Алиенист
- 21 янв 2018
Тем, кто засматривается видео buzzfeed unsolved или мистики, тому должен понравиться этот сериал. Атмосфера тёмная, мистическая, но с обязательным акцентом на положительных главных героях, которые готовы активно противостоять злу и побеждать его. Такие произведения отлично подходят для того, чтобы немного скрасить пару томных вечеров, при этом не впадая в отчаяние, как это происходит от прочтения реальных уголовных дел или более трагичных и тяжелых вещей. Если разбирать на составляющие, то первым, что лично мне хотелось бы отметить, являются персонажи. Если говорить о главных героях, то видела, что многие ругают Ласло Крайцлера за слабость и невыразительность, но по мне так образ удался. Его физическая неполноценность и душевные терзания вкупе с личностными недостатками делают его более реальным, более человечным, и от того ему легче симпатизировать. Он не стоит выше всех, он вместе с другими отчаянно пытается не потонуть в бурном водовороте жизни. Его персонажи-спутники (если можно так выразиться) — подросток, немая девушка и чернокожий мужчина — отлично дополняют персонаж, показывая добродетельную сторону его натуры (приютил всех притесняемых, так сказать). Люк Эванс в роли его друга, художника Джона Мура, радует девичий взгляд и сердце на протяжении всего сериала. Героиня Дакоты Фаннинг прекрасно отвечает требованиям феминистской повестки, и почему бы и нет. Женщинам тоже хочется видеть смелых и предприимчивых героинь в истории. Ну и кроме того, персонаж хорошо разбавляет дуо Ласло и Мура, а то только вдвоем они бы смотрелись куцо. Среди второстепенных персонажей тоже немало выразительных, которых зритель может для себя выделить и полюбить. Мне особо приглянулся образ Теодора Рузвельта. Этакий герой на пути к вершине — молодой, красивый, целеустремленный и радеющий исключительно за правое дело. Конечно, образ идеализированный, но всем нам хочется верить в сказку об идеальном герое. Второе, что можно отметить, это красивый антураж — от великолепного убранства оперы до черноты нью-йоркских трущоб. Всё очень атмосферно и хорошо сделано. Похоже на декорации компьютерной игры. Сюжет интересный, каждая серия вызывает желание смотреть дальше. Есть небольшие косяки, вроде сумбурности повествования жизни главного злодея, но они не критичны. Конец немного скомкан, это правда, но зато какой путь к нему вёл. Немного в ужасе конечно от того как на протяжении всего сериала ни у кого не вызывает возмущение факт детской проституции. От убийств они значит в шоке, а спать с девятилетними мальчиками это нормально? Но с другой стороны, это тоже составляет часть «тёмной атмосферы» детектива. Ну и конечно тут уместна фраза «другое время». Тем кто идеализирует порядки прошлого и «а раньше было лучше», стоит помнить, что люди прошлого не были ни порядочными, ни гуманными, ни счастливыми. Жизнь человека тогда ценилась куда меньше, чем в современности, а жизнь детей и того меньше. Выживал сильнейший, и был прав сильнейший. Размышления и разговоры на тему психологии и природы человеческих поступков не гениальны, но занимательны. Объективно я бы поставила сериалу 7,5/10, но субъективно ставлю 10/10, так как мне он близок и я знаю, что буду его пересматривать.
Мрачный, холодный и душный Нью Йорк на пороге нового столетия сулит не мало возможностей, но порождает столько же загадок. Многие из них пугают пострашнее самого яркого кошмара. На улице находят изуродованное тело мальчика в женском платье. Стражи порядка в откровенном замешательстве. Знаний и опыта не хватает для раскрытия такого изощренного убийства. Свое расследование начинает алиенист Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль). Он привлекает к помощи свое давнего знакомого художника Джона Мура (Люк Эванс) и его подругу своенравную Сару Ховард (Дакота Фаннинг). Я ничего, увы, не знаю о первоисточнике. Но сюжет очень интригующий. Первый сезон я посмотрела на одном дыхании. Банальная завязка, но не пресная подача. Каждый персонаж сам по себе интересный и индивидуальный. Но раскрыты только главные герои сериала. Второй сезон откровенно разочаровал. Начались нелогичные поступки персонажей. Жалость к кровожадным психопатам у меня отклика не нашла. Сериал называется «Алиенист», однако во втором сезоне большая часть сюжета вращается вокруг Сары, которой теперь помогают Джон и Ласло. Так что, впечатления не однозначные. Сюжету я бы поставила 7 из 10. По части актерской игры, все выше всех похвал. Брюль, Эванс и Фаннинг это прям три всадника апокалипсиса. Каждый в своей роли хорош. Особенно Дакота удивила. Ее Сара очень противоречива. За ней прям интересно наблюдать. Ее стараешься понять, хотя это не всегда просто. Актерской игре можно смело поставить 10 из 10. У сериала есть своя стилистика. Атмосфера. Картинка мрачная, что полностью отвечает духу времени и обстановке. 7 из 10
Давно не смотрела подобных детективов. Дакота Фэннинг раскрылась лично для меня. Раньше всерьез не воспринимала. Оооо, а Люк Эванс? (тут автор игриво подмигивает). Пока просмотрен только первый сезон. Ну что. Рекомендую за приёмом пищи не смотреть, с детьми не смотреть, впечатлительным прикрывать глаза ладошками. Смертей много, жестокости пропасть, гнилых людишек тоже. Они, конечно, поплатятся, но сопереживающие захотят, чтобы они страдали больше. Кратко. Команда товарищей — психолог, журналист, феминистка, еврейские детективы — идут под эгидой тогда еще только начальника полиции Тео Рузвельта по следам мультиубийцы, жертвами которого становятся мальчишки борделей Нью-Йорка. Палки в колеса расследования вставляют продажные полицейские (Рузвельт честный и безуспешно борется с этим произволом, доставшимся в наследство от прежнего шефа). Интересны диалоги Крайцлера (алиенист) и его друзей, которые приближают истину, интересно раскрытие характеров главных героев, интересны сцены светских приемов, грязных подворотен, интересны первые приметы века 20-го в конце 19-го с идеями социализма и техническим прогрессом. 7 из 10
После первого сезона сериала, в котором было что-то интригующее про мальчиков-проститутов, мрачные улицы Нью-Йорка 1980х годов и доктора-психиатра (устар. алиениста) отважно в этом копающемся, компания TNT анонсирует второй сезон и внезапно замораживает его на год. А я ждать и надеяться ибо проект показался мне хоть и не чем-то свежим и новаторским, но определенно интересным за счёт первоисточника в виде книги Калеба Кэрра, атмосферы и актёрского состава. В 2020 году TNT возвращается к идее снять продолжение и выкатывает сезон намбер ту про таинственные кражи детей, убийства оных, несправедливую казнь женщины из бедных слоёв, обвиненной в этом и вообще зарождающийся феминизм (та-дам). И на фоне вот такого вот чисто «женского» замеса алиенист доктор Крайцлер совершенно теряется в тени детектива Сары Ховард, которая рвёт и мечет по всему сити в поисках похитителя-убийцы. У него проблемы не связанные с делом, прокрастинация, пускание слюней на докторшу-коллегу и абсолютно блеклые и не нужные расследованию выводы по теме психологии и мотивации преступника. Словом — слили так слили. Куда лучше и активнее выступает журналист Джон Мур. В отличии от доктора, в честь которого названа книга и сериал, и который абсолютная ветошь в этом расследовании, журналист таймс больше уделяет времени расследованию. Хотя и он не без багажа: Джон отчаялся огрести любви и ласки от бой-бабы Сары и собрался жениться на дамочке с высокой шляпой и очень пушистым шпицем. И действо сериала периодически прерывается обидками и выяснением отношений, преимущественно с будущим тестем. Сама Сара почти не спит и не ест пытаясь доказать обществу мужчин, что она таки может в расследования. Радует также, что её образ не столь уж категоричен и Джона Мура одаривают (спойлер не имеющий отношения к сюжетке), а преступника она понимает лучше, чем г-н алиенист. Упущением будет не сказать и о самой сюжетке: к завершению просмотра можно сделать вывод, что мотив и развитие преступления простые как валенок, но по ходу повествования просто обрастают красивыми кадрами, игрой и историей. Это нельзя считать минусом, но и интриги как в 6-серийке «Она же Грейс» мы не получаем (увы).
Детектив, который не детектив совсем — социальная драма, от чего мне нравится даже больше. Ласло — неприятный, провоцирующий, сам в себе не разобравшийся, невероятно уязвимый и уязвлённый, компенсирующий своё физическое и душевное увечье и таким образом сам постоянно на нём сфокусированный. Человек, ставший алиенистом в попытке излечить самого себя и перестать мучится, что ему удаётся, мягко говоря, не очень. Сара Говард — очень прогрессивная, смелая и самостоятельная девушка, которая искренне хочет помогать людям, которая умеет сострадать, но которая при этом достаточно горда, чтобы ставить себя в зависимость от кого-либо. Рано потеряла мать, а потом отца при весьма трагических обстоятельствах и не совсем переборола в себе эту травму. Умнее своих друзей, чем ущемляет Ласло. Джон Мур — человек, который «если ты за меня, Сара, не выйдешь, то я уже нашёл себе тёплое местечко. К тебе буду бегать, потому что всё же люблю тебя, а жена у меня будет богатая и даже насмешки её папы терпеть буду, он мне машину подарил». Такие вот три главных героя. И много прекрасно выписанных второстепенных персонажей. Если вы ждёте детектив в чистом виде — это не то кино. Это социальная и психологическая драма, где смакуются причины поступков людей и их последствия. 8 из 10.
«Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!..» Игорь Северянин «Ананасы в шампанском» Признаюсь, с первоисточником я не ознакомлен. Поэтому не могу судить, удалась ли экранизация романа Калеба Карра, и берусь оценивать исключительно просмотренный сериал. Как известно, первоначальным постановщиком «Алиениста» должен был выступить Кэри Фукунага, поставивший «серьезные» 1 сезон «Настоящего детектива» и «Безродные звери». Но впоследствии он благополучно открестился от режиссуры, оставшись в качестве продюсера, и это явно негативно сказалось на структуре повествования сериала, но все же позволило сохранить серьезную, мрачную стилистику и в большей степени, правдоподобность. Не являясь чем-то особо оригинальным, «Алиенист» представляет собой некую смесь истории о Джеке-Потрошителе, с уже упомянутым «True Detective» S01 и вышедшим в 2017 году «Охотником за разумом». Местами параллели с последним прослеживаются настолько явно, что складывается такое впечатление, будто канал TNT, вдохновившись успехами конкурентов, решил снять свой «Mindhunter» с пасьянсом и хастлерами. При том, что команда здесь выдалась куда более яркая: непосредственно, сам алиенист, он же доктор психиатрии; его друг — художник и иллюстратор «The New York Times»; два брата-детектива, использующие передовые методы; машинистка, пардон, секретарша и по совместительству, первая женщина-полицейский и ее начальник — комиссар полиции он же будущий президент США, Теодор Рузвельт. Невольно возникает вопрос. А это снято точно не по комиксам? Но шутки шутками, а сериал обладает весьма явными достоинствами. Первое — это хороший выбор ключевых актеров и их уверенная игра. Второе, несомненно, — воссозданная атмосфера Нью-Йорка конца XIX-го века. Многочисленные экипажи, разъезжающие по грязным улицам, роскошные платья и интерьеры, огромная массовка, многонациональный состав нью-йоркских трущоб, бродяги и малолетние беспризорники, а также упомянутые в сериале исторические события, собрания социалистов и шествия суфражисток, происходящие на фоне, — все это смотрится весьма убедительно и делает обстановку живой и реалистичной. Костюмеры, художники-постановщики и создатели декораций, (как настоящих, так и цифровых), явно заслужили какую-нибудь награду. Также отдельно хочется отметить операторскую работу. Крупные планы, естественное освещение, дымка, полумрак, — все это также хорошо работает на создание нужной атмосферы. Однако, помимо, явных преимуществ, «Алиенист» обладает также и вполне существенными недостатками, которые портят впечатление: 1. Штампы и карикатурные персонажи. Нью-йоркские полицейские — все сплошь ленивые сволочи и тупые прохиндеи, которые не хотят, чтобы лавры поймавшего маньяка достались алиенисту и поэтому строят ему козни, вместо того чтобы ловить злодея самому. Ну что поделать, настолько они ленивые прохиндеи. 2. Не показана вся сложность расследования. Если в упомянутых НД и ОзР убийцу ищут годами или не находят вовсе, то здесь не особо напрягаясь, с перерывами на посиделки в ресторанах и оперу, а также благодаря покровительству комиссара полиции и череде случайных совпадений его вычисляют довольно быстро. 3. Отсутствие логики и мотивации. Первая, а затем и вторая засада на маньяка, участие во всем этом мероприятии праздного Джона Мура, резкая смена его любовных приоритетов и сильное беспокойство о беспризорнике, притянутые за уши выводы Крейцлера и его попытка проникнуть в разум злодея вплоть до его защиты оставляют множество вопросов. Предполагаю, что в книге все это выглядит куда более логичным и оправданным. 4. Чехарда имен и лиц, мест и времени действия сбивает с толку, а бесчисленные застолья и возлияния, (я сбился со счета, сколько раз Джон Мур бросал пить), и постоянные разборки полиции с комиссаром Рузвельтом, разборки Рузвельта с командой алиениста, разборки внутри самой команды и внутри самих себя, — наводят уныние и тоску. Ну и конечно, разговоры, разговоры и разговоры. Благо, здесь диалоги еще представляют некий интерес и судя по всему, перекочевали из первоисточника. 5. Лишние или незаконченные сцены, создающие ощущение недосказанности, тупиковые ветки сюжета и «не выстрелившие ружья» создают впечатление, что, подобно несчастным жертвам маньяка, многое из сериала было «вырезано» не самым аккуратным образом. Вполне вероятно, что частая смена режиссеров, по 2 серии на каждого, также сыграла свою негативную роль. 6. Но, пожалуй, главное разочарование сериала,- это невнятный и скомканный финал. Главному злодею отведено преступно мало времени, кто он, что им двигало, мы так и не узнаем. Все-таки, от такой истории и в подобном сеттинге ждешь классической развязки в духе «Убийца — садовник», но к сожалению, всё, над чем мы бились вместе в доктором Крейцлером на протяжении всего действия, так и остается загадкой, и ожидаемого катарсиса не происходит. Также нельзя не отметить наличие определенных трендов, которые уже практически «must have» в любом современном сериале: - ЛГБТ-тематика. Причем «содомитов» осуждают только отрицательные персонажи, остальные признают это как норму, что с учетом времени действия выглядит довольно странно; - СЖП («Сильный Женский Персонаж»), олицетворяющий собой идеи феминизма. Это уже упомянутая эмансипэ Сара Ховард и появляющаяся в одной из сцен, своенравная образованная афромериканка Джоанна Кроуфорд, племянница Сайруса; - ну и ключевая мысль сериала в рамках постмодернистской концепции индивидуализма: «это не маньяки виноваты, это мир такой злой, они всего лишь дети, которых мучили. Давайте обнимем их, постараемся понять… и простить» Так и хочется спросить. Какого Джокера?! В защиту «Алиениста» стоит сказать, что здесь озвученные тенденции довольно умело вплетены в сюжет и проявляются не так явно и нелепо, как во многих других сериалах и фильмах. Подводя итоги, можно сказать, что «Алиенист», к сожалению, пошел по пути подобных довольно масштабных проектов: пытаясь компенсировать потраченные средства, сгладить углы и выпятить округлости дабы одновременно угодить всем, интригующий поначалу сюжет постепенно скатывается в мешанину и обыденную серость, подобную цвету данной рецензии. Поэтому 6 из 10
Общее впечатление, то бишь послевкусие, от сериала можно сравнить с плотным обедом, с очень «вкусной», оригинальной закуской, достаточно стандартным, тяжеловатым основным блюдом и никаким десертом, который хочется поскорее выплюнуть. Первые серии держат в напряжении прежде всего антуражем. Воссоздать Нью-Йорк конца 19 века — задача не такая уж новая, но решена она мастерски. Именно фон — главное достижение «Алиениста». Декорации, свет, массовка, костюмы. Не думаю, что подростковая проституция с переодеванием мальчиков в девочек так уж была распространена, но поверить в это можно. Персонажи второго плана и эпизодов не дают угаснуть зрительскому интересу. Тед Левайн («Монк»), Шон Янг, Майкл Айронсайд, исполнители ролей антагонистов справляются превосходно. Нашлось место и политике, и сложным социально-экономическим процессам, в результате которых Америка стала мощнейшей державой мира. Блеск и нищета Манхэттена. К сожалению, на этом колоритном фоне собственно детективная линия теряется очень быстро, а под конец вырождается в малопонятную суету. Кто-то куда-то побежал, кого-то застрелили, а кого-то ножом пырнули, сбросили с обрыва и т. д. А зачем? Лишний метраж накрутить? Стандартная беда сериалов — лишнее количество серий. Не слишком помогают исполнители главных ролей. Превосходный актер Даниэль Брюль не годится на роль американского Зигмунда Фрейда, не та фактура. Эгоизм и холодность зашкаливают, как в самой роли, так и в игре. Дакота Фаннинг все 10 серий проживает с одинаковым выражением лица — замороженным. Не понимаю такой режиссуры. Положим, первая женщина в управлении полиции Нью-Йорка, феминистка, эмансипэ, стремящаяся утвердиться в мире мужчин, а заодно избавиться от своих внутренних демонов, ввязывается в очень опасную игру. Для этого замороженное лицо с выпученными глазами, одинаковое что в горе, что в радости, не годится. Я плохо знаком с творчеством актрисы, возможно, она умеет играть, но в «Алиенисте» этого нет совсем. Лучше других смотрится Люк Эванс. Красавец и талант, с этим не поспоришь. К сожалению, ему досталась самая невнятная, а подчас и дурацкая роль. Что движет Джоном Муром? Преданность Крейслеру, любовь к Саре? Зритель не верит никаким мотивам его поступков. Особенно это проявляется в тот драматичный момент, когда он попадает в ловушку в борделе. То, что с ним сотворили, неизбежно должно было привести к тяжелейшей психологической травме, преодоление которой (с помощью друга-алиениста) могло бы стать мощным «локомотивом», способным вытащить всю сюжетную линию. Но ничего подобного не только не происходит, это даже никак не упоминается в дальнейшем! Ну было и было. Вот после этого убедительность всего происходящего на экране начинает последовательно стремиться к нулю. А последняя серия — вообще нагромождение нелепиц и банальностей, вместо вишенки на торте — резиновая жвачка. А какова роль комиссара полиции, он вообще в сериале зачем? Брайну Джерати играть нечего настолько, что начинаешь его жалеть. В итоге — интересный старт, прекрасный фон, хорошие роли второго плана, симпатичный Люк Эванс, но в конце не просто ощущение обманутых ожиданий, а куда более неприятное чувство, что из зрителей делают дураков. Не намеренно, а просто от лени. Поэтому 3 из 10
Честно говоря, между просмотром и рецензией прошло достаточно времени, потому что однозначно определить: понравился сериал или нет — не получилось. Не могу и сейчас, потому что на вопросы, возникавшие в процессе, ответов не нашла. Это касается и логики развития действия, и персонажей, и даже актерских работ. Судя по содержанию отзывов о ленте, такие чувства не у меня одной. Попробуем разобраться. Атмосфера Нью-Йорка конца 19 века воссоздана замечательно: мрачный, серый город, бедность, преступность, разврат, коррупция — всё было показано не раз и в других картинах, но здесь это вызывает гнетущее чувство безысходности. Кажется, что солнца тут совсем не бывает, и даже роскошь богатых особняков какая-то тусклая. Опасный, неуютный город. Зато в нем отлично чувствуют себя разного рода дельцы, вроде хозяев борделя, которые, пользуясь покровительством нечистых на руку полицейских, торгуют детьми. Собственно с убийства мальчика и начинается сериал. Ребенка не просто лишили жизни, но еще и выпотрошили. Кто способен на такое гнусное преступление? На этот вопрос пытается ответить новый начальник полиции Теодор Рузвельт, будущий президент США, и его добровольные помощники: алиенист Ласло Крайцлер, журналист (или богатый бездельник) Джон Мур и первая женщина, служащая в полиции, — Сара Говард. Долгое и трудное расследование изменит каждого из них, и в итоге возникнет весьма сплоченный коллектив (к поиску убийцы присоединятся и два эксперта — братья Айзексоны), члены которого вполне обоснованно поднимут тост за дружбу. Всё, что относится к рутинной полицейской работе, в фильме показано реалистично и интересно: становление таких привычных для нас дисциплин, как дактилоскопия, графология, патологоанатомия и других. Достаточно много говорится и о «национальном» вопросе: пренебрежительное отношение к темнокожим, евреям и прочим «недоамериканцам» показано жестко и правдиво. Одним словом, в таком Нью-Йорке жить не хочется. Теперь о героях. Собственно, доктор Крайцлер (Даниэль Брюль), Джон Мур (Люк Эванс) и Сара (Дакота Фаннинг) (при некоторых вопросах относительно мотивов поступков) оставляют достаточно цельное впечатление. Понятно, что, как, зачем. А вот на остальных, особенно на отрицательных персонажей, хватило только черной краски. Они одноклеточно бессердечные, тупые, злобные и ограниченные недочеловеки. Ну как-то не слишком интересно было наблюдать за примитивными противниками, и поневоле возникал вопрос: что ж вы столько времени не можете одолеть этих узколобых недоумков? Впечатлил Даниэль Брюль. По крайней мере его Крайцлер понятен, хотя и не всегда приятен. Самому алиенисту не помешала бы помощь коллеги, настолько он издерган и нестабилен психически. По сути название определило главного героя, которому отдали львиную часть времени и внимания. Сладкая парочка Мур-Говард — лишь фон для раскрытия образа доктора. То есть «Алиенист» — это всё об алиенисте и немножко о других. Ну, почему нет, можно и так. Хотя, честно говоря, хотелось бы побольше и о других. Каким образом, например, столь долго страдающий от любовного фиаско Мур вдруг столь внезапно влюбляется в Сару, которую он знал с детства? Да так, что сразу излечивается от любовного недуга и готов к супружеству. Мур — это вообще персонаж довольно своеобразный. После происшествия в борделе, где он подвергся насилию, можно было ожидать душевных терзаний, ну или хоть их подобия. Да будет вам! И не вспомнил. Подумаешь, большое дело!. Но в известной степени это даже забавно, принимая во внимание ориентацию исполнителя роли Мура. Таких «недокрутов» много. Непонятны совершенно остались владельцы борделя с их угрозами: все кары небесные обещали героям, а уж земных-то не перечесть. И что? А ничего. Сотрясли воздух и исчезли. Да и вообще, как уже говорила выше, отрицательным персонажам здесь не повезло: картонные «злодейские злодеи». Пожалуй, отмечу Дакоту Фаннинг: она из Сары выжала все, что могла, ну или почти всё. А так, если брать героев в целом, то складывается впечатление. что сняли на 2 сезона, потом приказали сократить и отрезали «мясо» кусками, оставив только «жизненно важные органы» Может, второй сезон в этом плане порадует больше. Подводя итог, скажу, что «бенефис» Брюля показался интересным именно из-за его героя, и любопытно увидеть развитие этого персонажа, потому как другим развивать особо нечего. Ждать осталось недолго. P.S. Почему-то Люк Эванс здесь напомнил мопса: лицо в складках и морщинах и глаза навыкате. Но костюмы сидят идеально)
Не буду оригинальна — проблема этого фильма заключается в главном герое. Только для меня он не был скучен, он меня бесил! Одно дело, когда человек не умеет в социальное взаимодействие или эгоистичен, совсем иное, когда главный герой находит и друга болевую точку и давит на неё, постоянно давит, прекрасно понимая, что доводит этим приятеля до нервного срыва. Мне кажется, что так же главный герой бесил и режиссёр со сценаристом, потому что расследование идёт вперёд только когда эта главная скотина алиенист устраняется от поиска убийцы. Вообще сценарий, конечно, кошмарен. Да, я смотрю много детективов и ужасов, но всё-таки, когда я могу предсказать исход КАЖДОЙ сцены и судьбу (убьют/не убьют) каждого героя — это не я такая молодец, это сценарист ленив и просто собирает текст сценария как паззл из чужих клише. Сериал смотреть приятно, но это приятность щёлканья семечек. Так как упомянутого алиениста (читай: психиатра) не так много, то это милый сериал с массой выстроенных мелких деталек. Окей, светские платья дам, как обычно, сшиты из тряпочек, но это и у ВВС так, скоро весь мир будет уверен, что половая тряпка была на пике моды у богатеек девятнадцатого века. А вот когда в кадре появляется Ласло Кайцлер, всё в моей душе визжит на пределе возможностей: да прибейте кто-нибудь эту скотину! Ведь ненормально, что с таким поведением ему ещё никто не прописал ни разу по морде. Ласло Крайцлер лжёт, доводит друзей, постоянно напоминая им о грустных моментах (мужчине про то, как он потерял любовь, женщине — как она потеряла отца), но стоило разок проанализовать его самого, как он заистерил и повёл себя как подленькая двенадцатилетняя девочка. Мне кажется, продюсеры фильма хотели посмотреть — где проходит грань. Где «гениальный и отвратительный» перестанет вызывать у девочек, в которых гормонов больше, чем когда либо было мозгов, радостный визг: «Он просто не понят людьми, я бы его пожалела!». Главный герой с лёгкостью перегибает любую палку. Гадости и самомнения в нём — чуть больше, чем способен переносить нормальный мозг. Само расследование средненькое. Оно основано на том, что продающих себя мальчишек убивает некий тип, который дружил с ними до убийства и которого они никак толком не могли описать товарищам. Видимо, полностью уверенные, что покупатели-педофилы все сплошь идеально воспитаны и не испытывают склонности к играм «оторви мальчику ножку». Вот разве что сами мальчишки (все как на подбор симпатичные, ухоженные и с хорошей кожей) — это довольно интересная тема, которой опасаются касаться и в нашем (я не про страну) довольно свободном обществе. Мальчишки, декорации, общая атмосфера, великолепные Люк Эванс и Дакота Фаннинг, братья Айзексоны (хоть разок вижу какого-то актёра из обожаемого Stage Fright в другом проекте) — да, смотреть приятно. Кто кого полюбит, эмоциональные связи… Если вы хотите смотреть детектив, то вам надо не замечать: 1. кровь, которая не сворачивается через полдня после убийства, 2. как верёвка еле держится на «связанных» руках, 3. «озарения» Крайцлера (божечки!). Нормальный такой триллер 90-х с маньяками, убийцами, религиозным (почему-то!) съездом по фазе, полным отсутствием расследования, просто с большим бюджетом и более рискованной темой. Клише, отвратный главный герой, ужасно слитая концовка… В следующем сезоне менять надо всё. Лучше всего, сам сериал.
Я люблю эстетику убийства. В кинематографе это поле деятельности безмерно, а еще мне по нраву чопорная аристократия, ибо в ней кроется много гнили си проявлений сброда людской породы. Трейлер меня впечатлил, рисовалось нечто английское, Лондон, туманный Альбион, душегуб правящий балом и сеющий чопорную смерть. Слегка ошибся, место действия Америка, старушка мать колыбель демократии, и в ней не все ладно, бывает, так что глаза источают страх а по вымощенным булыжником улица вальяжно шефствует зверь. Чудовище отбирает слабых и бьет их головы о камни. Мертвые детские тела наполняют переулки, а аристократия пирует отдавая дань грядущему веку. Совершенно одурманивший мой разум трейлер, как мне показалось, непременно должен выстрелить годным сериалом. Ибо Кэри Фукугама не умеет снимать плохо, он делает красиво, четко и правдоподобно, так что.. глаз не оторвать. История пишется кровью, победители имеют право корректировать а проигравших притрусят известью и кинут на грязных Нью-Йоркских мостовых, сравнение уместно, предстающая перед нами Америка четко поделена на две социальные грани- мир богатых и всех остальных. Оттуда ноги растут и берет свое начало старт первого сезона. Надо сказать, мне не в чем придраться в плане визуальной детализации. Скажу просто — все очень и очень шикарно, не супер-пупер, но и не ниже плинтуса, марка держится. Вы не бывали в безукоризненно загрязненном переулке, где юноша лет семнадцати предложит вам продажную любовь? Нет? Тогда самое время направится и вдохнуть пары испражнения нации победителей. Чем больше я проникал в глубь повествования, тем печальнее становилось, ибо история имеет шикарный вид, но совершенно не несет никакой смысловой нагрузки. Симфония убийства должна будоражить, причинять боль, или волнения, а в Алиенисте, глаз радуется детализированной реконструкции жизни того времени. Они есть фундаментальный козырь сериала, на котором выезжает все. Ну почти. Распишем жэ главных героев. Дэниэль Брюль идеально выполнен внешне, но совершенно никакой в действии, если его убрать то не изменится ничего, большее удовольствие я получил, наблюдая за обоймой второстепенных персоналий, их великое множество и каждый уникален. Плохо то, что вместе они разом задвигают на задний план протагониста. Так быть не должно, безусловно, доктор Крайслер по сериалу глубоко травмированный человек, но при этом изощренный дедуктор и мастер хитросплетений покореженного ума, однако, эта его изюминка очень и очень хромает. Каждую серию он исправляется и оставляет надежду на нечто большее, но плотно заостряет на одном уровне и выше головы не прыгает, буду, надеется, что это задумка создателей. А так, Крайслер психует, ссорится и снова психует, базару нет, тонкая натура, я все понимаю. Люк Эванс доставил в разы больше, аристократ, любитель накатить, вольный нрав, и при этом четкая харизма, мои взгляды были обращены в его сторону с ним рядом Брюль выглядит как щенок, хотя должно быть в точности да наоборот. И при этом нельзя сказать что сериал не получился, просто вышло не совсем то что ожидалось, то ли перемудрил Фукугама, то ли я слишком быдло для восприятие сюжетных ходов, но повторюсь, при просмотре трейлера ощущался леденящий холод, я затаив дыхание наблюдал за происходящим, А по итогу? Ну, есть маньяк детоубийца, ну кромсает он невинные тушки жертв, ну а дальше то что? Градусы сместились в сторону вопросов морали, равноправия социальных слоев, эмиграционного вопроса, правления коррупции и политических взглядов. И за всем этим, к моему сожалению, теряется эта самая эстетика ужаса саспенса, достигаемая через демонстрацию звериной натуры маньяка, его проявлений через смерть. А получились словесные перепалки горстки детективов с действующим правлением и всем к нему причастными. Обидно. На четверку с минусом.
Если вы смотрите на актерский состав и ждете по меньшей мере чуда — вы его не получите. Ибо одной только хорошей актерской игрой сыт не будешь; кроме нее нужны интересный сюжет и харизматичные персонажи. А сериал этим похвастаться, увы, не может. «Алиенист» рассказывает историю о раскрытии серии убийств довольно своевольной и уникальной личностью. Если точнее — личность таковой позиционируется, однако в самом фильме персонаж и его гений преподнесены топорно, и, если бы другие не акцентировали внимание на этом, трудно заметить в алиенисте незаурядного ума человека. В помощниках у алиениста девушка-секретарь (вот в ней как раз умную и знающую себе цену барышню видно) и парень, исполняющий роль доктора Ватсона под началом Шерлока с одним исключением — профессия этого товарища по ходу фильма практически никому не нужна (зачем ее вводили? ради первой серии и одной сцены?). В дополнение ко всему в фильме (как дань уважения сериалам, где выбирают раскрепощенность в каждой сцене) присутствует энное количество аморальности и откровенных моментов. Не скажу, что это плохо, но сюжету, по сути, нужна только аморальность, прочее — для рейтинга. Отчего-то фильм про раскрытие убийств очень плохо справляется с основной задачей. Убийства раскрываются медленно и неуверенно, большую часть времени персонажи занимаются тем, что устраивают свою личную жизнь или делают попытки подумать над убийствами, которые перерастают во что-то более или менее действенное лишь ближе к финалу. Серии тянутся очень медленно. Концовки обещают напряженное начало следующего эпизода, но оказываются просто концовками, а следующая серия активно делает вид, будто не нагнетала ранее. От этого страдает драма, которой и так не достает, несмотря на жестокость происходящего. Драму подменяют грязью, но это не одно и то же, а потому эмоциональный отклик выходит слабым. Хорошо проработаны декорации и костюмы. В мир верится, но не верится в алиениста, который, вроде бы, главный герой. Он вызывает сочувствие лишь раз. То ли создатели сериала решили, что назвать его незаурядным человеком будет достаточно для раскрытия персонажа, то ли в попытке придать образу таинственности перестарались и забыли незаурядность продемонстрировать. В итоге, алиенист стал самым скучным персонажем, за мыслью которого нет никакого желания следить. Ожидания не оправдались настолько, что я не помню ни имен, ни как выглядел убийца, ни какую цель он преследовал. Сериал стерся из памяти еще до финальных титров. Очень вторичное кино: не плохое, но и не хорошее — никакое.
1896 год. Однажды в городских трущобах был обнаружен труп маленького мальчика. Доктор Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль) ведёт исследования в области психологии, пытаясь найти закономерности в поведении убийц и их жертв. Методы доктора не слишком приветствуются обществом и властью, однако череда нераскрытых зловещих убийств заставляет полицию Нью-Йорка обратиться к психиатру за помощью. Вместе со своим старинным другом художником Джоном Муром (Люк Эванс) и секретарём штаб-квартиры нью-йоркской полиции Сарой Ховард Крайцлер (Дакота Фаннинг) берётся за расследования, используя самые передовые наработки мировой криминалистики. Поиск таинственного маньяка становится для психиатра причиной настоящей одержимости — ведь только прочувствовав все эмоции, поняв все стремления и цели убийцы, Крайцлер сможет раскрыть личность преступника. Отличный американский телесериал в жанре психологического триллера, основанный на одноимённом романе американского писателя Калеба Карра. Книгу я не читал ещё, но наслышан о её жестоких местах и некоторых жёстких описаниях происходящего и увиденного. По стилю и атмосфере картина получается крайне мрачной, большая часть сцен проходит в трущобах и борделях разной направленности, среди беднейших слоёв населения и бездействующей безразличной полиции. Убийства изощрённые и жестокие, а сам сериал снят в таких тёмно приглушённых тонах, что действительно кажется, будто в этом городе никогда не выходит солнце. Вечная густая мрачность и отрешённость. И эта «вязкая история» действительно затягивает, смотришь с большим нетерпением и следишь, переживаешь всей душой за наших детективов и их расследованием. Это сейчас у нас есть профайлеры, менталисты, врачи разных узких специализаций, а раньше это были психологи — алиенисты, которые составляли психологические портреты своих предполагаемых обвиняемых, помогали полисменам в запутанных делах, тем самым подавали пример, в мотивации и раскрытии. Признаюсь, я очень люблю сериалы, детективные фильмы о маньяках, о их становлении и ритуалах: что за чем и почему? Чем он руководствуется в выборе той или иной жертвы? Что хочет показать, а что скрыть? А если маньяк ещё и очень умный, как говорится, «не оставляющий следа», то смотреть такие картины вдвойне интереснее. Все серии, они подбираются всё ближе к антагонисту с серебряной улыбкой. Актёрский ансамбль очень хорошо передал внутренние личностные терзания каждого героя. Все раскрылись максимально тонко, им сопереживаешь и симпатизируешь (а не которым не очень — на то они и антагонисты)до самого финала. Единственный минус — скомканный слитый финал, развязку которого ты так предвкушаешь и тут бац, не то, что ожидал. А так, всё очень красиво, достойно и логично. В любом случае, я остался доволен просмотром и рекомендую всем ценителям мрачных сериалов о маньяках. Суровая реальность этого города и его обитателей должна восторжествовать… вот только кто приложит к этому руку? 9 из 10
Алиенист несколько тяжеловесен, но респектабелен и смотрел его с удовольствием. Роман-источник обладает теми же достоинствами, но сценаристы существенно добавили психиатору в ранимости, сделав его совершенно виктимным, ну и еще кое-где подкрутили винтики в сторону большей эмоциональности (роман при всех суровых убийствах не сильно сентиментален). Сейчас рынок настолько завален стоящими криминальными сериалами с участием маньяков, в том числе и ретро-направленности, что Алиенист горой среди них не возвышается, но исключительно в силу указанного обстоятельства он не воспринят как шедевр. Уровень и культура постановки, кастинг, выдающаяся работа костюмеров и декораторов, операторские изыски сильно впечатляют. Трое солистов отыграли убедительно, типажно контрастируют и дополняют друг друга, а Люк Эванс, пожалуй, и в приницпе не были визуально нигде столь хорош и принаряжен. Как говорят у Голсуорси:«умеет носить костюмы»- хоть в Каупервуды его. Опять же, существенно сильнее чем в романе, по мере расследования все персонажи занимаются расчесыванием своих психических изъянов и всяких травм. Рузвельт вышел побесцветней и слабее чем в книге, да и роль существенно уступает центральной троице. Алиенист-роман, в общем, достаточно черный по атмосфере, а вот сериал оставляет впечатление, словно ознакомился с толстенным классическим романом века 19, сделанным с большим размахом, бо постановочная роскошь и богатство бюджета визуально очевидны. Совершенно нее вижу препятствий, в силу которых создателям бы не экранизировать следующий роман Карра про доктора Ласло(правда, он точно не тянет на десять серий). 7 из 10
Кто такой «алиенист»? Сейчас такое слово в употребление огромная редкость, если и встречается, то в кране «узких» кругах, я слышала это слово только один раз в жизни — на курсе судебной медицины и психиатрии в институте. Алиенист — ныне психиатр. Я ожидала от сериала с таким названием, что главный герой (доктор Ласло Крайцлер) будет проявлять свои специфические знания при расследовании преступления, будет профессионально, твердой рукой, знающей свое дело «копаться» в голове преступника, будет именно алиенистом, а не тривиальным сыщиком-самоучкой, но меня ждало огромное разочарование! Да, он пытается составить так называемый «психологический портрет» преступника, но выглядит это, уж простите, нелепо, глупо, и просто некрасиво. Он выдает какие-то несвязанные, скомканные «глубокие, фундаментальные» мыслишки — свои выводы о поведении и характере преступника, толком не поясняя, как он к ним пришел, почему так, какие научные, медицинские теории, учения лежат в основе его выводов и заключений. Иногда, когда он их озвучивает, создается ощущение, что он бредит и сам нуждается в помощи психиатра, желательно более профессионального, чем он. Я хотела чтобы главный герой такой истории — познакомил нас с самыми страшными людскими заболеваниями рассудка, объяснил их природу, привел в пример самые известные и шокирующие случаи, показал нам самые жуткие психиатрические лечебницы того времени, погрузил нас во мрак и бездонную глубину больного рассудка, провел по узким, путанным, тупиковым переулкам нездоровой человеческой души. Именно этого мне не хватило — научной обоснованности, практической психиатрии, страха и трепета перед тем, во что может превратиться человек. В конце — то концов сериал гордо именуется «АЛИЕНИСТ», дак где же Он? Алиенист доктор Крайцлер в исполнении Даниэля Брюля — не доработанный персонаж, он просто неинтересный, непривлекательный, и на фоне своих коллег — меркнет и бледнеет. Он не тайна за семью печатями, он не странная, но манящая личность, которую побаиваешься и боготворишь, он — плохой друг, недоразвитый мужчина, грубый хозяин. Что касается актера его воплотившего, в одном я уверена — это не его герой, не его сериал. С Крайцлером работают, ну, пытаются это делать, несколько персонажей, которые собой затмевают своего кумира, именно кумира, потому, он постоянно их обижает, гонит прочь, смотрит на них с пренебрежением, не ценит их труды, НО они вновь и вновь молча его прощают и возвращаются к нему без раздумий. Его давний товарищ — иллюстратор Джон Мур в исполнении обворожительного Люка Эванса — достойный наблюдения персонаж, обаятельный, человечный, далеко не глупый мужчина, со своей маленькой жизненной драмой. Но он, что мне особенно нравится, не возводит ее в абсолют, не спекулирует ей, а просто пытается жить с тем, что произошло, пытается забыться и помочь себе как может. Он не прочь утопиться в алкоголе и объятиях проститутки, что же, каждый сам себе спасатель, но ведь у него есть друг — психиатр, который почему -то не может или не хочет ему помочь, тонко и аккуратно вернуть его к полноценной жизни, но этот самый друг-психиатр при любом удобном случае давит Муру на больную мозоль параллельно посыпая соль на рану. Так себе друг, так себе врач. Возможно, такова задумка авторов, возможно, они воплотили именно то, что хотели, показать нам такую «больную» дружбу. Ведь это уже проверенный и успешный дуэт между харизматичным фриком и кем-то обычным, адекватным, но не таким ярким и привлекательным. Что мы имеет? Адекватный человек — «done», а где же харизматичный фрик? Мужскую компанию разбавляет Дакота Фаннинг — молодая девушка Сара, которая больше любит именовать себя «Мисс Говард», ведь она первая женщина — сотрудник полиции, пусть и секретарь. Это ее достижение, ее гордость. Она — у нее обостренное чувство справедливости и необъяснимой для меня симпатии к доктору Крайцлеру, что поделать, такова судьба всех подобных ей персонажей — быть влюбленной во фрика, она как Молли из «Шерлока», живет по принципу «да, он -урод, но я все равно его люблю, ведь в душе он лапочка». Так же в истории есть два брата — молодые следователи и начинающие ученые — криминалисты. Именно на них ложится вся тяжесть хоть какой-то научной основы в расследовании. Они, как и главный герой — новаторы своего времени, методы их работы не всеми признаются, но они не унывают и идут своим путем, они не бояться прибегать к совсем еще новым и не опробованным методам сбора улик и так далее. В этом и разница между ними и доктором, они не страдают высокомерием, и не смотрят на всех кто им не верит с высока, мол, «сам дурак», они работают, доказывая всем свою правоту результатом, а не высокопарными речами непризнанного гения. Сам сюжет — расследование зверских убийств подростков — мальчиков, которые переодеваются в женское и работают в борделях — очевидно, что убийца — серийный и больной на голову — ну, просто благодатная почва для работы алиениста, все вокруг с отклонениями и диагнозами — работай, но, увы… у него есть дела поважнее — обижать всех кто еще готов его терпеть, и страдать не понятно над чем и из-за кого. Разумеется, в такой истории не обойтись без полицейских, туповатых, продажных, погрязших в крови, власти и взятках — пусть будут, не лишние в целом то. Вроде бы сюжет завязан, уже традиционно, на сотрудничество в расследовании между профессиональными копами и детективами — самоучками. В данном случае какое-либо вменяемое сотрудничество отсутствует, во-первых, потому что сотрудничать в полиции практически не с кем, а во-вторых, у главных героев своя атмосфера и они просто не способны с кем-то работать «в связке», даже между собой у них это получается с трудом. Как таковой команды из героев не получилось, они как лебедь, рак и щука из басни. Очень хочется похвалить работу костюмеров, декораторов, постановщиков, и, конечно же, операторов, которые отработали на высоком уровне и показали множество прекрасных и удачных кадров, ракурсов и так далее. Благодаря этим людям мрачноватая, серая атмосфера и неравенство классов конца XIX века переданы точно и убедительно. Визуальная часть — без нареканий, смотрится сериал шикарным, дорогим и качественным. В целом, сериал неплохой, перспективный, а задумка — ой, как хороша, и могла бы «выстрелить», но главный герой и все, что с ним связано, потопил все надежды на большой успех сериала. Но в целом мне было интересно. Если у вас сейчас нет, хоть сколь серьезного сериального увлечения и вы в поиске — посмотрите этот сериал, займите время, сериал достоин быть увиденным в любом случае!
- Танцующие покажутся сумасшедшими тем, кто не слышит их музыки… 1896 год. В Нью-Йорке объявляется серийный убийца, который с особой жестокостью расправляется с мальчиками-проститутками. Комиссар полиции Теодор Рузвельт (Брайан Джерати) привлекает к расследованию психоаналитика Ласло Крайцлера (Даниэль Брюль). Ему помогают газетный иллюстратор Джон Мур (Люк Эванс) и первая женщина в нью-йоркской полиции Сара Говард (Дакота Фаннинг). «Алиенист» основан на одноименном романе Калеба Карра, первом в трилогии о приключениях Ласло Крайцлера. Этот персонаж и есть тот самый алиенист — так в XIX веке именовали врачей, изучающих человеческую психику и присущие оной отклонения. Книга Карра увидела свет еще в 1994 году, моментально стала бестселлером и попала на прицел киношников. Экранизировать её хотели сразу после выхода — первыми с покупкой прав подсуетились Paramount и продюсер Скотт Рудин. Однако проект в итоге так и не состоялся, и на экранах — уже на малых — роман оказался лишь спустя четверть века стараниями канала TNT. В числе создателей сериала оказалось немало громких имен: в ранге продюсеров и сценаристов к «Алиенисту» приложили руку Кэри Фукунага («Настоящий детектив»), Хуссейн Амини («Драйв», «МакМафия») и сам автор оригинального романа. Однако сопоставляя масштаб привлеченных к проекту творческих сил с получившимся результатом, приходишь к неутешительному выводу: от такой команды зритель был вправе ожидать большего. Техническая сторона шоу вопросов не вызывает. Трущобы и разного рода злачные места Нью-Йорка показаны убедительно, камера смакует истерзанные тела жертв, во всех натуралистических подробностях живописуя кровавые деяния маньяка. Визуально «Алиенист» очень напоминает «Больницу Никербокер», да и по исполнению не сильно ей уступает. Здесь также сделан акцент на новаторстве. Но если доктор Тэкери в блестящем исполнении Клайва Оуэна продвигал вперед хирургию, то инновации Крайцлера касаются сферы психики и душевных болезней. Заодно команда сыщиков задействует и ещё целый ряд доселе незнакомых криминалистике приемов, например, впервые применяет дактилоскопию. Беда в том, что сами персонажи при этом остаются абсолютно картонными, шаблонными фигурами, а сюжет полон штампов. Главный герой — типичный гений-одиночка: плохо сходится с людьми, обладает отвратительным характером, вспыльчив по отношению ко всем, кто не в состоянии дотянуться до его интеллектуального уровня. В общем, очередная вариация на тему Шерлока/Хауса/Менталиста, только в декорациях Нью-Йорка конца позапрошлого века. И, разумеется, Крайцлер сам имеет определенные психологические проблемы, корни которых, само собой, кроются в детских травмах — аналогичная история наблюдается с Муром, Сарой и, что логично, самим маньяком, которого они пытаются ловить в перерывах между душещипательными беседами. Психоаналитик с собственными «тараканами», занимающийся ловлей серийных убийц, — тоже отнюдь не находка сценаристов. На эту тему уже высказались в «Ганнибале», где действовал профайлер ФБР Уилл Грэм, которого замечательно сыграл Хью Дэнси, и Крайцлеру-Брюлю до него, увы, далеко. Отдельное внимание авторы сериала уделяют теме коррупции в нью-йоркской полиции, но и эту линию развивают чересчур прямолинейно, в лоб: есть бывший комиссар Бёрнс (Тед Левайн), есть «плохой полицейский» капитан Коннор (Дэвид Уилмот). Их полагается ненавидеть, ибо на пару они всячески мешают Крайцлеру и стопорят расследование. Причин две: во-первых, если маньяка поймает посторонний, тем более умник-ученый, это будет ударом по престижу полиции. Во-вторых, убийцей скорее всего является какой-нибудь богатенький извращенец из элитных влиятельных семейств, а такой скандал властям тем более ни к чему. Вот и получается, что «Алиенист» выглядит этаким пазлом, собранным из кусочков, позаимствованных у других шоу. Наблюдать за расследованием в общем, занятие небезынтересное, но не покидает ощущение, что все это мы уже видели. Нью-Йорк рубежа веков прекрасно показан в вышеупомянутом «Никербокере». О полицейских буднях в «Большом яблоке» примерно того же периода есть, кстати, любопытный и немного недооцененный публикой сериал «Легавый». Ну а всевозможных фильмов и телешоу на «маньячную» тему и вовсе пруд пруди. Парадоксально, но проект, одной из ключевых тем которого являются инновации, сам едва ли заслуживает таких эпитетов, как «свежий», «новаторский» или «нетривиальный». 6 из 10
Тот случай, когда в сериале совершенно не раскрыта роль главного героя. Зачем о нужен, зачем ему было придавать статус доктора со смешным названием из 19 века, совершенно не понятно?! Если взять и убрать его из истории, ровным счетом ничего не измениться, второстепенные герои гораздо ярче и выразительнее. Даже образ самого актера совершенно не подходит на эту роль. Из уст главного героя льётся какая-то чушь в процессе взаимоотношения с дамами и на протяжении всего сериала, отвлекающая от происходящего. Очень странный сериал, неплохо снятый, с неплохой идеей, с названием в честь главного героя, но которого можно смело выкинуть из истории. Если сам сериал, еще как-то смотреть можно, то финал вас разочарует окончательно. Весь фильм особенно не блещет логикой, но финал превзошел все опасения и оказался просто маразматичным, во многом опять таки благодаря никчемному не проработанному главному герою, который перед этим выпал из повествования на две серии, чтоб потом основательно нагадить в финале своим нелепым присутствием, нелогичностью и непоследовательностью. 3 из 10
Имя Кэри Фукунаги интригующе фигурировало в заголовках новостей о новом готовящемся детективном проекте, но на деле все изменилось и создатель «Настоящего детектива» остался на посту одного из многочисленных продюсеров экранизации книги Калеба Карра. Сюжет переносит зрителя в Нью-Йорк конца 19 века. Произошло зверское убийство мальчика и главный герой Лазло Крайслер — местный алиенист — он же психиатр становится одержим этим делом. Собрав команду из художника, секретарши полицейского отдела и двух частных детективов, Лазло намерен взяться за расследование и попытаться понять мотив маньяка и составить его психологический портрет, способный указать на убийцу. Первый эпизод сериала моментально захватывает, демонстрируя довольно аутентичную атмосферу старого Нью-Йорка со всей его грязью, расистскими и сексисткими нравами и повальной коррупцией. По атмосфере город Нового Света не уступает дождливому и мрачному Лондону. Весь каст проекта великолепно передает колорит своих персонажей где самыми выделяющимися являются Даниэль Брюлль в роли алиенста, Люк Эванс в роли художника и Дакота Фэннинг в роли первой женщины в полицейском управлении (без феминистской линии, конечно, никак не обошлось). Создатели сериала неустанно проводят параллель между одержимым маньяком и людьми, богатыми собственными психологическими травмами. В этом же и кроется слабая сторона «Алиенста»: помимо провисающей динамики, в самой средине на протяжении нескольких эпизодов авторы углубляются в психологию и внутренние конфликты главных героев, местами теряя накал саспенса, подтверждая тем самым жанр «Психологического триллера» слишком буквально. А некоторые персонажи вроде неожиданного амплуа Рузвельта или детали вроде нового подхода к криминалистике с помощью отпечатков пальцев по большей части никак не влияют на расследование и сюжет в целом. И все равно «Алиенист» вышел захватывающим, интересным и местами шокирующим и, в целом, достойным внимания проектом. +: Постановка, сюжет, художественная работа, каст. -: Динамика. 7 из 10
Локация — Нью-Йорк, стоящий на пороге 20-го столетия. В городе происходят чудовищные убийства за расследования которых берутся: тот, кого бы мы сейчас назвали психиатром, будущий американский президент, художник и секретарша. Когда не работает система, всё приходится брать в свои руки. По-моему, этого уже достаточно, чтобы найти в интернете первую серию. Создатели сериала взялись за довольно щекотливую тему: маньяк убивает мальчиков, торгующих собой на улице. Но в «Алиенисте» не спекулируют темой гомосексуализма, вообще создателей, как и доктора Крайзлера, больше интересует не само отклонение от принятой нормы, а то, почему оно возникает. Сериал выходит за рамки обычного детектива, где целью ставится розыск убийцы; для того, чтобы перенаправить внимание с человека на его мотивы, с конкретных действий на общие психические закономерности, зритель какое-то время водится за нос, ему предлагается пронаблюдать за развитием дополнительных сюжетных ответвлений (доктор Крайзлер и его отец, детектив и его возлюбленная, доктор Крайзлер и его прислуга, Мур и его невеста). У Д. Быкова где-то была такая мысль, что в хорошем детективе ищут не убийцу, а смысл. Я думаю, что в «Алиенисте» как раз была предпринята попытка ответить на вопрос не «Кто?», а «Почему?» и «Зачем?», и возможно ли, чтобы любой человек при стечении определённых обстоятельств превратился в монстра («мы искали монстра, а нашли израненного ребёнка»). В целом, сериал проходит путь от натурализма к психологизму; в первых сериях больше физиологических подробностей убийств, мрачнее картинка, больше постельных сцен, в последних герои чаще делают признания, демонстрируют свои слабости и привязанности. Я не согласна, что доктора Крайзлера можно сравнить с Шерлоком Холмсом. Мне представляется, что Холмс изучал преступника под микроскопом, а Крайзлер пытался встать на его место (в буквальном и фигуральном смысле, кстати). Доктор, вообще, любопытный персонаж — индивидуалист, эгоист, нарцисс, рационалист, он представляет собой логическое, интеллектуальное начало. В то время как газетный иллюстратор Мур воспринимает мир всеми органами чувств, очень эмоционален и вспыльчив. Мур просто чувствовал, что влюблён, в то время как Крайзлеру для того, чтобы понять собственные чувства потребовалось проделать ряд экспериментов и сложных мыслительных операций. Они хорошо контрастируют и в конечном итоге дополняют друг друга. Основной сюжет «Алиениста» дополнен «богатым» контекстом: эстетическим (великолепное платье Сары в последнем эпизоде, музыка, которую слушает доктор, опера «Дон Жуан»), историческим (неравенство мужчины и женщины, борьба рабочего класса за свои права, цветущий антисемитизм, фигура Д. П. Моргана), социальным (контраст убогих трущоб и богатой резиденции Ван Бёргенов, бесправие бедных и всесилие богатых). Из явных недостатков только то, что некоторые действия героев (в основном второстепенных) кажутся сумасбродными и необоснованными. Видимо разбираясь в мотивах и психологических портретах основных персонажей, остальных уже не прорабатывали, просто доверяя им делать своё дело. P.S. Немного дурновкусно подчёркнутое моралите на последних пяти-десяти минутах сериала, но тем не менее создатели остались в рамках суровой реальности: справедливость восторжествовала не до конца, не все получили по заслугам. Всё-таки с плохими людьми приходится заключать сделки ради общего блага. 9 из 10
На фоне популярности историй, в которых главные герои и главные злодеи напичканы и перенапичканы ядрёными торчащими изо всех мыслимых отверстий психопатично-гениальными чертами, «Алиенист» стал для меня своего рода открытием. Главные герои до неприличия похожи на людей. Я много слышала и видела отзывов, ругающих Ласло Крайцлера за его недошерлоковость, недопсихопатичность, недовыразительность. Его хают за отсутствие гениальности и неровность-нечитаемость характера. Что это за главный мозгоправ такой, без четкой социопатичности и харизмы? Мы привыкли к сериалам и фильмам, где психопат покоряет своей холодной, но исключительно гениальной интеллектуальностью, с обязательным (обязательным!) пороком, которой мы, конечно же, разумеется, прощаем, просто потому что «ну он же офигителен, посмотрите только!» Он или алкоголик, или наркоман, или машина-убийца без сожаления, или бабник (Шерлок Холмс, Джим Мориарти, Грегори Хаус, Тони Старк, доктор Джон Тэкери, Фрэнк Касл, Растин Спенсер «Раст», Фред Эбберлайн и т. д.), но он совершенен или почти совершенен в том, что делает. Даже его слабости выглядят привлекательно, в дополнение к его до кристальности вычерченному лику гения. Ласло Крайцлер не гений. Он человек. И огромное спасибо сериалу за то, что его сделали таким. Это настоящий нарцисс, такой, какие описаны в книгах по расстройствам личности, такой, какие ходят по улицам, именно такой человек, которого вы можете увидеть рядом с собой. Затаивший внутри себя боль ущербности. Создающий вокруг своего искалеченного «Я» защиту в виде надменности и высокомерия. Забитый мальчик, который никому не может позволить увидеть своё несовершенство, свою слабость, неуверенность в себе. Все его симптомы, вся его изломанная душа — вот она, как на ладони. Он хочет казаться идеальным, но не может, потому что он не гений, который всегда стационарен, постоянен и офигителен даже в слабостях, он живой человек, и у этого человека есть человеческие недостатки, уродства и комплексы. Этот человек злится, когда в его мнимом совершенстве и идеальности сомневаются, он выходит из себя, когда его называют лжецом и вытаскивают наружу то, что ему так больно в себе признавать, он долго не позволяет себе влюбиться, потому что это опасно, он находит таких же ущербных и собирает их вокруг себя, он с интересом смотрит на свою темную сторону и ждёт вероятности погрузиться в неё, он мстит и его нарциссическая месть холодна и полна сознательного унижения. Это потрясающе настоящий персонаж. Потрясающе честный в том, какой он ущербный внутри. Да, для пресытившихся зрителей, которые реагируют только на самые выразительные черты характера и требуют удивить и поразить, он сероват. Но для меня это сериал не про поиск гения-убийцы гениями-сыщиками. Это история о людях, которые жили когда-то. О людях, которых обижали, унижали, бросали, залюбливали, насиловали — так же, как делают это сейчас. История о становлении и развитии расстройства личности. Я вижу этих людей. Я знаю таких людей, как Ласло Крайцлер. Он не вызывает симпатии, оступается и ошибается, делает больно своим друзьям. И он — самый яркий психопат сериала. Джон Мур — приятный, теплый, добрый, эмоциональный, иногда неловкий, поначалу кажется ненадежным и недалеким. Отзывчивое сердце, необходимое нарциссу рядом с собой. С каждой серией благодаря Джону все лучше понимаешь: пусть, парень, ты и не блещешь умом, но с тобой отношения будут намного здоровее. Да, в этом он, конечно, похож на Джона Ватсона (любой версии). История Джона — сильный страх брошенности, заставляющий его возвращаться даже к унижающему Ласло, тихая влюбленность, мягко стелющаяся через боль потери невесты, отточенная в постели с проститутками. Но он не чванливый пижон. У этого парня есть стержень, так сразу и незаметный, нечеткий, но есть. И этот стержень заставляет сопереживать и сочувствовать ему, когда он смело идет туда, куда гордец и пижон пойти не захочет. Так и хочется сказать: «Давай, мужик, все получится. Ты и правда тот хороший парень, каким хочешь быть, у тебя суперская бабушка». Сара вызывает меньше вопросов. Продвижение феминизма, сильная женщина, которая может работать среди мужланов и быть лучше их. Честная, воспитанная отцом, не дающая себя ранить и наверняка ранимая. Очень порадовали и впечатлили детективы Айзексоны. Крайне трудолюбивые, залезающие в самую суть, будь то труп, тонны книг и писем или пыльная банка под кроватью. Всегда готовы работать, пытливы, активны. Удобные ребята. Почему-то сама тема первого сезона отталкивает людей. И это странно. Почему убитые женщины-проституки в «Из Ада» — это антуражно, атмосферно, виртуозно, «Ганнибал» — это сытно, вдохновляюще и сексуально, а вот торгующие собой мальчики — это фи, табу, моветон? В сериале упомянут Джек Потрошитель, Джон Мур ходит в бордель к женщинам-проституткам, но основой выбрана тема именно мальчиков. И тут все зажали нос и отвернулись. Да ладно. Это то, что было и будет, и эта тема ничуть не хуже любой другой. Тем более — для любителей удивиться — она сравнительно мало где затронута. Да, сериалу есть, к чему стремиться. Более динамичное развитие сюжета, еще более четкая пропись героев, смелость в раскрытии персонажей, подточка детективной линии, яркость выражения главных злодеев (помимо полиции, уж они-то показаны во всей красе). Но такой, какой есть, он уже очень хорош. С ноткой романтики, негениальной честности, отличным музыкальным сопровождением, шикарными костюмами, потрясающе атмосферными картинками и духом надвигающейся эпохи перемен. 7 из 10
Сейчас в детективных сериалах недостатка нет, и найти среди них что-то действительно стоящее довольно тяжело. У каждого, уважающего себя, канала должен быть хотя бы один детектива или что-то на него похожее. И новый сериал телеканала TNT по трейлерам привлекал к себе внимание, как минимум, своей стилистикой и интересной завязкой. Алиенист или же психиатр собирает команду, и они начинают поиски маньяка, зверски убивающего детей-проституток. Все это просто не могло не заинтересовать, но получилось ли хорошо реализовать все то, что было задумано? Персонажи Ласло Крайцлер в исполнении Даниеля Брюля (Первый мститель: противостояние, Бесславные ублюдки, Гонка) получился очень спорным. Актер прекрасно справляется, но проблема кроется в другом, его характере. Он то самый добрый человек на Земле, то, несколько мгновений спустя, очень жуткий тип. Ласло — местная вариация Шерлока, которому все его «выходки» прощались из-за гениальности, здесь же непонятно почему все его терпят или как-то взаимодействуют с ним. По большей части Крайцлер и пользы общему делу не приносит, не проводит психологического анализа, всё, что он делает — это собирает «Мстителей». Главная проблема сериала — отсутствие психологии, а если и есть намеки на анализ, то на этом особо не концентрируется внимание, хотя сериал именно про это. Если Ласло — Шерлок, то Джон Мур, в исполнении Люка Эванса (Дракула, Хоббит, Форсаж), его Ватсон. Его персонаж отвечает за душу Шоу. Его мягкий характер резко контрастирует с напускной гениальность алиениста, что, по идее, должно создавать гармоничный дуэт. Да, это работает, но все настолько заезжено, что к их взаимодействию постепенно пропадает всякий интерес. Сара Говард, которую сыграла Дакота Фаннинг (Затравленная, Ночные движения)- очень уж клешированный персонаж. Но клише это не всегда плохо, как в ее случае. К стандартному набору персонажа создатели добавили несколько изюминок, которые хоть немного, но выделяют её на фоне женских персонажей других проектов. Кроме того она вносит весомый вклад в расследование, что делает ее чуть ли не самым полезным членом команды. Но лучше всех вышли хоть и второстепенные, но от этого не менее значимые персонажи — братья Азексоны, которых сыграли Дуглас Смит (Перси Джексон: море чудовищ) и Мэттью Шир (Хорас и Пит). Вот тот редкий случай, когда второстепенных персонажей запоминаешь больше, чем главных. На них лежит большая часть «грязной» работы, с которой они хорошо справляются. Они полезнее всех вместе взятых, и хотелось бы чтобы именно их расследованию было уделено больше времени. Но и в их сюжетной линии есть недостатки, например, любовная линия одного из братьев. Она ни на что не влияет и вырежи ее, ничего не изменится. Злодей До конца сезона на личность преступника не было ни одного намека, для нас он был лишь человеком в тени. Ход, выбранный сценаристами, рискованный. С одной стороны, не зная, кто все же окажется маньяком, зритель оставался в неведении и мог подумать на кого угодно, даже на самого Алиениста. С другой стороны, не показывая его личность, он мог получиться не раскрытым, что здесь и случилось. Злодей слит, мы не знаем ни его мотивов, ни целей, которые он преследует. Мы получили лишь небольшое предисловие о его происхождении и на этом все. Хотя именно на маньяк мог вытянуть на себе большинство недостатков. Расследование Само расследование получилось пресным и иногда скучным. В нем мало вещей, за которые можно зацепиться. Увлекать оно начинает лишь ближе к концу, когда дело подходит к развязке. Почти все сюжетные ходы, которые должны быть неожиданными легко разгадываются. Плюс ко всему сама подача слабая и скорость повествования быстро скачет, действия происходят то быстро, то медленно, редко заостряя внимание на важных вещах После просмотра финальной серии, остается два чувства: разочарование и восторг, так наверно можно описать этот проект. Одновременно в себе он сочетает как хорошие, так и плохие черты. Хорошо сделанная техническая составляющая пересекается с плохой проработкой персонажей и сюжета. Ты ждешь, что-то похожее на Шерлока, но получаешь лишь рядовой детектив. 6 из 10