Женская логика
- 01 янв 2002
На рубеже двухтысячного года начали снимать отличные российские детективные сериалы: «Тайны следствия» и «Каменская». Визитная карточка того и другого — интеллигентность и интеллектуальность. К «Женской логике» это тоже относится в полной мере. За последние 20 лет зритель сильно устал от бесконечных ментовских и прочих войн, от продажных чиновников, от двуличных героев. Хочется классического детектива, который можно смотреть всей семьёй, не опасаясь матерщины с экрана и завуалированной пропаганды новомодных молодёжных течений. Ничего такого в «Женской логике нет». Зато есть хороший одноимённый роман, написанный известным русским писателем детективного жанра Виктором Алексеевичем Прониным. И есть талантливый сценарист Мария Изольдовна Зверева, адаптировавшая роман для кинопроцесса. Литературная основа готова, остаётся самое главное — подбор актёров. Эта процедура сродни прогулки по минному полю. Зритель существо хоть и доверчивое, но фальшь почувствует сразу. Главная задача режиссёра заключается в том, чтобы не ошибиться с выбором. Эльдор Уразбаев не ошибся, пригласив на съёмке очень красивую внешне и гармоничную внутренне пару: Алису Фрейндлих и Станислава Говорухина. Литература и кино создали множество персонажей «непрофессиональных» детективов-женщин давно и надолго покоривших сердца мужчин. Удалось подобное «чудодейство» и Алисе Фрейндлих. Удалось благодаря душевной красоте и актёрскому таланту. Разумеется, как актриса она не выдумала роль Ольги Петровны Тумановой «с нуля». Богатый «послужной список» Алисы Бруновны — это кладезь мудрости и источник вдохновения. Если внимательно следить за её игрой, то в разных эпизодах можно увидеть «эманации» прежних ролей. (Если подобное успеваешь уловить, то фильм становится ещё интересней.) Список ролей у Станислава Сергеевича не столь впечатляющ, как у Алисы Бруновны, поэтому мэтр не стал «изобретать велосипед» и обратился к беспроигрышной классике — трубка в зубах, многозначительные паузы, и как следствие: «Это же элементарно, Ватсон!» Впрочем, ничего подобного Андрей Сергеевич Стрельцов в фильме не произносит, потому как бывшему шпиону это не к лицу. Зато на его долю выпадает несколько эпизодов, которые являются настоящим украшением фильма. В романах / фильмах о сыщиках-любителях авторам / режиссёрам волей-неволей приходится прибегнуть к такому приёму как «недотёпистый следователь», ведь в противном случае, чем будет заниматься сыщик-любитель? Подобное допущение порой выглядит слегка карикатурно, но — что поделаешь. В «Женской логике» сия неблагодарная роль досталась Андрею Леонову. Справился он с ней хорошо, особенно — в финальной «разоблачительной» части, когда тандем любитель — профессионал раскрылся полностью. Именно эта часть в классическом детективе является «лакомым кусочком» для зрителя: уже наметились кое-какие подозреваемые, но мы то-то знаем, что только в плохих фильмах преступник — именно тот, на кого можно подумать сразу. В хорошем детективе обязательно должен быть «рояль в кустах», а то и «скелет в шкафу». Однако если всё время держать в голове название фильма, то оно в какой-то момент само укажет на того, кто совершил преступление. Впрочем, вскрывать козыри — это вовсе не моя прерогатива, а исключительная обязанность Ольги Петровны — женщины обаятельной, умной, в общем, по всем статьям незаурядной.