При загадочных обстоятельствах
- 26 дек 2009
О существовании этого замечательного украинского (от уважаемой и серьёзной студии «Стар Медиа») мини-сериала я узнал совершенно случайно- из его анонса на 5-м канале. И тут же бросился (онлайн) навёрстывать упущенное, точнее, пропущенное. Как сказали бы в Одессе, я таки поимел свой кайф, чего и вам желаю! Работа действительно достойнейшая, глубокая, интересная, познавательная (оказывается, практически все просто вопиющие «эпизоды» дела имели место в Киеве в 70-х годах, и существенная недоработка создателей сериала- надо было сделать подпись под титрами названия «Основано на реальных событиях», как, к примеру, в российском сериале «Охотники за бриллиантами», что сразу бы успокоило недоверчивых зрителей). Я полностью «одобряю и поддерживаю» предыдущую рецензию «от „Моё мнение“, но считаю своим долгом изложить здесь некоторые свои дополнения и замечания, из разряда „записок на манжетах“». «Значится, так…» 1. Золотухин в роли п/п Старого просто прекрасен (в отличие от ролей в дешёвых зубодробильных российских сериалах). Как и положено великому актёру, да ещё в почтенном возрасте, он вовсе не играет, а Показывает нам своего героя. Кстати, моментально вспоминается его «молодая» роль участкового в «Хозяине тайги», «Пропаже свидетеля» и «Предварительном расследовании», поскольку тихая, тонкая перекличка обеих ролей заметна внимательному зрителю. Даже захотелось пофантазировать: мол, тогдашний въедливый и принципиальный участковый был достойно оценен начальством и переведён из сибирской глуши на оперативную работу в Киев. И всё так здорово срастается, да только одно «но»- Старый действительно старый… Особая благодарность авторам «При загадочных обстоятельствах» за «фирменный» мимический знак (интересно, кто придумал? Золотухин или сериальщики? а может, так «изображал» реальный Старый?): когда наш начальник Киевского УГРО задумывался или озадачивался, то втягивал щёки, губами изображая куриную гузку… Даже капитан Сирота перед смертью оптимистично показал эту гузку шефу… Прием этот, конечно, не новый, но всегда эффектный (как, к примеру, и «козырная» фраза: Белов (Б. Галкин) в «Ожидании полковника Шалыгина» говорил «Терпеть ненавижу!), работающий «на запоминание» персонажа, да и всей картины. Яркие примеры тому: Гнус (Ярмольник) в «Сыщике» слюнявил большой палец и проводил им от нижней губы до подбородка; штабс-капитан Овечкин (Джигаржанян) отворачивал башку и сипел сквозь зубы… Я к тому все это привожу, что сериал снимали настоящие профессионалы, знающие толк в Кино! 2. Разительное, даже главное (!!!) отличие нашего сериала от громадного количества отечественных «ментовско-криминальных» и военных фильмов и сериалов состоит в том, что в нём «высокое начальство» показано вовсе не вечно недовольным работой (даже отличной!) подчинённых, снимающим с них стружку и мечущим громы и молнии и лишь иногда вспоминающим, что надо бы им говорить «Спасибо за службу!» и по-простецки угостить генеральским коньячком… Разумеется, и в «При загадочных обстоятельствах» звучат разносы, нагоняи и команды типа «Кругом, марш!». Но в нашем случае «отцы-командиры» имеют основное ударение на первом слове, что генерал, начальник Киевского УВД, что подполковник, начальник УГРО. Они предстают перед нами не только терпимыми либералами, но и действительно отцами, особенно пекущимися о личной жизни своих молодых сыскарей и горой стоящими за них. Говорят, что реальный Старый был именно таким. А генерал? Но нет ли здесь перекоса? Грубо говоря, из крайности «очернения» в крайность «умиления»? Мне кажется, некоторый перекос всё же есть… 3. Не могу не заценить скупую, вполне минималистскую музыку композитора Игоря Стецюка. Его басово-гитарная сквозная тема как нельзя лучше отражает настрой сериала- загадочность, напряжение, мрачность криминала… Всё продумано, всё… нагнетает!!! Браво, маэстро! 4. Увы, не обошлось здесь без ошибок и неточностей. В конце второй серии первой части (100 человек вдруг умерли и «умерли») генерал, помимо всего прочего, сообщает о присвоении Старому звания полковника милиции. Однако все последующие серии он остаётся подполковником… Кто заныкал его звезду на погоны? Сериальщики? Далее. Часть со злосчастным поездом метро относится к 1978-му году (говорится, что с «момента» В 1973-м прошло 5 лет, начато новое расследование). Вскоре на замену ушедшему в КГБ капитану Котину берут разведчика, старшего лейтенанта Сироту. Однако в последней серии последней части нам показывают «документальный» лист, где сказано, что уже капитан Сирота погиб «при исполнении» в… 1973-м году! Что тут ещё скажешь?- «Алиса, ты меня не путай!» На сём и закругляюсь. Валерию Золотухину- Царствие Небесное! Сиквелов «При загадочных обстоятельствах»- нема (а жаль!). Так что смотрим, что имеем. 7 из 10
Жаль, что на российском телевидении сериал начали транслировать только в этом году. Вот такие фильмы, я считаю, должны иметь приоритет перед «Крепкими орешками» и дело не в том, что фильм с Уиллисом — американский, данный сериал тоже заграничный… но, все таки — это наша история, это наши герои. Хотя, каждому — свое. А пока впечатлениями о сериале буду делиться я. За сюжет, кроме «отлично», поставить ничего не могу. Во-первых — данные действия происходили в реальной жизни, 70-ых годах прошлого столетия. Во-вторых — просто потому, что он интересен мне и цепляет. О сценарии отдельный разговор. Вкратце расскажу — нам предоставляется пока 8 серий, в которых сотрудники Киевского уголовного розыска — начальник УГРО подполковник Старый и два ученика — капитан Котин (в первых сериях) и капитан Сирота (в шести последующих) будут расследовать преступления с довольно загадочными обстоятельствами. Волею случая, мне посчастливилось немного пообщаться с авторами сценария, которые также являются и авторами книг, по которым снят сериал. Это, конечно, непередаваемые ощущения, когда ты можешь задать вопрос и знаешь, что тебе ответят без домыслов и двояких трактовок. Изначально, я заметил, как мне казалось, некоторые ошибки, например, то, что Сирота выполняет и функции следователя, хотя является инспектором уголовного розыска, но авторы поделились справочной информацией — ошибки нет. О чем еще хочется сказать — при просмотре данного сериала, в голове, наверное, многих людей, заставших последние десятилетия социалистического общества Союза может возникнуть мысль — вранье, такого не было и быть не могло. Была проделана небольшая, но интересная работа по проверке некоторых фактов сериала, которая включала и просмотр архивных документов, и разговоры с такими же, как и вы, людьми. Поэтому, не будем врать сами себе — все было. Кто-то с этим не сталкивался, а кто-то испытал в полной мере. За сценарий — «отлично». Актеры/герои. Валерий Золотухин/подполковник Старый. Несмотря на необсуждаемый уровень мастерства Валерия Сергеевича, в роли милиционера лично я его не воспринял. Но, возможно, я избалован современными представлениями о сотрудниках МВД. За Золотухина еще и тот факт, что, по словам сценаристов, он точно передал образ реального персонажа, именно таким и был в жизни начальник УГРО. А значит сомневаться я просто не имею права. Павел Майков/капитан Котин. Котина как сотрудника «уголовки» в первых сериях достаточно, как человека со своими проблемами — много меньше, хотя и показано, что он, можно сказать, «женат на работе» и личная жизнь капитана хромает. А вообще, Майков в черной кожаной куртке, рубашке под свитерком и простенькой прическе без геля на сотрудника милиции — похож. Кирилл Плетнёв/офицер Сирота. Привычный уже для Плетнёва и зрителей образ молодого, романтичного, решительного парня воплощен и в данном сериале. Сирота здесь — молодой офицер, в прошлом — разведчик, да еще и имеющий филологическое образование, владеющий как восточными единоборствами, так и поэтическим слогом. За актеров и персонажей — отлично. С положительной стороны отмечаю и диалоги — никакой затянутости, «мыла», пафоса. В худшую сторону отмечу недостаток острых ощущений, что ли, хоррора, так сказать. В сериале столько пространства для действий этого плана, а использовано оно очень мало, приходилось смотреть ночью. Для примера могу привести сериал «Вызов» — несмотря на некоторую путаницу в сюжете, именно «холодком по позвоночнику», который этот сериал дает, он меня в свое время зацепил. Да и много средств то на это не надо, трупов, крови, резни как в зарубежных ужастиках не требуется — поиграть со звуковым сопровождением, музыку нужную подобрать — уже что-то. Здесь минус. Ну и что касается средств. Создатели признались сами — в сериале недостаточно красивых погонь, взрывов и тому подобных эффектов только от недостатка финансирования. По моему мнению, фильм от этого только выигрывает — он не похож на современное «энтэвэшное» кинцо, здесь надо иногда подумать головой. В целом, «При загадочных обстоятельствах» доказывает, что можно сделать неплохой сериал, имея далеко не самые большие ресуры. С удовольствием посмотрю продолжение и прочту следующие книги. 9 из 10