Борджиа
- 10 июл 2011
Только этот сериал побудил меня оставить отзыв. Историю семьи Борджиа начинала с канадского сериала, но в итоге как-то не заинтересовало, стало скучно. Данный сериал нашла случайно и он оказался именно тем, что я искала. Реалистичный, глубокий, чувственный и эмоциональный. С многогранными героями, на которых хочется смотреть, слушать, которые вдохновляют. Не один сериал не дарил мне столько мотивации. После его просмотра хочется действовать, а не влачить существование стороннего наблюдателя жизни. Про актерскую игру можно говорить бесконечно, но, пожалуй, можно ограничиться одним единственным словом — Верю. Чезаре Борджиа в исполнении Марка Райдера меня покорил. Он не эталон красоты, каковым можно было бы назвать Генри Кавилла из сериала «Тюдоры» и поначалу не вериться, что именно этого молодого человека в последствии будут называть «красивейшим молодым человеком Рима», если верить книге «Жизнь Чезаре Борджиа». Но потом обаятельность Марка, его непревзойденная игра невольно влюбляет тебя в Чезаре и когда на экране говорят: «Он действительно великолепен!» ты беспрекословно с этим соглашаешься. Отдельно хочется отметить отношения Чезаре с Лукрецией. Такую глубокую, всеобъемлющую любовь я уже давно не лицезрела на экране. Браво! Родриго Борджиа пленяет с первых минут. Его боишься, его умом восхищаешься и с нетерпением ждёшь, что же будет дальше. Его терзания и самобичевание ошеломляют. Сравнивать его с Родриго в исполнении Джереми Айронса было бы верхом кощунства. Как сравнивать оригинал (Европейский Родриго) и подделку (канадский Родриго). Лукреция настолько же мила, насколько и коварна, но всему своё время. Изольда подарила нам образ женщины, которая способна править, любить, очаровывать, которая с горечью осознает своё место супруги и матери, но борется, желая сделать свою жизнь осмысленной. И, конечно же, её чувства к Чезаре. Они вызывают гамму эмоций, их отношениям по-настоящему сопереживаешь. Все остальные герои тоже превосходны. Они глубоки, разносторонни, у каждого своя цель, свой путь, что делает всю историю реальной. Обстановка средневековья воссоздана прекрасно. Конечно сама история включает не только факты, но и вымысел, однако это нисколько не портит картины. Советую к просмотру всем тем, кто любит исторические сериалы уровня «Тюдоров», «Викингов», кто хочет не просто узнать историю, но насладиться музыкой, игрой актеров, картинкой и превосходно поставленными диалогами. А также тем, кому требуется заряд мотивации и энергии. Это художественное кино высокого уровня, которое я обязательно пересмотрю ещё раз! 10 из 10
На одном дыхании посмотрела 3 сезона этого потрясающего сериала, жалею, что он закончился. Все герои цепляют невероятно с первых серий. Я бы даже сказала, сериал в большей степени психологический, да там много непотребных сцен жестоких казней, без прикрас и необузданных сексуальных желаний, но диалоги героев, их переживания, эмоции на лице подлинные, не фальшивые. Всё актеры очень красивые к тому же, особенно Чезаре и Лукреция. Сначала думаешь, какая же жуткая семейка, ходят молятся, а нравственности никакой, лишь желание власти, богатств и разврата, но к концу сериала полностью меняется это мнение. Начинаешь понимать в чем мощь этой семьи, а в том, что они за своих горой, брат обожает сестру, отец признает и любит своих незаконнорожденных детей, хотя он папа и давал обет безбрачия! В конце я плакала, скучала по хитрому, вероломному папе Александру, который невероятно харизматичен и часто кидал фразочки, от которых волосы дыбом встают, например, про мысли о гомосексуализме, того, кто ему мешал он за такие помыслы и деяния отправлял на казнь, а когда тем же самым занимался его преданный друг, то он говорил «Не волнуйся, ты не содомит, ведь всякая мысль от Бога, мысли приходят и уходят» Я просто влюбилась в героиню Лукрецию, она красива, набожна, страстна и мудра, ей сопереживаешь. Особенно тронула чистая, прекрасная любовь Цезаре к Лукреции. Сам Чезаре невероятный герой в этом сериале, с лицом Христа и глазами дьявола, как было сказано, обладающий харизмой, яркой неиссякаемой энергетикой, тонким умом и юмором, мне очень понравилось как в этом сериале сделали конец жизни Чезаре, очень оригинально! Я полюбила главных героев сериала Борджиа всей душой, уже хочу пересмотреть! События стремительные, интересные, смотрятся на одном дыхании, герои яркие, не скучные, с ними весело, к тому же присутствуют исторические личности, такие как Никколо Макивелли, Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти.
Удивительно, как по-разному прозвучала история одной семьи, рассказанная двумя разными командами (да ещё в одно и то же время) — американской и европейской. Вывод: после просмотра первого сезона сериала, снятого Нилом Джорданом, я сбежала к версии Тома Фонтаны. И не ошиблась. Перед нами — качественный, красивый, исторически достоверный (за исключением, разве что, временных рамок некоторых событий) продукт. Где ВСЕ актёры, от первого, до последнего, отыграли свои роли на 15 из 10. Их герои не статичны, они претерпевают реальные изменения, за ними интересно наблюдать, им сочувствуешь, на них злишься. Им веришь. Изначально хотела отметить лишь Марка Райдера (потрясающе воплотившего на экране Чезаре Борджиа), а сейчас понимаю — да абсолютно некого выделить. Ибо все произвели огромное впечатление. Складывается иллюзия, что наблюдаешь за самой историей, а не за игрой артистов.Так что отдельное спасибо кастинг-директору. Как умело сценаристы воспользовались хронометражом! Они не потратили 3 сезона впустую, а показали как можно подробнее все витки возвышения и падения семьи Борджиа. Без пошлости, со вкусом, выдержанно. И достаточно реально, чтобы поверить, абсолютно в духе времени (особенно первый сезон). Там и казни, и ушаты нечистот, и секс, и грязь, и роскошь. А не красивая, подретушированная версия действительности. Сериал обязателен к ознакомлению! 10 из 10
Впервые в жизни решилась написать рецензию на сериал. Он настолько меня впечатлил, что просто не смогла удержаться. Потрясающе. Великолепно. Неповторимая атмосфера средневековья. Костюмы, интерьеры (правда, действительно, много жестокости, убийств, казней — для меня с перебором, наверное). Невероятная актерская игра. А портретное сходство подобранных актеров с прототипами? А музыкальное сопровождение? Вдохновившись этой историей, перечитала несколько книг об этой семье, Р. Сабатини, Сару Брэдфорд. Ведь большинство историй, легших в основу сериала, реальные, документально подтвержденные, ну, немножко измененные, конечно же, в контексте художественного замысла. Марк Райдер — идеальный Чезаре. Неистовый, противоречивый, гордый, жестокий, но, главное для меня, живой и думающий. Изольда Дюшаук — именно та Лукреция, какую я представляла, с невинной красотой, умная, с административным талантом. Джон Домен в Роли Родриго Борджиа очень органичен. Я не хотела упоминать особо канадскую версию, уже все сказано ранее, но именно Родриго Джона Домена тысячекратно лучше Родриго Джереми Айронса. Том Фонтана и его команда, чертовы гении. Почему именно такие фильмы не получают широкой рекламы и известности? Почему канадскую версию Борджиа в свое время широко рекламировали и несколько раз показывали по телевидению? Тем более очень радует, что есть такое кино, есть люди, которые его снимают, что есть люди, способные его оценить. Значит, еще не все потеряно, и есть надежда.
Сильнейшее произведение, которое должен посмотреть каждый, кто любит историю и серьезные картины. Это самый лучший сериал который я видела за последнее время. Вернее, «Борджиа» даже трудно назвать сериалом — каждая серия там как полнометражный фильм, при просмотре которого ты испытываешь полное погружение в данный проект, в те жестокие средневековые времена. Сериал — великолепен по всем параметрам. Сюжет никогда не прозябает, и не пытается исполнить роль средневековой прессы, шокируя выдуманными фактами и подробностями, за что огромный плюс ему. Историческая достоверность сериала — 85% из 100%. И это — только добавляет ему плюсов. Портретное сходство большинства персонажей этой картины поражает. Характеры героев идеально переданы. Чувствуешь, что это — великие личности, которые творили историю, и заслужено остались на её важных страницах, пусть и не во всех книгах в хорошем свете. Теперь о музыке: О! Она там гениальна! И темы любви, и волнующие, мрачные, величественные, ренессансные по — своему титры. Все они шикарные. Думаю композитора нужно оочеень поблагодарить за эти шедевры. Актерская игра — высший пилотаж. Марк Райдер — он не играл эту роль, он жил ею. Такой гаммы эмоций: от жестокости до нежности, от набожности до распутства, от презрения до одержимости кем то я ещё не видела. Его Чезаре пугал, но восхищал, и очаровывал каждую секунду. Сцена смерти Чезаре, его душевное письмо Лукреции вынудили меня плакать. Джон Доумен — идеальный Родриго Борджиа, не смотря на то, что он американец, он смог как никто другой передать вспыльчивый испанский темперамент понтифика. Его Родриго — это гений, манипулятор, но, тем не менее, он не будет лизать никому пятки. Джон Доумен сумел воплотить сложнейший образ такой противоречивой личности, личности — которую хочется иногда — пожалеть, иногда — ненавидеть. Низкий поклон ему! Изольда Дюхаук — я была так удивлена, когда узнала что эта девушка с одухотвореными чертами лица, которые как будто бы сошли с картин Да Винчи, по — национальности русская. Очень понравилось то, что в этом сериале мы увидели большой личностной рост Лукреции. Это выглядит правдоподобно, потому что любая девушка в возрасте 14 лет, не может не меняется к тридцати. В общем, смотря на неё — дрожишь, ибо складывается впечатление, что этот лик сошёл с портретов эпохи Ренессанса, с их изысканностью и утонченностью. Хуан Борджиа — очень красивый мужчина, который тем не менее гнил душой, и который явно имеет не слишком устойчивую психику, как и его младший брат — Чезаре, однако Хуан далеко не так гениален и силен, как его брат, поэтому можно сказать, его даже не за что похвалить. Но, не смотря на всё, в сериал этот далеко не без минусов. К примеру: для меня Лукреция показалась немного скучной, хотелось бы чего то более опасно-стервозного-весёлого, а с безумием Чезаре иногда перебарщивали. Также, очень хотелось бы большее количество серий в данном проекте. Но, в целом это не сильно портит сериал, поэтому, я не стану отнимать баллы за это. 10 из 10 Рекомендую обязательно посмотреть, ибо тут Вы сможете найти все: и мелодраму, и интриги, и брутальные сцены в стиле — «Игры Престолов», а любители истории будут поражаться тому, настолько достоверно этот сериал передал ту эпоху.
Лучший исторический сериал, который я когда-либо видела. Каждая серия по динамике и хитросплетениям сюжета подобна полнометражному фильму. Очень интересный сценарий, достаточно точно отображающий исторические события. Понравилось то, что авторы сериала взглянули на историю семьи Борджиа через призму того времени. Показав, как на самом деле могли развиваться события, если сопоставить слухи об этой семье с нравами средневековья. Понравился подбор актеров: В первую очередь Джон Домен в роли Родриго Борджиа: мощная харизма, хитрый, умный взгляд. В первом сезоне он был бесподобен, в свои 70 лет по мужскому обаянию заткнул за пояс всех молодых актеров. В последующих сезонах немного отошел на второй план. Что, на мой взгляд, является одним из немногих недостатков сериала: просто не верится, что такой сильный, хитрый, умный и изворотливый человек, каким мы его видим в 1-м сезоне, стал таким рохлей во 2-м и 3-м сезонах. Марк Райдер в роли Чезаре Борджиа: дьявол в обличье Христа. Хорошо показано развитие героя на протяжении 3-х сезонов. В первом сезоне Чезаре предстает перед нами молоденьким парнишкой, порой неуверенном в себе, сомневающимся в своем будущем, завидующем своему старшему брату Хуану, но тем не менее, проявляющим незаурядный ум и фанатичную жестокость. Во втором сезоне появляется тот самый Чезаре, каким он вошел в историю. Великолепный красавец, сильный, уверенных в себе, берущий от жизни все. Очень трогательна его любовь к своей сестре Лукреции, понравилось, как авторы показали это чувство, удержавшись от иллюстрации тривиальных слухов об их инцесте. Изольда Дюхаук в роли Лукреции Борджиа. Девушка с лицом мадонны с картин эпохи Возрождения, даром, что родом из Сургута. Также как и с Чезаре, очень хорошо показано развитие героини: от бесхитростной наивной девочки-подростка до мудрой молодой женщины. Порой этих героев явно противопоставляют, показывая по очереди сцены жестоких военных побед Чезаре и мудрые добрые дела Лукреции. Прочие актеры также на высоте. Единственная, но мой взгляд, слабая роль — Марта Гастини в роли Джулии. Слишком простенькая для этой роли, до красавицы, которой восхищался весь Рим немного не дотягивает. Сюда бы Натали Дормер в образе Анны Болейн из Тюдоров… Но тогда бы сместились акценты повествования, так что, возможно, все правильно сделано. На мой взгляд, сериал сильно недооценен. У него нет ни одной награды, хотя по всем параметрам он во многом превосходит многие популярные и признанные публикой и критиками сериалы и фильмы.
Хочу сказать сразу, что смотрела две версии, и выбор мой был очевиден с самого начала. И этот выбор: французский Борджиа, не хочу оскорблять фанатов канадской версии, и саму версию, но она даже близко не стояла с французской. The Borgias — американское гламурное шоу, абсолютно не реалистичное, оно более семейное и простое. Но это не то, что нужно ценить в исторических сериалах, по крайней мере гурманы жанра, выбирают по другим критериям. Borgia — это реалистичное, жесткое, серьезное, далеко не массовое произведение. Там персонажи сложны, многообразны, и реалистичны. И слава богу, нету никакого гламура. Теперь хотела бы обсудить персонажей: Родриго Борджиа: алчный, жестокий, умный политик. Он фанатичен, он не знает к о властитель не земле: бог, или он, и часто падает в крайности. От фанатичности по отношению у богу, до того, что он называет себя: мы. Он действительно похож на исторического Родриго, в отличии от Айронса в канадской версии. Чезаре Борджиа — мой любимый персонаж. Марк Райдер не играл эту роль, он жил ею, и жил так реалистично, что он мой самый любимый актёр. Он безумный, харизматичный, жестокий, влюбчивый, эмоциональный, с комплексом бога. Я действительно верю что этот парень мог стать другим Цезарем и перепугать целую Италию. Он также же как и Родриго мечется между культом поколения себе, и поклонению Богу, и это очень драматично. Лукреция Борджиа: сначала милая, непосредственная, красивая, набожная, но в то же время проказница, потом она станет настоящей Борджиа, и тем не менее она что ли самая приземлённая из всей семьи, в отличии от Чезаре и Родриго. Хуан Борджиа: честно, этот персонаж по моему скромному мнению был очень мало раскрыт, но понятно что он безумный грешник. Так сказать, мажор которому всё позволено. Стенли красавец, как всегда. Джулия Фарнезе: опасная, молодая любовница Папы, интересная личность, которая любит брата, и которая всегда пытаться возвысить свой клан, и не прогадала. Вообщем, этот сериал явно достоин просмотра тем кто любит многогранных персонажей, реалистичность, историю, а не гламурное шоу. 9,5 из 10
Американским зрителям сериал не понравился из-за акцентов европейских актеров, а вот в Европе пошел на ура. Поскольку мы — культурный придаток США, у нас сериал тоже остался без пиара, а зря. Это увлекательное реалистичное окно в эпоху, а вовсе не мелодрама о жизни одной семьи. На высоком уровне сложность и разветвленность сюжета, интенсивность действия, многогранность характеров, даже второстепенных. Когда смотришь второй раз, видно, как логично сцены идут одна за другой, как малейшая деталь имеет смысл. Делали и с душой и со знанием истории. Целевая аудитория сериала — европейцы, кое-что историческое учившие в школе, но если даже вы не имеете представления о контексте, просто смотрите внимательнее, политические коллизии разъясняются. При этом сериал вполне развлекательный, хронология реальных событий сильно переделана и многое вымышлено для пущего драматизму, экранизированы некоторые сомнительные сплетни, многие политические события либо опущены, либо показаны как якобы имеющие мелодраматические причины и т. п. В этом великолепии не обошлось и без обидных минусов. Первые пара серий первого сезона довольно вялые, там просто вводится масса информации, а страсти накаляются постепенно. Часть зрителей просто на первых сериях начинает скучать и бросает смотреть. Много денег потратили на реконструкцию Апостольского дворца, Сикстинской капеллы и съемки в итальянских дворцах и замках, на битвы и массовку уже не хватило. Некоторые моменты показались неубедительными или слишком растянутыми (например, про то, какой Хуан кровожадный идиот, или про наркотическую ломку). Некоторые актеры стары для своих персонажей. Начало третьего сезона — разочарование. Сериал планировали более длинным, но тут авторам велели огромный материал ужать в один последний третий сезон. Получилось местами похоже на трейлер. И зачем было так растягивать по хронологии реально двухлетнюю зачистку Романьи, как будто это что-то прям долгое и сложное? Финал, к счастью, не так порезан (и мистический момент с правнуком порадовал). Смотреть обязательно, если бы было больше денег и больше серий, был бы просто шедевр. Впрочем, все же сериал специфический, а вкусы разные: если вам нужно что-то попроще и поярче, скажем, про инцесты, или если у вас нет терпенья для разветвленного сюжета, тогда не надо.
Что мы знаем о Борджиа? Что-то скандальное и ужасное. Откуда мы это знаем? Так принято считать… А что мы на самом деле знаем о Борджиа? О семье, стремившейся к власти, но не сохранившей ее; о людях, собственными силами и талантами достигших самой вершины, но сорвавшихся оттуда в бездну. Человек — существо социальное. Его поведение во многом зависит от того, как ведут себя окружающие, что принято за норму в его время. Психически здоровый человек не будет слишком грубо нарушать общепринятые нормы поведения. Были ли Борджиа безумцами? Но как психически больные люди могли достичь такого высокого положения и удерживать его в течение достаточно длительного времени? Симония, непотизм и наличие незаконнорожденных детей у служителей церкви были обычным явлением во времена папы Александра VI. Почему же то, что прощалось остальным, было поставлено в вину одному конкретному человеку? Убийства и прелюбодеяние были частым явлением среди аристократов того времени, но почему именно Чезаре Борджиа заклеймен в истории? Не потому ли, что историю пишут победители? Была ли на самом деле Лукреция Борджиа образцом порока или же несчастной женщиной, очерненной за компанию с остальными членами своей семьи, чтобы усилить впечатление порочности Борджиа? Мы никогда этого не узнаем точно. Но если все нелицеприятные истории о ней правда, то как ее детям и внукам удалось породниться с самыми влиятельными дворами Европы? Как могущественные аристократы не побоялись смешать свою кровь с ее порочной кровью, в то время, когда чистоте крови предавалось такое большое значение? Фильм «Borgia» пытается дать ответы на эти вопросы. И не только на эти. Авторы сценария не идут на поводу у сложившихся стереотипов, а тщательно и вдумчиво анализируют те крупицы информации, которые дошли до наших дней. Борджиа предстают перед нами не столько нарушителями общественной морали, но, в первую очередь, выдающимися политиками, сумевшими шагнуть далеко вперед за пределы своего времени и потому не понятыми большинством современников. Папа Александр VI показан человеком, в силу своих страстей постоянно балансирующим на грани величия и проклятия. Одного малейшего импульса достаточно, чтобы подтолкнуть его в ту или другую сторону, и неожиданная смерть, вкупе со стараниями недоброжелателей, становится тем толчком, который низвергает его в бездну. Чезаре Борджиа в фильме — человек, приравнявший себя если не к Богу, то к сыну Бога на земле. Человек с незаурядным умом, огромными амбициями и невероятной решимостью эти амбиции осуществить. Почему ему не удалось добиться поставленной цели? Современники не простили гордыни? Или высшие силы наказали за самонадеянность? Жители Древней Греции и Рима верили, что боги жестоко мстят за попытку сравняться с ними. Может они были не так уж неправы? Лукреция — дочь своего отца с таким же сильным и цельным характером, но, как женщина, более мягкая и, в силу этого, более мудрая в сложившихся обстоятельствах. Ей повезло родиться в незаурядной семье, но ей не повезло родиться в то время, когда от женщины не зависело почти ничего. Время, когда женщина, даже самая выдающаяся, обязана было только подчиняться воле отца, брата, мужа. И все это погружено в атмосферу XV века, с его средневековой еще жестокостью, предрассудками и верой в мистику. Авторам фильма в полной мере удалось передать психологию людей того времени: глядя на них, веришь, что именно так повел бы себя человек, даже неординарный, если бы он жил пятьсот лет назад. Отдельное спасибо актерскому составу: хрупкая и нежная Изольда Дихаук в роли Лукреции, блистательный Чезаре — Марк Райдер и основательный Родриго Борджиа в исполнении Джона Доумена. Родриго, который, несмотря на нестабильность своего положения, является той скалой, которая защищает и поддерживает всю семью. Замечательно справились с поставленной задачей и актеры, сыгравшие роли второго плана: Ассумпта Серна очень хорошо сумела передать мудрость Ваноццы Катанеи, Марта Гастини — практичность юной аристократки Джулии Фарнезе, Дьярмуид Нойес — ум и дальновидность будущего папы Павла III, Арт Малик — спокойную уверенность и преданность Франсиска Гассета. Молодое поколение актеров, под руководством режиссеров фильма, прекрасно сумело показать развитие их персонажей в динамике: Лукреция, Чезаре, Алессандро Фарнезе от серии к серии меняются, взрослеют на глазах у зрителей. Можно поспорить с последним кадром фильма. Можно обвинять фильм в исторических неточностях, в акцентировании внимания на современных проблемах или в излишней натуралистичности, но глупо было бы требовать гламурности от фильма о средневековье. Все, что мы видим на экране, исторически обоснованно, а атмосфера сериала дает возможность почувствовать, что мир стоит накануне великих перемен; дает возможность понять, что Реформация неизбежна и почему именно она неизбежна. Пройдет каких-нибудь сто лет и сознание большинства людей изменится. И то, что казалось обычным на рубеже XV-XVI веков, людям следующих поколений, с их протестантской сдержанностью, станет казаться кощунственным и отвратительным. И на протяжении многих веков никто не захочет разбираться с правдой и вымыслом о семье Борджиа. Перед зрителем проходит великая эпоха. Сколько еще впереди: конец Возрождения и Реформация, дальнейший расцвет искусства и религиозные войны, Шекспир и Мартин Лютер и много другого, что принесет следующий век. Все наступит очень скоро, но пока средневековый мир не без сопротивления сдает свои позиции, уступая место чему-то новому. Сдает позиции, благодаря великим людям XV века, не последнее место среди которых занимают Борджиа. Очень рекомендую сериал к просмотру всем, кто еще не видел. PS: а тем, кто посмотрел и хочет продолжения, можно почитать о религиозных войнах во Франции («Мемуары» Маргариты де Валуа, «Молодые и зрелые годы Генриха IV» Г. Манна), где основными действующими лицами являются потомки героев данного сериала: герцоги де Гизы — правнуки Лукреции Борджиа, Екатерина Медичи — правнучка Лоренцо Великолепного и внучатая племянница Джованни Медичи, правнук Жана д`Альбре и Екатерины де Фуа — Генрих Наваррский, пра-правнучка Катерины Сфорца Мария Медичи — вторая жена Генриха IV и мать Людовика XIII, музой которого была Луиза де Лафайет, приходившаяся правнучкой в пятом поколении Чезаре Борджиа по линии его единственной законнорожденной дочери Луизы (девочка, которая целует могильный камень в конце третьего фильма). И еще: те, кто живет в Петербурге, сходите в Эрмитаж и найдите триптих Пьера Раймонда «Моление о чаше». Он был написан к свадьбе Луизы Борджиа и Филиппа де Бурбон-Бюссе, и на нем есть гербы Бурбонов и Борджиа. 9 из 10
Это первый сериал, на который я решила написать рецензию. Могу лишь подобрать слова: превосходно, великолепно, эпично! Это, без сомнений, высокохудожественное произведение, отличающееся прекрасной актерской игрой, красочными костюмами и декорациями. Снято максимально близко к реальной истории Европы и максимально реалистично, если говорить о сценах насилия и разврата. Все три сезона сериал приковывает к себе внимание зрителя интересными поворотами событий. Он наполнен постоянными интригами, предательством, ненавистью и ложью, но также в нем есть место для любви, верности и доброты. Рекомендую всем ценителям качественного кино!!! 10 из 10
Красочный, живой и яркий, отличнейшие актёры и постановка, отдельной похвалы заслуживают костюмы, даже не пытайтесь смотреть канадскую версию, будете плеваться от того, насколько это всё можно было снять скучно и тускло. По большей мере исторически достоверный, но не без художественного домысла, особенно что касается приукрашивания членов семьи Борджиа, особенно героизируется Чезаре. Сериал понравится как поклонникам сериала «Игра престолов», так и любителям обычных мелодрам, вроде турецкого сериала «Великолепный век».
Итак, теперь я досмотрела франко-немецкую версию судьбы семьи Борджиа. Сериал скорее рассчитан на гурманов жанра (из-за этих самых гурманов и оставляю своё впечатление: слишком уж многие тут высказались против одной версии во имя другой) — мне канадская версия показалась подинамичнее, красочнее и… изящнее по части интриг и расправ. И эротические сцены в версии Джордана выглядят более увлечёнными — сладострастные взгляды, улыбки, интонации — я действительно верю что герои хотят друг друга. Каждый вариант достоин и найдёт своего зрителя: один сериал для более зрелой и серьёзной аудитории, другой — для молодёжи и поклонников Игры Престолов. Франко-немецкий сериал выглядит менее художественным, но более реалистичным. Здесь Борджиа никого не травят, отношения Чезаре и Лукреции не получили физического развития, Родриго активно казнит еретиков, Чезаре изощрённо избавляется от предателей, а Хуан не козёл, а просто неудачник. Всё творится практически напрямую, заговоры шиты белыми нитями. Лукреция перешла на Светлую Сторону и мне очень не хватает той опасной белокурой бестии с ангельским лицом из канадской постановки — настоящей Борджии. Но интересный момент: поначалу «новая» Лукреция казалась мне «на любителя», но потом я нашла её настоящей красавицей. Я бы нашла этот сериал скучноватым, но… Но есть здесь то, что не отрывало меня весь второй и третий сезон — Чезаре Борджиа. Восхитительный псих. Темпераментный, страстный, жестокий, неуправляемый и экстравагантный, амбициозно желающий покорить всю Италию. Дьявольская харизма. Хорош до умопомрачения.
Решил посмотреть эту постановку после одноимённого канадского варианта, который мне в общем понравился, пусть и с некоторыми оговорками. Тут же, судя по отзывам, якобы больше историчности и реализма. А вопрос-то спорный. Уж не знаю, что именно заставляет создателей исторического кино намеренно перевирать и домысливать и без того вполне живые и интересные реальные события, но и здесь не обошлось без этого. В данном случае основным огрехом получилась сильная хронологическая путаница в подаче событий. Да, большинство из затронутого действительно зафиксировано в исторических источниках. Только что мешало правильно раскидать всё это по годам? Каждая серия начинается словами «год такой-то». А в реальности описываемое происходило (как правило) значительно позже. В некоторых сериях и вовсе переплетаются события из разного времени. Кроме того, присутствуют явно абсурдные несоответствия уже внутри общего сценария. Например (дальше лёгкий спойлер), во 2-м сезоне, Джулия Фарнезе просит понтифика найти ей мужа. Папа даже начинает содействовать, но потом, из-за ревности, резко противится этому. А в конце 3-го сезона Джулия, как бы невзначай, говорит, что в бытность отношений с Родриго всё время была замужем. Причём последнее как раз соответствует исторической действительности. Более того — Борджиа даже покровительствовал мужу Джулии как бы в обмен на отношения с его супругой. Так что затронутая ранее линия с поисками мужа — нелепа. Если сильно не лезть в дебри истории, всё это не напрягает. Просто не нужно лишний раз обольщаться, будто перед нами чисто историческое кино. Здесь оно такое же, как и прочие подобные — то есть околоисторическое. Тем не менее, сериал очень хорош. Костюмы, декорации, внимание к визуальным деталям — всё на высшем уровне. Плюс атмосфера расцвета Ренессанса особо подчёркивается — Макиавелли, Да Винчи, Буонаротти… И с раскрытием характеров команда справилась просто отлично. Нет смысла описывать каждого по отдельности — превосходны все, включая самых третьестепенных персонажей — никаких «статистов». Особенно порадовали молодые актёры — Райдер, Дихаук (наша бывшая соотечественница Дьячук), Нойес и Гастини. Тоньше всего создатели подошли к вопросу противоречивости героев, которых тут и правда одновременно любишь и ненавидишь. Конечно, в соответствии с нынешними тенденциями, здесь много обнажёнки и весьма пошлой имитации секса, что бросается в глаза уже в заставке. Насколько это уместно — дело вкуса. Но с детьми смотреть вряд ли стоит. В целом, среди стилистически похожих постановок этот «Борджиа» вышел явно выше среднего. Добротный художественный продукт — не ширпотреб. Сделано с душой и со вкусом, актёры выкладываются по полной. И даже наивно романтическая шутка-вымысел относительно судьбы одного из главных героев на последней минуте последней серии (тут спойлера не будет!) отнюдь не портит постановку, а лишь демонстрирует любовь создателей к своему творению. Любителям Ренессанса не стоит проходить мимо. 9 из 10
Историю не люблю, ту, которую преподают в книгах. Чрезвычайно скучно. Кино — другое дело. Долго после Тюдоров не решалась на исторический сериал. И тут «Борджия». За неимением времени, смотреть по ТВ не представилось возможным, нашла в инете. И, оказалось есть два сериала. Какой смотреть? Как-то вышло, что выбрала именно этот. Первый сезон просто не отрывалась. Все так качественно и натурально снято, спасибо создателям. Что интересно, несмотря на царящие в те времена жестокость и разврат, герои сериала не вызывают отвращения. И игра актёров! Великолепный Чезаре (Марк Райдер), он не играет, он живёт. Все его эмоции, это что-то невероятное. С лицом Христа. Как будто сошедший со стен матери Церкви, где так алчно правит его отец. И разве мог он вырасти иным? Нет. Именно таким — идущим по головам ради достижения собственных целей. Это, несомненно, открытие года в актёрском списке. Маленькая Лукреция — дьявол в ангельском обличье. Более всего хочется видеть в ней девушку, а не политика, коим её делает жестокая жизнь. Но, каковы правила, таковы и игроки. Молодец Изольда Дихаук. Наравне с Райдером справилась со своей ролью на 100%. Что же касается самого Родриго, то и тут не оказалось промахов. Актёр прекрасно передаёт характер. Ему веришь. И не знаешь до конца, что творится в его воспалённом уме. Какой ещё сюрприз ожидает… И, в заключение, переключила страничку на одноимённую версию- смотреть такое не стала. Лайт версия для маленьких.
На протяжении трёх сезонов европейский сериал Борджиа (не путать с канадской версией, носящей по нелепой случайности то же название) окунает нас с головой в безумную романтику конца 15-го, начала 16-го веков. Основные события того времени: открытие Америки, объединение Италии, европейские войны между собой и исламскими государствами, дворцовые интриги и кардинальские заговоры переплетаются с массой исторических личностей, таких как Никколо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Микеланджело Буонарроти, Екатерина Сфорца и, конечно же, Борджиа. Именно истории семьи последних и посвящён данный сериал. Подобно тому, как Микеланджело отсекал всё лишнее у камня, творя шедевр, тоже сделали и создатели сериала по отношению к сценарию. К сожалению, сценаристы не пошли очевидным путём воспевания и возведения слухов, домыслов, клеветы и прочей чернухи, витающей вокруг семьи Борджиа: вместо инцеста тут есть любовь, вместо моря ядов и ударов в спину тут есть честь и героизм, вместо любования гламурной картинкой тут есть красота личностей. Практически все персонажи уникальны. Они не шаблонны. За ними интересно смотреть, интересно их понимать, интересно у них учиться. А, самое важное, сериал имеет душу. Он вдохновляет. Здесь нет сильных и слабых героев, нет явных антагонистов или святых. Но есть сила личности. Именно она возведена в абсолют. Мотивы каждого героя понятны и обоснованы, а действия предельно ясны. Это живой сериал. Абсурд и пафос ради рейтинга здесь отсутствуют, как и выдуманные сенсации ради сочной оценки. Зато в нём есть настоящая жизнь, которая намного интереснее. 10 из 10
Отношения Родриго Борджиа с сыном Чезаре и дочерью Лукрецией, вызывали живой интерес у современников, и породили массу слухов и домыслов. Благодаря Макиавелли, (чей «Государь» писался для отпрыска рода Медичи, и был попыткой вернуться на службу, ныне же является настольной книгой всех политиков) семейство Борджиа обрело бессмертие. Законы истории реализуются через поступки людей, Борджиа (при всех их милых причудах) были орудием, орудием реализации идеи объединения Италии под властью римского первосвященника. Родриго и его прелестные детишки жили на рубеже XV — XVI веков, а единое государство в Италии образовалось только в 70 — е годы XIX века. «Святое» семейство опередило время на три столетия… В плоской, слащавой поделке Нила Джордана, Александр VI выведен мелким интриганом (эдакий склочник из ватиканской коммуналки), Лукреция — туповатая, похотливая бурёнка, а Чезаре показан насупленным мальчиком, неловко помахивающим мечом. Иными словами, Джордан собрал в своём фильме все сплетни о семействе Борджиа и вывалил эту дурнопахнущую кучу перед пресыщенными зрителями. Получилась семейка Борджиа глазами «Жёлтой газеты». Интонации уличного зазывалы (слоган фильма: секс, власть, убийство). Не хватает только гайморитного голоска одного телеведущего: семья Борджиа, скандалы, интриги, расследования… Зрители отреагировали на такую подачу затухающим интересом к сериалу, снижением рейтингов, и в результате проект благополучно закрыт. Том Фонтана создаёт объёмные психологические портреты ключевых персонажей. Родриго показан человеком страдающим от любви к своим детям, любви которая моментами приобретает болезненный, паталогический характер. Моментами он явно вожделеет Лукрецию, понимание чудовищности происходящего рвёт его сознание в клочья. Тонко показан внутриролевой конфликт: отец семейства — руководитель церкви. Подозрения в адрес Чезаре (смерть Хуана), открытое неподчинение сына приказам, возрастание самостоятельности Лукреции — всё это ставит Родриго в затруднительное положение. Как глава государства, он обязан реагировать, как отец, он вынужден прощать. Сложнейший образ Чезаре создан Марком Райдером. Тягостные, мучительные поиски себя, своего места в жизни, преодоление комплекса младшего брата, противодействие отцовской воле, вечная борьба против всех, и против главного врага — самого себя. Чезаре показан не как примитивный исполнитель отцовских приказов, а как мыслитель, стратег, военный гений. Нет, он — не тупой мясник и душегуб. Его образ сложнее, он — настоящий человек эпохи Возрождения, эстетически одарённый, наделённый талантом завоёвывать любовь (не только женскую), пьющий жизнь большими глотками. Ирландский актёр прожил эту роль, горящие глаза, одухотворённое лицо, широкая, как поцелуй смерти, улыбка. В отличие от мясистой, деревенской бабёнки Холлидей Гренджер (исполнитель роли в сериале Джордана), Изольда Дихаук — тоненькая, воздушная с девичьей фигурой и незаурядным талантом. Её Лукреция — не тупая дырка, которую циничный отец подкладывает в постель своим потенциальным союзникам, она — политик, умный, обладающий стратегическим мышлением, даром улаживать конфликты, рассудительностью. В середине второго сезона выясняется, что она чуть ли не самый вменяемый человек в семье. На фоне Чезаре, ярко горящего на огне собственных амбиций, утомлённого и растерянного Родриго, Лукреция сохраняет уверенность и спокойствие, она действует рационально и в этом её сила. Очень изящно решена тема возможного инцеста. Между Чезаре и Лукрецией нет скотской похоти, есть очень светлое чувство любви, привязанности, близости душ. Авторы не стали поганить фильм сценами инцестуальной случки (как это сделал Джордан), их решение более тонкое, романтичное. Фильм демонстрирует сложность человеческой натуры, её многогранность, сочетание качеств казалось бы несоединимых. Жестокость и ранимость, злобу и нежную привязанность. Фильм густо населён колоритнейшими персонажами. Здесь и Леонардо, и Макиавелли, французские и испанские короли (Хуана Безумная, несколько лет возившая с собой труп мужа — это реальный факт). Нам показывают не лубочную сказку, не сборник исторических анекдотов, а живую жизнь, брызжущую кровью и спермой, жизнь во всей её сложности и многообразии. Итог. Канадский сериал — работа ремесленника, грубая, топорная. Джордан в шубе и в валенках ворвался в баню (жизнь Борджиа), снял рыхлую, безжизненную сказочку, бездумно повторив все клише о жизни неординарной семьи. Фонтана препарирует эпоху очень тонким инструментом, делает это бережно и изящно. 10 из 10
Европа эпохи Возрождения. Расцвет искусств, эпоха просвещения и новых открытий, а еще — время непрекращающихся войн, беззакония и невыносимого разврата. Леонардо, Микеланджело, Макиавелли, Васко де Гама, Колумб, Фердинанд и Изабелла, семьи Сфорца (по одной из версий именно Екатерина Сфорца стала прообразом Джоконды) и Фарнезе — дошедшие до наших дней имена того времени. На фоне этого развиваются события фильма, а в центре всего — Ватикан и самый вожделенный престол того времени — папский. История самого одиозного в истории папы Александра VI, урожденного Родриго Борджиа, и его семьи легла в основу трех сезонов франко-германско-чешско-итальянского сериала «Борджиа», в некоторых странах демонстрировавшегося под названием «Борджиа: вера и страх». После коммерческого успеха «Тюдоров» телевизионщики решили прочнее обосноваться в нише костюмного исторического сериала и в 2011 году выдали зрителям две совершенно независимые постановки «Борджиа» — канадскую версию, известную так же как «Showtime» с Джереми Айронсом и «Веру и страх». Несмотря на то, что «Вера и страх» начала сниматься на два года раньше канадской версии, вышли оба фильма практически одновременно, и вариант с Айронсом более знаком зрителю. Зрителям предоставилась уникальная возможность получить удовольствие от двух совершенно разных взглядов на одни и те же исторические события, на исторические фигуры Родриго Борджиа и его окружения. Фильм с Айронсом более легок и развлекателен, адаптирован для семейного просмотра. «Вера и страх» — это попытка серьезного исторического исследования. Видимо, поэтому, авторы фильма за основу берут многие спорные исторические версии, начиная от дат рождения детей Родриго, что значительно смещает акценты семейных взаимоотношений. И для особых знатоков истории таких спорных моментов в сериале немало, но это ни в коей мере не умаляет огромных художественных достоинств картины. «Вера и страх» — результат работы интернационального коллектива. Режиссеры работали над блоками серий. Здесь и Оливер Хершбигель (выдающаяся его работа в этом сериале. За нее ему можно простить даже провал с «Дианой»). Здесь и Дебора Уолш, известная по «Тюдорам». Авторы сценария из США и Франции, актеры — вообще из разных стран, что не очень понравилось зрителям англоязычных стран, потому что многие герои говорят с разными акцентами. Но в целом, это — мощнейшая режиссерская работа, работа художников-постановщиков, операторов, великолепный актерский состав, точное попадание в образы, Родриго Борджиа уже многие века — синоним жестокости, насилия и разврата. Джон Доумен являет зрителю не мелко-коварного штампованного отравителя, а нерушимую глыбу. Его Родриго — прежде всего политик, по крупицам собирающий воедино разобщенные города, герцогства и королевства Италии. Он не только хитер — он умен. Он жесток и раним. Он любим и он страдает от любви и ревности. Он предан семье и не верит никому вокруг. Доумен показывает Борджиа такого масштаба, что все предыдущие представления о нем кажутся плоскими и мелкими. Рядом с ним фигура его сына Чезаре, в исполнении молодого ирландского актера Марка Райдера, который стал настоящим открытием и потрясением для зрителя. «Человек с лицом Христа и глазами Сатаны», — говорят о Чезаре в фильме. Трудно сказать на счет глаз, но лицо, словно сошедшее с икон, заставляет зрителя холодеть. Необыкновенное обаяние актера, его харизма, ломают все стереотипные представления о Чезаре как о жестоком беспринципном развратнике. Перед нами Чезаре — воин, любимец своего отца и любимец удачи. Человек, привыкший добиваться своего. Мы видим становление Чезаре, понимаем причины его поступков, осуждаем его и сочувствуем ему. История — коварная дама. Никому не дано узнать всей истины до конца. Ведь, несмотря на то, что принято считать Чезаре Борджиа отъявленным грешником, на то, что его тело когда-то было захоронено под церковной тропой, сегодня его прах хранится под алтарем церкви Святой Марии, а в городе Виане ему установлен памятник и жители до сих пор трепетно относятся к памяти Чезаре. Наряду с Родриго и Чезаре, все остальные герои фильма — это яркие, выпуклые образы. Члены коллегии кардиналов, правители Европы, члены семьи Борджиа, Фарнезе — это безусловные актерские удачи. На мой взгляд, успех сериала во многом обусловлен тем, что авторы не стали спекулировать на слухах и мифах, многие столетия окружающие фамилию Борджиа. В фильме практически нет инцеста и отравлений, которые приписываются семье. Разве что вещи, которые, в принципе, были характерны для того времени. Авторы не обличают семью Борджиа, они рассказывают о ней, лишь как о естественном порождении своего времени — жестокого и коварного. Эпоха — такой же главный герой фильма, как Родриго и Чезаре. Эпоха с пытками и жестокими казнями, с гадалками и проститутками, с сифилисом и романтической любовью. Авторы сняли исторический фильм, который наверняка вызовет у зрителя волну интереса к тому периоду, заставит переосмысливать какие-то вещи и события. Канадская версия выдержала три сезона и, потеряв зрительский интерес, прекратила существование. «Вера и страх» в 2014 году закончила съемки последнего, третьего сезона, и с сентября он уже начал демонстрироваться в Италии и Франции. Это логическое завершение рассказа о первой итальянской mafia. Это один из самых ожидаемых сериалов в мире и, без сомнения, он уже занимает достойное место рядом с «Римом» и «Тюдорами». 10 из 10
Если вы любите историю, четко продуманный сценарий с умными диалогами, наблюдать развитие характеров, когда персонажи не плоские, а многогранные, ищущие себя — это ваше кино! Оно не только с максимальной достоверностью расскажет о знаменитой семье Борджиа, но и позволит любоваться качественной игрой актеров, великолепными декорациями, завораживающей музыкой. Здесь скрупулезно и тщательно воссоздано время Средневековья: время междоусобиц, кровавых казней и с интересом следящей за ними толпы, интригующей борьбы за папский престол и правления Папы Александра VI, прозванного своими современниками «чудовищем разврата». Много исторических персонажей представлено здесь: семья Борджиа, стремящаяся к власти в Риме и во всей Италии; семья Фарнезе, пытающаяся упрочить свое положение под покровительством понтифика; кардиналы Священной коллегии, с далеко не святыми мыслями и делами; и многие, многие другие, жизнь которых увлекает, затягивает и через некоторое время кажется, как будто тоже живешь среди них, в Риме, в Вечном городе. Игра актеров, даже второстепенных — на высоте! Особое удовольствие смотреть этот сериал на языке оригинала с русскими субтитрами, когда можно почувствовать все эмоции, все оттенки чувств. Джон Доумен в роли Родриго Борджиа покоряет сразу и бесповоротно. Он мастерски передает силу характера своего героя, острый ум, готовность все принести в жертву, ради достижения желанной цели. Можно наблюдать, как постепенно власть и жажда наживы разрушают его, как деградирует он под их влиянием. Точное попадание в образ! Стэнли Вебер очень хорош в роли Хуана Борджиа. Отлично переданный образ жалкого, не обремененного никакими талантами человека. Приятная внешность и атлетическая фигура сначала непроизвольно вызывают симпатию, которая со временем сходит на «нет», когда во всей «красе» раскрывается его характер. В исполнении Изольды Дихаук получился очень интересный образ Лукреции Борджиа — юная девушка, жизнерадостная, влюбчивая, спешащая узнать жизнь во всех ее гранях. На фоне легкомысленности юности уже проглядывается характер Борджиа, коварный и расчетливый, а своеобразная красота, выделяющая ее среди других женщин и цепкий ум, позволяют увидеть в ней будущую «роковую даму Средневековья». Образ Чезаре Борджиа сложен, противоречив и бесконечно интересен. Невозможно описать, насколько Марк Райдер убедителен в этой роли! Он создает яркий, харизматичный персонаж, настолько реальный и живой, что им нельзя не восхищаться! Его Чезаре или пугает, или влюбляет в себя, в любом случае к нему нельзя остаться равнодушным. Сначала это неуравновешенный юноша, находящийся в разладе с самим собой, отчаянно ищущий свое место в жизни, стремящийся завоевать любовь и уважение отца. Он взрослеет и превращается в амбициозного мужчину с грандиозными планами и невероятной энергетикой. Его обаяние «падшего ангела» распространяется далеко за пределы экрана. Жестокий, честолюбивый, незаурядный, фантастический Чезаре Борджиа! Интересно наблюдать, как развивают линию Чезаре-Лукреция — балансирование на острие ножа, мега эмоционально. Когда они рядом звучит необыкновенная, нереальная, как будто космическая музыка. Этот сериал подарил массу незабываемых впечатлений. Только одно плохо — невыносимое ожидание следующего сезона. Как же хочется поскорее вернуться в неспокойные времена Средневековья и снова встретиться со всеми полюбившимися героями! Только максимальная оценка!
Семейство Борджиа всегда вызывало интерес не только у историков, но и у режиссеров. Свое знакомство с Родриго, Хуаном, Чезаре и Лукрецией я начала с просмотра канадского сериала. Сначала мне все безумно нравилось, красивые лица, костюмы, хороший подбор актеров. И это был словно туман, за столь красочной картинкой по сути ничего. Во французско-немецком варианте все не так. Здесь показана реальная история и настоящие люди. Заговоры, отчаяние, предательство, преданность, дружба и любовь. Здесь ничего не приукрашено (это касается сцен казни), обнаженные сцены просты и в тоже время красивы. Здесь вы не увидите безумно дорогих украшений, интерьера, костюмов, но кто сказал, что все в то время купались в роскоши и золоте, как нам показала канадская версия. Сначала меня это немного насторожило, но зачем отвлекаться на тряпки, если за ними такие личности. Родриго Борджиа. ВОН ОН, тот самый, старый и властный, расчетливый и хитрый, для которого дети являются способом достижения собственных целей и укрепления своего положения как папы. Актер не сыграл, он по-настоящему прожил эту роль. Верю, верю! Чезаре Борджиа. Я никогда не видела такого безумного взгляда! В первом сезоне он был юношей, который лелеет свою мечту стать воином, но должен нести тяжкий крест и подчиняться воле отца и Папы. Но чем дальше ты наблюдаешь за развитием героя, тем страшнее тебе становится. Он превращается в мужчину, который любой ценой добивается своей цели. Как говорит народная мудрость: яблоки от яблони недалеко падает — это молодая и полная сил и амбиций версия Родриго. Чезаре и должен быть таким безумным, хитрым, страшным человеком. Актер справился с этой ролью на все 100%. Лукреция Борджиа. В первой серии совсем еще юная дева, нераспустившийся бутон, ангел. Но жизнь ее не сахар и ей приходится рано взрослеть и решать серьезные проблемы. На протяжении двух сезонов показано развитие этого персонажа, и она становится той самой умной, красивой, интересной женщиной, которой поклонялись мужчины. Посмотрим, что будет в 3 сезоне. Хуан Борджиа. Это единственная капля дегтя в бочке с медом. Нет, Вебер хорошо справился со своей ролью, но его герой совершенно не запомнился. Только в конце, когда он раскаивался во всех своих грехах, можно поверить ему, но хотелось бы и до этого ему верить. Итог: обязательно посмотрите этот сериал. Вы можете посмотреть и канадскую версию, но прошу, не забудьте про эту. Сравните и сделайте для себя выводы. Я сделала: это французско-немецкая история. Настоящая история жестокого семейства. Приятного просмотра! 10 из 10
Хочу сразу сказать, что давно смотрю канадский вариант, поэтому мнение мое может быть, не отрицаю, предвзятым, ведь я прикипела к Айронсу, Грейнждер и остальным. Сразу плюс за более исторически-точный сюжет: здесь меньше художественной постановки и больше фактов. Кроме того подборка актеров конкретно по возрасту заслуживает наивысших похвал. Об исполнении ролей: Хуан получился слишком наигранный, Вебер явно любуется собой и частенько позирует на камеру, чем портит впечатление. Лукреция же вышла замечательная, переданы все черты девушки, все ее возрастные нелепые переживания, а, впоследствии, капризность и стервозность властной женщины. Чезаре ввел меня в ступор. Его «специфическая» внешность сначала не давала мне покоя. Актер, несомненно талантливый, играет на профессиональном уровне. А вот характер самого героя меня смутил: очень много рецензий на тему его воинственности, силы, мужественности и т. п. Увы, я увидела здесь ослепленного гордыней и амбициями психически неуравновешенного молодого человека. И он меня пугал от серии к серии, его больной взгляд пробирал до мурашек. Родриго Борджиа великолепен, хочется аплодировать стоя! Это не совестливый и щедрый Айронс, а именно тот Борджиа, каким он был: алчный самодур с минимумом принципов и еще меньшим списком моральных устоев. Но несмотря на явные достоинства меня не покидало чувство отстраненности и дискомфорта в некоторых моментах, опять же, возможно в силу предвзятости. Поэтому мнение мое оставлю нейтральным, а смотреть или нет — решайте сами. А я, пожалуй, продолжу любоваться канадской версией.