Ненастье
- 12 ноя 2018
После просмотра этого фильма у меня создалось такое впечатление, что все мы, кто жил в проклЯтые и прОклятые 90-е, отдали частичку своей жизни сценаристу, а он из миллионов историй создал сценарий. В центре сюжета жизнь простых людей, застигнутых одним большим Ненастьем, которое длилось десятилетие… Очень понравился герой Александра Яценко — Герман. Простой парень который оказался не так прост в непростых обстоятельствах… Татьяна Лялина для меня в этом фильме стала собирательным образом светлого человека который «не вписался в рынок»… но светлые люди и не должны вписываться в ненормальную тьму своего времени… Очень хорошо показана в фильме ситуация, когда один и тот же мужчина ради одной женщины на преступление не готов, а ради другой — готов и его совершит, а почему так произойдёт каждый наверное ответит себе сам после погружения в пучину фильма «Ненастье»…
Во многих отзывах приведены фактические ошибки создателей сериала. Это, конечно, не красит картину, но назовите хоть один исторический фильм без них! Также отмечаются старомодность, несовпадение с книгой, нелепость затянутой шутки про Саранск, плоские намёки на ориентацию звёзд эстрады 90-х. А вот соглашусь! Но не это в картине главное. Как и другие произведения Урсуляка, она цепляет: хорошо подобранной музыкой, харизматичными актёрами, качественной операторской работой, в общем, всем тем, что составляет мастерство. В результате даже в самые весёлые моменты фильма, скажем, когда «афганский» народ всей гурьбой отмечает новоселье, ощущение тревоги и ненастья не покидает зрителя. В ряду минусов фильма можно назвать предсказуемую развязку с налётом дешёвой голливудщины, хотя тут претензии скорее к Иванову. Ещё переигрывание нередко бросается в глаза — у Маковецкого особенно. Зато фанатам удачных мизансцен, запоминающихся мелочей и прочих режиссёрских находок непременно понравится сцена свидания Неволина с Лихолетом в тюрьме, с бросанием сигареты в рот, или эпизод в туалете при штурме «Юбилейного». Оставаясь лёгким для просмотра, сериал заставляет задуматься о перипетиях судьбы и их закономерностях. Мысли не новые, но думающиеся каждый раз немного по-другому. В общем и целом, 1,5 или 2 балла можно снять за некоторую наивность и старомодность, ещё полбалла — за отдельные исторические ошибки и несмешные шутки. Остальные 7,5—8 баллов сериал, по-моему, заслужил.
Именно так я представлял себе дальнейший ход истории сериала, едва закончив смотреть первую серию. И ошибся. Закулисные интриги, сговоры и «заказняки» — сериал наглядно показывает, что любое, даже самое крепкое братство лихо разбивается о суровую действительность капиталистических будней. Нет идеализирования афганцев и их боевого братства — есть суровая правда жизни, в полной мере отраженная режиссером. Во избежание бросаний в меня тряпками, отмечу — книгу не читал, мнение складывалось исключительно на основе сериала. Касательно афганцев — глубоко уважаю тех, кто в сложные перестроечные годы не оскотинился, сохранив верность понятиям «долг», «честь» и «совесть. Но вернемся к разговору о сериале. Что хочется отметить: Рваная история — в сериале не создает калейдоскопа меняющихся кадров, хотя такое вполне могло случиться во второй половине — когда основные события 90-х и финальной сюжетной линии происходят параллельно, но зимой — что является огромной заслугой режиссера. Актеры — здесь 50/50. Быковатый, практически всегда находящийся в неадеквате Бычегор и слегка напоминающая слабоумную Татьяна — явно не зашли. Как и не зашли персонажи Лихолетова и Немца — первого за гиперболизированный героизм, и отвагу, граничащую с глупостью, а также за чрезмерную пафосность. Проще говоря — не верю. Хотя актер исключительно обаятельный, и вне афганских эпизодов — смотрится вполне уверенно. Немец — просто невыразителен. Возможно, я придираюсь. Возможно в книге — он и есть тихий, неамбициозный исполнитель. Возможно. Но в сериале наблюдать за этим персонажем было откровенно неинтересно. Особенно омерзительно было смотреть на сцену телефонного разговора на перроне. Бррр. «Сопли в сахаре» — как говаривала Фаина Раневская. Но скажем и о хорошем. Очень понравился персонажи Яр-Саныча и Басунова. Первый — за идеальное отражение грусти человека, потерявшего вместе с родной страной надежду и рассудок. Второй — за прекрасное сочетание тактичности и жестокости, ума и холодного расчета. Да, персонаж безусловно негативен, но со своей ролью Александр Голубев справился на 200%. Однозначно, один из лучших актеров картины. Нельзя не отметить бесконечно неприятного персонажа Ворожцова — мерзкого, беспринципного гэбиста Щебетовского. Персонаж отвратителен, но актер, сумевший вызывать такую ненависть к персонажу своей игрой — выше всяческих похвал. Сюжет в целом оставил приятный отпечаток, много хочется сказать, но увы — боюсь скатиться в спойлеры. Отмечу лишь что внутренние раздраи из условной «Бригады» меркнут, рядом с жестокостью и коварством бывших братьев по оружию. Как по мне — упущено много моментов освещения незаконной деятельности «Коминтерна», но общая суть их ясна. Возможно — оно и к лучшему. Операторская работа, равно как и монтажная — на высоте. Есть вопросы к качеству спецэффектов, в редких батальных сценах, но для данного сериала это не ключевое, от слова совсем. Немного напрягала музыка, причем как на афганских эпизодах, так и на просторах Отечества. Итог — фильм очень на любителя. Не тяжелый, но достаточно мрачный и депрессивный. По ходу развития сюжета, складывалось ощущение, что снимать сериал Урсуляку помогал Юрий Быков. Есть что отметить в актерской игре, есть к чему придраться в плане технического исполнения. В общем и целом — фильм оставляет под впечатлением. Достаточно неоднозначным, но всё же. К просмотру рекомендую, смотрел на одном дыхании. 8 из 10
Моя главная претензия к фильму до самой последней серии была не велика- он снят так, как сериалы снимали в 90-е. Бывали в те времена и приличные фильмы, например «Каменская», но все равно, с тех пор во всем мире сериалы улетели в космос относительно того уровня. Особенно это чувствуется по звуковому сопровождению — какой-то дешевенький синтезатор постоянно включается абсолютно не к месту. У «Лапенко» звук такой же, но все четко и в тему. А здесь музыкальный фон совершенно не сочетается с картинкой и портит все впечатление. Режиссер на волне успеха «Ликвидации» решил использовать те же приемы и даже некоторых актеров, как Маковецкого, но это не сработало. Режиссёрские шутки про ЧМ по футболу Саранске, которых не было в книге, были бы хороши, если бы им не уделили СТОЛЬКО экранного времени — когда одну шутку мусолят минуту она тяготит, когда 5 минут -она превращается в пытку. Но самое неадекватное и парализующее своей необъяснимостью, когда начинаешь задавать себе вопрос ЧТО ЗА НАХЕР ПРОИСХОДИТ?! — это танец главной героини в электричке в стиле Кристофера Уокена в клипе Fatboy Slim. Это был просто сюр, который и заставил меня впервые в жизни написать рецензию. Извините.
Мне кажется, многие не поняли, не увидели, не прочувствовали — о чём этот фильм «НЕНАСТЬЕ», что хотел сказать Сергей Урсуляк нам — зрителям через язык художественных образов кинематографа? На мой взгляд, этот фильм — сплошная непрерывная метафора длинною в 11 серий. Метафора о нашей сегодняшнем дне, а не о 90-х. 90-е автором взяты как сюжет, как материал. Но картина о дне сегодняшнем. Поясню почему. Чем, собственно был силён кинематограф в позднем СССР? Особенно в пик рассвета кино как искусства — 1970-е годы? Лучшие картины советского кино были сильны языком иносказания, языком метафоры, притчи, это был необходимый художественный приём, позволявший авторам уходить от лобового столкновения с политической и идеологической цензурой и говорить об актуальных, насущных вещах, о темах на злобу дня, о которых говорить было напрямую запрещено. Благодаря этому, язык кино усилился, обогатился, стал подлинным инструментом высокого искусства. Картина «НЕНАСТЬЕ» — она и по названию говорит о времени, в котором мы живём после 31 декабря 1999 года. Об этом говорит и финал картины. Не случайно подобрана и песня, написанная в 1967 году Юрием Визбором «А зима будет большая». Она усиливает эмоцию, которую автор хотел донести до зрителя. В образе главного героя, который из последних сил бежит (куда?), да по-сути в белую пустоту, туда где нет ничего, а зимняя унылая натура выбрана для этого эпизода не случайно (образ РОССИИ), в этом маленьком, беспомощном герое, перед нами образно предстаёт весь российский народ, он изранен в перестроечную эпоху, покалечен и кровоточит в 90-е, но из последних сил идёт в БЕЛУЮ пустоту… Красиво, мощно, жертвенно, но и трагично, печально, скорбно. Ибо в кино снова вернулся Эзопов язык, метафора как средство ухода от столкновения с цензурой, да и вообще — с действительностью. Наступила большая ЗИМА… Только сумерки да снег… Ну и для тех, кто ничего такого в этой картине упорно не видит. вот ещё аргументы. Автор взял в картину массу музыки из советского кино. Там и «Прекрасное далёко», которое так и не наступило, там и главная тема этого кинофильма композитора Эдуарда Артемьева (соло на трубе) под названием «Прощание с Россией», также из советского кинофильма… Мы, собственно не встретившись, попрощались с Россией, которую не знали… Браво, Сергей Урсуляк!!! Вы истинный ХУДОЖНИК, все кто с сердцем и с мозгами — все всё поняли. О чём эта картина, зачем и почему именно так.
На сериал Ненастье попал случайно. Вначале прочитал книгу, потом сел за фильм. Пытался смотреть… Книга Алексея Иванова очень хорошо передаёт атмосферу 90-х, даже больше — эпохально раскручивает временной отрезок нашей странной страны в период от восьмидесятых до нулевых включительно. Сюжет и роман как таковой — тоже у него на высоте. Одно в минусе (50 на 50) — описание сюжета из афганской войны. Скорее всего писатель консультировался по теме больше с офицерами, чем с рядовыми, которые ведь узнали эту войну получше тех. У нас очень разная была война. Даже когда и те и другие, гружённые, все дружно шли в горку нос к пятке. Но вернусь к фильму. Здесь минус во всём. Весь сюжет перековеркан и получилось «ни о чём». Ведь смог же Урсуляк создать превосходный Тихий Дон. Не побоялся предшественников, как победивших, так и проваливших произведение — впрягся и создал вещь, которую хочется смаковать и радоваться за такую красоту. А Жизнь и судьба? Благодаря этому фильму открыл для себя Василия Гроссмана как гениального писателя — читаю всё с удовольствием и внимательно вникаю. Спасибо вам, Сергей Урсуляк, за эти и другие работы — мастер вы усердный, и одной такой ошибкой в эфире, как Ненастье, наработанный авторитет не сломать, но дальше лучше бы поосторожней. На один минус надо двенадцать плюсов, чтобы выправить ситуацию (психологи так говорят). Желаю режиссёру в дальнейшем удачи и побед. Плюс по сериалу — это Таня. Она раскрыта, сколько это возможно, на отлично. И артистка подобрана удачно, и сыграла хорошо. Именно та самая серая мышка с самородком добра в сердце, как и у автора книги. Она заставляет полюбить её как героиню сразу и безоговорочно. Герман — прямая противоположность сказанному о Тане. Лихолет наверное единственный сойдёт за афганца, хотя будучи «куском» и «сверчком» по книге, он в фильме предъявлен старшиной. Наверное, чтоб не так зазорно было — как бы вот героем попахивало. Хотя, судя по невнимательному отношению к «афганской теме всерьёз» у писателя и режиссёра такие тонкости ничего не значат. А для нас афганцев очень даже значат — мы там отдельную жизнь прожили, вроде как марсиане. И не понятно так же, почему сейчас афганцами стали называть офицеров той войны, — эту погремушку повесили в восьмидесятые именно на солдат, вернувшихся по домам со странными глазами философов, очень отличающихся от остального люда, включая упомянутых выше офицеров, которых там, в Афгане, за редкими исключениями конечно, мы называли стабильно «шакалами» (почему-то так, я не знаю, — так было до моего срока 85—87 и после). И ещё одна сноска: кусок — прапор, сверчок — сверхсрочник, которому сразу дают прапора и возможность беззаботной тёплой жизни где-нибудь при складе и пр. Рабочие, т. е. воюющие прапоры, как данный персонаж Лихолет, тоже были — это те, которых бои и наркота не отпустили. Такова правда жизни. Мы то ведь о правде?? Вообще, этот вопрос с наркотиками промолчали оба творца: и Иванов и Урсуляк. А это тема афганской войны N1: наличие дармовой наркоты для травли шурави, проплаченной американцами, её повсеместное среди солдат употребление и зависимость, и выборочно среди офицеров, — тема решающая для той войны. Но уверен, что и на гражданке, и тем более в Коминтерне конкретно, этот вопрос был «number one». Боятся всё-таки писатели трогать за живое и цензурное! Хотя можно и грамотно ведь подать, без прикрас. Обидно, что про афганскую войну в сегодняшнем профессиональном творчестве и эфире всё-таки ускользает правда, как и про Отечественную ускользнула — отшлифовали, отполоскали — приходите, патриоты, мы и вас съедим… А людям именно правда и нужна в наших фильмах. Другое они ищут в других местах, где денег на съёмки тоннами отгружают. Чернуху порят с удовольствием, а внутреннее, человеческое, боль, голод по справедливости — ни-че-го! В общем: фильм — слабая троечка, Таня и Лихолет плюс по балу (именно артистам, им по пятёрке). И того 5 из 10. Смотрел только до шестой серии — чувствую, уходит послевкусие от книги. И я тоже ушёл из фильма. Но думаю, если бы досмотрел до конца, балов бы стало не больше, а скорее меньше, т. к. трещина в кувшине всё увеличивалась. Читайте, парни, книгу. Там многое о лихих 90-х и что-то даже про Афган. И привет пацанам) 5 из 10
Сериал вообще в целом вышел довольно противоречивым. Режиссёр, который обычно хорошо снимал документалистику, решил попробовать себя в кино. Жаль, что так быстро смазал и упустил нить того, о чём хотел сказать и донести. Пересказывать нет смысла, но главный вопрос — зачем афганцу, который работал в отделе СОБРа по охране банков, понадобились 140 миллионов? даже если он хотел пустить их на благое дело, его расчёт оказался неверным. Оставшись без денег вовсе и не получив известий, он скрывается, так как его рано или поздно найдут. Это одна сторона. Теперь ещё более странно, почему его сотоварищи афганцы показаны полными разгильдяями. Кто-то торгует шмотками на рынке, кто-то подался в бизнес. Герман им оказался крайне не нужным. У каждого свои дела. Но ещё большее нарекание вызывают женщины: их в фильме два фронта. Один против другого. Одна часть — вечно озабоченные невесты офицеров, которые хотят любви и ждут, как бы не выселили из новых квартир. Второй фронт — лагерь Татьяна Лялиной, вечно покинутый действительностью лагерь жизни, когда Герман предаёт её, она не перестаёт любить. По жизни её насилуют несколько проходимцев, но следа не утаишь. Финал неизбежен. Герман, как и водится, один в поле не воин. Таня не предала, а вот друзья — кинули. им уже не важны честь и совесть, на кону 140 миллионов, которые в один миг обесценились. Кроме налёта эротики, пошлости и вялого романтизма, кино не отражает реальной жизни в конце 90-х. Как себя помню, отдыхал я тогда в санатории «Светлана» и не ощутил никакого дефолта. Время было интересное и совсем не такое. Передо мной Урсуляк решил пересказать «Судьбу человека» Шолохова по-новому. Показал, что мир так же несправедлив, умрёшь ты героем или предателем. Останется только пыль и то, что ты сделал в своей жизни. Таня и Герман оставили нам любовь, этакий булгаковский итог Мастера и Маргариты в энной версии событий. Но вот почему, зачем и как это случилось, режиссёр не ответил. А так вышла добротная сказка и зверином нутре человека. 7 из 10
«Ненастье» можно назвать третьей частью исторического цикла Урсулюка, если первой считать «Тихий Дон», а второй «Жизнь и Судьба». Таким образом три фильма имеют своим фоном события первейшей важности в истории страны: Гражданская Война, Великая Отечественная, 90-е годы. История в каждом фильме — это фон для того что бы рассказать о судьбах и переживаниях людей. Отсюда, говоря о «Ненастье», во первых я бы похвалил режисера за смелость и честность попытки. Смелость — затронуть тему 90-х годов. Ведь это такая больная тема для столь многих людей. Так трудно говорить о времени, которое еще не закончилось. Многие еще живут ощущением и послевкусием тех событий, в жизни страны и в частной жизни. Для многих это время «крушения смысла», выживания и потерь, для кого-то наоборот — лучшее время молодости, свободы и становления личности. А для некоторых, 90-е время настолько трагическое, что любая попытка его переосмысления вызывает реакцию пост-травматического синдрома, типа «не хочу ничего вспоминать…» Но может в том и состоит миссия искусства, что бы постепенно выстроить систему отношения к прошлому каким бы проблематичным оно не было. Почему хочу сказать спасибо за честность ? Потому что что-бы сказать правду без прикрас нужна решимость и благородство мысли. Ведь правда может не понравиться. Отсюда у фильма так много отрицательных комментариев типа «Книга была лучше», «Это не правильная картина 90-х…», «Афганцы были не такие…», «Почему нет положительного героя ?» и т. д. Позиция авторов фильма говорит: «2018 год. Настало время говорить откровенно про эпоху 20-ти летней давности.» Часть этой правды состоит в том что в этой истории нет победителей, в ней не случилось хеппи-энда. Развал Союза и эпоха передела катком прошлись по судьбам людей. Молодые люди которые не погибли в Афганистане, поколение находившееся на пике своих жизненных сил и возможностей, должно было совершить что-то новое и важное для себя и для своей страны, но не совершило. Кто то помер схватив пулю в бандитских разборках, кто-то обобрав своих сограждан уселся в кресле «учредителей», кто-то сгинул физически или морально другим манером. Я считаю важным что главный герой фильма — Герман Неволин (Немец) — совсем не супер-мен. Как правильно что создатели сериала не попытались втюхать зрителю еще одну сказочку про «лихие времена» и хорошего ветерана войны, который «всех плохих победил». Немец — он потому положительный и главный герой что в нем осталась совесть, осталось стремление к справедливости (так как он ее понимает). Остальные его друзья в погрязли в глубоком нравственном всеядстве, типа «Кто сильный — тот и прав». И еще Немец — он слабый и колеблющийся, но все же борец за свою правду. Я согласен с одним из прочитаных здесь отзывов, что квинт-эссенция смысла «Ненастья», выражена в финальной речи Ельцина»… вы заслужили счастливую и спокойную жизнь…» В то время как жизнь изрядно раненого главного героя висит на волоске. И встает вопрос: Кто либо из героев повествования обрел счастливую и спокойную жизнь и обретет ли ее в ближайшем будущем ?
При всем уважении к сериалам «Домашний арест», «Позвоните ДиКаприо» и «Полицейский с рублевки», которые сейчас рвут всевозможные рейтинги и общественное сознание, но я считаю, что проект «Ненастье» — это лучший сериал, который выходил в 2018 году. Еще ни один из недавних проектов меня так не задевал, как этот сериал. Невероятно глубокая драматургия, живые эмоции и настоящая история человеческих взаимоотношений. Сергей Урсуляк в очередной раз доказывает, что он самый выдающийся режиссер современности, который снимает действительно народное кино, прекрасно понимает своего зрителя и делится с ним самым сокровенным, дорогим и важным. Честно признаюсь, я никогда не пересматриваю сериалы, но проекты Урсуляка «(«Ликвидация», «Жизнь и судьба») я смотрел дважды. И я точно уверен, что «Ненастье» я пересмотрю вновь, потому что это надо увидеть и прочувствовать, чтобы понять и осознать всю бескрайность и глубину русской души. Еще до просмотра я ожидал увидеть обычную мелодраму о тяжёлой женской доле или историю о суровых мужиках, но увидел нечто прекрасное и в то же время ужасающе правдивое, после которого хочется рыдать и кричать во все горло с пониманием того, что я русский и это моя история. Что касается актеров, режиссер, как всегда, не подвел. Его каст превзошел все мои ожидания. Уверен, что после этого сериала у малоизвестного актера Александра Горбатова теперь появится огромное количество поклонников, ибо он был поистине прекрасен в своей роли. Не знаю, как вам, но именно таких актеров я хочу видеть в нашем кино: мужественных, крепких, красивых и типажных, а не хилых и бледных дрыщей, которые сейчас не слезают с экранов телевизора и кинотеатров. Отдельно хочется отметить великолепную заглавную музыкальную тему (Артемьев — «Прощание с Россией»), которая проникает в самую глубь и остаётся там навсегда. Конечно, в качестве референса можно привести такой сериал, как «Бригада», но в любом случае это разные истории и другой взгляд на нашу жизнь. Однозначно рекомендован к просмотру. Лично для меня сериал «Ненастье» — это практически шедевр (после «Жизнь и судьба», конечно!). Смотреть всем! 9 из 10
Сложно вынести некое результирующее мнение о фильме, переполненном как откровенными недостатками, так и несомненными достоинствами (и те и другие описаны многократно). Однозначно склонить чашу помог финал. У Иванова в романе — это мастерски произведённый выстрел из пушки в самое сердце читателя. Финальный поединок четырёх главных героев — Тани, Германа, Босунова и Дибича. Когда в каждом из них в состоянии невероятного стресса максимально раскрываются все его явные и тайные душевные качества. Всё вроде ужасно просто и едва ли не прямолинейно, но это простота большого мастера, сумевшего пробежать по самому краешку и не завалиться в банальность и пошлость. Так что даже на третьем году по прочтении приятно иной раз замереть посреди суеты и повспоминать — как оно там всё томительно красиво устроилось. Иное дело кино. Нет-нет, Урсуляк не завалился там, где на тоненького проскочил Иванов. — Он вообще за ним не шагал. Явив нам вместо финала невнятную сцену с окончательной разборкой, сильно перегруженную навязчивой музыкой и прощанием Ельцина с россиянами. Не хватило той самой здоровой голливудчины, разыгравшей бы всё как по нотам. И всё же, есть недлинный и — к сожалению — порезанный на части предфинальный эпизод, подводящий С. У. под амнистию. — Это танец Тани с ёлкой в пустой электричке. Если его пустить целиком, уже после всего, перед самыми титрами, то эмоции от финала романа и фильма будут очень похожи. И на том спасибо. 6 из 10
В этот сериал я влюбился на самой последней сцене — именно она ставит окончательную точку и формирует отношение к персонажам. Так бывает не с каждым фильмом — зачастую, можно проникнуться чувствами уже в самом начале и продолжать просмотр, наслаждаясь игрой актёров или развитием событий. Этот фильм вызывал отторжение, я его смотрел без особого энтузиазма, мне он казался нудным. Это можно объяснить — речь в нём о серых девяностых. Что же, эпиграф закончен, теперь по порядку. Конструкция фильма События в фильме разворачиваются в обратной последовательности — сначала зритель видит определённое ключевое событие, а далее его постепенно посвящают в прошлое или показывают последствия его, то есть ускользающее настоящее. На протяжении всех серий происходит перескоки из прошлого в нынешнее, из дальнего прошлого в недалёкое. Это требует внимания, что, впрочем, неплохо. Фильм музыкальный — в нём звучит множество песен, к сегодняшнему дню, уже забытых. Настроение фильма Фильм нельзя смотреть без боли и сострадания — криминальные разборки, перестрелки, трудности быта, борьба с вышестоящими чинами, афганские будни, развал страны, пьянство, грубость и прочая пошлость, происходящая с вполне нормальными людьми. Трогательность усиливается тем, что всё происходящее показано очень реалистично, без прикрас и спецэффектов; именно так, как это было в нашей с Вами жизни (надеюсь, что меня поймут хотя бы те, кому более тридцати). Вся показанная жизнь персонажей пахнет скорбью — постоянной и неутихающей: не одно, так другое, не второе, так третье; если веселье — то с грехом пополам; если свадьба — то без счастья; если новая квартира — то с кровью. Всё шло под уклон и это ощущение дополняла видеосъёмка устаревшей камерой одного из людей. Актёрский труд Режиссёр собрал превосходную команду, практически из молодых актёров. Разве что Сергей Маковецкий выбивается из общего ряда. Его роль, наверное, самая яркая и трудоёмкая — песни, мимика, реплики просто великолепны и душещипательны. Герои главных актёров А. Яценко и Т. Лялиной также сложны, но меркнут благодаря соответствии времени — они несли все тяготы девяностых, выпили чашу до дна и сохранили человеческий облик. Ещё один главный герой А. Горбатова выглядят весьма брутально и мужественно. Это сложный персонаж — он сильная личность во всех отношениях, но, не имеющая прививки в части смысла жизни (как и все советские люди), он пытается вести за собой людей, но получается сикось-накось. Персонаж А. Голубева является полной противоположностью его роли Алёши Карамазова в сериале 2009 года. Здесь он скрытый и безжалостный злодей, но очень привлекательный. Самым приятным и достойным выглядит герой Антона Филипенко — красавчик следователь в полном расцвете сил с чупа-чупсом во рту, который поначалу никак себя не проявляет. Влияние на массовую аудиторию. Привлечение внимания к теме девяностых — важное дело, тем более в нашей непростой обстановке, в окружении «друзей» снаружи и внутри государства. Ведь сегодняшние проблемы имеют корни именно там, в развале мощного государства, в переходе на рельсы частной собственности, в развороте к полной свободе и разрушении всяких моральны норм. Всё это пронизывает фильм очень достоверно и красочно. Фильм не отдаёт всё на откуп зрителю, он подсказывает ему понимание вещей устами некоторых людей, например: «всё стало рушиться, когда мы по-тихонечку согласились, что несправедливость — это норма; что норма, это когда у одного много, а у остальных — по чуть-чуть». Сцена в больнице после аборта выглядит очень душераздирающей. Надеюсь, что она поможет оттолкнуть молодых (и не очень) девушек от пожизненного статуса убийцы, а также тех парней (мужиков и самцов), которые толкают девушек на преступление. Отрицательными считаю наличие сцен полу-эротического характера. Ясное дело, что они служат для оттенков сюжета, но можно ли было сделать картину без них — не пострадал бы фильм? В результате при детях, юношах, людях пожилого возраста, да и с одногодками фильм смотреть нельзя — элементарно стыдно смотреть всем вместе на эти сцены. Финал Такого финала я не ожидал, он дал мощный заряд какой-то радости, трепета, надежды и чего-то доброго. Очень хочется высказаться более, но не хочу перебить аппетит у тех, кто ещё не смотрел фильм. Сам фильм я бы пересмотрел заново — поначалу не обращал внимания на определенных персонажей, но, после того, как в финале, именно они вышли на главную арену, захотелось узнать о них побольше, побыть ещё раз с ними, но в теперь — уже с другим к ним отношении. Финал олицетворяет то, чего хочется в жизни нормальному человеку. Нет, не шмоток, денег, удовольствий, комфорта, а другого — чего-то высшего! Например того, о чём говорил наш Президент — »… есть одна отличительная черта, которая, наверное, у всех народов есть, но у нас она особенно ярко выражена — это стремление к справедливости». «Ненастье» — это сериал про русских людей, которым было тяжело — их готовили к одним условиям, а потом резко поменяли правила, попросту говоря — кинули.
Смотришь и поражаешься тому, какое было беспощадное, кровавое, жестокое время. Годы беспредела поломали немало человеческих жизней. Но сериал всё-таки не только об этом. Всегда место найдётся любви. Даже в такую эпоху. Кадры заснеженного города под песню Прекрасное далёко. И всё. Сразу же понимаешь, что Сергей Урсуляк создал проникновенный и душевный сериал. Сериал напряжённый с высоким уровнем драматургии. И это название «Ненастье» полностью передаёт суть происходящего. Ну просто время было такое. Каждый боролся за свою счастливую жизнь не всегда честными методами. Но главный герой Герман как бы был ни при чём, пусть и до определённого момента. Много есть сериалов про это время, но Ненастье всё же чем-то отличается. Сериал затягивает, держит. Не даёт заскучать. С интересом смотришь каждую новую серию. Сергей Урсуляк, как по мне, грамотно передаёт атмосферу того времени со всеми её элементами. Он снял суровую историю о том времени, которое сейчас называют лихим. Плюсом к повествованию является то, что действие разворачивается в трёх временных отрезках. Это даёт нам возможность проследить как менялись герои. Интересные сюжетные линии прописаны довольно качественно и постоянно развиваются, а не стоят на месте. Дружба, любовь, предательство — всему этому есть место в Ненастье. И показано всё это очень искренне. Веришь режиссёру и актёрам. Мне очень понравилось как сыграл свою роль Германа Неволина Александр Яценко. Очень душевный и эмоциональный персонаж у него получился. Ему хотелось сопереживать и хотелось, чтобы у него всё получилось. Вот за что я ещё люблю этот сериал, так это за музыку. Хиты того времени частенько звучат в нём. Эта музыка ещё больше передаёт эмоциональность происходящего. Некоторые моменты под музыку меня просто приводили в восторг. Хочу отметить и работу оператора. За некоторые сцены прямо хочется аплодировать ему за то, как это всё снято. Вообще сериал стоящий. Нужно его обязательно посмотреть. 8 из 10
Сергей Урсуляк хороший режиссер, снимающий добротное, качественное кино. Поэтому было интересно посмотреть его новую работу-фильм «„Ненастье“«по роману Алексея Иванова. Любое кино я воспринимаю на уровне своих чувств, эмоций, переживаний. Так вот этот фильм вызвал и чувства, и эмоции, переживания.»«Ненастье»«эмоционально совсем нелегкое кино. Хватает жестких сцен. Афганистан-тема тяжелая. Как были сломаны, покалечены, судьбы людей, попавших туда. Для молодых ребят, вернувшихся на Родину, Афганистан всегда кровоточащая рана на всю оставшуюся жизнь. И на Родине, не находя себя в мирной жизни, некоторые становились бандитами. Актерский состав фильма достойный. Считаю, что актеры неплохо справились со своими ролями. Конечно молодцы исполнители главных ролей-Татьяна Лялина и Александр Яценко, который особенно мне понравился в фильме «„Аритмия“». Режиссер недаром снимал его крупным планом. Его глаза, лицо точно передают все чувства, переживания героя. А нежный взгляд, когда он смотрит на свою Татьяну… А Татьяна такая нежная, трогательная, трепетная… Не зря, наверно, Урсуляк одел ее в белые одежды. За Германа и Татьяну пришлось попереживать, чем дальше к концу фильма, тем больше. Мне кажется, что конец фильма немного смазан. Мне не хватило света в конце тоннеля, возможно он там был, но хотелось бы поярче. Еще моментик, в конце фильма показывают выступление Ельцина по телевизору, вот-вот уже Новый Год, а на улице светло как днем, или это белые ночи? Спасибо режиссеру за один чудесный эпизод! Выпивший спирта, расслабившийся Неволин, под звездным небом Афганистана слушает «„Space“», и в этот момент он, наверно, был абсолютно счастлив! Считаю, что фильм получился. Возможно достоин более высокой оценки, ставлю 7, так как немножко не мое кино. 7 из 10
После яркого «Годунова» просмотр новой работы маститого режиссера ожидался с трепетом и каким-то неизбежным восторгом уже от того, что Урсуляк — это 100%-й бренд. Оказалось, в кино даже известная торговая марка не дает никаких гарантий. Регулярно пересматриваю «Ликвидацию», утираю слезу в «Жизни и судьбе», любуюсь «Тихим Доном». Продолжить этот ряд «Ненастьем» (особенно после высокой оценки Гармаша по ТВ), к сожалению, не получилось. Хотя начну с того, что действительно понравилось. На мой взгляд, лучшее, что есть в сериале — главный герой, получившийся благодаря магии Яценко. Он просто потрясающий! Уверен, это увидел и Урсуляк, подолгу оставляя в кадре его лицо крупным планом. Сцена телефонного звонка, когда Герман Неволин (Яценко) идет вдоль поезда и разговаривает с Татьяной — верх драматизма всего «Ненастья». Просматривая ее, в памяти эхом отозвалось прочтение солдатами в минуту затишья письма разными голосами из сериала «Жизнь и судьба»: без каких-то придумок, просто, но искренне. Поэтому очень точно и проникновенно передана боль войны. Здесь та же простота, возведенная актерским мастерством на вершину искусства, имя которому кино. Хорош и особенно в афганских сценах харизматичный Алексей Горбатов, сыгравший вторую главную роль Сереги Лихолетова, а вот Маковецкий и остальные впечатления не произвели. Заслуживает положительных оценок сценарий, в котором две переплетающиеся сюжетные линии героев — их прошлое и настоящее. Есть такое ощущение, что первая снята как-будто в более светлых тонах и это объяснимо: в молодости и деревья больше, и мы полны оптимизма, и на мир смотрим другими глазами. С каждой серией все больше понимаешь ради чего произошло ограбление инкассаторской машины, и именно любовь становится одной из главных тем всего фильма. В то же время, отсыл зрителя в разные годы (от 1985 до и 1999 гг.) стал одним из слабых сторон, о чем пойдет речь ниже. Ну а сильные на этом, пожалуй, заканчиваются. Небольшой событийный разброс в 14 лет все же обязывает к тщательной работе не только гримеров, но и тех, кто отвечает за подбор актеров. Абсолютное несоответствие роли Павла Ворожцова (Щебетовский) и Валерия Карпова (Танцоров). Если первый просто внешне не подходит на масштаб и амбиции своего героя (ни до, ни после Афгана), то второй выглядит участником передачи «Смеяться разрешается», комичность которого неприятно передергивает, и возникает желание переключиться на другой канал. Наконец, самый главный минус — штампы 90-х в виде малиновых пиджаков, разборок, падения нравственности, развала страны и т. д. Фильм целенаправленно ими нашпигован, но эффект достигается обратный. Просмотр превращается в бег с барьерами: пока их нет бежится гладко, как только очередной стереотип — готовься прыгать. Причем, все узнаваемо и абсолютно точно, но так примитивно, что снова и снова возникает лишь один вопрос: «Неужели это Урсуляк?!!». Причем исполнение некоторых сцен настолько сырое и не по Станиславскому, что складывается подозрение на отсутствие в тот момент режиссера на съемочной площадке. В качестве горькой десертной вишни — музыкальный трек, который звучит на протяжении всего фильма. Отличная музыка и партия трубы, если бы… труба была прописана действительно настоящая, а не замененная электронным сэмплом, что, в общем-то, можно сказать и про весь кинопродукт: дешево и сердито. Почему же столь большой мастер не продолжил ряд своих замечательных работ? Причин, на мой взгляд, может быть две. Первая — сработано, чтобы заработать. Вторая — непопадание в тему. Если не знать о существовании предыдущих сериалов, то, возможно, их (причин) было бы больше. Но ведь есть замечательная Одесса, говор которой не мешает смотреть разоблачения Академика, есть «Тихий Дон», ни в чем не уступающий работе Герасимова, есть сериал «Жизнь и судьба», заставляющий думать и похожий на исповедь. А еще есть «Исаев», «Пуаро» и возраст всего в 60 лет, отмеченный режиссером в 2018 году. Значит, обязательно придут новые картины, просмотр которых будет сопровождать настоящий катарсис. По крайней мере, этого очень хочется.
Главная роль здесь у Маковецкого. Он сыграл Россию, какой она была в 90е. Потерянная, никому не нужная, еще тоскует по патриотичному и великому, еще пытается найти себя в новой реальности. «Пойду дальше унижаться» — так, кажется, Яр-Саныч про свою тренерскую работу в Коминтерне говорил. Нелепый, забавный, но еще живой, еще сохранивший волю в начале фильма. Разгоны, разделы, переделы, расстрелы мирных людей и оп! — Россия уже — безвольный старикан, пьющий в агонии, в забытьи, в предгорячечном маразме. На фоне этой России люди пытаются жить свою жизнь: работать, делать ремонты, рожать детей. И они «заслужили счастье», как говорится в последнем новогоднем поздравлении. Только путь к счастью часто лежал в то время через отказ от всего человеческого. Что у тебя там? Порядочность? Не заслужил. Хочешь детей? Не заслужила. Не продаёшься? Не заслужил. Оставьте, пожалуйста, «пожить нормально» всем, кто идет по головам. В своем воображении можете стать героем, нарисовать себе красивую мечту, а в реальности российских 90-х, будьте добры, страдайте от беспомощности. Можно посмотреть, как ловко предают твоих друзей, как здорово живут беспринципные и тихонечко радоваться, что не по твоей конкретно голове идут. Есть люди, которые рождаются героями, как Лихолетов. А есть люди, которые рождаются верными, высокоморальными, чувствующими, мечтающими негероями. И у Немца, и у Тани, и у Яр-Саныча прослеживается некая детскость и брошенность на фоне Щебетовского, Босунова или Лихолетова. Как будто они ищут маму, а им с экрана говорят: «покидаю… с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа», «всегда был уверен в удивительной мудрости россиян». А что было делать всем тем, у кого не было мудрости или силы духа? Особенно после смерти мамы-Лихолетова? И тут очень пригодился талант Яценко в собирательном образе негероя в стране невозможностей. С самого начала смотришь на него и понимаешь, почему родилась такая больная идея, и почему она обречена на провал. Понимаешь еще и потому что сам — из 90-х. Потому что ты тоже слышал «я хочу попросить у вас прощения» и «я покидаю свой пост с тревогой» и тоже жил 10 лет между этими двумя заявлениями. Но Голубеву я отдаю пальму первенства в этом сериале. Так сыграть беспринципного убийцу после амплуа простодушного губастенького парнишки — это прям круто. Смотреть на Босунова было противно, а это успех актера! Таня — умилительно русская и бесконечно терпимая жена декабриста, которой не досталось декабриста. Щебетовский натурален, Лихолетов — точно в цель, Бычегор, Марина, капитан — все на своих местах. В общем, кастинг главных актеров выше всяких похвал. В менее значимых ролях были откровенные провалы. Были провальные сцены (анекдот про кортечь для космотнавтов или разговор Тани и Германа по телефону), но был и классный монтаж (сцена в электричке + погоня), и удачные режиссерские находки, и вечный дятел в Ненастье, как символ тленности всей этой суеты. Ценность книги Иванова в том, что он нарисовал в ней эпоху. Ценность экранизации в том, что режиссер не сгустил красок и не потерял оттенков.
Сергей Урсуляк представил нам на суд серьёзную, масштабную работу «Ненастье» (2018): фильм можно смело позиционировать как зрелищный, захватывающий внимание с первых кадров и удерживающий в напряжении все 11 серий. Он будет особенно интересен тем, кто пережил и помнит 90-е. Актёрский состав отличный. Живая мимика Александра Яценко, холодный взгляд Александра Голубева, бесподобный Сергей Маковецкий (свихнувшийся тренер Яр-Саныч, застрявший памятью в СССР, исполняющий песни про Ленина), наивная и беззащитная героиня Лялиной, честный и принципиальный герой Александра Горбатова — каждый из них вложил свой паззл не только в конкретную картину, но и в собирательный образ «лихих 90-х». Впечатляет ювелирная операторская работа, чётко отсняты эпизоды «в Афганистане»: ничего лишнего, каждая деталь в кадре играет свою роль. Хорошо проведены параллели между событиями 1999 года и афганскими флешбэками. Звукорежиссёры великолепны: эти своевременные вкрапления песен «Ногу свело», «Комбинации», Жени Белоусова, «На-На» и других звезд того времени забавно оживляют картину, ненавязчиво апеллируя к эмоциональной памяти зрителей. Нет претензий к одежде и аксессуарам: всё выдержано строго в духе времени. Первые джинсовые костюмы, турецкая жевательная резинка, кроссовки, наушники, магнитофоны, предметы домашней утвари, рынки-толкучки — быт постсоветского человека реалистично воссоздан до мелочей. Память зацепилась за «афганское» предисловие к событиям: слишком они яркие и трагичные. «Первый раз видишь убитого друга? Представь, что друг дембельнулся, просто без тела…» — сильно. Первые годы афганского побратимства, когда ещё не разошлись дороги и все они отчётливо ощущают то, что их объединяет… Но время вносит свои коррективы в их отношения: кто-то топит свой надлом в водке, кто-то мечтает о кооперативе и доле в предприятии, кто-то застревает в рядах «сочувствующих» и играет свои мелкие роли в «Коминтерне»… Показателен эпизод с голосованием на выборах: уверенный в себе и в товарищах, романтичный и порядочный идеалист Лихолетов вполне ожидаемо для зрителя проигрывает практичному, цепкому проходимцу, который умело расставляет сети и ловит электорат обещанием решить самые насущные проблемы. Стабильное соцобеспечение и комфортабельное жильё для своих семей привлекают бывших афганцев больше, чем эфемерная, полуживая «афганская идея» Лихолетова и попытки реорганизовать никому уже не нужное воинское братство. И сильный финал, приуроченный к последним дням уходящего века и сопровождаемый речью Ельцина о сложении им полномочий… Ещё несколько дней — и вся эта история останется в прошлом веке… Для зрителя, для каждого из участников драмы. Жаль, конечно, что в сериале опущены сюжетные линии семьи Куделиных и Тани с Лихолетовым. Маковецкому досталась скромная, но запоминающаяся роль, хотя присутствия его Яр-Саныча на экране было всё же маловато! И я так и не нашла вразумительного и аргументированного ответа на вопрос — зачем было задумано ограбление инкассаторской машины?! Захотелось перечитать роман Алексея Иванова — может, ответ есть там. Фильм неоднозначный, но зрителей равнодушными не оставит. Как авторский вариант переосмыслить прошлое, сакцентировать внимание на непростых судьбах людей из 90-х на фоне перелома эпох — имеет право быть! 9 из 10
Урсуляк проявил свойственную ему добросовестность. Я и книжку Иванова удачей для этого автора не считаю, ну и адекватная роману экранизация событием не кажется. Подробный рассказ про эволюция афганцев в сторону криминалитета — эволюция достаточно известная. Как и в книжке — бесцветный центральный персонаж, которого сыграл малоэмоциональный Яценко. Он уже немолод и так часто появлялся в схожих ролях, что. право, хотелось бы увидеть кого другого. Кастинговой удачей мне кажется выбор Горбатого, который дал яркий типаж. Эксцентричная работа Маковецкого, призванная оживить общий серый тон, диссонирует с манерой работы всех остальных актеров. Не показалась мне очень удачным музыкальное решение в виде нарезки из песен девяностых: Урсуляк оригинальности в выборе саунда не проявил. Очень резали глаз откровенные вкусовые погрешности: лобовые и топорные сценки с выступлениями Горбачева и Ельцина, которые «знаменуют начало и конец эпохи», спич афганца насчет ЧМ по футболу в Саранске, обилие логотипов РТР на работающих телевизорах в экране, восточная греза Яценко с беременной спутницей. Поскольку крепкий профессионал близко к тексту экранизировал роман крупного писателя, говорить об откровенном провале не приходится, однако в Ненастье нет чего-то такого, что заставило бы его посмотреть хоть в части повторно. На мой вкус, наименее интересный из сериалов Урсуляка (что на 60% обусловлено выбором исходника). Не удивил. 6 из 10
Отзыв на фильм «Ненастье» «Ненастье» сквозь призму «Оптимистической трагедии» Вот и прошел очередным киношный сезоном на наших экранах, сплошным нескончаемым ненастьем. Массы молча поглотили новое варево Урсуляка; без вкуса, цвета и запаха. В памяти от этой жвачки ничего останется; всё из желудка, вместе с водой унитаза, с ворчаньем сольётся без остатка в канализацию. Этот замах на что-то эпическое закончилось как и всё в лихие 90-е, отвратительной гримасой жизни, похожей на чубайщину. Очередное произведение с главным «Героем нашего времени», — человека с рублем, в противовес ленинского — человека с ружьём, из тезиса Ходорковского, изложенным в его скандальном манифесте в лихие 90-е. Именно человек с рублем сегодня является главным героем и в жизни и на сцене. Да и само ненастье начинается с первых кадров с больших денег, толстых пачек, кучи мешков и тянется через всю картину до тупика. Только теперь Раскольников не с топором и в гражданском платье, а в камуфляже и с автоматом, а в процентщице старухе мы узнаем знакомое холенное лицо Грефа. Многострадальная Сонечка Мармеладова Достоевского теперь не проститутка с Ленинградки у Химок, а несчастная любовь Яценко, не похожая на Екатерину 2. Никакого оптимизма, кроме тоски такие творения не вселяют, хочется напиться, повеситься или застрелиться. «Нет в жизни счастья — одно ненастье!» — лейтмотив фильма. А вот если взглянуть на происходящее через призму «Оптимистической трагедии» Вишневского, из хрестоматийной драматургии ХХ века. Сегодняшняя ситуация с ненастным днём, многим напоминает далекий октябрь 1917 года, с ленинским человеком с ружьём. Отсюда и лозунг: — «Ружьё рождает власть!». Казалось бы, что человек с рублем, без штыка и нагана, должен больше привлекать массы на невиданные грандиозные проекты, но так не получается, сплошь одно дерьмо и кровь. Если уж на нашем деревянном столько горя, то о баксах и говорить нечего, сотни миллионов погибших, покалеченных во всём мире; горе, нищета, бедность. Человек с ружьём 1917 года, с партбилетом и твердым взглядом на светлое будущее, несмотря на трагедию, сплачивал народ всех сословий; бедных крестьян, голодранцев, солдат, трудящихся, городскую интеллигенцию на невиданный подвиг, в отличие от человека помешанный рублем. Ход истории это наглядно продемонстрировал. Страна стремительно рванула вперед, создала мощную индустрию, разгромила фашизм, спасла мир и Европу от коричневой чумы, а евреев от печей крематорий, первым запустила в космос Юрия Гагарина… Сомневающимся советую вновь посмотреть фильм «Оптимистическая трагедия». «Ненастье» даже в подметки не годится…
Уважаемые друзья, я не писал рецензии более чем 2 года. У меня нет литературного, актерского или филологического образования, у меня нет океана мыслей и брызг шикарных сравнений, я не владею изяществом русского литературного языка и остыл к выражению мыслей перед публикой… Но экранизация «Ненастья», видимо, так впечатала свой тяжелый берц в мое бытие, что я не мог остаться в стороне. Я не поклонник Иванова, его произведения, честно признаюсь, для меня сложны. Что «Географ», что «Ненастье» — я продирался сквозь мысли автора/главного героя. Правда, «Ненастье» было чуть проще — я знаком с «афганцами», я интересуюсь этой страницей в истории страны, мой отец не был в ОКСВА только потому, что выпустился из военного училища в последних годах пребывания наших ребят в ДРА. Это было его время, его молодость, его Союз. И немало его знакомых, которые ушли воинами-интернационалистами по призыву, прилетели в цинке. Я и отец очень любим и часто цитируем «Ликвидацию» Сергея Урсуляка и его команды. Этот замечательный кастинг, этот нерв эпохи, этот саундтрек, берущий за душу — разве можно было ожидать от его экранизации «Ненастья» полной противоположности? В моем мироощущении этот сериал для Урсуляка — полный провал. Вот почему. 2/3 книги составляли мысли героев, их мотивы тех или иных поступков, их мироощущение, их чувства в разных ситуациях, их эмоции при наступлении новой эпохи. Почему Лихолетов такой, почему Неволин сякой, почему Босунов другой — все это в голове персонажей. Экранизация просто вырезала большую часть фильма, отказавшись от закадрового голоса. Герои сериала делают все просто «потому что». И никто вам ничего не объяснит. Наверное, режиссер тем самым посоветовал читать книги?… Подбор актеров просто «убил». Первое, с чего начну — как Маковецкий согласился на роль Яр-Саныча? Это просто убожество. Какой персонаж — такая и игра. Сергей Васильевич выглядит очень нелепо в этих жутких стариковских париках и советском спортивном костюме. Не смог отказать Урсуляку — возможно. Яценко — Гера Неволин. Допустим…Но Александр слишком похож своим отсутствующим взглядом на героя из «Аритмии». Персонаж что там, что здесь, весьма зауряден, живет в своем мирке, лишь изредка просыпаясь. Его холодные рыбьи глаза ну никаких эмоций не выражают. Любовь, страх, стыд — все одно. Книжный Серега Лихолетов просто полная противоположность экранному. Высокий, статный, накачанный, голубоглазый актер Александр Горбатов играет и так весьма невысокого, жилистого лидера «Коминтерна» — зачем? Более того, сценарист сериала особо не напрягался, дав актерам абсолютно те же реплики, что и в книге. Отсюда ощущение, что персонажей играют, а не живут ими — Горбатов просто выкрикивает лозунги и реплики, в нем ну вообще не видишь старшину, вернувшегося из Афганистана, который верит в идею сплочения сослуживцев. Виктор Босунов, бездушный, беспринципный убийца, политическая проститутка, бегающая от хозяина к хозяину. Знаете, кто его играет? Саша Голубев, красавчик-блондин. Леня Тишак из все той же «Ликвидации» Урсуляка. Сергей Владимирович, необязательно снимать в каждом фильме тех, кого ранее уже сняли. Или у вас перед ними обязательства? Хреновый у вас Босунов вышел, короче, нет в нем ни внутренней силы, ни внешней. Егора Быченко сделали олигофреном-алкоголиком. Даже не с играющей мышцой, а просто заросшим салом, кабаном. О, а главные героини у нас….Марина Моторкина, задасто-грудастая девушка, лидер в юбке. Ее играет 22-летняя Серафима Красникова. Я все понимаю, дорогу молодым, кастинг среди начинающих, но давайте не будем портить книгу то! Ну какая из нее «спелая, яркая, нимфоманистая бабища»! А вот нежную, воздушную, чистую Таню Куделину играет актриса с бОльшим опытом — 24-летняя Татьяна Лялина. Представлял я себе ее совсем другой, менее ушастой и более молодой, ведь на момент знакомства с читателем ей было 14—15 лет и Лихолетова обвиняли в совращении…. Но наши ожидания это наши проблемы, как говорил Аршавин. Просто к сведенью — и тут лажа. Саундтрек. Боже, я не могу вспомнить, в каких только фильмах или документальных передачах я не слышал этого саксофона с трубой, вступающих в кадрах из Афгана. Серьезно, неужели было так лень создать что-то новое, но с мотивом в Союз?! Абзац с описанием исторических ошибок в рамках съемок «типа с Афганского фронта» я даже не буду писать. Я, человек от войны далекий, знающий эти годы только по книгам, и то нашел кучу нестыковок. Да, это не документалка, но и не пародия же. Вы снимаете сериал с заявкой на любовь и цитирование или просто «пипл схавает»? В общем, 11 серий я досмотрел только из за уважения к Иванову и Урсуляку. Ну, и чтобы написать эту рецензию. Честное слово, я весьма посредственный зритель и никакущий кинокритик, но такая откровенная шняга просто бесит. Не надо так коверкать книги, не надо такое го.. но подавать под фанфарами прошлых успехов. Надеюсь, рецензию на любимую «Алмазную колесницу» я напишу в более радужных тонах. PS. Супруга сказала, что если в сериале Урсуляка нет Пореченкова, «то несчитова». 3 из 10
Как же надоели фильмы про нашу замызганную реальность!.. Однако, без прошлого нет настоящего и будущего. Наша задача всегда помнить кем мы были. Однако, важнее всего — кто кем стал. Урсуляк, конечно, блещет — не отнять. Его можно любить, как Джеймса Кэмерона: они оба пребывают в спячке почти по десятку лет и после выдают что-то шедевральное. Почему-то в русской ментальности призыв «Хлеба и зрелищ!» не звучит, как в англо-саксонской. Стрелялки с догонялками типа «Рэмбо» и «Механика» всем понятны и просты для восприятия. Именно поэтому их смотрят без претензий на какие-то психологические и социальные изыски с философскими заходами. В этом случае всё очень сложно. Урсуляк в «Ненастье», как и в своей «Ликвидации», ходит по грани, где обычные в прошлом солдаты, смалодушничали и стали по сути бандитами. Не совсем уже и важно Штехель ли это из «Ликвидации», который помог убить и закопал родного племянника и который по его собственному признанию «уже давно ничего не чувствует» или это Бычегор на Гелендосе, стрелявший в любого конкурента… Кто эти люди? Как они перестали быть людьми и превратились в зверьё? Возможно, кто-то кинет избитую фразу: «Не мы такие, жизнь — такая», но все мы САМИ делаем жизнь такой, какая она есть именно для нас. И почему жизнь одних была отдана за свою страну, а жизнь других сохранилась только для того, чтобы набивать своё брюхо? Немец — один из немногих, кто с годами стал думать об этом и по чистой случайности не скатился (хотя и на нём всё равно кровь людская) в одну категорию с теми, о ком этот фильм. Если он остался в живых, то, надеюсь, что он посвятит свою жизнь тому, кто в нём души не чаял — Тане — с целью сделать хотя бы её счастливой. Таня — единственная, кого реально жалко здесь: её роль в этой истории пассивна. Однако, окружающая грязь на неё сильно влияет и, тем не менее, Таня не теряет человеческого облика (скорее, даже — более того — возвышается над всем бардаком, царящем вокруг), как почти все герои этого сериала. Поэтому только Таня у меня вызывает уважение: ей труднее всего… С чем сравнить всё это? — по содержательности, полагаю, с «Кланом Сопрано» (кстати, жанр чем-то похож) и если отмести зрелищность и затягивание завершения — с «Игрой престолов». Урсуляка упрекнуть в занудности никак нельзя, как и в каких-либо иных грехах, связанных с постановкой сериала. Книгу не читал, поэтому с этой точки зрения ничего не смогу написать. Зато смогу утверждать, что русская режиссура возродилась и, видимо, скоро займёт своё место в мировом киноискусстве.