Разбить кокон
- 03 ноя 2020
Я никогда прежде не смотрела китайские дорамы, да и китайских фильмов видела, признаюсь, немного. Многое в этом сериале меня удивило, например, качество съемки, общая проработанность истории, так что назвать «Кокон» дешевой поделкой язык не повернется. Вместе с тем, несмотря на качество исполнения, эта дорама, в отличие от тех же корейских, меня не особо увлекла, я смотрела ее в полускучающем режиме, и, несмотря на обилие драматических сцен, ни разу на глаза не навернулись слезы, а ком не подкатил к горлу. Почему-то по эмоциям вышло очень сухо, хотя точно так не задумывалось, и хотелось бы верить, что это разовая неудача, а не характеристика всех китайских сериалов. По своему оформлению «Кокон» - очень неприветливая, холодная и отстраненная история. Едва ли не главным действующим лицом здесь является вода: она бесконечно льет с неба, здесь постоянно дождь, мокро, неуютно, холодно. Это не очищающий романтический ливень, это мерзкая морось, высасывающая само желание жить. Вода здесь – это река, совсем не мирно текущая меж двух берегов, но забирающая души. Вода здесь – свидетель и соучастник. Вода здесь – покровитель и сообщник. Вода здесь все. Трудно сразу сообразить, зачем здесь столько воды, в чем сила этой яркой символики. Возможно, вода нужна лишь для создания настроения. А, может, вода здесь означает жизнь и счастье, столь легко утекающие сквозь пальцы. Как бы там ни было, стилистика выдержана очень строго, вода что-то значит едва ли не в каждой серии, а от вечной безнадежной мокроты неуютно и неприятно. Заявленный как детектив, «Кокон» словно хамелеон способен менять жанры, даже – более того – эволюционировать от одного к другому. Так, будучи первоначально безразличным расследованием, в своем развитии сериал все больше склоняется к драме, а случаи, что приходится рассматривать главным героям, все более и более личные, все ближе и ближе они к ним самим, все меньше в них отстранения. Это довольно ловкий прием раскрытия своих главных персонажей через истории, поначалу их почти не касающиеся, но со временем складывающие мозаику их жизни. Отмечу, что и детективная, и драматическая часть сценарно прописаны очень хорошо, и даже изобретательно, что диву даешься, как персонажам удается проворачивать то или иное дельце, как все ладно и логично складывается и как убедительно насекомые помогают находить ответы даже на безнадежные вопросы. Что же до самих героев, то поначалу они, пребывая в жанре детектива, лишь инструменты расследования, но чем дальше, тем больше «Кокон» становится их личной историей, все больше их собственные тайны должны волновать зрителя. Учитывая довольно высокое качество исполнения, неглупую и непустую центральную историю, можно было бы удивиться, почему же «Кокон» не задевает за живое, не увлекает и не волнует. Виной всему основные герои. Хотя оба мужских образа прописаны достаточно хорошо, подробно, драматично, хотя в сериале обоим уделено достаточно внимания, поверить актерам невозможно. Бывает, что в каком-нибудь сериале актеры словно картонные фигуры, но то случается с одним или двумя, а здесь такие все. Им же есть, что играть, а они не играют! Не поймите неправильно: они и обнимаются, и плачут, и страдают, но этому не веришь. Они не живут, а словно текст зачитывают. От каждого веет холодком отстраненности и безразличия. Нет ничего удивительного, что в таких условиях не получается драма и трагедия. Любовь тоже не получается, несмотря на попытки ввести любовный треугольник или хотя бы просто любовную линию. Впрочем, с романтикой не выходит еще и из-за катастрофической непрописанности образа главной героини. Если два главных актера просто не играют, то главной актрисе еще и играть нечего. В итоге выходит глобальное «не верю» по всем пунктам, что не спасает даже качество формального исполнения. Хотя «Кокон» становится трагедией быстротечности счастья, в нем довольно сложно увидеть центральную идею. Может, что всем достанется по заслугам? Это близко к первичному жанру детектива, но не очень объяснимо в отношении всех остальных героев, ведь не все они виновны, а страдание достается всем. Может, что безопаснее жить в незнании и одиночестве, ведь тогда нечего терять? Это тоже странная мысль. Для меня еще и финал необъясним, он как-то нелеп и парадоксален, это потрясение ради потрясения, а не ради идеи. Финал не подводит своих героев к переосмыслению, переосознанию, пониманию своего прошлого и своего настоящего, в нем нет перспективы будущего. Он будто обрывает историю на самом интересном месте, просто ее закончив где-то, но не в финальной точке. В сущности, здесь никто ничего не получает: ни урока, ни стоящих ответов, ни осознания чувств - ничего. Нет, это не финал, это недоразумение. «Кокон» - очень холодный, неуютный и отталкивающий сериал. Хотя все герои милые и даже симпатичные, никому не хочется сопереживать, потому что на экране не живые люди, а какие-то манекены, зачитывающие текст. Это делает неинтересным наблюдение даже за сложными характерами, это мешает сопереживать их истории. Актерская игра – главный недостаток «Кокона», тогда как почти со всем хорошо, кроме довольно нелепого финала. Но нормальная игра спасла бы даже его. Но – не спасла.