Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII
- 09 мар 2002
- 09 мар 2002
Как человек, интересующийся эпохой дворцовых переворотов и прочитавший по этой теме несколько книг, обожающий дворцы и музеи Санкт-Петербурга скажу: этот сериал не впал в душу. Несмотря на великолепные декорации и локации, очень красивые наряды (хотя к костюмерам тоже иногда появлялись вопросы) сериал с первой серии нагнетает скуку. Как по мне, личность Екатерины Первой не раскрыта совсем, Петра Великого тоже (хотя играет его очень профессиональный актёр). Съёмки несовершеннолетнего актёра (мальчик играл Петра Второго) в постели с женщиной, старше его (как сама актриса явно старше, так и её героиня — Елизавета Петровна), — вызывают недоумение. Понятно, что исторически Петр 2 был влюблен в дочь Петра Великого, но наверно не обязательно было показывать сцены, где несовершеннолетний мальчик гладит полуобнаженную грудь — это не совсем эстетично, на мой взгляд, и вызывает отвращение. Досмотрела до 4 серии, при этом некоторые части тупо перематывала. Не от того, что стыдно было на что-то смотреть, а тупо от скуки. Ну не цепляет сериал. Постоянно теряешь сюжетную линию (зная историческую хронологию событий), надеешься, что вот через 2 минуты будет интересно, перематываешь, а чуда не происходит. Бросила смотреть, терпения не хватило.
Интерес Светланы Дружининой к эпохе российских императоров прекрасен. Но планка качества опущена слишком низко. И, возможно, не только режиссёром. Качество работы сценаристов в целом последние десятилетия удручает. Но тема на столько глубока и интересна, что к ней стоит подходить более тщательно. Из несомненных плюсов. Зрителю представлены некоторые мелочи. которые, казалось бы лежат на поверхности но их ни кто не замечает. К примеру: в нашей популярной истории совершенно не уделяется внимание таким личностям как Анна Иоанновна и Пётр Алексеевич, а за одно и его папенька Алексей Петрович и его сестра Наталья Алексеевна о существовании которой не догадываются даже многие историки. Это первый публичный проект в котором эти персонажи выведены как личности. достойные внимания не только архивных учёных, пишущих в стол, но и широкой публики. Хотя Пётр 2 и правил всего 2 года это была личность со своими взглядами и стремлениями. Император, вставший на трон в 14 лет, не имевший любящей семьи, жертва манипуляций окружающих. Мальчик, который за 14 лет пережил больше, чем многие люди прожившие долгую жизнь. Если говорить об Анне Иоанновне, то это императрица, правившая в течении 10 лет. И оставившая свой след в истории, как минимум сохранив для нас Петербург, но и не только. И считать серой мышкой женщину, ставшую самодержавной императрицей вопреки общему желанию правящей элиты государства, по крайней мере странно. На такие поступки была способна только волевая и целеустремлённая натура как «все эти Романовы». И я очень рада, что наконец им было уделено хоть какое то внимание. Но не понятно одно. При общем и очень поверхностном сценарии всю его слабость относительно Анны Иоанновны вывезла на себе именно Инна Чурикова. Её образ по настоящему глубокий и цельный. Как можно было её заменить на актрису, пусть честно отыгрывающую эпизод но совершенно не способную показать всю мощь и неординарность этой натуры? Две серии — две Анны. Мощная натура императрицы и серая мышь, не способная ни на что. Это непростительная ошибка. Люди и так перекормлены исторической бурдой. Зачем было начинать за здравие и заканчивать за упокой? Образ смылся. Из странного и недопустимого. Как то не верится в возможность на столько близких отношений между Петром 2 и Елизаветой. Не те времена. И в целом Елизавета показана несколько странной девушкой. И её юная жизнь представлена куда более комфортной и безопасной, чем это было на самом деле. Про Анну Леопольдовну вообще очень мало, что известно. Но за чем уделять такое количество времени её персонажу типа Леннара? Что бы потом бегущей строкой за 1 минуту пробубнить текст о перевороте Елизаветы и смещению Иоанна Антоновича? И уж точно принцесса не располагала такой степенью свободы, как показано в фильме. Может быть было разумнее упомянуть о них и посвятить 2 серии переворотам Елизаветы Петровны и Екатерины? А то как то очень странно выходит. Анне Леопольдовне, которая была всего лишь только матерью будущего наследника 2 серии и минутное упоминание о перевороте, а императрицам, сделавшим историю государства — упоминание об одной и полное игнорирование другой. При всей моей любви к творчеству Дружининой этот сериал очень расстроил. Нельзя так себя подставлять. Талант не должен работать в пол оборота.
Светлана Дружинина выбрала для экранизации самую яркую и интересную эпоху отечественной истории. Но мало замахнуться, надо еще реализовать! Справилась ли Дружинина, обладающая прекрасным вкусом и интуицией, основывающая свое произведение на реальных исторических фактах? Ответ однозначен: да! Итак, эпоха дворцовых переворотов. Это было время головокружительных взлетов и падений, время бурное и потрясающее. Умирает «северный исполин», и весь век Россия будет вздрагивать от криков «Виват!» новому правителю. Неспокойное столетие (хотя, разве можно утверждать обратное о веке предыдущем и последующем?!), но, разумеется, оно отличается особым очарованием. Интриги, тайны, любовь, героизм и трусость — тогда кипели нешуточные страсти. Страсть. Какое хорошее слово для обозначение этой эпохи. Она была страстной. Но вернемся к фильму. С исторической точки зрения претензий никаких нет. Разве что один нюанс: как-то в разговоре Меншиков (обратите внимание, фамилия Александра Даниловича пишется БЕЗ мягкого знака!!!) произносит слово «нация». Недоработка, на мой взгляд. Сама русская нация существовала, но она себя так не оппозиционировала. А в остальном — никаких нареканий. Сценарий увлекательный, благодаря чему фильм смотрится на одном дыхании. Актерский состав. Порадовали так порадовали! Начну с Николая Караченцева (Петр I). Прежде всего, следует отметить внешнее сходство актера с первым русским императором. Его искуссно снимали так, чтобы роста он казался высокого (спасибо Анатолию Мукасею). Сам Караченцев отличный актер и не поверить в властного, гневливого, понимающего свой близкий конец и отчаявшегося императора невозможно. Екатерина Вторая (Наталья Егорова) — безродная немка, волею Случая оказавшаяся на российском престоле. Она далеко не простушка, убитая горем — смертью супруга. Она расчетлива, она понимает: если не нападет она, нападут на нее. Егорова справилась с ролью. Князь Меншиков (Сергей Шакуров). О, этот персонаж поистине велик! Хитрый, предприимчивый, талантливый администратор и полководец, личность противоречивая и интересная, он полностью воплотил в жизнь свои способности. Карьера Александра Даниловича, как и многих «птенцов гнезда Петрова», впечатляет: он прошел путь от торговца пирожками до фактического правителя государства Российского. Он практически самостоятельно сумел одолеть стаю родовитых дворян, имевших свои планы на будущее России. Харизматичный временщик, казнокрад и интриган вопреки всему восхищает! Сергей Шакуров понял, кого ему пришлось сыграть и сделал все, что от него требовалось. Спасибо за Светлейшего! Елизавета (Екатерина Никитина). Красавица, которая пока не задумывается о том, чтобы занять престол. Если ее и волнует будущее, то не слишком. Но это лишь пока. Настанет время, и… Однако не будем спешить. Скажу только, что Екатерина Никитина действительно очень красива и даже слегка похожа на младшую дочь Петра. Андрей Иванович Остерман (Владимир Ильин). Старый лис, который побеждает выжиданием. Хитер, рассчетлив, прагматичен, знает человеческую психологию и умеет играть на этом. Ильин — гениальный актер, ничего не скажешь! Но где бы были все эти блистательные личности, если бы не главная сила, с которой считались все правители, пришедшие к власти путем переворота? Да-да, я говорю про гвардию. Свергая очередного самодержца и воздвигая на престол нового, она ожидала счастливой жизни, упорно надеясь на чудо. Но прав был Алексей Петрович:'… и погибнет весь наш род в крови». Слова царевича оказались пророческими, и гвардия не спасла. Однако суть не в том; главное, что Дружинина сумела показать роль армии. У меня особое отношение к «Тайнам дворцовых переворотов». Посмотрев их в детстве, я поняла, что хочу заниматься историей. Мое желание исполнилось, а интерес к эпохе сохранился. Думаю, за это стоит сказать отдельное спасибо Светлане Дружининой и всем тем, кто принимал участие в съемках киноповести. 10 из 10
Я не особая любительница русского кинематографа, но этот фильм произвёл на меня огромное впечатление! Не побоюсь назвать этот фильм шедевром! Будучи историком, могу утверждать, что все события в фильме сняты почти с исторической точностью. Все исторические персонажи очень точно отражены в фильме. Мы видим ту властную Екатерину 2,того хитрого Меншикого, ту красавицу Елизавету Петровну, того властного Петра 1 перед своею кончиною, того ещё глупого и маленького Петра Алексеевича и соответственно всех тех, кто принимал участия в дворцовом перевороте. Бывают фильмы, с точностью передающие исторические события, но не всегда интересно их смотреть. Когда же я смотрела этот фильм, он просто пролетел на одном дыхании. Я чувствовала героев, волновалась вместе с ними, переживала все эти события. Этот фильм обладает очень интересной сюжетной линией. Я уверенна, что для людей, плохо знающих события дворцовых переворотов, этот фильм будет не менее интересным, а скорее всего ещё больше впечатлит! Ведь интрига, кто займёт русский престол, сохраняется до самого конца. Смотря фильм, я не заметила в нём минусов. Теперь в планах посмотреть продолжение в других частях. Советую всем посмотреть! Я думаю, не пожалеете! 10 из 10 Очень достойное кино!
На редкость неплохой представитель отечественного исторического кино. Все составляющие выдержаны на приличном уровне, а повествование по-настоящему интригует. Очень жаль, что данный цикл фильмов постепенно сошёл на нет, а ведь этот исторический материал на редкость удачен для экранизации. 8 из 10
ПРЕДИСЛОВИЕ_ Эпохой дворцовых переворотов принято считать период со смерти Петра I по убийство Петра III, на самом деле этот период несколько длиннее: смерть Петра I — убийство Павла I, просто когда был введен этот термин «дворцовые перевороты» еще был жив Александр I и поэтому нельзя было назвать смерть его отца переворотом (к тому же тогда, когда сам Александр участвовал в убийстве отца). Поэтому надеюсь, что создатели снимут эпизоды про всех правителей и я увижу еще несколько фильмов из полюбившейся серии. И теперь о самом главном. Когда-то давно, когда этот сериал показывали по каналу Россия, я просмотрела все (тогда только 6) эпизоды. Фильмы меня очень заинтересовали. После них я начала изучать более подробно эпоху дворцовых переворотов, и она осталась для меня наиболее интересной из всей истории России. Действие фильма начинается со смерти Петра I. Сам император установил, что теперь приемником государя должен быть не наследник по прямой линии, а тот кого назначит государь (видимо это было сделано потому, что родной сын правителя предал отца и бежал за границу). И вот перед своей смертью, Петр не успевает назначить наследника. Как же быть? После смерти государя остаются два его преемника: его жена Екатерина и маленький внук Петра. Доверить власть в руки младенца или женщины? Для тех времен выбор был очень сложным. Под влиянием самого могущественного деятеля тех времен — князя Меньшикова, Сенат выбирает правительницу Екатерину I. Естественно, как и предполагалось, эта женщина не разбиралась в политике и вся власть сосредоточилась в руках самого князя. И все страсти вроде бы улеглись, как внезапно умирает сама Екатерина. Но, после себя она оставляет единственного законного наследника — Петра II. Маленький мальчик 12 лет, стал императором. Такая ответственность не по плечу сорванцу, и он быстро отдает власть, кому, как вы думаете?, правильно, князю Меньшикову. Хитрый лис, тем временем решает женить императора на своей дочери, чтобы оканчательно и бесповоротно власть была в его руках. И опять-таки все вроде успокоилось, Но (не помню точно, но по-моему) Меньшиков заболел, и на время удаленный от царя, он уже никогда не сможет иметь над ним власть, так как эта власть перешла в руки более удачливых представителей — собранию священного Сената! Уж сенат-то сумел распорядиться своей властью. По его воли, и от имени государя, господину Меньшикову пришлось покинуть столицу и уехать в Сибирь до конца своих дней. А тем временем юного императора уже собрались женить на г-же Долгорукой. И вроде опять все более менее спокойно, но тут у Петра обнаружилась неизлечимая болезнь. В принципе на этом и заканчивается 6 фильм. Что дальше, по истории, мы все и так знаем, но увидеть все-таки 7 часть мне очень хочется. Почему? Во-первых данная серия фильмов меня очень заинтересовала, так как она нашего российского производства! Разве не приятно наблюдать, как русские снимают российскую историю, да к тому же так красочно, более менее реалистично и завораживающие. К тому же актеры подобраны просто идеально. Именно они и придали так называемый особый колорит этому действу. В общем про нас и для нас — смотрите, чтобы зрить в корень! 10 из 10
Итак, все по порядку. Фильм, а точнее киноэпопея Светланы Дружининой, под названием «Тайны дворцовых переворотов» состоит из шести полноценных фильмов-серий. Каждая серия имеет свое собственное название — «Завещание Императора», «Завещание Императрицы», «Я — Император», «Падение Голиафа», «„Вторая невеста императора“ и „Смерть юного императора“». Это как бы мини-сериал. Все шесть серий охватывают период русской истории с января 1725 года по 1730 год — начиная со смерти Петра 1 и собственно начало этой странной эпохи — «дворцовых переворотов» и доходя до 1730 года — года смерти внука прорубателя окна в Европу — Петруши 2, малолетнего императора, умершего в возрасте 14 лет. Проект Дружининой воистину чудо — ей удалось рассказать восхитительным по исполнению и виртуозности киноязыком пожалуй самый сложный и запутанный период в русской истории нового времени. Причем в ее киноэпопее история представляется именно живой — не сухими фразами из учебника, не почерневшими от времени портретами, не полуистлевшими пышными платьями а живыми людьми. И не просто людьми — а творителями судеб, судеб миллионной страны — Российской империи — да еще когда, в тот период, когда в прямом смысле решалась дальнейшая судьба этой одной шестой суши — чем быть России? Как ей жить? Какие идеалы и ориентиры принять, а какие отвергнуть? Герои эпопеи Дружининой — все безумно интересные персонажи — и кокетливая Лизанька, будущая императрица Елизавета Петровна — отчаянная модница, транжира и основательница МГУ, в двадцатилетнее правление ни одного человека в России казнено не было, и властолюбивый светлейший князь Меньшиков, и алчный князь Долгорукий, и безграмотная императрица Екатерина 1, и деспотичный Петр, и хитрющий Остерман… Прекрасный подбор актеров и великолепная их игра — всех, без исключения. Особо хочу выделить исполнителя роли Петруши 2 — Диму Веркеенко — мальчик просто гений, справился с такой сложной психологической ролью просто блестяще. Фантастические по красоте съемки, завораживающие пейзажи русской природы, охоты, дворцов, усадеб… Гениально выстроенные сцены. В общем, я в полном восторге от этого фильма. Это действительно очень красивое, умное кино. Даже я бы сказало мудрое. Кино во многом философское и пророческое. Думаю, по достоинству его оценят не многие — ведь нужно запастись терпением, все ж таки 6 серий — это вам не шутки…