Птичья песня
- 22 янв 2012
Чтобы понять феномен потерянного поколения начинать надо с Ремарка и Хемингуэя, это всем известно. Литература вообще в этой теме практически ничего не оставила для кино, разве что экранизации, ни одну из которых навскидку и не вспомнишь. Но тем не менее до сих пор эта тема смущает покой сценаристов и режиссеров, и тема маленького человека на фоне большой войны остается, к сожалению, своевременной всегда. В 2004 года Жан-Пьер Жене снял «Долгую помолвку», несколько сместив акценты в канонической теме Первой Мировой, а в 2012 Филип Мартин снял классическую драму потерянного поколения «Птичья песня» по роману Себастьяна Чарльза Фолкса (1993). Место действия — север Франции в разгар войны, молодой офицер британской армии, служащий в частях, которые называют кротами — они воюют под землей: роют тоннели, подбираются вплотную к врагу, прослушивают свои лабиринты и постоянно помнят о том, что в любой момент их может навсегда засыпать здесь землей. Временной план этого двухсерийного фильма разделен между войной, в которой главный герой Стивен (Эдди Рэдмен) проходит через бесконечную цепь испытаний, и воспоминаниями — о свете, покое, любви. Получается что реальность, которую Стивен наблюдает вокруг себя, сосуществует в его сознании с реальностью, которую он носит повсюду с собой. Мир реальный, утопающий в крови и пыли слишком далек от мира идеального с его солнцем и пением птиц, которые осветили его отношения молодого британца с француженкой Исабель (Клеманс Поэзи). Здесь, как и во многих произведениях на эту тему, отчетливо видна граница между мирами, разрыв эпох и мысль о том, что прежняя жизнь никогда не вернется. И мысль это очень явно обозначена в визуальном ряде фильма — слишком сильный контраст между идиллической картиной прошлого в прекрасной усадьбе и бессмысленной жизнью в ужасных траншеях. «Птичья песня» слишком старательно повторяет интонацию дискурса Первой Мировой войны, выработанную культовыми книгами прошлого века: он напоминает и того же Ремарка, но еще сильнее созвучен Ален Фурнье — автору единственной книги «Большой Мольн», погибшему в самом начале войны. Какая-то растерянность перед будущим, которая смутно ощущалась еще до 28 июля 1914 года, лирическая чувственность и в какой-то степени даже схожие сюжеты — все это роднит «Мольна» и «Птичью песню». Но то, что но преимущество фильма в его зрелищности и здесь Филип Мартин не только достигает убедительности в том противопоставлении жизни прежней и нынешней, о котором говорилось раньше, но и безошибочно подбирает актеров, которые не только органичны и убедительны, но и популярны — и в данном случае с помощью этого удается приблизить трагедию потерянного поколения к современному зрителю. Эдди Рэдмен и Ричард Мэдден — стали частью современной поп-культуры, снявшись в культовых сагах «Фантастические твари» и «Игра престолов» соответственно. «Птичья песня» — этот отклик на те проблемы, что стояли перед человеком в начале ХХ века, и то, что у авторов есть потребность рефлексировать на эти темы спустя столетие, говорит об их важности и актуальности для человека, живущего сегодня.
«Birdsong» снят по одноименному роману Себастиана Фолкса, который охарактеризован как «литература в своем лучшем выражении». К счастью, экранизация одного из любимейших английских романов оказалась кинематографом в своем лучшем выражении. Эдди Редмейн, еще без Оскара и целого чемодана фантастических зверюшек, смотрится великолепно. Его манера держаться в кадре, которую лично я не люблю, тем не менее полностью передает внутреннее состояние главного героя. Он именно такой — отстраненный наблюдатель, участник событий поневоле, но по зову совести и долга. Прекрасны Клеманс Поэзи, Мэттью Гуд и Ричард Мэдден. Музыка, кадр, плавность повествования делают «Birdsong» маленьким шедевром, который затрагивает сердце каждого и навсегда там остается. Очень радостно читать в отзывах, что многие испытали те же чувства от просмотра этого фильма.
«Птичья песня» — экранизация романа Себастьяна Фолкса, который известен под названием «И пели птицы». Сюжет повествует нам об англичанине Стивене (Эдди Редмейн), который приехал в Амьен по работе. Оставшись жить в семье Рене и Изабель (Клеманс Поэзи) на время работы, он влюбляется в хозяйку дома, любовь к которой пройдет красной нитью через всю его жизнь. Не являясь фанатом романа Фолкса, все же решила посмотреть данную экранизацию из-за Редмейна, и… не ожидала, что фильм, или, в данном случае, мини-сериал, так понравится. Это тот редкий случай, когда экранизация превосходит оригинал. Сам роман я дочитывала с ужасным раздражением, ожидая, когда же кончится мое мучение. Фильм, однако, несмотря на свое неторопливое повествование, не кажется затянутым, он сконцентрирован на чувствах и эмоциях героев, поэтому акценты камеры на лицах персонажей расставлены как нельзя лучше. Герои смотрят друг на друга, касаются друг друга — камера это покажет как будто в замедленном действии, ничего не ускользнет от взгляда зрителя. Эмоции переданы очень четко и красиво. Я не фанат расхождений экранизаций с оригинальным сюжетом, но здесь очень порадовало отсутствие некоторых сцен из романа, на мой взгляд, абсолютно нелогичных. Книжную Изабель я так и не смогла понять. Не поняла мотивов ее поступка. В фильме же поступки героини выглядят гораздо логичнее. Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение, нелинейное построение сюжета, которое, на мой взгляд, смотрится очень выигрышно. В фильме переплетаются две линии — линия войны и линия любви. И благодаря чередованию этих двух линий, эмоции более пронзительны. Тема войны в фильме показана в темно-коричневых безрадостных красках, а тема любви — наоборот — в ярких и сочных. Если вы любите неторопливые повествования, красивые истории любви, разворачивающиеся на фоне войны, то фильм вам определенно понравится. 10 из 10
Фильм о любви и войне — двух противоположностей, которые, тем не менее, уживаются в чистой душе обычного английского солдата. Вся тяжесть и жестокость войны сливается для него с тяжестью расставания с любимой девушкой. Попадая под влияние этих ужасов, он и сам на мгновение становится жестоким. Но на войне он нашел друзей, а любовь дала ему чудесную дочку, и взяв лучшее от этих вещей, он смиряется с тяжелыми утратами и, взяв в качестве лозунга жизни слова своего друга идет дальше. Блестящая актерская работа Эдди Редмэйна заставляет искренно переживать вместе с ним испытания, выпадающие на долю его персонажа. Фильм красиво снят и книга экранизирована более чем достойно. Это кино о том, что в самых тяжелых и безвыходных ситуациях есть Свет. И держась за него, ты знаешь куда идти. 8 из 10
В истории человечества много позорных страниц, и все они написаны кровью. Страницы Первой мировой войны написаны кровью десяти миллионов солдат и двенадцати миллионов гражданских. Главному герою фильма «Птичья песня» Стивену Рейсфорду, потерявшему любовь, а вместе с ней желание жить, также суждено было стать безликой единицей в этом списке, еще одной фамилией, которую нанесут на стену триумфальной арки, возведенной в честь очередной годовщины очередной кровавой бойни. Хрупкий мальчик с нервными пальцами, прячущий за жесткостью душевную боль, а за военным мундиром — разбитое сердце, в 1916 году он оказался в окопах Северной Франции не ради славы или иной великой цели, в которую давно уже не верил. Он ставил эксперимент на себе и на других, исследуя, как низко способен пасть человек, оказавшийся в нечеловеческих условиях, и понял, что этому падению нет конца. Он и сам был бы рад пасть туда, где стираются грани между человеком и животным, где можно закрыть глаза и тут же стереть из памяти размозженную выстрелом голову фронтового товарища, минуту назад рассказывавшего о новостях из дома; где можно стоять, опираясь для устойчивости сапогом в труп однополчанина, и стрелять-стелять-стрелять в невидимого врага, такого же дикого и обезумевшего от страха и боли. Он хотел забыть о том, кем был, однако насмешливая судьба вновь привела его в город, где жила та, кого он пытался стереть из памяти; чьи глаза и профиль он бесконечно выводил на бумаге; та, воспоминания о ласках которой распаляли его воображение, не давая уснуть по ночам, когда над головой грохотали снаряды. Он звал ее в бреду, лежа среди трупов и неотличимый от них, и ее имя, свежее, словно дыхание ветра в душный летний день, удерживало его на грани смерти. Изабель… Он узнал ее в другой жизни, когда в 1910 году приехал во Францию из Лондона по заданию фирмы, чтобы увидеть, как запускают ткацкие станки — детище прогресса, отнимающее хлеб у протестующих рабочих — но вместо этого влюбился в прекрасную жену хозяина ткацкой фабрики, любезно предоставившего приезжему комнату в своем роскошном особняке на окраине Амьена. Погруженный в собственные заботы грозный муж, ночами поколачивавший жену в отместку за свое мужское бессилие, даже не заметил, как сначала робко, а потом все ярче разгоралось пламя страсти между хозяйкой и гостем. Как становились всё дольше случайные прикосновения. Как желание сквозило в скрещении взглядов, в скольжении белокурого завитка по нежной шее, в легком взмахе пушистых ресниц… Когда открылась правда, оскорбленный супруг пожелал им убираться в ад, и вот ад нашел Стивена. Несмотря на полное несходство с героем легшего в основу фильма романа «И пели птицы», черноглазым и черноволосым Рейсфордом, Эдди Редмейну с его хрупкой ломаной грацией удалось идеально передать образ юноши, впервые познавшего сильное чувство и навсегда отдавшего себя в его власть. Хороша в роли Изабель и французская актриса Клеманс Поэзи. Также мало схожая внешне с литературной возлюбленной Стивена, она не только тонко передает жажду жизни юной жены, жестоко подавляемой суровым супругом, но и являет собой идеальную пару для персонажа Редмейна, гармоничную даже внешне — нежная прозрачная кожа актеров словно лишний раз подчеркивает уязвимость их персонажей, противопоставляя их окружающему грубому миру, где красивой народной песне предпочитают напыщенное представление, а любви — видимость семейного счастья. Кадры, изображающие их постепенно зарождающееся чувство и сцены близости, настолько совершенны, что кажется, возникшее между ними напряжение можно ощутить физически. При этом режиссер Филип Мартин взял на себя смелость изменить не только внешность персонажей, но и хронологию развития действия, заменив линейное построение сюжета мозаичным, перемежая сцены мирной жизни и военной действительности. Благодаря чему ему удалось сохранить интригу, заставляя зрителя гадать, какую мрачную тайну может скрывать юный лейтенант, готовый приговорить подчиненных к расстрелу за малейшую провинность, но в то же время до последнего вздоха держащий за руку умирающего солдата своего взвода с развороченной взрывом грудной клеткой. Одновременно режиссер добивается яркого контраста между сценами мира и войны, постепенно раскрывая историю прошлой жизни Стивена и его несчастной любви, прерываемую эпизодами страшных смертей английских солдат. Это видно даже в выборе цветовой гаммы: яркой и сочной для довоенного времени и темной, серо-коричневой, а временами почти черно-белой при изображении сцен сражений. Впрочем, во второй части, посвященной последним годам войны, над полями боя вновь светит солнце, сияющее в ярко-синем небе, однако на его фоне почерневшие от копоти стволы израненных деревьев, изрытая снарядами земля и здание разрушенной артобстрелами церкви выглядят еще более дико и неестественно. Так же неестественно, как пение птиц в подземных туннелях, взятых туда, чтобы предупреждать о нехватке кислорода; как случайные смерти товарищей Стивена, уже успевших пообещать своим родным скорое возвращение в еще не отосланных письмах. Настолько же неестественно, как эта бессмысленная война, собирающая урожай тысяч и тысяч жизней тех, кто уходит по пыльной дороге в стоптанных сапогах с ранцем за плечами под песню «Я сложил свои беды в походный мешок». Война, уничтожившая четыре государства, а вместе с ними всех, до кого успели добраться ее костлявые руки; отнимающая отцов, мужей, братьев и сыновей, и оставляя вместо них сотни братских безымянных могил и стопки пожелтевших писем на пропахшей табаком бумаге. Война, о которой стыдно вспоминать и которую стыдно забывать. И пусть фильм завершается на мажорной ноте, воспевающей всепобеждающую силу любви и неистребимость желания жить, однако в глазах выживших навсегда останется ужас увиденного и скорбь по погибшим.
Совершенно случайно нашла этот фильм и чудо произошло, а история «Птичья песня» началась. Почему-то совершенно не ожидала, что этот фильм окажет на меня такое влияние и оставит огромный след в моей душе, но это так или иначе произошло и думается, произойдёт с каждым, кто посмотрит сей шедевр! Первое, что заворожило — игра красок. Подача режиссера фильма, просто на высочайшем уровне. Он будто играет сценами, перекатывая между пальцами, смакуя каждую. И это нереальное переплетение двух «жизней» одного человека — это конечно добавляет переживаний. И когда ты в голове думаешь:» Пожалуйста, пожалуйста, только не это» и Филипп Мартин будто протягивает руку помощи:» Не переживайте, хорошее время уже на пути!». Я ждала это «хорошее время», потому что- то, что показано в фильме, должно было быть разбавлено чем-то добрым, светлым. Любовью. Сценарий — великолепен, бесспорно. От начала и до конца. История любви — невероятна. Любовь — это то, что держит нас на плаву. О чём еще думает солдат, собираясь в «последний бой», как не о любимой, о семье. И как же красиво рассказана история между главными героями. Давно я не испытывала таких, до дрожи, чувств, от того, что видела. Столько химии, столько очарования, столько минимализма в словах, меж тем, максимализма чувств! Браво! Конечно всего этого не было бы, если бы не актёры. Эдди Рэдмэйн — потрясающая работа. Верила каждому его движению, каждому слову и жесту. Клеманс Поэзи — хороша, красива, но с открытым ртом. Хочется так же отметить Ричарда Мэддена, который, думаю, не только мне запомнился в роли Старка в «Игра престолов». Не ожидала почему-то от него такой хорошей игры. Справился. И, конечно же, Фаербрейс. Джозеф Моул — для меня он был ангелом в этом фильме. Без него бы, картина была бы не полной. «А больше ничего и не нужно, сэр. Просто любить и быть любимым.». Столько истин и разных сторон нашей жизни в одной истории. Обязательно прочту книгу в ближайшее время. Полный восторг с моей стороны. Обязателен к просмотру! Браво, господа! Браво! 10 из 10
Наткнувшись на этот фильм совершенно случайно и посмотрев трейлер к нему я сразу понял, что он заслуживает внимания. Но я не ожидал, насколько грандиозное впечатление он на меня произведет. Начну с операторской работой и общей цветовой гаммы картины — она, без преувеличения, гениальна. Фильм безумно красив. Думаю, что эстетам он придется по вкусу. Саундтрек — ненавязчив, но полностью соответствует настроению и стилю картины, за него тоже с удовольствием поставлю максимальную оценку. Сценарий основан на гениальном произведении Себастьяна Фолкса. Ну и конечно то, что заслуживает особого внимания — сами персонажи и их воплощения актерами. Практически каждый персонаж этого фильма вызывает неподдельную эмпатию. Каждый переживает свою драму и в мирное и в военное время. В мирное время персонажи страдают от тени прошлого и отсутствия взаимопонимания. В военное от осознания быстротечности жизни и страха потерять тех кого любишь. Но именно любовь — это то чем этот фильм пронизан и это чувствуется очень сильно. Красивый фильм и внешне и внутренне. Браво! 10 из 10
Признаюсь честно, начиная смотреть «Птичью песню», я никак не ожидал настолько влюбиться в эту картину. Казалось бы, все просто — любовь, война, пара красивых мордашек и выжимающих слезы сцен. Никого этим не удивишь и вряд ли даже тронешь, звание самой трагичной лавстори давно и прочно застолбил за собой «Титаник» и по количеству истраченных при просмотре бумажных платочков его «Птичьей песне» точно не переплюнуть. А как оказалось — и речь не об этом, и цель не та, и все, в общем, гораздо лучше, чем можно было ожидать. Сама композиция фильма не дает «застрять» в каком-то одном настроении, после ностальгически-сладких картинок довоенной жизни переноситься в траншеи Северной Франции — холодный, нет, скорее даже ледяной душ, здорово отрезвляющий даже самые романтически настроенные натуры. Счастье — иллюзорно, мимолетно, априори не_вечно. Изабель (Клеманс Поэзи) — замужняя женщина, но ни для нее, ни для ее мужа этот брак — вряд ли счастливый. И появление в их доме двадцатилетнего англичанина Стивена Рейсфорда (Эдди Редмэйн) неизбежно приводит к увлечению молодых людей друг другом, затем перерастающему в Чувство, глубокое, полное, то, которого ни ему, ни ей еще не доводилось испытывать и вряд ли доведется снова. Идиллические прогулки под пение птиц перемежаются страстными любовными сценами. Романтика? Хэппи энд? Как бы не так. Оп! Время менять декорации. Лейтенант Рейсфорд — человек, верящий в случай, Джек Файрбрейс — проходчик, закладывающий взрывчатку в шахты близ немецких укреплений, смерть, ежедневно уносящая жизни десятков солдат и офицеров — разве здесь есть место любви? Разве в этом аду можно думать о чем-то кроме того, что ты можешь умереть завтра, а может даже и сейчас, в эту самую минуту? Можно. Оказывается, можно. - Я любил одну женщину, Файрбрейс. И она любила меня. Актерская работа — выше всяких похвал. Об Эдди Редмэйне много говорят после выхода «Отверженных» и «Моей недели с Мэрилин», но на самом деле свой актерский потенциал он доказал еще в далеком 2006 году, снявшись в «Читая мысли». И здесь он — прежде всего уместен, как в белоснежной рубашке с накрахмаленным воротничком, так и в военной форме. Клеманс Поэзи мила, но не до приторности, ровно в той степени, что положена ей по роли, Джозеф Моул не передергивает ни с образом простого парня, ни с излишним драматизмом. Замечательный фильм, к сожалению, так и оставшийся обойденным широкой публикой — может быть, из-за не слишком большой популярности романа Cебастьяна Фолкса в России. 10 из 10
На меня произвел впечатление данный фильм. Очень интересно и красиво снято, роман правда не читала, при первой же возможности прочту. Эдди Редмэйн, в последнее время он у всех на слуху, это связано с его ролью а точнее пением в фильме «Отверженные», хотя и играть он может да еще как! Он создал образ интеллигентного романтика, который впервые в жизни был влюблен, любим и любил, я емы верила, и было приятно смотреть на него и пару с ним Клеманс Поэзи, они даже в чем-то схожи, у обоих необычная внешность. И хотя по возрасту они ровесники, Клеманс смотрится зрелой женщиной, или это было по сценарию. Но, в любом случае Редмэйн выглядет очень молодо. Закадровые хроники, нас кидают и в окопы и в красивый дом, воспоминания его героя, очень трогательны, при этом он находясь в солдатском окопе, он не трусит, а старается выжить. Я не умею писать красиво рецензии, но фильм стоит вашего просмотра, из-за актерских работ, красивой операторской съемки и самой истории. Приятного просмотра!
Мне очень понравилась книга Birdsong. Написана она удивительно красивым языком, и повествует о красивой, но очень печальной истории любви. Эта книга из разряда тех, о которых можно сказать — совершенство! Браво автору! Фильм великолепно передал атмосферу книги, очень точно и полно. Съемки дивной красоты, великолепная музыка, замечательные актеры. Чего еще желать? Я пересматривала эту историю уже несколько раз, хотя пересматривать что-либо не люблю. Этот фильм оставил действительно очень глубокое впечатление. Кроме того, весьма интересны интервью с актерами и съемочной группой. Все на отлично. Завидую тем, кто будет смотреть в первый раз. Браво создателям! Только это не сериал, как указано на данном сайте. Это двухсерийный фильм, хотя серии довольно длинные. 10 из 10