Мотель Бейтсов
- 05 июл 1987
Норман Бейтс был моим другом! (примерно 7-ая минута фильма) Мотель Бейтсов Какое-то запредельное мракобесие и свистопляска на легендарном хорроре “Психо” Альфреда Хичкока. Для примера – представьте, что вы смотрите спин-офф “Зловещих мертвецов”, где показывают мужика, который в баре бы встретил Эша (но толком бы его не показали). Потом бы этот мужик поехал в лес, нашел культовую зловещую хижину, а затем бы устроил в ней уборку. Конец фильма. Все! Как вам такой фильмец? Аналогичная шляпа. Вот есть прекрасный сериал с Фармигой “Мотель Бейтсов” (кстати, рекомендую, достойное зрелище), а есть странное недоразумение 1987 года. Снимал некий Ричард Ротстайн, он же пописывал (подчеркиваю это слово) сценарий. Якобы продюсеры рассчитывали на сериал (т. е. перед нами первая серия, а-хи-хи), но из-за ужасного пилотного выпуска – передумали. Нет слов. Сама завязка – уже намекает на деградацию. Просмакуйте – черно-белые кадры (да-да, отсылка, Хичкок ведь отказался от цвета), закадровый голос болтает о психбольнице, куда и направляется Норман Бейтс. Дальше – жестче. В этой психбольнице сидит паренек, который грохнул своего отчима. Сейчас особенно зацените всю силу сценариста Ричарда Ротстайна – один из докторов решает подселить паренька к Норману. Зачем? Ну-у-у, чтобы они стали друзьями, наверное. Если вы ничего не поняли, повторяю – доктор отправил пацана к больному психопату-маньяку. А самое забавное, что режиссер проигнорировал совместные сценки между Алексом и Норманом. Как вообще показать их дружбу? Они там в картишки играли или занимались таксидермией (любимое занятие Нормана после резни, е-мое). Лютый, лютый, лютый бред. И это только первые десять минут фильма, черт возьми. Спустя годы (умопомрачительной дружбы в дурдоме), Бейтс дает дуба, парнишка выходит на волю. Алекс едет в Мотель Бейтсов и пытается отрыть его заново. Не спрашивайте, я вас умоляю, просто принимайте. Вам ведь повезло, вы хотя бы читаете, а я это смотрел. Ребят, поржать над Хичкоком можно (зацените кино Мела Брукса “Страх высоты”, где он прошелся по творчеству Альфреда). Он сам был веселым мужиком (в три ночи мне звонит, Зомбион поехали в Австралию на съемки фильма “Вой 3” – результат вы все знаете, я же не могу отказать Хичу). Проблема только в том, “Мотель Бейтсов” тяжело привязать к комедийному жанру (одна-две сценки). Я уже молчу про хоррор (финальные минуты – хорошенько так подпортили психику, трешаком попахивает). Его скучно смотреть (Ротстайн растягивает многие сцены по полной программе), плюс здесь маразм каждые две-три минуты. Про атмосферу забудьте. Да и некоторые персонажи вызывают недоумение. Героиня Лори Петти (Танкистка) раздражала, а у Бада Корта такое лицо – сам Бейтс может позавидовать, а-хи-хи, извините. Обидно, когда-то Бад играл у Хэла Эшби, теперь вот ошивается в подобной белиберде. Убираем из фильма Бейтсов и рассказываем спокойно историю про паренька, который пытается начать новую жизнь после психбольницы. Угу, получаем социальную драму. Ну, а если серьезно, поклонники “Психо” – остерегайтесь! 3 из 10
Нет, это не современный сериал с одинаковым заглавием. Пред нами старенькая телевизионная постановка – пилотный выпуск задуманного многосерийного проекта, являющаяся спин-оффом шедевра Альфреда Хичкока о человеческом психозе. Наследуя известный оригинал, Ричард Ротстайн попытался не только отработать на своём основном сценарном поприще, но и взялся за режиссуру, однако, на удивление, совершил промашку в обоих направлениях. Исключительно сюжетно начало истории вполне занятно, рассказывающее о мальчике Алексе, угодившем в психиатрическую лечебницу, где он нашёл себе друга и наставника в лице старшего пациента Нормана Бейтса. Тот научил верить в свои силы и не бояться трудностей, чтобы не повторить его печальную судьбу. Миновало двадцать семь лет. Алекса выписывают. Ему страшно уходить в большой мир, но почивший Норман возлагал на него большие надежды, оставив по завещанию свой мотель, чтобы у друга появился дом и жизненный стимул наладить незавершённое дело. Естественно, оказавшись на месте, наш герой сталкивается с различными преградами… Как можно было развить такую фабулу? Думаю, тут легко развернуться в самых разных направлениях остросюжетного жанра, кренясь в параноидальный триллер. Однако режиссёр-сценарист поступил иначе, задвинув этот самый остросюжетный жанр подальше, уступив дорогу милому поучительному рассказу о добродушном пареньке с душевными ранами, причинёнными в детстве, который знакомится с бойкой девушкой из района Куинс, старым работягой, добивается банковского займа, делает ремонт заброшенного помещения, всеми силами старается встать на ноги, быть кому-то полезным, обрести друзей, частенько советуясь с урной праха мудрого наставника. Да, Норман Бейтс превратился из сумасшедшего-трансвестита-маньяка в воспитателя, внёсшего гораздо больший вклад в излечение юноши, чем доктора, поэтому здесь надо смириться сразу и принять такой ход дел. Главные враги у протеже прошлого владельца мотеля совсем не расстройство психики и расшатанные нервы, чтобы он постепенно открывал для себя тёмную сторону пыльного жилья и самого Нормана, собирал слухи о его злодеянии, погружался в себя, пробуждая там уже личных демонов, выпуская их наружу – это лишь зрительские ожидания, а на деле вся соль рассказа сводится к банковским переговорам, чтобы процент займа был божеский и время на его выплату подходило, подружка научилась вкусные пироги жильцам готовить, вновь открывшийся бизнес был рентабельный, пронырливые прорабы не ободрали нашего простачка… Такой вот целый экономический триллер получился, шутливо говоря. Лишь слабыми отголосками доносятся воспоминания, что лента является спин-оффом детища Хичкока, поэтому, уж так и быть, изредка мелькнут старые скелеты при рытье земли для ремонта, зловещий женский силуэт объявится на горизонте, где-то дверь неожиданно (неуместно) хлопнет, электрическая вывеска помигает или скрипнет половица. Про кульминацию с роялем в кустах и вспоминать-то неудобно как-то, чтобы напряжение в апогее концентрировалось не на главном герое, а на вдруг прибывшей посетительнице мотеля, разочаровавшейся в жизни, ведь три неудачных брака и средний возраст с первыми морщинками удручают её, которую надо отвести от самоубийства… добрым призракам! Добрые призраки, этакие ангелы-хранители фигурируют в кадре, но даже они скоро забываются от очередной порции бредовой вакханалии, издевающейся над заделами оригинальной картины, потому что развязка со срыванием резиновых масок в стиле мультиков про Скуби-Ду ни в какие ворота не лезет. Стилистика невзыскательная, телевизионная, напоминающая вялотекущую «мылодраму», продолжилась соответствующим рейтингом для подростков, посему откровенно спорят они с до боли знакомым фоном зловещего придорожного мотеля Бейтса, его мрачным фасадом дома с верхним окном, ведущим в ту самую комнату, где когда-то покоился главный секрет постановки Хича. А ведь потенциал у проекта был: воссозданные декорации предвещают пугающий рецидив, аура проклятого места давит на психику, новый герой гармонично подходит на продолжателя сумасшедшего образа Энтони Перкинса, и актёр Бад Корт полностью соответствует необходимому типажу своей запоминающейся внешностью да прошлыми ролями в картинах, где он играл чудаковатых личностей или сказочных героев. Но, увы, автор зря избрал отправную точку из культового триллера для своей скромной теледрамы с нотками сверхъестественного, которая бы воспринималась гораздо лучше, если оттуда убрать всю тематику экранизации Роберта Блоха. 3 из 10
Важно учитывать, что этот фильм планировался как пилотный выпуск сериала, продолжающего сюжет «Психо» без учёта двух уже снятых продолжений, поэтому незавершённость сюжетных линий не должна удивлять. Но всё остальное – настоящий феномен. Оригинальный фильм Хичкока стал не просто качественным ужастиком, но ещё и дал толчок целому поджанру слэшеров, золотой век которых пришёлся на 1980-е гг. И как вы думаете, что не следовало делать со слэшером, когда уже имелись десятки неплохих примеров для подражания? Превращать его в ситком. А этот фильм пытается превратить! От попыток представить, каким мог бы получиться многосерийный проект, мозг начинает активно раздуваться в преддверии взрыва. Мало того, что актёрский состав подобран такой себе, так ещё и Норман Бейтс вышвыривается из сюжета буквально в самом начале. Произошло это, вероятно, из-за того, что Энтони Перкинс отказался от съёмок, и надо признать, что после сомнительных «Психо 2» и «Психо 3» это было очень правильным решением, ведь от замыслов Хичкока в «Мотеле Бейтсов» не осталось ничего. Декорации, правда, те же самые, но если у книги поменять всё кроме обложки, это будет уже не та книга. Так же и с этим фильмом, который пытается завлечь нас новыми персонажами и… как, собственно, происходит это завлечение? Убийства, предсмертные крики в темноте, обилие характерных для слэшеров обнажённых сцен. Представили? Вот и забудьте. Полтора часа мы будем наблюдать за тем, как неуверенный в себе паренёк, когда-то водивший дружбу с Норманом, пытается встать на ноги и открыть свой бизнес в мотеле Бейтсов. Серьёзное и даже опасное дело, надо сказать, ведь для выполнения столь рискованных планов необходимо собрать команду из единомышленников, проделать ремонт и не забыть взять солидный кредит на всякий пожарный. Вот это страх, вот это триллер! Хичкок на том свете локти кусает от зависти! Атмосфера фильма постоянно подпитывается диалогами и сценами соответствующего содержания: признание в дружеской симпатии, танцы, розыгрыши. Ну, знаете, чтоб мы не забывали, что смотрим продолжение «Психо». Если без сарказма, то даже пугающие сцены (которых тут раз-два, и обчёлся) выглядят инородными, в том числе при сравнении с двумя прокатными сиквелами. Вся эта тематика призраков вообще не вяжется с тем, что мы видели в других частях, потому что ужас «Психо» строился не вокруг паранормальщины, а на безумных или подозрительных персонажах. Здесь же, если не считать одной очень недостоверной неожиданности, персонажи являются обычными людьми. Они путешествуют, пишут книги, вспоминают школьную жизнь, устраивают вечеринки, занимаются кулинарией… интересно-то как, правда? Иногда они ещё и шутят, и в такие моменты хочется спросить себя, на что же мы тратим своё драгоценное время. «Мотель Бейтсов» – одно сплошное недоразумение, которое не должно существовать. 3 из 10