Под планетой обезьян
- 18 сен 2001
- 23 апр 1970
С момента первого фильма прошло немного времени. На смену Тейлору на планету прилетает космонавт Брент, который всеми силами пытается найти не только пропавшего капитана, но и тех, кто сохранил человеческий рассудок и прячется в тени, опасаясь атаки разумных обезьян. Но насколько удачной окажется находка… По сути первый фильм получился очень самодостаточным и интересным, и зачем нужен был сиквел не ясно. Но что есть — то есть. Ведь задача такого фильма расширять вселенную, добавлять новые детали в историю первой части. «Под планетой…» справился со своей задачей. Её беда лишь в подходе. На мой взгляд сценаристы решили, что в первой части очень мало мало экшена (в фантастическом фильме же!), и решили наверстать упущенное в сиквеле. Забудьте про моральные и поучительные идеи оригинала, про долгие социальные распри между жестокими обезьянами и человеком. Перед нами самое настоящее приключение длинною в полтора часа. Сложно сказать — плохо ли, хорошо, тут уж по вкусу. На мой взгляд сиквел получился неплохим техническим дополнением. Но при этом он не лишён явных косяков, особенно в сюжетном плане. Да, «Под…» расширяет элементы нового мира, но делает это странно. Нам показывают мутировавших людей, но кто они, зачем они объяснять не собираются. Есть и есть. Но куда страннее выглядят последние десять минут. По традиции серии у фильма очень жестокий финал. Да, это так. Ощущения после него оказались не хуже, чем в первой части. Причём, это серьёзная попытка поставить жирную точку в серии (как бы не так). Сейчас на такое никто уже не решится. Но то, что происходит до него… Думается, что сценаристам лень было что-то объяснять и они сваяли финальную битву и весь конфликт «просто чтобы как-то всё закончить». Это глупо и открыто показывает наплевательское отношение к серии и зрителям вообще. Но куда глупее было вводить нового персонажа, чья харизма и интересность остались у создателей в фантазиях. Приготовьтесь, что главный герой будет ходить с одной и той же миной. Хенстон, увы, понял, что ему больше нечего делать в серии, и посему он появляется лишь на пять десять минут. «Под планетой обезьян» — весьма странный фильм. Моментами смотреть его интересно, но последние минуты воспринимаются, как откровенный плевок. Положение спас суровый финал, повернувший историю серии в совершенно другое русло — в прошлое. 6 из 10
Посмотрев первый фильм, я не мог удержать себя от практически незамедлительного ознакомления с второй частью, ибо культовое кино, оно и в Африке культовое кино, а «Планета обезьян» 1968-го года именно таковым и является. Я ожидал, что данная картина раскроет и дополнит события своей предшественницы. Так в общем-то и произошло, только трудно сказать, понравилось ли мне это раскрытие — сменился главный герой (правда похождения его отдавали определенным калькированием приключений отважного капитана Тейлора); появились странные люди-телепаты, кажущиеся здесь немного инородными; цивилизация обезьян стала еще больше напоминать человеческую, но отправилась на какую-то совершенно нелогичную войну, сложилось такое ощущение, что сюжет перескочил через какое-то весомое смысловое звено. Концовка вообще шокировала, может так оно получилось и назидательнее конечно, но я совершенно не ожидал настолько мрачной развязки. Получилось так, что Тейлор пошел вразрез с той идеей, которой всегда придерживался, забыл обо всем добром и прекрасном. Если мораль — вещь дискутабельная, о ней можно поразмышлять потом и возможно прийти к другому выводу, то общие дыры и натянутости в сюжете не дают положительно оценить данный фильм. Возможно, это произошло из-за смены сценариста и режиссера, но мне показалось, что «Под планетой обезьян» выглядит бледным подобием «Планеты обезьян», не дотягивает до нее ни по одному компоненту, кроме, пожалуй, грима, который вновь был на высоте. В общем и целом фильм стоит смотреть в том случае, если у вас в планах значится ознакомление со всей серией, в этом случае, пропустить его будет ошибкой. Однако не ждите от него ничего экстраординарного. Вполне себе середнячковая картина 70-хх годов, причем теперь практически исключительно приключенческого жанра. 6 из 10
Но все таки я попытаюсь. Первую часть планеты обезьян я посмотрел в сознательном возрасте, и фильм меня просто ошарашил. 68 год, но картинка, грим, сценарий, посыл, реализация, все было настолько на высоте, что спустя 5 часов я вместе с девушкой пересмотрел этот фильм. Размышления о природе человека в заглавной сцене, долгое нагнетание атмосферы на самой планете, шок от осознания, что обезьяны правят планетой, явные параллели гордыни человека своим разумом перед другими существами в лице обезьяньих господ, интрига с вымиранием человечества, и наконец осознание, что человечество само себя погубило. Цельное, законченное повествование. Почему я описываю первый фильм вместо второго? Потому что я только что посмотрел второй, и меня дико бомбит от этого куска творчества. Абсолютно все линии предыдущего фильма так или иначе спущены в унитаз, тем или иным образом. Можно было бы сейчас разобрать фильм по косточкам, но он этого не стоит. Просто не смотрите его. Если вы любите первый фильм, пропустите второй, иначе больше половины времени просмотра вы будете долбить себе лоб фейспалмами. Заслуженный 1 балл за гримм, и за актеров предыдущего фильма, которых каким то чудом смогли затащить сюда 1 из 10
Фильм «Планета обезьян» оказался столь хорош, что создатели немедленно задумались о продолжении. Правда, фильм в этом не нуждался: он был закончен, самодостаточен и требовал приплода новых сущностей. Тем не менее, продолжили. Причём так… странно. То, что выдали сценаристы, больше походило на фанатское творение подростка, взбудораженного фильмом. Логика, связность неважны — главное, намешать всего и сразу. В предыдущей части был Джордж Тейлор? Нет, он будет и в этом фильме, но так же будет его «сиквел» — Брэнт, который почти полностью повторяет маршрут Тейлора: авария звездолёта, встреча с Новой, знакомство с обезьянами, в том числе и Зирой с Корнелием. И доктором Зайусом. Да и внешне Брэнт смахивал на Тейлора. Люди на положении обезьян? Так оно и есть. Но теперь к ним добавились иллюзионисты-телепаты. Откуда они, кто они? Ждите пятой части. Ну, или спишем всё на радиацию, породившую столь причудливые мутации. Кто сказал «Люди-Икс»?! Сиквел слишком многое оставляет без ответов, слишком многое в нём выглядит глупо, что усугубляется возрастом самого фильма. Это просто жалкая поделка, бездарный сиквел… НО! Но! Но. Финал. Я знал о финале первого фильма, ибо прочитал роман Буля. И то, финал смог меня удивить. Я ничего не знал о втором фильме — и меня реально удивила не просто сама концовка — но и смелость создателей. Вот чего уж не ждёшь от сиквела. Здесь и неожиданное, но логичное развитие Тейлора. Здесь и неожиданная участь Брэнта. И конечный итог… Почему же сиквел вышел таким противоречивым, несуразным, где большую часть времени сердишься на происходящую нелепость, а под конец обалдеваешь от внезапного удара под дых? Сдаётся мне, «Под планетой обезьян» — это своеобразный памфлет на злобу дня. Полным ходом идёт война во Вьетнаме, за которой маячит более страшная угроза — угроза Третьей Мировой. Холодная война продолжается. Расцвет движения хиппи. И всё это вместе угадывается в фильме. Всё это — предостережение, визуализация будущего, которое могло произойти… К сожалению, в угоду этому заявлению в жертву было принесено всё остальное. В конечном счёте, фильм «Под планетой обезьян» неудачен своим сценарием, вводом иллюзионистов-телепатов, повторением пройденного. Он хуже первой части во всём. Но всё так же хороши Тейлор (Хенстон) и доктор Зайус (Эванс). Их персонажи получили развитие, неожиданное, но логичное завершение. И финал. Ей-богу, можно ли сегодня представить такой исход у сиквела? Вряд ли. Неужто раньше смелее были?.. 4 из 10
«Планета обезьян» 1968 года имела массовый успех, и уже в те годы американские режиссёры поняли, что любой успешный фильм требует своего продолжения. И через два года продолжение вышло — «Под планетой обезьян». В сиквеле использована та же сюжетная основа, но если первая часть была и научной фантастикой, и антиутопией и постапокалиптикой, то вторая стала уже чисто приключениями. Корабль астронавта Брента также терпит бедствие в пустыне, где с ним в намного более быстрые сроки случаются те же события, что и с Тейлором. Только вот внимание здесь уделено уже не освоению в мире обезьян, а критике их устоев жизни. Тут есть аллюзии на самые больные темы двадцатого века — война и использование атомного оружия. Есть даже отсылки на фашисткий режим и холодную войну. Задумка второй части не идёт ни в какое сравнение с первой, что понимаешь, когда нам демонстрируют генерала-гориллу, произносящего пафосную речь об истреблении людей. И беда не только в неуместной отсылке на реальную жизнь, а в том, что это глупо — идти войной не на других обезьян, а на тех, кто причисляется к примитивным животным. Это всё равно как в США объявили бы войну койотам и пумам за то, что те убивают домашний скот. Некоторые моменты мне напомнили фантастические фильмы про Годзиллу от студии Toho, только здесь все эпизоды с остатками загадочной высокоразвитой цивилизации выглядят настолько странными, что возникает желание скорее их забыть, как какие-нибудь галлюцинации. Их поведение, внешность, цели, поклонение смертоносному оружию… Я был готов простить фильму отсутствие увлекательного сюжета и даже его крайне наивные намёки на проблемы человечества, но ерунда, демонстрирующаяся во второй половине хронометража, не заслуживает пощады. Вопросы возникают и касательно доктора Зюйса: если в конце первого фильма он оставил впечатление учёного, под серьёзной маской которого скрывается натура, понимающая и искренне сожалеющая окружающий мир, то здесь он внезапно опускается почти до уровня генерала с нацистскими наклонностями. Если первая «Планета обезьян» достойна звания культовой, то вторая ей и в подмётки не годится. Всё от начала и до крайне разочаровывающего финала, пышущего эгоизмом, губит всё впечатление о складывающейся киновселенной. Пару баллов в оценке могу накинуть только за старания гримёров, благодаря которым здесь ещё больше реалистичных антропоморфных обезьян, чем в первом фильме. 3 из 10
Стремление к извлечению выгоды ни к чему хорошему не приведет, что и показал этот фильм. Он во все хуже первой части, он глуп, но самое главное он рушит полностью всю мифологию «Планеты обезьян» и вот почему: Как люди могли узнать о пропаже экспедиции, если время на Земле идет быстрее, чем в космосе? Спасательная экспедиция должна была прибыть на несколько столетий, а то и тысячелетий позже, об Тейлоре к этому времени бы все позабыли. Как мы помним Нова и Брент довольно легко попали в город обезьян, но при побеге чуть ли не на каждом шагу встречали патрульных, удивительно. Ядерная война не щадит никого, кроме плакатов, кафеля, дверей, Органов, рельс и т. д, если судить по этому фильму. Как метро по уровню может быть выше, чем библиотека? Опять же сужу по сценам, где герои спускаются в метро и оно совсем чуть-чуть находиться под землей, но библиотека, извините, завалена по самую крышу. Если первый фильм пытался сохранить интригу до конца, то тут сценаристы решили избавить себя от таких мук и демонстрируют нам все, что душе угодно, хотите автобус? Нате. Хотите телефон? И это есть. Хотите увидеть мегаполис? Пожалуйста. Минус атмосфера фильма. Зачем вообще эти люди подземелья, эти телепаты? Как они выжили во время атомного взрыва? Почему о них ни слова в первом фильме? Почему их так много и чем они питаются? Почему они не воспрепятствовали возвышению обезьян? Мне кажется, первоначально о них хотели снять отдельный фильм, но потом дядя сценарист понял: ему не снять фильм, который будет идти полтора часа, и решил запихнуть их. Почему, обладая прям неимоверными способностями по контролю сознания, они даже не попытались бороться с обезьянами? И самое главное, то, что окончательно разрушило «Планету обезьян». Помните в конце первого фильма доктор Зиус, который орангутанг, уничтожил доказательства того, что человек был разумным и управлял планетой и сказал, что больше никто не придет в Запретную Зону? Так вот здесь же он никак не препятствует походу в эту самую Зону, а как же долг хранить тайну? Обезьяны же не удивляются строениям, которые видят и не задают вопросов, откуда они тут, кто их построил, а ведь в первом фильме удивлялись говорящему человеку. Концовку не видел из-за фейспалма. Итак, нажива сгубила всю мифологию «Планеты обезьян», спасибо продюсерам и сценаристам! Боюсь, что будет в третьем фильме.
К вопросу о том, чем закончилось противостояние людей и обезьян на одной отдельной взятой планете. Иными словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Никудышное вышло продолжение, что и говорить. Ещё и с таким финалом. Уж на что сценаристам «Чужого-4» было, надо думать, непросто после довольно спорного решения Д. Финчера, а уж тут — и подавно. Что называется, замахнулись так замахнулись. Непременно посмотрю следующую «серию», чтобы узнать, как жадность победит глупость. А пока… Из понравившегося отмечу в целом вполне сносную идею о «спасательной экспедиции», прибывшей «на то же место в тот же час» — почему нет. Немного упростили ситуацию с единственным выжившим — факт, но это не критично. И обезьян. Они и в первой части удались, и тут тоже выглядели неплохо. Более того, авторы даже предложили более четкую концепцию «разделения труда» (или властей — как Вам больше нравится), увязав ее с «расовой» принадлежностью тех или иных приматов. Оригинально. А эпизод с сауной, например, и вовсе позабавил. «Что крестьянин, то и…» В остальном же… Признаться, не сразу уловил смысл названия фильма. Всё искал какой-то глубокий смысл, намек и пр. Всё оказалось значительно проще, но, на мой взгляд, вопросов в результате только прибавилось. Скажем, постоянно удивляла разная степень сохранности отдельных предметов и их скоплений. Я допускаю, что нью-йоркское метро — самое надежное (читай, долговечное) метро в мире, но… Местами даже кафель не запылился, такое чувство. За две-то с половиной (или сколько там) тысячи лет?! Ну, не знаю… Хотя это детали, конечно. Главная неудача — идея с выжившими (так и хочется добавить «из ума») людьми. Не теми, что в упоении от вновь обретенной близости к матери-природе носятся толпами (от облавы к облаве) по поверхности планеты, а теми, что предпочли селиться «непосредственно под ним, под мостом». Слишком, на мой взгляд, надуманно получилось. Культ бомбы, разноцветные (очередная дань политкорректности — понимаю) маски, костюмы с иголочки, эффектные, но не эффективные иллюзии, бессильная супротив «неразумных» соседей телепатия… Не верится, что такие «существа» могли сколь-либо продолжительное время существовать сами и водить за нос вполне реальную цивилизацию обезьян. А поскольку к этому противоборству в итоге и сводился весь смысл продолжения… Только 2 из 10
Ритмика создания сиквелов после удачных кассовых сборов стартовой части начала зарождаться ещё со времён первых коммерческих кинокартин. Кто же не хочет заработать? Но главное, что в то время действовало романтическое правило по отношению к зрительской аудитории — любая из частей-продолжений должна быть хотя бы не хуже успешного первого фильма. Это обширное заключение можно смело отнести и к картине «Под планетой обезьян», сиквеле номинанта на «Оскар» в паре технических категорий «Планета обезьян», созданного по мотивам романа французского писателя Пьера Буля. Изменения в экранизации «Планеты обезьян» заметно коснулись финала, когда он был полностью переделан сценаристами. Сделано это было по мудрой причине — таким образом открывалась дорожка, в случае удачного стечения обстоятельств, для съёмок сиквела. Так и случилось и через два года на экраны был выпущен фильм «Под планетой обезьян». Продюсеры обеих частей Артур П. Джэйкобс и Морт Абрахамс сменили во второй части режиссёра (им стал Тед Пост) и наняли другого сценариста (Пол Ден), а также произошла смена главного героя «человеческой расы» — снялся Джэймс Франсискус. Не мудрствуя лукаво, Пол Ден совместно с Мортом Абрахамсом продублировали появление нового героя на планете. Начали они с места в карьер: герой Франсискуса встречается с девушкой (Линда Харрисон) на вид из первобытно общинного строя, которая была рядом с космонавтом из первой части. Блестящее совпадение. Франсискус отправляется в Запретную Зону, где, как он понимает, находится астронавт, ради которого он, в общем-то, и полетел в космос. По пути он столкнётся со множеством проблем, на планете начнётся военизированное нападение со стороны разумных горилл, а Запретная Зона принесёт большую неожиданность, когда там объявится эволюционировавшая раса людей. Так что сюжет не будет прямолинейным, в нём пересекутся несколько линий, дабы зритель имел возможность побольше изучить цивилизацию обезьян, обладающих интеллектом. Если не брать в расчёт слишком уж логичное начало фильма, то его первая половина интересна также, как и у предшественника. Красивая девственная природа, отлично подобранные декорации, грим и костюмы, без изъяна задействованная массовка — под стать классике «Планеты обезьян». Но всё сменилось во второй части фильма. Появление схожих человеку гуманоидов со своими характерными чертами в виде телепатии явно подкосили концепцию картины. Конечно, научно-фантастическое кино и должно по-своему интриговать техногенными или же мутационными аспектами, но эти телепаты грандиозно выпадают из рамок, выстроенных в этом фильме. Как отдельная история это ещё куда ни шло, но в общем смотрелось странно, непонятно. Честно говоря, то начавшаяся на планете война более привлекала внимание, чем история, которая потянулась от «пришельца-человека». Там был масштаб, конфликт, который всегда привлечёт внимание, классическое разделение на «плохих и сильных» и «хороших, но слабых», происходило всё на открытой местности, а возвращение сцен в павильоны за мгновение раскидывало весь интерес. И подкачали с концовкой, она, как и начало фильма, было слишком логичным и каждое действие каждого героя просчитывалось с абсолютной лёгкостью. Середина фильма говорит о том, что ещё могу, хоть и с небольшой натяжкой, порекомендовать этот фильм, кто не против окунуться в старое кино, но начало и финал удручили, поэтому только 5 баллов, но за Линду Харрисон один дополнительный и всего: 6 из 10
Совсем недавно посмотрев эту картину я несказанно удивился. Обычно, сиквелы не соответствуют первым фильмам, если те имеют культовый статус. Однако, в данном случае все сложилось правильно и продолжение «Планеты обезьян» — удалось. Приятно, что смена режиссера-постановщика не стала существенным барьером для успеха фильма. Конечно, режиссер первого фильма — Франклин Дж. Шеффнер — признанная величина. Однако, создатель второй серии — режиссер Тед Пост совсем не уступил своему более именитому коллеге. Картина выдержана в уже знакомой по первому фильму стилистике, но при этом сюжетные дополнения показаны красочно. Это прежде всего касается секты землян, которых встретят герои картины. Сцена боя между Джеймсом Францискусом и Чарлтоном Хестоном — сделана великолепно: как сама хореография простого кулачного боя, так и особый подекст (бой ведется под гипнозом) — являются украшением фильма. Концовка, правда, на мой взгляд, недостаточно «развернута» — но это не является существенным недостатком картины. Сюжет фильма развивает тему, уже поднятую в «Планете обезьян» Франклина Шеффнера. За главным героем, который неожиданно исчезает вначале второго фильма, отправляется еще один корабль. Капитан этого корабля активно принимается за поиски героя Хестона и достаточно быстро узнает все недостатки «обезьяннего» социума. Впрочем, обнаруженная им секта людей-телепатов оказывается не лучшей альтернативой. Чарлтону Хестону будет отведена в этом фильме небольшая, но тем не менее, значимая роль. Солировать будет другой актер — Джеймс Францискус, прекрасно справившийся с задачей. Однако, настоящая находка — это небольшая роль Виктора Буоно. Этот выразительный актер превзошел самого себя в роли телепата. Рекомендую обратить на него внимание. Талант — просто так сложилось, что мало ролей и недостаточно маркетинговой поддержки. Могу только добавить, что последующие продолжения смотреть не имеет смысла, ибо первые две серии фильма в полной мере раскрывают социальный аспект фильма, его антиутопическую природу. К тому же, вторая серия в полной мере закрывает все вопросы по концовке сериала. В итоге: после недавнего просмотра двух первых серий «Планеты обезьян» я был приятно удивлен: красивый зрелищный фильм с сюжетом философской антиутопии. Величественный Чарлтон Хестон. 9 из 10
После успешной во всех планах экранизации романа Пьера Буля «Планета обезьян» сиквела ждать пришлось лишь два года (дальнейшие продолжения клепались с куда большей скоростью). Неоднозначная концовка первого фильма оставляла большой простор для фантазии, хотя в то же время производила вполне целостное впечатление. Но, к сожалению, в полной мере потенциал раскрыть не удалось, но обо всем по порядку. В основном сиквелы известных фильмов делятся на несколько видов: 1) те, где делают все тоже самое только с большим размахом, 2) те, где делают совершенно другое кино, отличное от предшественника, 3) те, где делают все то же самое но хуже. К сожалению, перед нами пример из третьей категории. Вообще парни из Twentieth Century Fox отнеслись к продолжению несколько халтурно (что им обычно не свойственно). Почти на половину уменьшили бюджет, убрали Чарлтона Хестона с главной роли, наняли довольно среднего постановщика и вдобавок утвердили слабый сценарий, хоть и написанный вроде бы неплохими авторами. Из всех вариантов развития событий выбрали самый нелогичный из всех, окончательно развив теорию того что все это происходит на Земле, что противоречит литературному первоисточнику и значительно упрощает общую идею. Ведь по сути один из основных «месседжей» оригинала в том, что все живые существа склонны к подражанию и все культуры практически идентичны друг другу, даже если не сталкивались вместе. Здесь же все куда упростили, взвалив всю вину на произошедшее на «чокнутых профессоров», «злобных милитаристов» и всевозможные «высшие силы», лишь мельком упомянув про безвольное большинство, выражающее лишь свое молчаливое согласие. Что разочаровывает больше, так это довольно вялотекущее и порой откровенно скучное повествования, в отличие от куда более динамичного первого фильма. Вроде бы и сопереживать есть кому, и все же интересно узнать, что же это вообще творится, но «газку» поддать стоит. И чувствуя это, сценарий быстро закругляют крайне жесткой и мрачной концовкой, не требующей никаких продолжений. Но проблемы есть не только в плане сценарном, а куда больше в плане режиссуры. Вообще складывается впечатление как будто фильм снят как бы из под палки, вымученно и совершенно без вдохновения. Это дает свой след и на вялом повествовании, среднем видеоряде, никаких спецэффектах (лучше бы вообще обошлись без сцен с «нарисованным» огнем) и средней атмосфере. Единственное что выделяется так это неплохой грим. Актерские работы тоже особо не блещут. Джеймс Франсискус хоть и выглядит очень симпатично и обладает некой харизмой, но играет довольно слабо. Линде Харрисон выделили больше экранного времени чем в предшественнике, но кроме как внешними данными чем-то похвастаться не получается, хотя здесь это и не было особо нужным. Действительно разочаровал Чарлтон Хестон, мелькнувший в паре эпизодов, но и там выглядящий довольно бледно, впрочем, как и сама лента.
На мой взгляд — лучший фильм из всей эпопеи. Смотрится на одном дыхании, изобилует фантастическими примочками, не настолько тупой, как современное кино, а самое главное — весьма и весьма неплохой сюжет. Очень радует концовка. Грандиозное мочилово всех-против-всех. Также радует то, что меньше всего уделено внимания философским проблемам общества обезьян, которое абсолютно не соответствует книге. Основной идеей книги было то, что белая западная цивилизация в качестве общества потребления обречена на вытеснение (что мы в принципе сегодня и наблюдаем). Идеей эпопеи в свою очередь стало проецирование перспектив развития американского общества образца 1970-х годов на обезьян. Это к тому же несколько фактически неверно. Конечно, в глаза бросается ряд несоответствий, например, как в 1973 году (когда был запущен второй корабль) могли узнать о неудаче первой экспедиции, если она закончилась в далеком будущем (в 1973 году первый корабль едва ли покинул пределы солнечной системы); или почему кобальтовый скорчер был только в одном экземпляре, хотя по американской тактике каждая ракета имеет резерв; или как за такое количество времени скорчер сохранил работоспособность, несмотря на агрессивную среду; или как главные герои (а затем и обезьяны) так легко могли отыскать секретное убежище в недрах Нью-Йоркской подземки… Несмотря на все это, фильм очень даже неплох. Рекомендую к просмотру. 9 из 10 (-1 за философию обезьяньего общества)
Довольно не полохой фильм — философская фантастика. В детстве, помню, смотрелся вообще на ура, был даже неким откровением, чем-то неординарным. В общем-то, вся серия про «Планету обезьян» достаточно интересна, несмотря на тридцатилетнюю давность, смотрится все еще неплохо. Чем берет этот фильм сейчас? При жестких финансовых ограничениях режиссеру теду Посту удалось создать вполне удручающую картинку человеческого постапокалиптического будущего, и, если задуматься, в фильме очень хорошо показано, какими путями человечество пришло к такому будущему. На примере обезьяньего общества, думается мне, изображалась американская политическая действительность — милитаризованная клика (тупые и злобные гориллы, привыкшие действовать силой), центристы — орангутанги, придерживающиеся позиции сохранения традиций и невмешательства, и шимпанзе — левые, интеллектуалы, которые мыслят утопическими категориями, в то время, как жизнь все больше контролируется военными нуждами. По фильму вообще разбросано много интересных символов, и, поскольку фантастическая сторона за давностью лет смотрится уже слабенько, за философской стороной следить можно, да она до сих пор актуальна. Тема свободы, будущего, исходов цивилизации, раскрывается если и не глубоко, то довольно наглядно. Эффектов в фильме немного, съемки проходили в павильонах, наивные декорации не впечатляют, зато грим сделан очень неплохо. Обезьяны не выглядят просто застывшими масками — по возможности им передана мимика их сегодняшних собратьев, куча статистов в масках выглядит внушительно. Актерская игра, если честно, не на высоте. Главные герои — типичные амреиканские положительные герои — голубоглазые блондины с мышцатыми телами и непреклонными взглядами, а красавица Ким Хантер в удивительно откровенном по тем временам наряде, конечно, притягивает внимание, но игра ее тоже посредственна. Мне понравилась концовка — неожиданная и вместе с тем закономерная. Люди изменились, обезьян тоже не переделать, обе цивилизации тупиковые, об этом говорится прямо и без фальши. Цивилизации, поставившие себе целью войны и убийство, избравшие своим богом атомную бомбу, истребляющие всех, кто на них не похож, — обречены. Эта серия по всем законам логики должна была поставить в саге жирную, увесистую точку. Но вышло еще несколько продолжений — еще бы, сборы-то получились очень даже неплохими… 7 из 10