Трест, который лопнул
- 18 мар 1983
Как пишет в своей критической статье некая Н. Абиева,«Для нас О. Генри и его рассказы — по-прежнему живая классика. А между тем у себя на родине он давно вышел из моды, причём настолько, что солидные университетские антологии даже не упоминают его среди авторов, оставивших заметный след в истории американской словесности. Современные полит-корректные американцы равнодушны к колоритным, но чаще всего поступающим вразрез с общепринятыми общественными правилами типам наподобие Джеффа Питерса и Энди Таккера. Понятие «благородный жулик» не вписывается в систему их ценностей и явно ей противоречит. Неожиданные сюжетные повороты, ошеломляющие развязки сбивают с толку «правильных» обитателей Североамериканского континента, и они предпочитают избегать этих головоломок. Жизнь должна быть ясной, чёткой и прямой как струна, без извивов и шараханий. В идеале всё должно быть столь предсказуемым, как карты многих американских городов с их параллельно-перпендикулярными улицами. Другое дело — мы. Беглая прогулка по Интернету привела к неожиданному открытию:Джефф Питерс и Энди Таккер не только занимают почётное место на литературных сайтах, но явно востребованы в качестве имён нарицательных, которыми частенько пользуются современные журналисты и аналитики, узнавая в них нынешних персонажей из нашего политического и финансового бомонда. Возможно, поскольку О. Генри в своё время уже «воспел» замечательные достижения эпохи дикого капитализма, эти его зарисовки как нельзя лучше подходят к тому, что мы наблюдаем у нас. И ещё одно качество О. Генри делает его творчество для нас столь родным — нечасто, а лучше сказать, весьма редко встречается в американской литературе способность смеяться над самим собой, способность, которой уж мы-то прославились на весь мир.» Фильм — забавный… Тандем Караченцов-Адомайтис — очень удачен… Песни(особенно песня про вакханалию азарта) весьма талантливы(особенно на фоне музыкального «Совка» того периода)… Однако некоторые эпизоды фильма по содержанию довольно сильно отличаются от соответствующих рассказов О. Генри… Например, эпизод с богачом(Куравлёв)… В фильме Адомайтис разводит Куравлёва своими напёрстками как последнего лоха на все наличные деньги… А вот по книге герой Куравлёва намеренно проиграл большую денежную сумму(далеко не всю наличность в доме) герою Адомайтиса, да приплатил ему сверх проигранного ещё почти такую же крупную сумму денег только за то, что тот своими напёрстками у богача всколыхнул чувство ностальгии по молодым годам, когда богач этот был простым ковбоем и в свободное от работы время любил играть в такие вот напёрстки… Забавно… После того, как я написал последнее предложение данного коммента, я глянул в Википедию, где не без удовольствия обнаружил запись о любопытном факте:Оказывается, в СССР сразу после выхода фильма «Трест, который лопнул»,он был подвергнут критике за несоответствие оригиналу. Одна из статей в газете «Правда» называлась «И немного О. Генри»… Что ни говори, а приятно себя осознавать критиком, в этом вопросе равным по классу тогдашним маститым журналистам-критикам центральной прессы… Не знал, что задолго до меня картину уже подобным образом критиковали…