Последние дни Помпеи
- 06 мая 1984
Посмотреть решил из-за того, что этот мини-сериал имеет самый высокий рейтинг среди всех фильмов о Помпеях. Будучи знакомым с этой темой, и посмотрев три фильма про данное историческое событие, заинтересовался и этим фильмом. Отдавая предпочтение кинотеатральным фильмам, я не побрезговал двумя телевизионными — один из них новый, 2007 года, другой — тот, о котором пойдёт речь. В целом понравились мне все четыре фильма про катастрофу в Помпеях, но, к сожалению, конкретно этот фильм понравился меньше остальных. Фильм с таким же названием, как и данный мини-сериал, только снятый в 1959 году, порадовал более интересным сюжетом, телевизионный фильм 2007 года показал настоящий античный детектив, и наконец, новый блокбастер 2014 года показал пусть и несколько примитивную историю любви, зато на фоне дорогих спецэффектов, ну и, само собой, так же с интересным сюжетом. Мини-сериал 1984 года не показался мне столь захватывающим, как его расписывают. Первая серия показалась абсолютно пустой — в ней не было ничего, кроме красивых декораций. Но что-то заставило смотреть дальше. А дальше было действительно что-то стоящее, начал прорисовываться какой-никакой сюжет, третья серия тоже порадовала, а четвёртая получилась не очень насыщенной в плане событий, зато в ней показали масштабные разрушения, и это в телевизионном фильме! Даже картина 2007 года была менее зрелищной, хоть и новая! И, я так понимаю, такой зрелищной картинки авторы данного мини-сериала добились без применения компьютерной графики, что уже похвально. Что поделать — все мы любим посмотреть на разрушения в кино. Какое-то время после просмотра в памяти оставались имена некоторых героев, потом забылись-таки. Хотя времени прошло немного. Может, когда-нибудь я пересмотрю этот фильм и взгляну на него другими глазами, и пойму его больше, чем при первом просмотре. Фильм впечатлил, но шедевром я его не считаю. Посмотреть определённо стоит, но только взрослому зрителю. 7 из 10
Общие впечатления Этот фильм я смотрела давно-давно. Оставил он у меня в душе довольно заметный след, но пересмотреть его я решила лишь под влиянием фильма «Помпеи» производства 2013 года. Что могу сказать, новая лента в плане сюжета и общего подхода к событиям оказалась упрощённой и «переосмысленной» версией фильма тридцатилетней давности, который на фоне нынешнего изделия действительно оказывается шедевром. Но давайте попробуем взглянуть на данную работу без ностальгии по тем временам, когда мы это кино посмотрели первый раз. Я не собираюсь сопоставлять фильм с романом Э. -Дж. Бульвера-Литтона, тем более что он снят лишь по мотивам этого произведения, но выбор у сценариста всё же был в своих решениях. Наивное изображение римской жизни в кинематографе меня уже не удивляет, но зачем же так уродовать тему первых христиан? Когда один из главных героев в конце произносит реплику о том, что, дескать, надо забыть о Помпеях и начать размышлять о новой жизни, он в первую очередь думает о себе, о том, что ему Всевышний должен помочь в новой жизни. Но его не смущают ни уже погибшие люди, ни мечущаяся толпа на берегу. В нём нет к ним жалости. А кого жалеть? Язычников? Рабовладельцев? Вообще христиане оказываются в этом фильме людьми, которым не чужда месть… В общем, те самые первые христиане, которые до сих пор являются для нынешних христиан всех направлений образцом, здесь оказываются плотью от плоти языческого мира, который в большинстве своём жил под лозунгом «око за око — зуб за зуб». Иногда возникает ощущение, что сценарист не определился как будто, какая тема будет доминирующей: христианская или тема катастрофы. Из-за этого на уровне сюжета фильма как бы «разваливается» на две части, хотя сценарист и режиссёр пытаются их сплести воедино. Что касается исполнения, то здесь мне тоже понравилось далеко не всё. Но опять же, это только моё личное мнение. Актёрский ансамбль в фильме был великолепен, но вот Лидон и Главк вышли ходульными и блёклыми. Они неинтересны как персонажи. Не знаю, чья здесь вина. Может быть, она лежит не только на плечах актёров. Даже Оливия Хасси в роли Ионы впечатляет разве что своей красотой и грацией… Но вот кто мне очень понравился, прямо-таки вызвал восхищение, так это пожилой сенатор и его жена. Вот как сказывается-то мастерство старой актёрской школы! Мне кажется, наиболее глубокие, с точки зрения идеи и эстетики, сцены в фильме как раз те, где появляется эта пара. Они вызывают сострадание, их ощущаешь как людей именно того времени… Но и пара Юлия-Клодий меня не оставила равнодушной. Жесты, походка, манеры — всё в их исполнении попадало в моё представление о знатных или/и богатых людях той эпохи и того государства, сложившееся, в основном, под влиянием античной литературы. Кто всё-таки точно знает сейчас, какими они были на самом деле. Скромный итог При всех достоинствах этого фильма, увы, шедевр из него так и не получился. Чего-то не хватило ему, чтобы достичь этого уровня. Мне кажется, какой-то внутренней целостности, единого художественного нерва. И это не спасает ни игра актёров, ни красота декораций и костюмов, ни наличие центральной идеи, которой в современных «Помпеях» в общем-то почти не прослеживалось… Но могу в заключение сказать утвердительно всё же одно: да, к сожалению, прежних впечатлений я от этого фильма не получила, но я увидела кино, которое при всех своих минусах и огрехах, демонстрирует уважение авторов к своим зрителям и к своему собственному труду. И это особенно подкупает сейчас, когда фильмы снимаются часто затем, чтобы сорвать лишь большой куш, а всё остальное едва ли важно.
Фильмы могут оставить глубокий след в сердце, если просмотрены в детстве. Но детство длинной продолжительностью похвастаться не может, и успеть попасть в этот священный промежуток времени удаётся не очень многим фильмам нашей жизни. «… Помпеи» успели попасть в моё. При чём так попасть, что я тут же стал рыться в учебнике школьной программы «История Древнего мира» за 5 класс. И тут же моему негодованию не было предела, что, например, какой-то там Пунической войне отводили целый параграф, а такому масштабному событию — всего лишь страничку. Всего лишь страничку — но иллюстрированную страничку! И всё, что в неё уместили, я знал буквально наизусть. И с нетерпением ожидал, когда же по школьной программе мы дойдём до этого места. Одно из печальнейших событий моего детства — Помпеи мы благополучно пропустили. При повторном просмотре этого фильма я тут же завопил от восторга. Декорации самой первой улицы была точь-в-точь, как на картинке из той «Истории Древнего мира». Та же дорога, и три плиты на ней, по которым переходила слепая девушка Нидия. Но в то же время данная улица, да и одеяния этой девушки, которую я тут же узнал, были какими-то слишком современными. Даже на конец 19 века похожими. Но это было первое и обманчивое представление. Возможно, следующее я уже придумываю, но мне показалось, что архитектура и всякие другие конструкции в фильме, я уже где-то видел. А именно — на картинках, посвященных Помпеям. Воссоздавали всё буквально до мелочей! Будоражит тот факт, что была показана самая простая жизнь жителей Помпей. Они жили совсем не задумываясь о том, что может случиться. Самая обыкновенная жизнь, как в «мыльных» сериалах. Любовные интриги всякие, уловки… Позабавило, как Клодию советовали на рынке любовные поэзии, и он перебирал свитки, как мы книжки. А ещё отмечу, что не было никаких Кассандр, как вот, например, в «Титанике» (не Джеймса Кэмерона). Никакие безумные провидцы не бегали с криком «Вижу Помпеи, пылающие в огне…» или что-нибудь подобное. Были только жизненные фразы, вроде: «Мы все когда-нибудь умрём» или «Бог вас покарает». Актёры все были настолько шикарными, насколько и известными. Замечательно, что основных персонажей было ровно столько, сколько и нужно, чтоб показать всю масштабность трагедии. Была не одна какая-то конкретная семья или история любви, за участниками которой зрителю непроизвольно приходится переживать. Всех было понемножку. И семья была не одна, и пары влюблённых, и даже отрицательных героев было несколько. Из-за этого невозможно было предугадать, кто останется в живых, а кто нет. И уж тем более, было неожиданно, что кого-то могут убить ещё до извержения Везувия. А сам Везувий, как главный отрицательный неодушевлённый персонаж картины, периодически появлялся и напоминал о себе. После каждого (!) его привета, я думал: «Ну вот, сейчас оно и начнется…». И началось всё в самый нужный и самый кульминационный момент. Где-то я вычитал, что в те времена, когда вышел фильм, ты не считался актёром, если не снимался в фильмах с греко-римским сюжетом. Так вот, я очень рад за абсолютно каждого актёра, что здесь снимался. Каждый был уникален и узнаваем. Каждый был по-своему красив. И у каждого были великолепные костюмы, грим и причёски. Настолько у каждого, что зрителю, включившему фильм в серединке, будет трудно определить, кто здесь раб, а кто хозяин. От гладиатора Лидона просто умереть — не встать. А восхитительная куртизанка Хлоя в своих зелёных одеяниях… м-м. От её истории и планов на жизнь с любимым Петром просто без слёз не взглянешь. Учитывая, что у них ещё младенец был… И очень трогает пожилая супружеская чета, что жила у самого подножия вулкана. И почти все актёры… как бы так сказать, «вылезли» из фильмов ужасов. Особенно я был несказанно удивлён увидеть Катриону МакКолл (в роли Юлии), которая блистала в двух культовых ужасах «Седьмые врата ада» и «Дом на краю кладбища». В кульминационных сценах фильмов ужасов есть моменты, когда герой натыкается на трупы убитых. Здесь также есть такие эпизоды, и они вызывают не то слово, какую бурю чувств, когда спасающийся от «дождя» пепла герой находит тела своих погибших знакомых. А для нас — полюбившихся персонажей. И так и хочется закричать: «Ну почему именно они!!!» И совершенно не важно, игрушечные домики рушились или нет. В любом случае, это очень зрелищный фильм. ТВ разбило его на 7 серий. В детстве я видел только первую и последнюю из них. Но и этой последней серии мне хватило надолго, чтобы альбомы за несколько дней заканчивались от картинок, которые я рисовал под влиянием этого фильма. На рисунках (что сохранились и сейчас) люди падали, их затаптывали другие, а пепел засыпал, как снегом. А у причала всегда стояла большая-большая толпа, смотрящая вслед уходящему кораблю. А на борту этого корабля обязательно была надпись: «Это был последний корабль» (придумает же такое детская психика). Иногда табличку (или флаг) с такой удручающей надписью держал кто-нибудь из спасшихся на корабле. И обязательно либо на корабле, либо на погибающем причале кричал ребёнок, и тянул руки к своей маме, что была по другую сторону от спасения. Вот, как на меня произвела тогда впечатление фраза, брошенная кем-то из массовки: «Там мой ребёнок! Отдайте моего ребёнка!». В фильме сцены у моря были настолько хаотичными, настолько паническими, что аж страшно перед экранами. Я в этой суматохе не сумел рассмотреть, отдали ли женщине её ребёнка или нет. Начал тогда приставать к маме, но и она не поняла. Через безумную толпу и озарённый сумрак мало что можно понять. Может, у вас это получится. Спасибо фильму, что вошёл в мою жизнь как раз тогда, когда в моих руках был учебник за 5 класс. И в моём сознании настолько окультирован, что сравнивать его с каким-нибудь другим я не в состоянии. 10 из 10
Очень красивый фильм. Лучшая экранизация о последних днях всем известного города. На роли подобраны талантливые молодые актеры — глаз радуется, глядя на этих красивых женщин и мужчин. А истории любви трогают сердце. Несмотря на то, что фильм снят достаточно давно, думаю нынешних зрителей он не разочарует. Параллельно с гибелью города показывается история христианства, и гибель Помпеи увязывается с их безобразным отношением к этой религии. Красивые костюмы, гладиаторские бои, роскошные виллы, крепкая дружба и беззаветная любовь — в этом фильме есть все, за что можно любить историческое художественное кино. 10 из 10
Этот фильм — мой любимейший на протяжении почти 18ти лет, с тех пор, как его показали на первом канале. Замечательные истории любви нескольких пар — богатого афинянина Главка и Ионы, (жрицы Исиды, давшей обет безбрачия), бедного аристократа Клодия и дочери богатого торговца Юлии, слепой рабыни Нидии и раба-гладиатора Лидона. Но в отличии от предыдущего автора я считаю «ярко выраженную линию христианства» минусом этого фильма, вносящую некоторую ноту занудства в довольно динамичный и яркий сюжет, как и чересчур идеализированный образ Главка. Ну не мог гражданин античного Рима поступать как он, не мог! Вот поступки его приятеля, Клодия — те прописаны вполне в соответствии с мировоззрением обыкновенного римлянина — без излишней жестокости, но и без особого сожаления к проигравшим. Но зато всё остальное — костюмы, декорации, игра актёров — всё на высшем уровне! И остаётся только сожалеть, что фильм так больше и не показали по центральному телевидению, и многие-многие зрители даже не подозревают о нем!
Прекрасный фильм! Намного лучше книги, по мотивам которой он снят. Удивляюсь, как могла кануть в небытие столь красивая для своих лет экранизация. Актеры все как на подбор. От Лайдона, Хлои, Нидии, Джулии просто глаз не отвести, не считая знаменитой «Джульетты» Оливии Хасси. Режиссер в довольно сжатый период времени (фильм идет часов 5—6) сумел обрисовать весь масштаб трагедии через судьбы главных героев. И, как оказывается, нет необходимости в гигантских спецэффектах, чтобы фильм был интересным и производил впечатление. Основная сюжетная линия, четыре пары, чьи судьбы неожиданно переплелись, чтобы навсегда изменить друг друга. Мне больше всего понравилась трогательная любовь слепой девушки Нидии и красавца-гладиатора Лайдона, хотя не менее трогательны жрица Иония и Глаукас, трагические пары — Клодий и Джулия, Хлоя и Петрус. Особенно трогают сцены в конце во время извержения, когда слепая Нидия бросается в самую гущу обезумевших людей разыскивая Лайдона, любовь к которому она долго не могла осознать в себе, и он ловит ее в свои крепкие надежные объятия. Хлоя, стоящая с ножом, как Богиня мести, уничтожившая убийцу своего возлюбленного. Лежащие в пепле мертвые Джулия и Клодий, не сумевшие быть вместе при жизни, но слившиеся воедино в смерти. Иония и Глаукас, сумевшие преодолеть все испытания и быть вместе наперекор судьбе. Еще одна любимая сцена — финальная драка между большими друзьями Лайдоном и Глаукасом прямо перед извержением. Ревущая вокруг толпа, жаждущая смерти одного из них, уже кажется неважно кого. И Лайдон с Глаукасом, которые отчаянно пытаются спасти друг друга, даже ценой собственной жизни. Не менее интересны отношения Лайдона и Споруса. Спорус — гладиатор, который, по-моему, является вторым по силе после чемпиона Помпей — Лайдона, постоянно изводящий Лайдона своими насмешками, скрывающими однако его большую любовь, в которой он признается Лайдону перед смертью во время извержения. Спорус, кажется, единственный, кто видит всю красоту души и одиночество Лайдона. Из плюсов фильма нужно отметить ярко выраженную линию христианства. Сравнение веры в Исиду и веры в Христа, не в пользу первой. Тонко показанные сцены продажных жрецов Исиды, которые используют веру для собственной наживы, и христиан, страдающих, гонимых и готовых умереть и умирающих за свою веру. На самом деле, кажется, что режиссер демонстрирует извержение в конце, как гнев Божий, обрушившийся на Помпеи за их испорченность, безверие, кровожадность и жестокость. За то, что в Помпеях резко нарушился баланс добра и зла с критическим перевесом в пользу последнего. В фильме продемонстрированы потрясающие гладиаторские бои, быт и тренировки гладиаторов. Красивые декорации, костюмы времен Рима, не лишенные сексуальности, присущей той эпохе, яркая игра актеров все это не меркнет даже спустя более двадцати лет после выхода фильма. Я смотрела этот фильм в глубоком детстве, и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Посмотрев его сейчас, я поняла, что ничего не изменилось, и есть фильмы, которые не поддаются влиянию времени. «Последние дни Помпеи» — фильм-катастрофа, фильм-надежда, фильм-история, в которую умело вплетены линии преданной любви и дружбы, ненависти и предательства, алчности и бескорыстия, веры и безверия. Такие фильмы не стоит забывать! 10 из 10