Ганнибал
- 13 апр 2013
- 04 апр 2013
Итак, значит, сериал. Про Ганнибала, стало быть. Одним словом: ТОСКА — такая же зелёная, как общий фон фильма. Кстати, терпеть не могу эту современную манеру — снимать в каких-то серо-зелёных тонах. Какой-то супер-больничный привкус от этого буквально возникает во рту. Сам доктор Лектер выглядит не монстром с какой-то своей «моралью», а банальным обжорой, которому элементарно не хватает денег на приличную мясную вырезку. Первый сезон — ещё туда-сюда, с половины второго сезона пошла такая тягомотина с псевдозаумью и словесными игрищами на пустопорожние психоложеские темы, что просто скулы сводило от скуки. Третий сезон — абсолютная, беспримесная, чистейшая скучища смертная. Всю историю о Красном Драконе вывернули наизнанку, Рива оказалась африканкой (разумеется — ха-ха, куда же без этих тенденций…), псих-Дракон — абсолютно никакой… Сравнивать с оригинальным фильмом «Красный дракон» — более чем нелепо. Итог: никому эту муть НЕ рекомендую. Зря потеряете время и рискуете вывихнуть челюсть от долгих зевков…
Сериал однозначно качественный во всех смыслах, при этом — явно не для всех. Поражает количество изощрённых сцен мест преступлений, которые с каждой серией становятся всё более ужасающими. Можно представить себе скульптора или художника, который после каждого убийства — думает как бы поэффектней сделать свою работу, чтобы все были шокированы, ведь это надо сделать оригинально и незабываемо, чтобы зрители шедевра — запечатлели его на всю оставшуюся жизнь. Откровенно говоря, сложилось впечатление, будто сцены убийств, придумывал, настоящий психопат. В этом плане — смотреть сериал довольно тяжело, когда видишь очередную шокирующую сцену, будь то гриф в горле музыканта, которому разрезали трахею и попытались играть как на инструменте, или расчленённый человек, отдельными своими частями насаженный на скелет древнего животного в музее палеонтологии. Дальше — сюрреализм огромная куча сюра, которая следует за главным героем Уилом Грэмом, иной раз не понимаешь, это очередная галлюцинация главного героя или, реально, происходящие события. Сериал больше смахивает на дневник сумасшедшего, который сидит в комнате оббитой мягким плюшем и медленно сходит с ума в своём воображении, становясь то убийцей, то полицейским, настолько нереалистичным кажется происходящее в сериале. Сложно оценить такой сериал, но можно однозначно сказать — что это он «на любителя» кто-то найдёт в нём что-то интересное, а кто-то устанет от постоянных разговорных сцен, а третьего оттолкнёт излишняя жестокость. а четвёртый так ничего и не поймёт. Однако бросать сериал на 1—2 серии — довольно глупо, если не смущают довольно жестокие сцены с выставленными напоказ расчленёнными трупами — рекомендую дать сериалу шанс, и хотя бы посмотреть 1 сезон, действо развивается очень медленно, постепенно меняются обстоятельства и места действий, со временем — даже, жанр, уходя от детектива, до, тонкой психологической драмы, при этом не теряя своих «фишек».
«Ганнибал» — один из самых захватывающих, невероятных, умных сериалов, с которыми мне довелось столкнуться. Ничто не могло сравниться с его красотой и элегантностью. Каждый случай необычен, уникален и пугает, и, несмотря на то, что мы знаем, кто такой Ганнибал Лектер (Мадс Миккельсен), он все равно умудряется удивлять нас на каждом шагу. Интеллект, острый ум, которым он обладает, пугает, и хотя то, что он делает, ужасно, с некоторой точки зрения его действия можно понять. Разве люди не убивают животных, не охотятся на них, не делают опыты на животных, считая их низшими существами? Неужели так удивительно, что в один прекрасный день может появиться еще один монстр, который вместо этого будет нацеливаться на людей? Ганнибал не сверхъестественное существо, он даже не очень силен физически, но он хитер, умен и манипулирует, и он всегда на десять шагов впереди. Мадс создал изощренного зверя, того, кто, как мы все знаем, является монстром, но так чертовски хорош в убеждении окружающего мира, что он-лучший друг и наперсник. Его невероятное обаяние и понимающая, крохотная улыбка, которую он делает всякий раз, когда кто-то говорит что-то, о чем только он (и зрители) знают правду, одновременно смешны и тревожны. Он любит быть змеей в траве, и любит видеть, как мир формирует себя, когда он постоянно нарушает его. Однако всегда где-то рядом появляется Уилл Грэм (Хью Дэнси). Уилл — персонаж, которого я лично считаю еще более интересным и сложным, чем Ганнибал. Ганнибал не считает человеческие жизни важными, он очень темный, но вежливый убийца, в то время как Уилл не понимает, на чьей он стороне. В нем есть тьма и свет, борющиеся за господство, и вы никогда не можете быть уверены, кто из них победит. Его дар сделал его открытым и уязвимым для темных импульсов, которые уже развивались внутри. Встреча с Ганнибалом навсегда изменила его жизнь. Отношения между Ганнибалом и Уиллом — единственные в своем роде, романтические в болезненном, завораживающем смысле. Любовь и ненависть, обида и прощение разделяют их, а затем объединяют — только для того, чтобы снова разорвать. Они не могут жить друг без друга, но для них также почти невозможно жить вместе, потому что независимо от того, насколько Уилл понимает и «видит» Ганнибала, его моральный компас силен. Постоянная психологическая борьба между ними завораживает. Эти эпизоды постоянно держали меня на грани, удивляли и шокировали. Я любила каждый сезон, каждый эпизод, даже если они были разными. Некоторые были процедурными, «монстры недели», некоторые были чисто психологическими, особенно в третьем сезоне, некоторые были продолжением рассказанных историй. Есть кровь, есть смерть, есть жестокость, но изящество всего этого скорее восхищает, чем возмущает. Это показывают красиво и «вежливо», даже самые ужасные вещи. Этот сериал, который заслуживает всемирного признания, хотя и не для всех, учитывая, насколько ленивыми стали многие люди.
Достаточно тут было сказано о сюжете, об отличиях от книжной серии, так же, как и о выдающемся визуале и затянутом «перегруженном» сюжете. Моя скромная рецензия призвана еще раз восхититься смелостью и талантом создателей сериала. Ведь он выходил в начале десятых, когда жанр еще не совсем завоевал право считаться достойным рефлексии кинематографа и говорить загадками. Чрезмерный психологизм персонажей и фантасмагорические реплики не только заставляют напрягаться, но и позволяют их повторно анализировать, спорить о мотивациях и по-новому взглянуть на героев и их поступки. А этот сериал из тех, что хочется пересматривать. Несомненно, в плане психологизма и апеллирования философскими категориями первые два сезона сильнее. Третий уже строится в другой плоскости: он полностью погружен в эмоции, чувства и фантазии. Вряд ли можно утверждать, что необычайное путешествие Уилла Грэма в первой половине 3 сезона происходило так, как было показано. В первых двух сезонах каждый разговор героев важен для понимания происходящего; реальность и видения и сны равно двигают сюжет. В третьем переборщили с крупными планами улиток и капающей крови, символизм приелся, да и флэшбеки явно свидетельствуют, что метраж отчаянно растягивали. Но неизменна исключительная история в центре сериала, из тех историй противостояния или любви, что считаются классикой. Образ Ганнибала тут за ледяным нигилизмом и устрашающей кровожадностью скрывает глубоко несчастного человека, который банально нуждается в человеческом понимании. Чтобы сочувствовать ему, нужно долго глядеть в эту тьму. Но именно через любовь к ближнему он истинно открывается — с этой «лучшей» стороны его видит Уилл. Сколько социопатов и психов в окружении Ганнибала ищут его признания, а ему нужен только добрый, праведный Уилл Грэм, который уже в первой серии говорит, как ему ненавистна мысль об убийстве. Как Фауст, имея в достатке все земные радости, выбирает безгрешную Гретхен, которой будет предан душой, так и Ганнибал не ищет легких путей, желая коснуться «благодати», которой он лишен. Возможно, сначала создатели сериала собирались поиграться с ницшеанством главного героя, но чем дальше, тем вернее, что Ганнибал — наиболее религиозный из персонажей. Эту истинную религиозность он пытается внушить Уиллу путем подчинения его воли своей, ради ощущения вечности, хотя жестокая жизнь снова и снова отбрасывает их в момент предательства. Но быть может, спроси Брайна Фуллера, — он скажет, что главную мысль стоит искать в другой реплике: «мы не контролируем в кого мы влюбляемся». Точно, что квирности сериалу не занимать: на этой почве он найдет себе сестринский аналог в виде более успешного «Убивая Еву», там тоже о любви, сбивающей с ног.
Персонажи не раскрыты и всё, чем их поведение обосновано, так это лишь строчками в сценарии. Особенно выделяется на всеобщем фоне гг и Ганнибал, но о них позже. Сюжет — самое слабое место сериала, интриги и интересного повествования нет, по всей видимости, это пытались сюжетными поворотами исправить, но и они не производят вообще никакого впечатления на заядлого зрителя. По факту, без спойлеров о сериале вообще нечего рассказывать — основная сюжетная линия проходит между гг и Ганнибалом, и она такая же слабая, как и весь сериал. Майнд геймс, которого следует ожидать в этом сериале — нет. Просто нет, его просто нет, замечательно. И это главное упущение сериала, за счёт этого бы сериал отлично смотрелся, интересно, но что есть, то есть. Суперспособность гг просто плагиат интеллекта Шерлока, поданная нам под другим углом, и смотрится она… да никак она не смотрится, она просто есть и пользуется ей гг практически только на месте преступления, напоминаю, майнд геймс нет. Персонажи ватные, никакой привязанности и сопереживания не вызывающие, и в их числе этот самый гг и Ганнибал. Гг просто ведёт себя как обычный заурядный человек, стоит ли говорить, насколько интересно наблюдать за ним. И Ганнибал — главный слитый персонаж сериала. Нам за весь сериал показывают только его беседы с пациентами и роскошные готовку с приёмами пищи, всё, его логика, мышление и мотивация — это ваши догадки, сериал ничего не даёт о них знать и никак не раскрывает, не побоюсь сказать, этого главного героя сериала, лучше бы я посмотрел сериал с ним в роли гг, серьёзно. Итог: разочарован, на 3 сезоне просто дропнул эту скукотищу. Не советую смотреть.
Начитавшись отзывов — профессиональных и любительских — перенасыщенных каким-то диковатым восторгом по поводу особой эстетики сериала, все-таки рискнула на него (сериал) глянуть и уже к пятой серии, к собственной радости, убедилась, что описанная «эстетика» мне насквозь чужда и даже местами зловредна — чисто физиологически. Но кроме этого, ощутила и конкретные душевные муки, связанные в основном с алогичностью повествования, доведенном местами до откровенного абсурда. Сильно удивило стремление авторов к объемности сериала — беглый просмотр отдельно взятых серий (из оставшихся в трех сезонах) красноречиво показал, что особого смыслового разнообразия за три года в сценарных головах не появилось, все истории (а в каждой серии они разные) похожи друг на друга, сонмище маньяков, объединенных единым «эстетическим» взглядом на мир и человечество, растет и их приемы повторяются; диалоги двух мужиков, у которых одинаково обильно протекает крыша, похожи один на другой, да и сами они по ходу сюжета мало меняются. Один (Хью Дэнси) плохо спит и лунатирует, слышит странные звуки и страдает неконтролируемыми видениями, хорошо понимая при этом, что данные «развлекухи» от нервной работы на ФБР. Хочет уйти, но главный начальник (Лоуренс Фишборн), никак не отпускает, надеясь, что хронический аутист, отягощенный эмпатией, раскроет все мокрые дела его следственного подразделения. Прочие работники ФБР стоят вокруг и тупо ждут конечного результата. В то время как у чужака со способностями периодически от напряжения перегреваются мозги и он обнаруживает себя в неожиданных местах. Хью Дэнси в этой роли порой вызывает жалость, ибо актерского арсенала, чтобы изображать эмпатичного сыскаря на грани нервного срыва целых три сезона, не хватает, а все актерские приемы закончились еще во второй серии первого. Тут и Аль Пачино пролетел бы, как стая рашпилей! Но неизбежно возникает вопрос, почему чувствуя прочих убийц, его Уилл никак не «унюхает» потрошителя, которого пользует еще и как личного психолога, с которым часто встречается и даже «дружит», то есть, по законам логики должен бы иметь о нем более объемное впечатление, чем о случайных убийцах, которых даже в глаза не видел. Другой главный персонаж, именем котого и назван фильм (многосерийный панегирик маньякам всех времен и народов!), собственно, и воплощает в себе тот самый эстетизм, обложенный восклицательными знаками, как его жертвы — режущими предметами. Мы уже видели и молодого Лектора (Гаспар Ульель) и умудренного опытом (Энтони Хопкинс). Сейчас нам представили того, что был между ними — в исполнении Мадса Миккельсена. Причем, занимая массу экранного времени, он активен и за кадром, претворяя свои преступные планы в жизнь. А периодические встречи «сыскарей`у него, как на планерки, к которым Ганнибал готовит специальные изысканные блюда из человеческого ливера, выглядят издевкой над конторой, в которой тупым «копам» не в состоянии помочь даже экстрасенс, на которого последняя надежда. Если бы сериал был сатирой на правоохранительные органы — все встало бы на свои места и можно бы кричать: «Браво!» Но, увы, тут все по-серьезному и потому местами совершенно невыносимо. Трудно выносим и харизматичный Миккельсен, который даже в великолепных костюмах от Армани выглядит старомодно! И нет в нем ни утонченной сумасшедчинки Хопкинса, ни порочной прелести Ульеля. Что касается героя Фишборна, то он демонстрирует все признаки служебного несоответствия, так как даже желторотая стажерка Молли с первого визита раскрыла порочные наклонности Ганнибала, просто посмотрев по сторонам (он настолько обнаглел, что даже не скрывал улики преступлений) за что и поплатилась. А главные сыскари бегают к нему как на работу, но не способны ни почувствовать, ни увидеть. Странно? Очень! И вот таких «странностей» тут — на каждом шагу. Удивляют некоторые зрители-«эстеты», восторгающиеся красотой тел невинно убиенных. Да, наверное психически больных людей эти картинки могут воодушевлять и даже вызвать восторг. А в самой съемочной группе с психикой плохо, кажется, у всех: с какой «любовью» они возводят сложные конструкции из человеческой плоти, да еще на большом расстоянии от земли. Но и тут — где логика? Ни один, даже самый сильный маньяк, не способен справиться с этим в одиночку! Просто по законам гравитации! Да и драка Лектора с колоритным чернокожим маньяком красноречиво показала, что особой силой никто из них не обладает и победа Ганнибала, скорее удачное стечение обстоятельств, чем ожидаемый итог. Но это нисколько не беспокоит киноделов и «зрителей», видящих высокую эстетику в откровенной физиологии и грубом натурализме. В общем, рискую навлечь на себя гнев фанатов сериала, но он, увы, туфтовый! По всем статьям! И, говорят, сильно компрометирует книжный первоисточник — сама я его не читала, так как истории про героев-маньяков меня не заводят. От слова совсем. Но отличить хороший сериал от откровенной туфты я в состоянии. Поэтому - 3 из 10
Первоначально, на момент выхода сериала, и времени, когда он был на пике популярности, я относилась к нему с глубоким скептицизмом, и соответственно не имела желания смотреть. Но перечитав романы Харрисса, и пересмотрев трилогию с легендарным Хопкинсом, меня пересилило любопытство, и я взялась за этот сериал. Что можно сказать? Создатели отошли от канона настолько, насколько это было вообще возможно. Они сменили пол некоторым персонажам, омолодили, состарили, сделали новый экспериментальный взгляд на старое, можно сказать, классическое произведение. И получили прекрасный результат. По моему скромному мнению, они превзошли оригинал. Да, это уже не Харрис, и сериал сложно назвать экранизацией, но разве это делает его хуже? Мы получаем новую вселенную, со старыми, уже знакомыми нам героями, которые в то же время и незнакомы нам. Хочу выделить несколько персонажей: Уилл Грэм, который поразил своей харизмой, любовью к собакам, и даром эмпатии. На него было приятно смотреть, и узнавать по новому; Беделия ДюМорье, которой не было в оригинале, но которая придала данному сериалу нечто прекрасное; и конечно же сам Ганнибал, о котором писать что либо, будет излишним. Мадс Миккельсен прекрасно справился со своей ролью, браво. Также, нужно выделить то, как был визуализирован сериал. Помимо интересного сюжета, (где ягнята не молчат, а злятся, ненавидят, и трагически одержимы), есть прекрасная визуализация мыслей, чувств, чертогов разума разных героев. «Ганнибал» насквозь пропитан эстетикой, которая прописывается буквально во всем, включая самое мерзкое. (В подобные моменты ко мне приходила ностальгия по раннему Дэвиду Линчу, эх. Олень Уилла Грэмма придает сериалу нотку сюрреализма, и чего-то сродни психоделике. С первого по заключительный сезон, этот олень неотрывно следует за разумом Грэма, погружая зрителя в мрачную атмосферу его психики. Не будь Ганнибала в жизни Уилла, не было бы и этого оленя. Вообще, самое лучшее, на мой взгляд, в сериале, это больная дружба Ганнибала с Уиллом. Как-будто мангуст и кобра встретились вместе. (с.) Сериал стоило смотреть хотя бы для того, чтобы увидеть финал, как этой картины, так и «дружбы» главных героев, в целом. Давно не видела по настоящему стоящего завершения для сериала. Такого завершения, от которого идут мурашки по коже. 10 из 10
Я являюсь большим поклонником книг о Ганнибале Лекторе, в них есть место криминалистике, судебной психиатрии, ведущим к раскрытию личности и как результат поимке убийц — в книгах показано расследование насколько это возможно в художественном произведении. Томас Харрис проделал гигантский труд создавая свои романы, и они получили достойные экранизации. Образ Лектора созданный Энтони Хопкинсом собирательный, в нем есть что то от Банди и Чикатило, он пугает! Справедливости ради стоит сказать что и остальные персонажи получились как живые, их действия логичны. За них переживаешь, они способны на жестокость корысть, это не просто статисты. Но то что я увидел в сериале породило во мне целую гамму чувств причем исключительно негативных. Тема серийных убийц одна из самых жутких но одновременно и самых интересных, это не выдуманные монстры как вампиры или оборотни, рассказ о них может быть очень увлекательным. Но сериал этого не дает. В каждой серии появляется маньяк которого неизменно самым нелепым образом ловят, и как раз этому уделяют очень мало внимания, обычно происходит несколько жестоких убийств, пол серии болтовни потом бац маньяк попался, причем один другого нелепей. Если в Красном драконе Уил Грем создает впечатление человека который может точно определить мотивы убийцы, у него свой метод, то его сериальный прототип лишь психически больной человек совершенно непонятно как оказавшийся в ФБР. Криминалисты как статисты появляются на несколько минут и по делу говорят совсем немножко. Но зато сколько пустых и бессмысленных диалогов, персонажи разговаривают на литературном языке, словно не только Ганнибал но и все остальные действующие лица сплошь аристократы. ФБР в сериале показаны как кучка ничего не понимающих идиотов единственная роль которых быть мясом на убой. Я все еще пытаюсь досмотреть третий сезон просто чтоб узнать чем кончится этот цирк. Но если сравнивать Ганнибал например с Настоящим детективом или Алиенистом, то Ганнибал это просто фильм где с особой жестокостью в каждой серии натуралистично убивают и пытают людей, смотрю его через не хочу. В итоге что мы получаем: 1) высокопарные беседы ни о чем; 2) бессмысленные действия, ни к чему полезному не приводящие; 3) Ганнибал как Фантомас все время на шаг впереди тупорылых ФБРовцев. Либо зритель не столь требователен и ему просто нужно много крови либо я отстал от жизни, для меня большая загадка как данное мыло стало культовым? Моя оценка 2.
Что я чувствовала, когда смотрела сериал? Только восхищение… и страх. Сразу хочется отметить, что я большой поклонник хороших детективов, психологических триллеров, но без излишнего сюрреализма, а скажем так более классических сюжетных линий. То, что я запоем посмотрела все сезоны данного творения Фуллера меня слегка шокировало. Второе- я не смотрела фильм «Молчание ягнят», не читала книг Харриса, и как я поняла это избавило меня от бесконечных сравнений Хопкинса и Мадса, мне это упущение сыграло только на руку, так что мой отзыв более чем непредвзятый. Посмотрев первые три серии «Ганнибала» я отчаялась и решила, что передо мной нелогичный, бредовый, неправдивый продукт. «Ну не может такого быть!»- сказала я себе и переключилась на совершенно другой сериал противоположного жанра… правда не надолго, потому что я постоянно думала о «Ганнибале», что-то заставило меня опять начать просмотр, или кто-то. Я дала ему второй шанс из любопытства. Поводов для восхищения в сериале для меня нашлось более чем достаточно для того, чтобы он занял почетное место среди любимых киношедевров. Самая яркая и отличительная черта «Ганнибала», которая может быть причиной не смотреть сериал вовсе,- это количество изощренных убийств, это ошеломляющее буйство фантазии, предел воображения, то ли страшный сон Уилла, то ли очередное творение Лектера, то ли ожившие полотна Босха, я не знаю, но ты ждешь продолжения! Я хочу сразу успокоить слабонервных: самое пугающее в сериале — не убийства, не блюда из человечины, их кстати подают красиво и со вкусом, неожиданно и быстро, под хорошее вино и интересную беседу. Самое страшное, что к середине первого сезона хочется быть почетным гостем на этом празднике смерти. Отсюда постепенно вырисовывается еще один повод для восхищения и повод требовать добавки — Ганнибал Лектер. Это безупречный вкус и стиль в одежде, кулинарии, творчестве, искусстве. Кажется, что всё, к чему прикасаются его руки, будь то разделывание чьих-то легких или сочинение музыки, всё получится идеально. Это твердый взгляд всегда только в глаза, это практически неподвижные извилистые губы и только по их небольшому изгибу в области уголков рта можно рассмотреть красноречивую улыбку, которая скрывает за собой далеко не жест вежливости. Это умение молчать и умение говорить, но говорить немного, только чтобы жертва забыла кто она. Это навык лечить и искусство убивать. Он возведен в абсолют и даже не сразу разглядишь в нем человека, и если Дьявол есть, то это он. Я прекрасно понимаю Уилла, его терзания и самоедство, желание отличаться от Ганнибала и нежелание принять общее с ним и чем больше он это отрицает, тем сильнее нуждается в нем. При том он решает во имя благой цели бросить свою жизнь на кон, но только благими намерениями вымощена дорога в ад. За этой драмой обоснованной ненависти и тяжело больной дружбы наблюдать интереснее, чем за раскрытием бесконечных убийств. Второстепенные герои получились невероятно человечными и сочными. Я не могу сказать, что кто-то из них хороший, а другой точно плохой, нет. Они неоднозначны, у каждого свои недостатки, страхи, переживания, разочарования и ошибки. На протяжении всех сезонов герои постепенно меняются, раскрываются, меняются и отношения между этими элементами. До конца понять Уилла мне удалось только к концу третьего сезона, к слову сказать не очень удачного, но финальные сцены искупили мои мучения, и я прощаю ему всё. Конечно при скрупулезности и желании можно найти в «Ганнибале» недостатки, несостыковки, абсурд и нелогичность, но зачем портить аппетит? Сериал в принципе не об убийствах как таковых и не о работе ФБР с кучей улик, той работы там практически нет, расстрою. Это пища для ума, наслаждение для глаз, испытание нервов. Это история для отрыва от серых будней, в которую погружаешься с головой как в реку, в которой безмятежно рыбачат Уилл и Эбигейл. «Ганнибал» не нуждается в сравнении с реальность, он напротив для забвения от реальности, для познания себя. Позвольте ему манипулировать и он даст ответы на многие вопросы, но еще больше их задаст. Это сериал о том, как человеческая душа непостижима и глубока как круги ада Данте и неизвестно до каких глубин может дойти каждый из нас и на что мы готовы ради познания и спасения себя.
Что это такое и с чем его едят Я не знаком с одноименной картиной начала нулевых, поэтому нытья в стиле «там НИТАК все» вы не увидите. Данный сериал — штука весьма своеобразная и не всем зрителям может понравится. В чем же причина? Весьма специфичная тема… Маньяки, убийцы, каннибализм, расчлененка, внутренности и прочее, но! в весьма ЭСТЕТИЧНОЙ подаче. Создатели настолько углубились во все эти дебри, что изобразили вышеописанное как некое искусство. На роль главного маэстро пригласили крайне харизматичного датчанина Мадса Миккельсена и у него все получилось! Да, там есть еще пара главных героев, одного из которых играет всем известный Лоуренс Фишборн, но все они и рядом не стояли. Так вот ЭСТЕТИКА — она является главной фишкой сериала. Все это мракобесие и ужасы поданы очень… стильно! А еще еда, про нее стоит говорить отдельно. Создатели потратили солидную часть бюджета на услуги талантливых поваров, дабы раскрыть как можно более ярко и (опять таки) стильно одно из главных увлечений доктора Лектора. Правда, когда узнаешь, что входит в состав этих блюд… становится не по себе. По сути, это основные положительные моменты сериала. К ним добавляется прекрасная операторская работа, замечательное музыкальное сопровождение и визуальные эффекты. А дальше… Театр! Именно, что абсурда, который очень нагло пляшет по несчастному сюжету. Первые две серии очень сложно смотреть, а переваривать и подавно. Вам в лицо бросают кучу персонажей, да с такой скоростью, что через 5 минут забываешь кто этот очередной ноунейм. Действие бегут галопом то туда, то сюда. Персонажи общаются как дикторы рекламных вставок на радио. Но! Если вы все это выдержите — дальше втянетесь. Втянетесь в бред! Главный герой помогает спец отделу ФБР (делает за них 90% работы) раскрывать особо тяжкие и кровавые преступления. А знаете, как он это делает? Впадает в транс на месте происшествия… Да, вы не ослышались. Куча опытных оперативников с новейшими технологиями в руках, способными по крупице органики определить «кто, кого, где, как, во сколько», абсолютно беспомощны, все тащит на себе несчастный «медиум» Уилл Грэм. Понятно, что нужно показать все психически и мистически, да в темных тонах, но зачем тогда все эти люди? Чтобы быстро и красиво рассказывать о том, как разделали и «использовали» очередную тушку человека? Похоже на то. Это лишь часть бреда. Остальное — «похождения» главного «маэстро» спектакля. Все доктор Лектор делает виртуозно, расчетливо и со смыслом! Да, показано это действительно достойно. Но вот он делает это одну серию, вторую, третью… четвертую и еще, еще, ЕЩЕ. Просыпается даже самая скудная и ленивая логика, которая перестает воспринимать все происходящее на экране нормально, а доктор Лектор продолжает спектакль! Не знаю, как удалось досмотреть второй сезон, но точно могу сказать, что желание смотреть третий не появилось.
Взявшись за просмотр сериала, я руководствовался хорошим актерским составом и высокими рейтингами на Кинопоиске. Не буду уводить читателя в дебри размышлений, а начну с основного и главного — даже хорошие актеры могут потеряться в посредственной картине, в основе которой лежит бездарный сценарий. Не являясь фанатом сериалов, так как почти все сериалы для меня зациклены на самоповторении, я начал смотреть серии Ганнибала параллельно за работой, что в итоге оказалось замечательным решением, ибо если бы я потратил время только на сериал, я бы жалел об этом очень долго. Тем не менее я не из тех, кто составляет мнение только по двум-трем эпизодам. Честно отсмотрев первый и второй сезон, я вынес окончательный вердикт — образ одного из самых харизматичных маньяков кинематографа, когда-то созданный великолепным Хопкинсом, растворился в псевдо эстетике сериала, больше напоминающего отголоски «Повара, вора его жены и её любовника», чем классический дух Лектера, несмотря даже на то, что Мадс Миккельсен великолепный актер сам по себе. Какой же образ преступника представляет нам Мадс в этой картине? — мало того, что Лектер обладает отличным вкусом, интеллектом, он показывает чудеса кулинарии, достойные как минимум трёх звёзд Мишлен, убивает своих жертв чуть ли не каждый день, обводя бестолковую полицию и ФБР вокруг пальца, создаёт из них скульптуры за пару часов, на которые потребовались бы дни или недели, и, конечно же, перемещается в пространстве и времени, совмещая готовку, работу, беседы, убийства, заметания следов и всё прочее. Конечно, всю эту чертовски пафосную гиперболу обрамляют сцены диалогов с псевдо философским контекстом и с предельно унылой динамикой. Если вы попробуете смотреть сериал более внимательно, то убедитесь, насколько все действия выглядят нелепо, а убийства так или иначе будут отдавать рафинированной идеологией, ограничиваясь только тремя-четырьмя персонажами не только в кадре, но и во всем сериале, а именно — шизофреник-детектив, амбал афро-американец ФБРовец, Лектер, мать его Ганнибал, ну и мелькающие женские образы, не представляющие ничего харизматичного из себя. Что касается работы режиссера-оператора, то идейно фильм тяготеет больше к статичной картинке фильмов ужасов, нежели к динамике триллера. Вспоминая «Молчания ягнят» — общепризнанный шедевр кинематографа -, хочется, чтобы образ Лектера оставался где-то там в превосходных минутах экранного времени, а не в этой безграничной тоске. 5 из 10
Действительно толковых проектов о каком-либо серийном убийце невероятно малое количество, не говоря уже о тех, которые получаются довольно таки посредственного качества. Среди всего этого многообразия всегда особняком стояли картины о Ганнибале Лекторе, которого великолепно сыграл Энтони Хопкинс и сумел воплотить на экране образ действительно культового маньяка, который может вызывать не только лишь одно отвращение, но и даже интерес со стороны зрителя. Сценаристы Брайан Фуллер и Томас Харрис поставили перед собой задачу об очередном экранном воплощении Ганнибала Лектора. Все причастные к созданию последнего телевизионного проекта о Лекторе в общем-то справились с основной задачей, но не без недостатков конечно же. Как это ни странно, но сериал сосредоточит свое внимание на Уилле Грэме — указанный человек является «оружием» ФБР в борьбе с бесчисленными серийными убийцами. Все дело в том, что только Уилл обладает уникальным мышлением, способным осознавать и понимать мотивы большинства серийных убийц, что в конечном итоге выводит ФБР на личности этих преступников, конечно же в случае того, если они совершат ошибку. Но это происходит до тех пор, пока Уилл не знакомится с доктором Ганнибалом Лектором, который в общем-то тоже призван оказывать помощь ФБР, но по мимо этого, доктор Лектор имеет вторую личность, которая не слишком уж далеко ушла от личности психопатов за которыми Уилл помогает охотится. Честно говоря, изначально очень сильно сомневался в правильности просмотра указанного проекта, ведь у меня был целый ряд сомнений, но примерно после третьей серии первого сезона, все эти сомнения просто напросто растворились. Сериал оказался действительно достойной внимания вещью и в какой-то мере наверно даже штучной. Но подобные мысли приходят сразу же после просмотра первого сезона, а ведь на очереди было ещё два. Но если от этого абстрагироваться, то без сомнения можно заявить, что центральной фигурой всего проекта был и остается сам Ганнибал Лектор, в исполнении отличного Мадса Миккельсона, у него получился в действительной степени очень харизматичный и совершенно небанальный образ. Да и сама история выдалась в некоторой мере интересной, ну и в принципе интригующей, хотя может быть и не полностью. Во втором сезоне все в общем-то тоже было достойно, ведь Ганнибал и Уилл Грэм продолжали свои игры разума и нередко это вызывало совершенно неподдельную интригу, тем более что все это отдавало однозначными нотками сюрреализма. К великому сожалению, но финальный сезон оказался для сериала самым посредственным и в конечном итоге завершающим. Прекрасно заметно, что идеи у создателей начали изрядно заканчиваться, некоторые сюжетные линии тянуться дольше обычного, а вся интрига первых сезонов пропала буквально на корню, ну или почти пропала. Сезон начинает раскачиваться приблизительно к седьмой серии, вот там, чувствуется конкретный накал и пожалуй, самый пик всего сезона, который, фанаты в обязательном порядке начнут смаковать. А дальше, ну а дальше, все вновь идет на убыль. Действо зацикливается на новом убийце, который интересным кажется только лишь поначалу, а затем, становится таким же посредственным как и общее настроение всего третьего сезона. Его пытаются раскрыть по полной программе и наверно, даже делают это успешно, но он уже просто неинтересен, а Лектора задвигают по сути на задний план. Концовка сезона и сериала в целом, получилась очень уж сумбурной, да немного странной. Понятно наверно, что заканчивать как-то нужно было, но лично я не могу благосклонно оценить концовку, точно также как и ругать ее особо, наверно, не за что. Завершили сериал и ладно. Определенно не считаю, что тут нужно было какое-то продолжение, «Ганнибал» неплохо чувствует себя и в этих трех сезонах, тем более что последний сезон просто конкретно сдал позиции и есть сомнения в том, что четвертый был бы намного лучше. И тем не менее, сам по себе проект получился штучным, далеко не часто встретишь подобное произведение на телевидении, да ещё и с действительно грамотными актерскими работами. 7 из 10
Чтож, это мой первый отзыв так что постараюсь покрасочнее и по сочнее. Задумавшись под песни ЛСП как донести свое отношение к сериалу Ганнибал, я понял, что идеально будет разделить свое повествование на блоки «Режиссура», «Операторско-монтажные приемы» и, конечно, «Идейно-сценарные проявления». Такие вещи как музыка и игра актеров — я оценю просто, как на высшем уровне, кроме игры актрисы, что Блум зовется) Так вот, начну свои нападки на режиссуру… их просто нет, это очень грамотно выстроенный мир, в котором все гармонично, от взаимодействий персонажей до темно-кровавых оттенков съемки, напоминающих Фарго. Приемы монтажной и операторской работы также интересны и почти не избыточны(все же есть некоторые переборы, особенно с постельными сценами), а как Ганнибал готовит под музыкальное сопровождение — вообще вах-вах, как прекрасно. Ну и окончание моей лаконичной рецензии посвящено самой работе сценаристов. Не буду упоминать первоисточники, так как мы обсуждаем все же не их. Но вот уровень и качество работы над сценарием, его изменение вполне говорят о том что это самостоятельное произведение, и при том с высокой художественной ценностью, согласны, читающие меня? Продолжим, сам мир, прекрасно прописан и выверен, конечно бывают болезненные удары по логике (как например, почти вся их полицейская работа, да и работы Ганнибала высаживающего деревья из «человеков» на парковке), но фильм то не про это — он про психический мир и гротески, и тут, я готов произнести свои «Браво маэстрЫ» ибо в создателях фильма множество талантов. 9 из 10 один из лучших сериалов, что смотрел.
Какая бы ни была направленность у этого сериала — он за ней не успевает. Если это сериал про детективов и расследования — то тут расследования состоят из применения суперспособностей «к эмпатии», так что по сути их нет. Если это сериал является триллером — то тут нет саспенса; у сериала три сезона, а кто главный злодей — зритель знает, но каждый понимает, что вряд ли же его поймают хотя бы в течении первого. Хуже всего то, что в этом направлении даже шагов не предпринимается. Если это сериал про отношения (между кем бы то ни было) — то они тут не развиваются, по крайней мере весь первый сезон. Это если не считать того, что один из участников этих отношений не выражает каких-либо эмоций вообще. Такое подойдет для фанфиков, яойной манги или произведений типа «сумерки» (где уже есть безэмоциональные персонажи задействованные в любовной линии). Если это сериал про борьбу умов — тогда где же эта борьба умов? Ганнибал немного манипулирует, каждый второй второстепенный персонаж (aka «идущий на смерть») периодически догадывается кто тут убийца, а расследование даже мысли не допускает о том, кто ж здесь плохой то на самом деле. Умный преступник? Нет. Магия сценария это называется. Ну а если это сериал про красивую картинку и болтовню — то непонятно, как это может впечатлить еще и людей, которые с включенной головой сериал смотрят. Сериал откровенно слабоват, даже если не сравнивать с фильмами и культовыми образами. Заголовок рецензии звучит как «маньяком может быть каждый» по двум причинам: первая причина — это конечно то, что на площади небольшого городишки им буквально и стал, я так понимаю, каждый десятый человек. Причем каждый из них беспрепятственно убивает хотя бы по пять человек и делает инсталляции из тел в одиночку. Но естественно их всех достаточно быстро ловят(правда это только если измерять в отведенном на серию и сериал в целом времени), потому что есть вторая причина — у всех этих маньяков и убийц нет замечательного подспорья в виде возможности во всех аспектах следить и участвовать в расследовании, как у главного антагониста — Ганнибала. Каждый ведущий дела агент, каждый врач, каждый «пациент» связанный с убийствами, и каждый, соответственно, убийца или подражатель — все прям домой к нему приходят. Ганнибал был лично на половине «мест преступлений», а все детали и домыслы ему рассказывали прямо в уши. Видимо без его общих мыслей поведенческий отдел не справился бы. Помимо всего этого, он еще и находит в своем плотном графике время на планирование, слежение за целями, подготовку убийства, беспрепятственное убийство, установку инсталляции, избавление от улик, сон, готовку, периодический взлом домов агентов фбр, и, конечно, психотерапию, а догадывается об этом каждый убийца и второстепенный персонаж, кроме ФБР. Из всего этого, зрителю, показывают, естественно, только готовку и психотерапию — сериал то о красивой картинке и замысловатой болтовне. Ну шутка ли — он успел беспрепятственно убить (и приготовить) кучу людей в подготовке к званому ужину, попутно помогая ФБР разобраться с одним-единственным трупом виолончелиста и консультируя пухленького доброго пациента. А само ФБР при этом не то чтобы не ввело комендантского часа или «положения»,а даже не заинтересовалось этим случаем, работая, видимо, всем отделом над виолончелистом. Так что я думаю, что будь каждый психопат столь же участливым в процессе расследования и столь же способный все вышеописанное проворачивать в одиночку, никого бы такой поведенческий отдел не поймал, даже с такими способностями к эмпатии. Может вышеописанное и могло бы считаться придирками по меркам «детективных» сериалов, но как я в самом начале сказал — здесь то больше и не на что смотреть. Вернее «на что смотреть» тут найдется, а вот за чем с предыханием следить — нет. Большая часть времени серии отведена на пустую философскую болтовню и демонстрации того, как либо у Уилла Грэма крыша едет, либо как Ганнибал ужинает с кем-то. Это всё конечно красиво, но не катит на жанр «детектив, триллер, криминал, драма..» 5 из 10
Этот сериал я посмотрел из-за того, что он часто всплывал на просторах интернета. Клеймите меня позором, или считайте не приверженцам классики, но я не читал роман-первоисточник из которого вышел образ гениального Ганнибала Лектера, мало того я не смотрел от и до «Молчание Ягнят» с Энтони Хопкинсом в главной роли, хотя ещё в детстве я трепетал от одного его вида. В общем мне захотелось узнать, от чего он так популярен и хорош. Нам всем хотелось бы кого-нибудь убить. Убить своими же руками или по нелепой случайности. Но не каждый может пойти на убийство. Кому-то страшно, кто-то не может представить план действий, а кто-то просто смирится. Сюжет сериала повествует нам о парне Уилле Грэме. У него есть одна очень интересная способность, и это распознавание мыслей убийцы. Он проникает всей эмпатией на месте преступления, и перед ним, завораживающем образом, предстает картина «до и после». Парень он асоциальный, не любит общения и когда его критикуют. Но не смотря на все это, он соглашается помочь с самыми распутанными делами своему другу, Джеку Кроуфорду, начальнику отдела бихевиористики ФБР. Из-за особых преступников у Уилла начались кошмары и некие припадки психоза, поэтому чтобы дело не стояло на месте, был созван самый лучший психиатр, доктор Лектор. Он аристократ, умен, элегантен и грациозен. И вот они вместе расследуют самые изощренные места преступлений. Но среди всех этих убийств есть один подражатель, гениальный психопат, который преподносит своих жертв как искусство. Первая, самая мощная сторона сериала, которая бросается в глаза, это визуальная составляющая. Все в «Hannibal» сделано стильно, гармонично, красиво, впечатляюще. Места преступления и жертвы, они сделаны настолько красиво, что просто неописуемо. Никогда не думал, что чья-то смерть может быть настолько поразительной. Еще помимо искусства убийц, неотъемлемой красотой является видения Уилла. Они показаны очень хорошо, и видно, что каждая деталь проработана до мелочей. Второй, для меня, самой мощной стороной картины является психологическая составляющая. Главной интригой становятся взаимоотношения центральных персонажей Ганнибала Лектера и Уилла Грэма. Как они поведут себя в той, или иной ситуации, что они думают насчет друг друга, какая между ними связь. Их дружбе может позавидовать каждый. Философия, психология, всему этому учит тебя этот сериал. Не много посмотрев его, тебе понравится анализировать людей, проникнуться к ним, почувствовать эмоции другого. Да чего молчать, почти половина сериала и завязана на психологии и чувствах персонажей. И последней, самой мощной стороной «Ганнибала», является готовка. Как вы сами уже догадываетесь по названию, не сложно догадаться, что будет вариться в печи. У жертв, на которых нападал убийца, отсутствует печень, кишки, легкие, сердце, желудок. Обычно в перерыве между кровавыми сценами мы видим, как из всего вышеупомянутого готовится то, что потом герои употребляют, и этот самый процесс готовки я считаю одной из визитных карточек сериала, слюни текут изо рта, когда вижу, как готовятся эти изысканные блюда, хоть ты и понимаешь, из чего они сделаны. Актёрская игра поразила. Уилл Грэм в роли Хью Дэнси явно справился, особенно понравилось то, как он показывал погружение в сознание убийцы и поиски Чеcапикского Потрошителя, обернувшиеся для Уилла едва ли не потерей рассудка. А про Мадса Миккельсена вообще молчу, настолько идеальна отыграна роль самого известного убийцы. Его улыбка, взгляд, манера речи, все это запоминается тебе и закладывается глубоко в мозге. Каждая серия наполнена тоской и печалью, некая психология позволяет прочувствовать персонажей, которые прекрасно раскрыты. Качественная картинка, и очень замысловатый и оригинальный сюжет, а самое главное, он не имеет в себе дыр. Высококлассная игра актеров, я думаю, они идеально отыграли свои роли. Жертвы были искусно сделаны, а блюда были идеально поданы. Блестящий саундтрек, где проигрывалась бесподобная классическая музыка. Хоть сериал получился отличным, но третий сезон не много испортил впечатления по «Ганнибалу». Смотря первые два, я с каждой серией был в недоумении от происходящего, и с нетерпением смотрел следующие. А третий сезон был наполнен тянучкой резины, разговорами в пустоту и нелепыми флешбеками. Он полон интриги и неожиданностей, но не так как начальные сезоны. Несмотря на все это, данную картину ты смотришь до самого конца, ведь она наполнена мощнейшей эстетикой. Это завершенное и ценное искусство, и оно явно засядет глубоко вам в душу. «Ганнибал» ушел эффектно и красиво, а финальную сцену я еще долго не забуду. 8,7 из 10
Главные герои — Ганнибал Лектер и Уилл Грэм. Ганнибал — интеллектуально одаренный психиатр, манипулятор, кулинар и эрудит. Обладает хорошим эстетическим вкусом. Будучи психопатом, он убивает без зазрения совести, зачастую придавая своим злодеяниям эстетизм и символичность. Напоминает Воланда у Булгакова, так как являет собой воплощение зла, от которого нет желания бежать, но соприсутствие с которым чревато: все, кто знал его близко, менялись под его воздействием. Уилл Грэм — психолог, нанятый ФБР. За счет эмпатии он способен понять, что делают убийцы и с какой целью. Однако пока он проникает в разум убийц, они проникают в разум к нему. В согласии с Ницше: «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Особенно ярко это выражается во взаимодействии с Ганнибалом: будучи психотерапевтом Уилла, Лектер изучает его и играет с ним: совершает убийства и смотрит за ходом расследования Уилла. Удостоверившись в том, что Грэм — знаток своего дела, Ганнибал дарит Уиллу подарок — возможность узнать его поближе и даже стать другом. Подобная дружба чревата: Лектер начинает склонять на темную сторону. Чтобы победить Ганнибала, Уиллу нужно понять его, для чего приходится пойти за ним. Уилл должен казаться другом и все лучше понимать злого гения, чтоб потом предать его закону. Получится ли это? А если да, то какой ценой? Это лейтмотив, идущий сквозь изобилующий расследованиями сериал. Особенности сериала: 1. Много эстетически приятных сцен: роскошные столы, великолепные здания, классическая музыка. Много омерзительных сцен: искалеченные люди, разложившиеся трупы, оторванные части тела. Прекрасное на фоне ужасного выглядит особенно ярко. 2. Третий сезон на порядок хуже первых двух: слишком мало содержательного на единицу времени. Роли Джека Кроуфорда и Орланды Блум крайне невзрачны, отчего действующих лиц почти не остается: Лектер, Грэм и пара злодеев не создают захватывающую атмосферу. Насыщенной в третьем сезоне оказалась лишь последняя серия.
С первой серии «Ганнибала», стало ясно, что этот Доктор Лектор не будет искать дороги ни к сердцам зрителей, ни к их желудкам. Кардинально отличаясь от обаятельного и харизматичного героя Хопкинса, он является героем мифологии, а не кино. И мир «Ганнибала» относительного нашего вывернут наизнанку. Он представляет собой архетипическую реальность, где логические условности и косная рациональность современности уступают место возвышенным идеалам классицизма, воображению и другим пограничным состояниям сознания. Ганнибал — мрачный демиург этого медленно тонущего сновидческого измерения, в чью атмосферу, сотканную из самых мощных горных ветров, не проникает шум базара. Олицетворение сюжета с мифологией — пожалуй, главный лейтмотив «Ганнибала». К концовке, герои достигают абсолюта идентификации со своими ролями в этом фантасмагорическом театре жестокости. При этом, Доктор Лектор, как главный кукловод, берет на себя все роли попеременно. В целом, в Ганнибале представлена чисто Юнгианская философско-психологическая парадигма, согласно которой, как на панораме коллективного бессознательного, смешиваются христианские, восточные и языческие символы, осуществляя путешествие культурного контекста с запада на восток и обратно. Особенно хочется отметить восточную созерцательность героев и философию одержимости луной, кровью и ночью в духе Юкио Мисимы, проходящую через сериал кроваво-черной нитью. Также, в роли оленя здесь появляется дух-каннибал Вендиго, что родом из индейской мифологии. Кроме этого мы дважды, в символически насыщенных моментах, увидим здесь Шиву, божество, как созидающее, так и разрушающее. А в диалогах услышим множество гностических по духу аллюзий на библейские перипетии, или на феномен Бога, как таковой, афоризмы Майстера Экхарта и, конечно, образчики самого что ни на есть глубинного психопатологического анализа. Уровень этих диалогов (Форель — это Ницшеанская рыба!) характеризует «Ганнибала», чьи герои мыслят фундаментальными категориями времен расцвета культуры. Ганнибал Лектор отличается от какого-нибудь там Уолтера Уайта, или современного Шерлока, так же как мудрость отличается от смекалки, шизофрения от мелкого невроза, объем от структуры. Для Ганнибала Фемида не только слепа, но еще и бессердечна. Он не господин минуты для комнатных социопатов, или любителей скрывать свою ничтожность за сложными вещами. Ему также отвратительна бессмысленная, инфантильная жестокость Верджера. Ведь Ганнибал вершит лишь Божественное Насилие. Окружен же он, если и не богами, то полубогами. У них, утонченных аристократов и ученых, вершителей и ниспровергателей правосудия, практически нет слабостей, или недостатков. Инициатива будет переходить из рук в руки, но одно ясно — немощных духом здесь, кроме Доктора Чилтона, нет. Даже вылетая из окна, или вися в петле, они сохраняют достоинство и отвращение к невротичному самолюбованию плебса, грязнящего родники познания. Обычный человек в его современной консистенции для них — это материал для ваяния. Званых ужинов, символов, экспериментов. Доктор Лектор даже не считает себя каннибалом, ведь «таковым можно быть лишь в отношении равного себе». В начале сериала Ганнибал, обитающий в личном квази-пространстве, паноптикуме мерцающих сфер, созданных воображением, находится в стагнации, состоянии глубокой скуки. Он подобен властителю мира, утратившего к этому миру всякий интерес, кроме теоретического. Убийства и манипуляции окружающими для него лишь способ поразвлечься. Внезапно, в Уилле Грэме он видит возможность достижения предела индивидуации, слияния подсознания с сознанием, смерти и жизни в потоке водопада фатума, точащего камень мироздания. Одновременно это возвращение к эпохе истинного величия рода человеческого, к тому, что было предано забвению эпохой одномерного человека — природе, искусству, истинному познанию. И эту дорогу они могут пройти лишь рука об руку. Но Уилл, способный чувствовать Бытие, беззащитен перед своим даром. Поэтому первый сезон посвящен болезненному процессу адаптации Ганнибалом Уилла к невыносимым условиям жизни творцов мироздания. Он использует механизмы возрастной психологии, запускающие трансформацию недоразвитой психики Грэма, еще слабого, закомплексованного, фактически юноши, испытывающего ужас перед миром, тщетно пытающегося спастись в окружающих, используя их для цикличного прохождения стадии зеркала. Но даже очень образованный человек не способен понять настолько развитое воображение и чувствительный ум. Поэтому Уиллу приходится, уравновешивая в себе небывалой мощи эйдос и логос, принять самоизоляцию как данность. Этому процессу посвящен второй сезон. Ганнибал в нем принимает на себя совсем другую роль — разрушенного идола, отца и наставника, которого нужно временно отвергнуть, чтобы понять самого себя. Аналогичный лейтмотив — один из важнейших в «Заратустре». То же самое мы видим в «сезонном» фильме Ким Ки Дука. Преодолевая влияние учителя, ученик, упорядочивая хаос, проникается, пусть во многом и иллюзорным, но самосознанием. Наконец-то Уилл осознает свою власть над Ганнибалом. А зритель впервые осознает его относительную человечность, наблюдая Доктора Лектора распятым на кресте. Для Ганнибала же, это важный момент возвращения из Аполлинического холода в столь культивируемый им самим Дионисийский катарсис агонии творца. Интенсивность процессов слияния миров Ганнибала и Уилла возрастает. Они теперь — образы психики друг друга. Кабинет становится символическим пространством, воспоминания — концептуально организованной летописью. Сходят на нет «побочные» символические убийства. Символ обретает незримое присутствие в каждом диалоге — и пока падает уровень насилия, возрастает уровень лжи, ведь теперь не только Ганнибал владеет навыком подтекста. Чашки, время и психические расстройства — это уже объекты глубинной рефлексии, пройденные стадии. И, тем не менее, на данном этапе, еще невозможна финальная трансформация. Необходимо мощное разрешение всех сюжетных интриг и психологических коллизий. После него прошлое станет только дымкой, скрывающей когда-то несовершенное самосознание от перерожденной психики. Третий сезон вновь знаменуется Заратустровским вечным возвращением. Героев не узнать, — так они заматерели под неласковым солнцем Ганнибала. Уилл понимает, что дороги назад нет, но для него возвращение к Ганнибалу — это еще и неопределимое искушение, в отличие от остальных персонажей, мотивированных долгом. Встреча Ганнибала и Уилла знаменуется любованием «Весной» Ботичелли, ранее стилизованной Ганнибалом для убийства и многочисленными упоминаниями Данте. Делая последние шаги к Ганнибалу, пока тот остается сравнительно пассивным, Уилл заглядывает в самое сокровенное — подробности детства Лектора. Места, которых даже он сам держится стороной. Теперь они практически равны. Оба угрожали друг другу смертью бесчисленное количество раз, менялись ролями Фауста и Мефистофеля, были друг другу друзьями, врагами и родственниками… В образе Верджера им противостоит воплощение низости и уродства, присущего всему тривиальному, мелочному и практическому, словом, то человеческое, чему самое место на тарелке. И вот, наконец, в образе Красного Дракона герои сталкиваются с проявлением глубинных мифологических начал, обобщением всего того вселенского зла, свидетелями и творцами которого они стали. И теперь им предстоит вырвать из пучин этой хтонической силы субстрат эфемерной красоты, казалось бы, неотделимой от гипнотического очарования смерти, присущей эстетическому началу как таковому, чтобы остаться, наконец, наедине со сном, этим творчеством в чистом виде, и повторить его судьбу, став достоянием вечного.
Бывший журналист Томас Харрис, ныне пребывающий на почетной пенсии в весьма преклонных летах, в 70-х годах прошлого века придумал одного из самых знаменитых героев своего времени — маньяка-психопата, доктора Ганнибала Лектера. Этот умнейший и образованнейший дьявол во плоти, увлекающийся поеданием своих жертв, был описан в четырех книгах Харриса. Одна из них — «Молчание ягнят» — получила, пожалуй, самую большую известность после одноименной экранизации 1990 года с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом. И вот в 2013 году вышел первый сезон «Ганнибала». Его сюжет во многом повторяет книги Харриса, но с другой стороны, достаточно сильно переработан. В центре внимания даже не расследование многочисленных убийств чессепикского потрошителя, которого на протяжении многих лет никак не может поймать ФБР, а запутанные и сложные отношения агента Уилла Грэма и его психотерапевта Ганнибала Лектера. У Грэма, которого очень здорово сыграл Хью Дэнси, необычный талант. На месте преступления он умеет «погружаться» в прошлое и видеть не просто ход событий, но понимать преступника, осознавать его мотивы и метод совершенного злодеяния. Однако всякий дар такого рода имеет обратную сторону — Грэм настолько хорошо понимает любого маньяка, что и сам рискует стать таким. На этот крючок и пытается поймать Уилла в очень хитрой игре доктор Лектер. Он как Гамельнский крысолов — играет так соблазнительно, что иногда ловишь себя на мысли о притягательности этого абсолютного зла. Мадс Миккельсен невероятно хорош в своих костюмах с иголочки, с безупречностью манер истинного короля и спокойствием олимпийца. Долгое время, глядя на Ганнибала Лектера, сомневаешься, он ли учинил всю расследуемую жуть. Уже в конце первого сезона создатели вполне однозначно отвечают на этот вопрос, а во втором сезоне доктор Лектер вообще показывает себя во всей красе. По сути дела, он постепенно сводит Грэма с ума, пытаясь заставить его стать таким же чудовищем. Видения Грэма, спутанность его сознания, образы, кровавые преступления, расчлененные тела — все это показано, извините, с таким вкусом, что просто диву даешься. Особенно впечатляет образ доктора Лектера — огромный черный олень, постепенно превращающийся в человекоподобное существо с ветвистыми рогами, жуткого монстра, которого Грэм видит в местах преступлений. Сериал однозначно страшный, темный, кровавый и многих отталкивает именно этим. Но у меня дух захватывало наблюдать за поединком двух героев, теряться в догадках, удивляться, сомневаться вместе с Грэмом и выбираться с ним из темноты и отчаяния. И только к третьему сезону зритель ошалело понимает, что доктор Лектер очень любит Грэма, считает его самым родным человеком и только потому поступает с ним именно так. А Грэм, в свою очередь, не может ни жить, ни умереть без доктора Лектера, потому что по-настоящему его понимает. И любит и ненавидит одновременно. Создатели «Ганнибала» не пытались навязать зрителю однозначную точку зрения. Они, скорее, исследовали любовь и дружбу, добро и зло в достаточно экстравагантной художественной манере. Уилл Грэм и похож, и непохож на Ганнибала Лектера. Часто герои подставляют друг друга, с отстраненным интересом наблюдая, что же из этого всего выйдет. А потом так же неожиданно спасают друг другу жизнь, когда у зрителя уже срывает крышу от сцен невероятно жестокого смертоубийства. Но вот что странно — от всех этих высокохудожественно оформленных рук и ног, запеченных и замаринованных частей тела, килограмм мяса, литров крови и прочего фарша почему-то совсем не страшно. Я знаю, что многие не любят доктора Лектера именно по этой причине — эстетизация зла всегда опасна, особенно если оно по-своему так обаятельно и находится вне привычных моральных координат. Но мне кажется, что работа ума в данном случае первична. Зритель учится не сочувствовать Ганнибалу Лектеру, а понимать его вместе с Уиллом Грэмом. И когда настает определенный момент, вся бездна внутри доктора Лектера, его бесчеловечность, приправленная хорошими манерами, открывается с новой стороны. И честно говоря, от этой панорамы ада слегка захватывает дух. Мадс Миккельсен отлично показал суть доктора Лектера. Он изощренный игрок, художник, складывающий пазл из отрезанных частей тела, эстет, наблюдатель, охотник, прекрасный кулинар и отличный (в его понимании) друг. Пару слов надо сказать и об остальных героях «Ганнибала». Коллега Грэма, Джек Кроуфорд (Лоуренс Фишборн) — непримиримый охотник на чессепикского потрошителя. Он любит играть не меньше, чем доктор Лектер и не раз за это поплатится. Ему так же сложно однозначно сочувствовать, как и остальным героям этой повести, но он хотя бы знает, что такое муки совести. Все женские персонажи в сериале, честно говоря, подзатоптаны мастодонтами вроде Миккельсена или Фишборна. Доктор Алана Блум (Каролина Деверно) в первом сезоне вызывает симпатию, а в третьем — только недоумение. Женщина, не лишенная проницательности и ума, постепенно эволюционирует в какую-то бестию, что подчеркивается даже ее костюмами и макияжем. На психотерапевта Беделию Дюморье, которую очень классно сыграла Джиллиан Андерсон, стоит смотреть весь сериал ради финальной сцены третьего сезона. Таким людям, как она, не нужен никакой Ганнибал Лектер — они, как правило, съедают себя сами. И только журналистка желтого издания Фредди Лаунс остается верной себе и цельной как скала. Вот уж у кого, по мнению авторов сценария, нет никаких сомнений. По-настоящему жалко во всей этой истории только Уилла Грэма. Но мастерству авторов сценария можно аплодировать — все герои неоднозначны, и даже Ганнибал, вроде бы являясь исчадием ада, раз за разом заставляет зрителя невольно себе симпатизировать.
Для начала отмечу, что во многих рецензиях сериал/ образ, воплощенный Миккельсеном/ сюжет начинают сравнивать с «классикой», сыгранной Хопкинсом и ставя ему негативную оценку. А я бы рассматривала это как совершенно отдельную историю, пусть и «по мотивам». В конце концов, создатели изрядно (и думаю, вполне сознательно) отошли от строгого следования духу книг о Ганнибале Лекторе. Кто читал или смотрел и ожидает буквального следования — да, возможно вы не оцените. Но если вам нравятся смелые эксперименты и отступление от канона, то вы скорее всего полюбите этот сериал. Представьте себе изысканный ужин в доме у настоящего джентльмена: идеальная сервировка, причудливые цветочные композиции, начищенное до блеска серебро, на карточке перед вашей тарелкой перечень блюд на вечер, который произведет впечатление даже на ценителей кухни уровня звезд «Мишлен». Всё настолько идеально и отточено до мелочей, что любое возможное несовершенство показалось бы просто нелепым в подобной обстановке. И вот, вам приносят главное блюдо, поднимают над ним крышку, а там — вычурно сервированный полуразложившийся труп. Его запах перемешивается с ароматом цветов, блюдо кишит толстыми белыми червями, а вам… Нравится всё это. Так и с «Ганнибалом». Изысканность идет рука об руку с откровенным ужасом, триллер запросто сплетется с умилительными сценами с участием собак, любовные линии разбавлены смертями, а среди героев не найти ни одного условно положительного или отрицательного. Отсутствие шаблонов — одно из достоинств этого сериала, пусть даже некоторые из них слишком сложно осмыслить во время просмотра. Я не зря начала с аллюзии на ужин. Новый «Ганнибал» (надо отдать должное таланту Миккельсена) не просто производит впечатление. Он покоряет и подчиняет всех и каждого. Идеально выстроенный внешний образ, в котором не найти погрешностей, ещё более идеально спрятанный монстр. Он не боится никого, не выходит из себя при виде подражателей, его разум — это механизм, в котором нет места сантиментам. Он даже способен испытывать положительные чувства вроде вины. При этом он каждый раз методично возвращается к удовлетворению своей потребности убивать, совершенно не беспокоясь о возможности быть раскрытым. И он не просто садист — он эстет от начала и до конца. Готовит ли ужин, разделывает ли труп, манипулирует ли своими противниками — он отдает всего себя идеальному завершению процесса в желании создать шедевр. Он ломает все стереотипы о том, каким должен быть серийный маньяк. Эксперт ФБР Уилл Грэм, который противостоит столь яркому образу, по-своему притягателен. Замкнутый в себе, немного сумасшедший, с «тараканами», как любят говорить о подобных странных личностях — в отличие от других персонажей, которых Ганнибал или не замечает в силу уверенности в собственной недосягаемости и их слабости, с Уиллом у них настоящая дуэль, где выживет только один. Это столкновение двух умов и является главным лейтмотивом сериала. Но нет, скучать не придется, потому что здесь не найти классической игры в «поймай меня, если сможешь». Всё гораздо сложнее… Второстепенные герои данного сериала не менее значимы. Что характерно — ни о ком нельзя сказать что он здесь лишний и всех достал, уберите его уже наконец. Они настолько органично вплетаются в историю, что порой следить хочется уже даже не за очередным блестящим убийством или шахматной партией между главными героями, а собственными драмами и сюжетными линиями таких как доктор Алана Блум или психотерапевт Беделия Дю Морье. Отвисшая челюсть зрителю гарантирована с завидным постоянством. Конечно, всё хорошее имеет тенденцию быстро заканчиваться, и к третьему сезону всё же немного, но начинаешь зевать. Написать и воплотить настолько гениальный сценарий, который держал бы зрителя в напряжении от начала и до конца — для сериала это, наверное, слишком невероятно. Поэтому три сезона — самое то, чтобы сериал остался в памяти шедевром, а не очередным рейтинговым шоу, которое в итоге всем надоело и досматривали уже просто из принципа чтобы узнать чем же вся эта жвачка закончится. Работа над сериалом проведена просто колоссальная. Для любителей красивой картинки здесь просто праздник для глаз, пусть и с налетом гротеска. Еще больший праздник будет пожалуй для ценителей хорошего психологического триллера и черного юмора — они здесь фонтаном и через край, но не так чтобы стошнило от переизбытка. Даже романтические натуры, которым подавай любовную линию не останутся недовольными — вам преподнесут все, что вы хотели бы увидеть но стеснялись предположить. Никто не останется разочарованным. Тем не менее, идею и воплощение многие не поймут. Здесь упор ставится на эстетику того, что в обществе является совершенным табу, и кто-то скажет что это неприемлемо и откровенно мерзко. Соглашусь. Но всё же настолько талантливая работа всей команды заслуживает высокой оценки. 10 из 10
Вот и пронесся 2 сезон сериала «Ганнибал», а старт просмотра третьего принес досадное разочарование. Я не случайно сказал о скоротечности лишь второго сезона, потому как первый был уж слишком тягучим. Авторы чересчур заигрались в психоанализ, отодвинув на второй план саму суть гениального маньяка и расследование сопутствующих преступлений. Это вовсе не «Настоящий детектив», хотя явно хотели потягаться в атмосферности. Получилось. Даже слишком. За основу взяты персонажи книги «Красный дракон», но по факту сериал скачет по событиям экранизаций, в том числе по «Молчанию ягнят» и «Ганнибалу». Здесь есть много знакомых личностей, вроде доктора Чилтона, агента ФБР Кроуфорда, ну и конечно же самого Лектера и его ловца Уилла Грэма. Однако их судьбы подверглись значительным изменениям и в определенный момент понимаешь, что история здесь явно отличается от полнометражных фильмов, когда кого-то из героев убивают, а ты смотришь открыв рот. Первый сезон получился откровенно нудным. Бесконечные самокопания Уилла Грэма с видениями завуалированного образа чизапикского потрошителя, размеренные диалоги Лектера, от которых просто начинаешь засыпать и скоротечные поиски других кровавых маньяков. Притом подача последнего настолько «галопом по европам», что самому становится обидно за то, какие образы использованы настолько поверхностно и бездарно. Ведь можно было из каждого убийцы сделать отдельную историю, но не стали. Лучше показать очередной сон Грэма в холодном поту. Второй сезон откровенно порадовал! Здесь интерес к сюжету растет с геометрической прогрессией. Это уже не ток-шоу с Лектером, а вполне динамичный триллер с остроумными диалогами и неожиданными поворотами. Одна только первая серия уже заставляет слюну выделяться и ждать финала, при этом разжевывая и смакуя каждый эпизод с огромным удовольствием. Основные блюда поданы и они изумительны, а иногда даже могут вызвать восторг на грани с эйфорией. Третий сезон буксует в повествовании даже на третьей серии. Отсылки к прошлым событиям подаются халтурно в виде очень длинных флэшбэков, в каких то местах просто вставляют 5-минутные куски из предыдущих сезонов. Да и в целом задумка ясна. Сезон воспроизводит атмосферу фильма «Ганнибал» в итальянских декорациях и приторным вкусом «Кода Да Винчи». Ощущаешь тоску и тяжесть первого сезона, которые утроили в объеме и приправили ватиканской мистикой. Подводя итог, выражусь на гастрономическом языке Лектера. Первый сезон — целиком и полностью аперитив, не сказать, что плохой, но иногда возникает желание уйти с этого банкета. Второй сезон — горячие сочные мясные блюда с умопомрачительнымм соусами, которые откусываешь жадно, но тщательно разжевываешь, чтобы ощутить каждую нотку, а потом наслаждаешься послевкусием. Третий сезон — напитки в виде дорогих сухих вин и изящных, но своеобразных канапе. Вроде «богато», но давишься. Чего не отнять у «Ганнибала», так это хорошей операторской работы и чувство стиля в изображении того же процесса приготовления блюд Лектером. Обертка очень изящная и порой понимаешь, что держит у экрана красивая картинка. С другой стороны — каждому свое. В конце концов и у «Настоящего детектива» фанаты поделились на два лагеря. Одним ближе продуманные монологи Раста Коула о жизненных ценностях, другим — динамика и перестрелки с участием продажного детектива Вэлкоро. Я же пока занимаю нейтральную позицию с верой в лучшее. Надеюсь третий сезон меня еще удивит, хотя скептически отношусь к фильмам/сериалам/книгам, которым для раскачки требуется слишком много времени. 6 из 10