да, мог всю жизнь любить одну женщину, мог повести за собой сотни людей, и в то же время крупно ошибался… Не могу сказать, что фильм получился безупречным. Многовато в речи персонажей ненормативной лексики (повлиял перестроечный «воздух свободы»)… Но не хочется сейчас говорить о плохом. Плюсов все равно будет больше. Живая, человеческая история. Харизматичные актеры (Петр Вельяминов, Никита Джигурда, в последний раз блеснувший на экране Евгений Евстигнеев). Убедительный экшн (до чего выразительна битва из третьей серии!). Эпический размах ощутим в каждой сцене — и это без компьютерных спецэффектов и огромных бюджетов. И еще очень важны грустные размышления авторов о судьбе страны, не теряющие актуальности. Из века в век величие России достигается прежде всего потом и кровью простых людей. И потери здесь никогда особенно не считали. Наверное, прежде всего об этом и получилось кино. 8 из 10
Смотрела этот фильм ещё в школе, пересматривала год назад. Впечатления сильнейшие! Сюжет, актёры, съёмки, музыка, антураж- все элементы на высочайшем уровне, а в сумме дают действительно качественное и незабываемое кино. Очень порадовала реалистичная манера съёмки, воспроизводящая неповторимый колорит той эпохи. Для ценителей действительно хорошего отечественного кино в историческом жанре этот фильм придется очень даже кстати. 10 из 10
Отличный исторический фильм, повествующий о присоединениии безграничного сибирского княжества к земле Российской. Постановка картины просто на высшем уровне. Очень здорово передана атмосфера времени и действительно истинного казачества. В фильме приняли участие самые известные отечественные артисты того периода. Прежде всего стоит выделить Виктора Степанова, просто потрясающе вжившегося в роль атамана Ермака. Конечно нельзя не отметить и живую игру очень своеобразного актера Никиты Джигурды, выступившего в роли настоящего казака Ивана Кольцо. Очень здорово сыграл Евгений Евстигнеев, которому досталась действительно сложная личность царя Ивана Грозного. Захватывающим получился и сюжет картины, в котором помимо описания важнейшего исторического события, мы увидим и любовь, и драму, и внутренние периживания героев… Фильм для тех, кто действительно любит и ценит историю своей страны и просто уважает качественные исторические картины!
Честно говоря, мне до сих пор непонятно почему так вышло, что о жизни такого выдающегося деятеля, как Ермак в Советском Союзе довольно долго ничего не снимали. Даже фигура самого царя Ивана Грозного куда охотнее освещалась кинематографистами, нежели биография его современника — покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Хотя в истории России этот казак сделал куда больше положительного, чем, скажем, Степан Разин, или Емельян Пугачёв. Что ж, иногда лучше поздно, чем никогда. За постановку масштабной биографической ленты взялись Владимир Краснопольский и Валерий Усков — знаменитый тандем режиссёров, подаривших в 1970-х телезрителям две культовых киносаги: «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Казалось бы «Ермак» мог бы стать ещё одной сибирской сагой (пусть даже и про XVI век) с заявкой на шедевр. Вот только время для съёмок выпало самое неподходящее. На фоне кризиса советского кинематографа, вызванного перестройкой, гласностью, недостатком финансирования, работа над проектом затянулась на долгие годы (около десяти лет). Причём настолько процесс затянулся, что когда данный долгострой всё же был показан по российскому телевидению, часть актёрского состава (Евгений Евстигнеев, Николай Михеев, Валерий Порошин, Борис Юрченко), сценарист Вадим Трунин, композитор Леонид Афанасьев попросту не дожили до премьеры. Что касается самого фильма, то мини-сериал получился трогательным и трагичным. Это история освоения Сибири русскими землепроходцами во главе с Ермаком (Виктор Степанов)и его борьбой с сибирским ханом Кучумом (Ходжадурды Нарлиев) из Золотой Орды, разворачивающаяся с эпизодов детства будущего атамана до его отважной гибели во время похода. При этом хочется сразу оговориться: несмотря на кропотливую работу над байопиком (режиссёры привлекали исторических консультантов) у фильма также имеется ряд художественных допущений, связанных с «пробелами» в биографии Ермака. В действительности, доподлинно неизвестно кем он был по происхождению и когда точно родился. Отсюда и появилась в фильме ещё одна главная сюжетная линия, связанная с историей любви Ермака и Алёны (Ирина Алфёрова), которую они пронесут сквозь годы, несмотря на разлуку. Немаловажную роль в фильме сыграли верные соратники Ермака — правая рука атамана Ванька Кольцо (Никита Джигурда), набожный Мелентий (Пётр Вельяминов), украинский козак Никита Пан (Алексей Колесник). Особенно хотелось бы выделить выдающуюся, на мой взгляд, игру Никиты Джигурды. Более того, несмотря на укрепившийся в умах зрителей образ высокомерного фрика с сорванным голосом, имитирующим тембр Высоцкого, чьё появление на ТВ превращается в клоунаду и шоу, здесь же буйство и нездоровый блеск глаз актёра пошло лишь на пользу делу. Возможно, если пройтись по всей фильмографии Джигурды, конкуренцию «Ермаку» по вершине его актёрской игры может составить лишь трилогия «Любить по-русски». И то спорно. Но здесь он однозначно хорош. И даже его история любви с турецкой княжной Фаридой (Александра Колкунова) мне понравилась больше, чем линия с Ермаком и Алёной. Помимо актеров сильной стороной мини-сериала стали так же декорации и костюмы. Ещё отмечу стилизированную под старину речь актёров (а то в современных исторических фильмах уже напрягает слышать, как ряженные актёры выражаются с применением современных речевых оборотов). Единственным минусом всего этого проекта я бы счёл боевые сцены. Учитывая особенности кинопроизводства для российского кино 1990-х годов выглядят неплохо. Однако в мировом кинематографе уже были ленты к этому времени, с гораздо реалистичными и натуралистичными битвами и боевыми сценами («Храброе сердце», как пример тому). Вообще в непростые 1990-е годы не очень часто удавалось снять качественное кино. От силы приходят на ум несколько комедий да криминальных драм. А тут получился целый мини-сериал: исторический, с батальными сценами и большим количеством известных и талантливых актеров. Фильм «Ермак» стал приятным исключением, где создателям, не смотря на все трудности, удалось снять качественное и захватывающее кино. Поэтому, учитывая то, какими бездарными выходят нынешние исторические фильмы и сериалы, хочется только похвалить создателей долгостроя «Ермака» и сказать им спасибо. 9 из 10