Сибириада
- 28 ноя 1979
Что такое Сибирь? Огромные территории, которые в прошлом покорены Ермаком, присоединены к Руси. Бесконечно прекрасный край с суровой, но прекрасной природой, где живут сильные и духом и телом люди, привыкшие к суровой погоде, к тяжелой работе. Вот об этом крае, этой части России и поставлен фильм Андреем Кончаловским в 1978 году. Фильм охватывает больше первой половины двадцатого века, и все события, через которые прошла страна в эти годы отражены в людях — героях этого фильма. И отдельный человек может выступать как творец истории, внести свой вклад в историю страны, мира. Как в «Вечном зове». Первая часть. Афанасий. Начало века. Самое начало повествования, в центре которого две семьи — Устюжанины и Соломины. Через их непростые взаимоотношения и будут разворачиваться события. В первой части показан лесоруб, выполняющий свою работу, говорящий: «Дерево тоже живое. Живое рубим. Живым живем». Показан мальчик Колька Устюжанин, глазами которого этот мир так прекрасен, впереди будущее, каким оно будет. Здесь «ягодки, грибочки, пельмени» говорит ему Настя Соломина. Ощущение гармонии от спокойного зимнего леса, снега. Это мир традиционный, патриархальный, уклад, который сложен на Руси веками. «Время придет и тут будут сказочные города. Верь! Жди!, Коля». Но что будет в будущем? Кадры хаоса, войны, бомб. Наступает окончание монархии, революция, становление советской власти. Вторая часть. Анастасия. Здесь герои становятся юными, словно ровесники века. И время года — лето символично, поскольку несет самую яркость красок, самый расцвет жизни. Между героями показана любовь. Гармонично и спокойно показана природа. Каков спокойный перелет журавлей. Спокойное небо, которое может нахмурится и пойти дождь.. Но вновь кадры хаоса войны. Кони. Сброс колоколов с церквей — так нельзя, ошибка, но… Третья часть. Николай, сын Афанасия. Годы тридцатые. Здесь важную роль в ветви рода Устюжаниных играет актер Виталий Соломин. Могучая, богатырская внешность актера, его светлые волосы, добрый взгляд прекрасно помогли ему передать образ сибиряка, человека-труженика. Появление журнала, через который узнается, что в местной земле много полезных ископаемых, которые можно извлечь на поверхность во имя прогресса. Эта идея только зарождается в эти годы и сын героя В. Соломина впитывает сказанное. Вместе с отцом они блуждают по лесу. Дойдут ли до болот? Возглас мальчика: «Где папаня?» Мальчик плачет, гребя веслом лодку. Кадры мчащегося поезда. Работы на заводе. Четвертая часть. Тая. Годы сороковые. Сороковые роковые, военные и фронтовые. Когда, каждая семья страны столкнулась так или иначе со страшнейшей войной в истории мира. Отправление и из этих мест — из Сибири молодцов (кто-то все же назвал их детьми) на фронт. Они держатся бодрячком, что ждет их. А девушка, остающаяся на берегу, будет ждать. Показана в фильме и сама война. Где-то идет бомбардировка, которая сменяется тишиной, пустотой. Едут танки. Возглас: «Я жив!» Салют победы. Война закончена. Четвертая часть. Алексей, сын Николя. Годы шестидесятые. Здесь главные роли у Никиты Михалкова, сыгравшего Алексея, представителя ветви Устюжаниных и Людмилы Гурченко — Таи Соломиной. Алексей возвращается в Елань, родные места, где он не был лет двадцать. Тая и Алексей видятся, вспоминается, что у них были чувства в стародавние времена. Алексей планирует сейчас реализовать на практике то, то когда-то обговаривал теоретически — его отец: бурить нефть, Елань ликвидировать. Он — человек новой прогрессивной эпохи, в жертву которой идут традиции. Как он едет на машине, круша ели! Это символ. Он приступает к практической деятельности. Появляется мысль построить гидроэлектростанцию и все затопить. Но здесь появляется другая сторона правды — правды «Прощания с Матерой» В. Распутина. Те проблемы, о которых писали писатели-сибиряки — В. Распутин, В. Астафьев нашли реальное отражение в этом фильме. Значителен образ деда, который сквозь всю эпоху проходит в преклонном возрасте, выступая носителем и хранителем мудрости, знаний, добра. В фильме прекрасно показана значительная часть Руси — Сибирь в динамике, движении. Передан свет души этих людей, мечты, добро внутри сердца, которое характерно для этих людей, которое помогло переживать все нелегкие события, выпавшие на их долю, сохраняя гармонию внутри себя, верность своей отчизне, Родине, природе. Сумев осознать гармонию внутри себя. 10 из 10
Получив государственный заказ на съемку исторической картины о жизни сибирских нефтянников, Кончаловский мог пойти по проторенному пути конъюктурности, создав эпопею в стиле «Тени исчезают в полдень», которая на тот момент была хитом советского проката. Изобразить светлый соцреализм, со всеми историческими проблемами и их незыблемым решением, получить государственную премию, добиться расположения в верхах партии. Но режиссер не изменил себе, сняв уникальное мифическое полотно, не забыв подчеркнуть русскую, в частности сибирскую аутентичность и самобытность. «Вечный Зов» и «Тени исчезают в полдень» флагманы советской фасцинации, душевны и эпохальны, если вы ищете подробный исторический очерк, вам нужно смотреть эти фильмы. К «Сибириаде» другой подход. Не зря «Сибириада» созвучна с «Иллиадой», и определена авторами как «Поэма в шести сказах» — этот фильм нужно воспринимать исключительно, как мифическое произведение. Мотивы, напоминающие греческие трагедии кропотливо перенесены в сибирскую действительность, историческая достоверность отходит на второй план, балансируя с событиями, которые вполне могли оказаться легендами бесконечной тайги, в мир которых врывается Советская Власть. Изгнание из деревни на лодке Николая Устюжанина и Настя Соломина, бросающаяся за ним, Вечный дед, не стареющий на протяжении фильма, медведи на цепи, блуждание по ночным болотам, нефть, бьющая фонтаном сквозь кладбища — все это, помимо сказок, отсылает к магическому реализму, окутанному суровой северной пеленой. Вспоминается бессмертный шедевр Габриеля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества». Между романом великого колумбийца и фильмом «Сибириада» можно провести как натянутые, так и очевидные параллели, но любой читавший книгу, увидит явные сходства. Как в книге Маркеса Аурелиано Буэндиа настойчиво вырезал деревянные фигуры, так и Афанасий Устюжанин упрямо пробивал сквозь тайгу свой путь к «Черной гриве». Как и проклятый на метания и одиночество род Буэндиа, Устюжанины обречены расти без родителей и покидать родное село, которое в итоге становится жертвой. Цыган Мелькиадес уживается в двух персонажах — революционере Родионе Климентове и абсолютно мистическом Вечном Деде: первый приносит в село искру просветления и справедливости, а второй становится негласным покровителем страстей двух семей. Документальные вставки в сепии с работающими ТЭЦ и прочими советскими достижениями, подчеркивают, что реальный мир для этой истории — далекая внешняя оболочка, а Елань как и Макондо упорно не желает подчиняться законам человечества. Каких высот не достигал бы мировой прогресс, навязывая «идеологии», каким бы обухом не лупила война, русские люди Елани останутся в мире призраков прошлого, бродя по комнатам собственного сознания, тем более если живут они в маленькой деревушке в сибирской глуши, а смену власти в стране, революцию, кровавую и озлобленную, воспринимают как дальний слух, не смеющий отвлекать от собственной действительности. «Сибириада» — это по своему уникальное творение, мастерски переплетающее быль и вымысел, насыщенное богатыми на визуальные находки кадрами, безусловно, вершина творчества Андрея Михалкова-Кончаловского. 10 из 10
Здравствуйте! Специально зарегистрировался, чтобы оставить отзыв. Фильм тяжел, не для каждого, но он чрезвычайно жизнеутверждающий. Фильм о людях, на долю которых выпало тяжелых испытаний 20 века, но не смотря на них люди живут, покоряют, любят, ненавидят, побеждают, вопреки и несмотря. Фильм про упорство, упрямство, силу. Кино поразило меня не трагичностью а глубиной и силой духа своих персонажей. Фильм не претендует на роль исторического, и является, скорее, ментальным срезом сознания русского человека, сибиряка. Человека, родившегося раньше своего времени, и стремящегося к своей, мечте, не щадящего себя и оттого искренне честного. Фильм и о нашей многострадальной стране, по которой в 20 м веке прокатились немыслимые катаклизмы, революции, войны, и как составляющая страны — в первую очередь люди которые ее населяют. Ведь что есть страна? Общность людей на ее территории. Колесо истории перемалывает судьбы многих, и из под него летят искры героев. Знаете, я смотрел фильм и вспоминал свою не столь долгую жизнь, и фильм мне напомнил, ее. А еще при просмотре у меня возникла мысль, что не хватает 5 серии где действие развернулось бы с потомком героев фильма (Устюжаниным) в той же Сибири, только уже где-нибудь в году 96—99 — персонажи картины пережили немало, но они еще не знают, о том что суждено еще предстоит пережить в будущем, причем не сильно отдаленном. А сюжет может быть связан с чем угодно, Афган, Чечня, разруха, бандиты, ворье и т. д., главное — про человека прошедшего сквозь все это, не опустившего руки не потерявшего при этом свою честь. Который, отряхнув всю эту грязь, гордо подняв голову, продолжил бы строить город солнца и рубить дорогу к мечте. Современных мучеников много, кто подошел бы на роль героя в 5 серии — полковник Буданов, Моторола, Анатолий Лебедь, Алексей Ефентьев, пусть они не сибиряки, но биографию жизни подобных людей вполне можно было вписать в такое кино. По долгу своей работы, я геолог. Работал и на буровой с буровиками в том числе, может еще и поэтому фильм зацепил. Повидал много брошенных и полузаброшеных сибирских деревень и даже (городов) по которым прокатилась разруха, и самое главное, людей которых я там встречал. Люди — сильные духом, веселые, открытые, честные, смелые и с трудной судьбой. Видно сама среда рождает таких, не уживается там где тяжело всякие приспособленцы и паразиты. Знаете, люди которые сказали сами себе — нам будет тяжело, но мы пройдем этот путь до конца и не свернем с него. Кто то упоминал про пропаганду, если оно и есть в фильме, то я этого не увидел. Музыка монументальна и ее, пожалуй, стоит приравнять к тяжелым наркотикам. И да, про Михалкова, не люблю я его, и его вечную разгульно-ехидную физиономию, хоть он в фильме и старался, уж простите. поэтому не 10 а 9,9 из 10
Когда начинал смотреть, даже не думал, что когда-то я уже видел это кино. В неосознанном возрасте всякое кино воспринимается по-другому. Сейчас то, что тогда казалось шедеврами кажется не более чем ерундой, а то что казалось скучным сейчас имеет вес. Возраст корректирует оценки и восприятие. Удивительно было, что вспомнился момент, когда девочка вынудила мальчишку босиком бегать зимой во дворе. Когда-то в далёком детстве, я уже видел эту сцену. Киноэпопея — тот фильм, где показывают историю нескольких поколений и времени, которое посылает испытания этим людям. Тут есть события, в которые веришь, которые изображены реалистично, как в жизни. Может, поэтому фильм стал во многом народным. Люди увидели в нём правду, правду жизни. Крестьяне, земля, время — всё в движении, всё имеет художественное значение. Природа Сибири — это очень красиво. Показать так, чтобы потом хотелось приобщиться к работе, ко всему тому, что было в фильме. Надо иметь умение показать настолько здорово. Настоящие русские мужики и работа, настоящие русские крестьянские бабы и природа. Всё это просто привлекает. Может быть, поэтому фильм оказался в истории и про него не забыли. Снимал человек с талантом. Не могу сказать, что именно по этому фильму можно говорить, что Андрей Кончаловский талантливей брата Никиты Михалкова, как говорят некоторые. Вообще, нельзя назвать в данный момент режиссёра, который одинаково хорошо плодотворно снимал в Советское время и сейчас. Просто нет такого. Так что даже споры о том, кто снимает лучше, как минимум, необычны… И один из братьев снял достаточное количество хороших фильмов и другой. В России сложно назвать те фильмы из под их руки, что можно назвать шедеврами. Что касается особенных, запоминающихся моментов в фильме… Их много, но запомнилась сцена с болотом. Цветовая гамма всего вокруг, мальчишка с закрытым лицом, зовущий отца. Сцена особая, даже мистическая… арт-хаусная, но цепляющая. Или момент, когда герой Михалкова снова зовёт «папаньку» в опустевшем доме. Призрак пугает, но в то же время притягивает. Чистый воды арт-хаус. Когда появляются такие вкрапления, понимаешь, чем эта картина отличается от многих других подобных эпических драм. Особенной является и концовка картины. Если смотрели, то понимаете. Покорение природы — одна из центральных тем кинополотна. Как тяжело в начале фильма покорялись природные ресурсы и что видим потом. Человек уже монстр, который порабощает природы и покоряет для своих нужд. Достаточно взять хотя бы тот момент, когда герой Михалкова валит деревья на МТЛБ. Сейчас немного странно осознавать, когда такой русский фильм получает премии на зарубежных фестивалях. Что касается актёрских работ. Андрейченко, которая здорово играет в советских фильмах, и которой просто нет в кино с 90-х годов… Запоминающаяся Мэри Поппинс с культурой и манерами, здесь настоящая крестьянка, молодая и привлекательная, завлекающая своим обаянием простой красивой девушки. Отлично себя показали и Гурченко и Михалков, у которых, надо сказать, даже ролей неудачных в карьере нет. А Никита Сергеевич удивительный пример того, что хороший режиссёр может быть удачным актёром. Это не Федя Бондарчук, который умеет играть, но не умеет снимать. Может быть, за счёт игры(видимо и по жизни) ему дают деньги на то, чтобы он снимал ерунду. Кроме «9 роты» ничего смотрибельного снято не было. А единственный снятый прилично выглядит достаточно блекло на фоне Голливудских шедевров военной драмы. Киноленту можно было определить в один класс с теми фильмами, где идёт агитка строя и назвать «Построение коммунизма» или «Дадим нефть рабочему народу», но надо ещё раз сказать, что картина поставлена талантливым художником! Это не просто, скучное пропагандисткое советское кино, это картина талантливого художника. Соответственно, мы можем увидеть не только химеры пропаганды, но реальные ситуации из жизни, настоящие характеры и интересные талантливые вещи без которых нет ни одного произведения искусства. Посмотрите, если любите хорошее кино и не жалко времени, потому что киноэпопея на то и эпопея, что масштаб не короткометражки. Хорошее советское кино!
Картина Кончаловского поражает эпичностью и невиданным масштабом. Богатырским, словно стволы деревьев, бесконечным, словно Вечный дед, изнурительным, словно тяжелая работа бурильщиков… Картина завораживает. Во всем недвижность силуэтов, запах забытых мечтаний. Город Солнца! Воспрянет ли он когда-нибудь, обнажит ли себя, выпятив свою исполинскую грудь? Елань, место, где тонут людские судьбы. Впечатление от первой части фильма будто след от холщового мешка на лице. Грубость и неприлизанность, правда и достоверность. Честность в каждом кадре и никакой фальши. Фильм из-под пера Кончаловского вышел реалистичным и жизненным как никогда. Все в нем настоящее и все в нем дышит, борется и рвется. Мечты героев тоже настоящие. Кончаловский не привирает, не сглаживает фабульные зигзаги, все неприкрыто и в вольницу вольно. И от боли этой больно, как больно от песни, напеваемой ребенком в первой части. Вторая часть фильма наполняет постное содержание жизнью, разлившейся после становления героя Алексея. Именно ему суждено вершить судьбу рода Устюжаниных, предать памяти отца его мечту о городе Солнца и новой жизни. Вторая часть в корне отличается от первой, в ней уже нет кристальной чистоты, прохлады оврагов, есть нефть и бурелом. Музыка также кардинально отлична от первой части, нет уже напева, есть динамичный гимн прогрессу. Характеры героев невероятным образом претерпевают изменения тоже. Фильм четырехчастный, а история — трехчастная. Дед — сын — внук: в своем стремлении жить и бороться каждый внес свой посильный вклад. Судьбы сильные, многослойные. Истории не надуманные, взятые из жизни. Идея фильма потрясает. Крупицы морали сквозь наковальню прогресса. Перед нами разворачиваются картины исторического периода массовой добычи ископаемых. Результат работы натруженных рук, искалеченных судеб, несказанного упорства ценой веры и надежд. Обернется ли, услышит ли лебединую песнь природы, вкусит ли радость погожего дня человек, чьи мечты и страдания стали прахом для этой забытой земли? Фильм по праву удостоен высокой награды Каннского фестиваля и однозначно заслуживает просмотра.
В Сибирской глухомани, среди тайги и болот, живут в небольшом селе Елань две семьи, издавна враждующие меж собой: «кулаки» Соломины и бедняки Устюжанины. И не ведают они до поры, что суждено им породниться, что вопреки всем ветрам истории судьба будет сталкивать их снова и снова, и в ненависти, и в любви; не ведают, какие кровавые, трагические события ждут их впереди. Три поколения этих семей застаёт громкие события в жизни страны. История начинается в первых годах двадцатого века. На фоне размеренной, веками устоявшийся, неспешной жизни сибиряков, происходят Революция, Гражданская война, время Индустриализации, Великая Отечественная, и наконец «приход цивилизации» — строительство буровых скважин в дремучих лесах Сибири… «-Российское могущество прирастать будет Сибирью.» (с) Михаил Ломоносов В последнее время выражение «госзаказ» стало синонимом халтуры, и чего то неприличного. Режиссёров снимающих на государственные деньги «патриотические блокбастеры» нещадно ругают как зрители так и критики. Но поистине талантливый постановщик может выйти с честью из любой ситуации. Рассматриваемый в данной рецензии фильм- яркое тому доказательство. В самом деле, сейчас уже невозможно поверить в то, что «Сибириада» изначально задумывалась и финансировалась как большой кино-проект к очередному съезду ЦК КПСС, в котором следовало в патриотической форме помянуть труды советских нефтяников-первопроходцев. Создание такой большой картины на важную тему и к ответственному мероприятию могли поручить лишь избранному постановщику. Им стал Андрон Михалков-Кончаловский. Тот некогда не слыл особым любителем советской власти (и немного позже даже сбежал от её диктатуры в Америку), но тем не менее взялся за эту постановку. И под его началом производственно- бытовая тема в сюжете о сибирских нефтяниках отошла на второй, если не на третий план, став фоном, подобно многочисленным историческим событиям, которые в первой половине двадцатого века потрясли страну и мир. Известный режиссёр сосредоточил своё внимание на крепкой драматургии сценария, привнёс в сюжет и драму и романтику и любовные коллизии, разбавив всё это истинно народным юмором и каким то, свойственным лишь русскому духу обаянием. Тайга стала как бы ещё одним из персонажей картины. Красивые пейзажи Сибирских лесов, рек и воссоздание старо-русского быта прошлого века -всё это смотрится в фильме просто поэтично и красиво. А на фоне всего этого, разворачивается история двух семей испокон веков живущих в Елани. То есть, из агитационно пропагандистского, угодного режиму фильма, «Сибириада» получилась подлинно народным эпосом. К тому же снята лента была с большим размахом (в финансировании, понятное дело государство не скупилось), с участием любимых и популярных актёров и актрис. Отсюда и успех, причём не только у отечественного зрителя, но и за рубежом, где шедевр Кончаловского так же с восторгом приняли иностранцы, которых ровным счётом не интересуют коммунистические полит-заказы и история советских пионеров-нефтяников Сибири. Поэтому этот фильм в первую очередь о людях и их взаимоотношениях между собой, семьёй и страной, а уже потом история поисков нефти и прочего… Стоит отметить тот факт, что «Сибириада» вполне могла получить главный приз Канн- Золотую Пальмовую Ветвь. Но её в 1979-ом увёл другой эпический шедевр кинематографа, американский. Это «Апокалипсис Сегодня» Френсиса Форда Копполы. Поэтому на том конкурсе работа нашего режиссёра получила лишь «утешительный приз» — Гран-При фестиваля…Хотя французы и были восхищены фильмом из России. Не даром же они выпустили виниловую пластинку с саундтреками из картины, что написал замечательный композитор Эдуард Артемьев. Над лентой вообще трудились одни мастера своего дела. Это и оператор Леван Пааташвили, и сценарист Валентин Ежов. И многочисленные актёры: Сергей Шакуров, Виталий Соломин, Павел Кадочников, Людмила Гурченко, Наталья Андрейченко и любимый мною брат режиссёра- Никита Михалков (а так же многие-многие другие). Все смогли сыграть колоритных и запоминающихся персонажей. Владимир Самойлов к примеру, в роли Афанасия Устюжанина -просто воплощение русского богатырского духа-очень мощный получился типаж. Ровно как и «Вечный Дед» в исполнении Кадочникова. Этот почти мифический герой проходит сквозь всю картину, события которой начинаются в 1900-тых и заканчиваются в начале 1960-ых. Он как бы наблюдает за жизнью жителей деревеньки Елани, что расположена в лесу, и за тем как постепенно меняется мир вокруг. Хотя эти перемены становятся особо очевидны только в финальной трети картины. Тогда, когда в родные пенаты возвращается герой-фронтовик, а ныне славный нефтяник Алексей Устюжанин, приехавший с бригадой буровиков и намерением проложить путь к Чёртовой Гриве. Это место в болотах издревле считалось гиблым и вызывало суеверный ужас даже у православных сибирских мужиков. Но на дворе эпоха прогресса, и как было сказано, в другом правда фильме — всё невещественное стало теперь несущественным. Интересно и само построение сюжета. Он разделён на главы, с подзаголовками. Первая -«Афанасий. Начало века». В ней идёт неспешный зачин истории. Знакомство с укладом жителей Сибири, с семьями Соломиных и Устюжаниных. Взрослые представители кланов -лесоруб Афанасий (у которого не то «сдвиг», не то мечта -проложить сквозь непроходимую Тайгу дорогу) и купец Соломин. И их дети -Спиридон, Настя и Николай. Вторая глава «Анастасия. Годы 20-ые» повествует о юности этих ребят и их противостоянии из за любви Николая к Насте -выросший из девчонки-«пацанки» в бой-бабу. И о том как женившись на Филипе она сбежала с «подавшимся в революцию» Николаем. Третья глава -«Николай, сын Афанасия. Годы 30-ые» рассказывает о том, как красноармеец «Никольша» вернулся вместе с сыном Лёшкой в Елань, вернулся строить в этих глухих местах Советскую Власть, но был убит не простившим ему смерть сестры Спиридоном. Затем, в четвёртой главе «Тая. Годы 40-ые», история подросшего Алексея и его любви к деревенской девчонке Таи, их счастье было коротким-началась Война и герой ушёл добровольцем на фронт. В последних главах -шестой «Алексей, сын Николая. Годы 60-ые» и «Филипп. Годы 60-ые» история, как раз таки о буровой. О том как потомки Устюжаниных и Соломиных (Филипп- партийная «шишка» и Алексей -передовик-бурильщик, знакомые с фронта, когда один спас другого) окончательно мирятся ради общего дела. А также имеется тут интересная любовная линия, между Алексеем и Таей (взрослых персонажей играют Никита Михалков и Людмила Гурченко). Есть тут и производственная тема (поссорившись с Таей, Алексей стал виновником аварии на буровой). Но это вплетено в сюжет грамотно и не кажется притянутым за уши. А переживания буровиков понятны зрителю -поиск нефти это дело их жизни, а не просто работа за которую хорошо платят (как это стало сегодня, к сожалению). Поэтому даже агитационная часть проекта была мастерски выполнена, так как фильм мог помочь в выборе профессии слишком романтичным молодым людям. 9 из 10
Что есть наша страна, как она строилась, кем были и через что прошли люди, создавшие великую державу. Нынче мало людей интересуется историей России, даже не такой давнишний период как первая половина двадцатого века, для многих темный лес. А ведь именно минувшее столетие это период тяжелейших испытаний и потрясений, выпавших на долю двух поколений наших предков. Эти же поколения, создали то, благодаря чему мы с вами сейчас можем чувствовать себя относительно благополучной страной, я не буду говорить про то, как этим распоряжаются сейчас, главное, что есть чем распоряжаться. Ценой огромных жертв и неимоверного напряжения сил, наши отцы и деды отстояли свою родину и оставили после себя готовый механизм для процветания будущих поколений. Как с этим механизмом поступили потомки, это уже совершенно другой разговор. Две семьи Устюжанины и Соломины живут в небольшом сибирском поселке Елань. Соломины зажиточный род, а вот Устюжанины будучи не менее трудолюбивыми свои силы направляют на более отстраненные дела. Афанасий Устюжанин глава рода, всего себя посвятил строительству ни кому не нужной дороги в сторону яркой звезды. В погоне за мечтой, он заложил программный код для своих детей, жить не насущным, а идти к идеалу. Красная нить противостояния между двумя семьями протянулась на долгие десятилетия. Было все, любовь и ненависть, предательство и объединение ради общего дела, была жизнь, жизнь всей страны. Андрей Кончаловский из первоначального госзаказа на тему быта нефтяников, создал эпическое полотно, которое без стыда можно назвать главным трудом всей жизни. Попытка взглянуть на историю страны через призму обычных людей. Как простые люди пропускали сквозь себя войны, революции, прогресс, проживая свои собственные жизни. Николая Устюжанин узнав о свержении монархии говорить Насте, теперь мы вас в бараний рог согнем, за все что вы нам сделали. Но по большому счету Николай не понимает произошедшего, просто свобода опьяняет его. Так и вся страна изменилась буквально на глазах. Дети поднимают оружие против родителей, соседи доносят на соседей. Но нельзя обвинять людей за их поступки, и режиссер этого не делает, каждый считает, что поступает правильно. Не смотря ни на что, две семьи это один мир, они вросли друг в друга, вся жизнь протекла бок о бок. Они вместе уходят на войну, как Монтекки и Капулетти влюбляются друг в друга. Эти семьи и есть Россия. Я ненавижу тебя, но придет срок, я плечо к плечу умру рядом с тобой. Устюжанин вытаскивает с поля боя умирающего товарища, воспринимая это как нечто само собой разумеющееся, подвиг, да вы что, он бы так же сделал. И постоянно возникающие символы, Вечный Дед (Павел Кадочников) будто совесть народа, призывает к смирению и прощению, нельзя быть жестоким, не в нашей это крови. Дорога сквозь тайгу, словно говорит нам путь России вечное движение сквозь буреломы и болота к мечте. И никогда эта дорога не будет достроена, а значит и Россия никогда не проделает этот путь до конца. Картина отчетливо делится на две части. Их можно обозначить как, прошлое или становление и настоящее. В прошлом на фоне семей, отчетливо прослеживается проблемы, стоявшие перед страной, глядя на людей ты видишь эпоху. В настоящем внимание сосредоточено на личных взаимоотношениях персонажей, и тут национальные интересы становятся чем-то далеким. Что там они нефть ищут? Да какая нефть! Тут Леша Устюжанин ухлестывает за Таей. Я, ассоциировал себя с первой частью. В персонажах соединялся простой человек (я, в том числе) проявлявшийся в своих слабостях и неподдающихся никакой логике поступках со всей мощью государства. Мне бы не хотелось говорить об актерской игре отдельно, по причине того что невозможно уложить в рамки данной рецензии, каждого актера. Кончаловский собрал под свои знамена весь цвет советского кинематографа: Гурченко, Самойлов, Кадочников, Шакуров, Соломин, Михалков и др. Блестящий ансамбль под руководством маэстро вкладывающим всего себя. Кончаловский остро чувствовал свою историю, да именно свою, для него история не школьный предмет, а нечто более важное, то из чего мы все вышли. Композитор Эдуард Артемьев, тут достаточно одного слова гений. Все мы знаем эту мелодию, правда, в обработанной версии, но все же. Оригинал больше подходит под происходящее, будто некая частица пронзает вселенную, вещая грядет нечто значительное, ты ощущаешь приход прогресса. Мне не понравились две вещи. Кинохроника в первой части, которую вставлял режиссер. Я понимаю для чего это сделано, чтобы зритель почувствовал потрясения, происходившие со страной. Но Кончаловский не документалист, а художник, и обладает иными средствами выражения своей идеи. Как я уже говорил, герои первой части сами отражают происходящее со страной. Во второй части кинохроника была более к месту. И Никита Михалков. Это замечательный актер, но Никита Михалков играет всю жизнь только одну роль — Никиты Михалкова. Его герой должен быть воплощением народа, герой войны, бурильщик всю жизнь по горло в грязи. А в итоге мы имеем элегантного ловеласа, с повадками завсегдатая лучших столичных заведений. Какой он бурильщик? Он Никита Михалков. Больше всего его характеризуют диалог. Я, не гордый человек. А, зачем ты носишь все свои медали? Чтобы видели! Что в итоге. Есть выражение, умом Россию не понять. На что можно ответить, а что француза можно понять, а монгола. Я, все же считаю эту фразу правильной. Русские, пожалуй, единственная нация, которая совершая поступки, не руководствуется чем-то осязаемым, логичным. Не просто, чтобы мне было хорошо, а всем. Я своего врага разгромлю, а потом жалеть буду. Этот фильм, как мне кажется, смог передать эту особенность. Через личное к общему, через людей к стране создается картина эпохи. Не все удалось, вторая часть, на мой взгляд, получилась слабее. Но достоинства затмевают недостатки. Эту картину нужно посмотреть, отдавая дань уважения былым поколениям и своими глазами убедится, как без пафосных речей можно создать настоящее патриотическое кино. 8 из 10
Сибирь. Вселенная, раскинувшаяся не только вширь, но вглубь. Сибирь. Точка невозврата, соития материального и духовного. Тарковская «зона», звенящая эхом молчания, но приходящая в неописуемое оживление стоит появиться человеку, жадная до долгих бесед и суровая при расставании. Между величественными кедрами и крохотно-скромными кустами клюквы, где-то в глубине женских глаз прячется русское всепрощающее толстовство. На яру у молодых сосен притаилась соборность, стерегущая путников на кромке бурной реки. Подле распадка у края заливших равнину болот печально-холодным взглядом взирает «бердяевская» экзистенциальность. И, как апофеоз гротеска реальности, русский космизм, испестрённый старческими морщинами, мерно бредущий по древней просеке на яркую звезду. Поэма жизни, струящейся с одинаковой потусторонней силой как из звона сосновых ветвей на лютом морозе, так и сквозь пропотевшее от работы тело, таящееся за отлогим воротом тулупа. Поэма. «Сибириада» Андрея Кончаловского. Век Двадцатый. Картину Кончаловского, раскинувшуюся как ретроспектива во всю ширь таёжных лесов, с чем только не сравнивали. Так, в далёком уже 1978 году «Нью-Йорк Таймс» даже провела параллель с американским эпосом «Унесённые ветром». Но один только поверхностный взгляд явственно даёт понять, что «Сибириаду» сравнивать дело неблагодарное. И, если американская лента зиждется на отношениях между людьми в период агонии войны Севера и Юга, а направлена в основном на изжитие национальных комплексов, то «Сибириада», охватывая при этом целую эпоху, делает дерзкую попытку проникнуть в метафизику человека и мира, корней, всего и вся. Кончаловский, преисполненный булгаково-толстовской жаждой, в рамках одной картины приводит к созвучию множество тем, сюжетных линий и персонажей, на прорисовку которых он не жалеет красок. С того самого яра, с которого соборность следила за случайными и не очень путниками, что покидали отчую сибирскую Елань, теперь смотрят друг на друга две семьи. Два архетипа русского человека. С одной стороны Соломины — ухватистые, по-мужицки ушлые, умудренные противоречивым житейским опытом, образец зажиточности на грани мироедства, с другой Устюжанины — неуживчивые, угловатые романтики, открытые вольнодумцы, как символ того самого шила, на котором, к счастью или к сожалению, сидит вся история Государства Российского. Замкнутые в своих страстях они саморазрушительны, но одинаково способны на прощение и милосердие. Особняком стоит персонаж Вечного Деда (это едва ли не единственный образ воплощённый одним актёром на протяжении всей ленты — Павлом Кадочниковым). Бессменный, а быть может, и бессмертный настоятель незримого храма, пастырь неприкаянной паствы, суть единения, на которое способен смертный, человека и окружающего мира. Метафоричностью, как капиллярами, пронизана вся лента. Испещрена она ими настолько, что русское «авось», вбирая в себя все взгляды на жизнь, превращается в некую философскую истину, одновременно вдохновляя на борьбу и на смирение. И заметить переход от одного к другому порой не дано. Быть может, именно в этой детской несмышлености, неспособности обрести золотую середину меж борьбой и смирением, меж устюжанинским вольнодумством и соломинской зажиточностью и рождаются революционные ветры, сеющие как смерть, так и рождение. Учитывая задачи, поставленные Кончаловским перед самим собой, мистицизм закладывался в фундамент фильма наравне с метафоричностью, если не более. Это закономерно, сам мистический опыт, по сути, опыт прямого общения человека и абсолютной истины. Даже выбор метафоры бегства из родного села как гибельного пути, а возвращения, как духовного возрождения, мистичен в своем роде. Вход в православные храмы всегда с запада (закат), как удаление от тьмы и приближение к свету на восток (восход). Не случайно староверы пророчески бежали на восток, а вслед им через века потянулись сани будущих мучеников, а тогда ссыльных дворян-декабристов. Редкий случай, когда нельзя выделить работу одного члена группы на фоне серости прочих. И операторы, воплотившие вибрирующую медлительность камеры в ожидании экспрессивного взрыва, и актёры, один из самых блестящих актёрских ансамблей в истории кино, и композитор, подаривший режиссеру ярчайший художественный инструмент по силе равный работе всей съёмочной группы, словно сами вобрали в себя веру в силу сибирских земель. Ещё одно поэтическое допущение, ведь съёмки проходили в селе Нагорный Иштан в 53-х км от Томска. В итоге, какие только шишки не миновали голову режиссёра. Особенно со стороны претенциозной интеллигенции, отличающейся кротким нравом перед властью, но церберовским характером друг меж другом. Хулили картину госзаказом, забывая финансовый родничок госбюджета своих картин того времени. Не жалели желчи по поводу соцреализма, обходя триумф «Коммуниста» 1958 года в Венеции, когда колосс таланта Евгения Урбанского вогнал в краску видавшего виды жюри. Не обошли вниманием взобравшиеся на городские высотки знатоки сельского мировоззрения и пресловутой лубочности. Большое видится на расстоянии. И самая жестокосердная критика кажется лишь эхом. А современная критика и вовсе часто стоит где-то между сетевым хамством и площадной бранью, рождённая зашоренной образовательной реформой молодёжью, в чём верно их вины и нет. По иронии судьбы сам Кончаловский свою же собственную метафору так и оставил лишь на киноплёнке, повернувшись спиной к востоку, он так и не повторил триумф «Сибириады». 10 из 10
Главное достоинство этой кинопоэмы Андрея Кончаловского — ее невероятный масштаб. Время действия охватывает не просто период одной человеческой жизни, как например в «Двадцатом веке» Бертолуччи. За четыре часа, перед глазами зрителя, проносится три поколения, жителей сибирского села «Елань». Сейчас в это сложно поверить, но этот фильм был обычным советским госзаказом. Кончаловскому предложили снять кино о трудовых буднях сибирских нефтяников. Но из банальной советской агитки, Кончаловский разродился полотном достойным пера, Гомера, Шекспира, Пруста и Льва Толстого. В этом фильме совершенно не чувствуется какой-либо советской пропаганды, а скорее наоборот после просмотра ловишь себя на мысли, что он весь состоит из сплошной мистики. Именно в «Сибириаде» как не в каком другом фильме Кончаловского, чувствуется влияние Андрея Тарковского, его близкого друга и однокурсника по ВГИКу, особенно в черно-белых сценах, которые символизируют некий переходом в потусторонний мир. В эти моменты герои видят своих умерших родственников, и на их грешные головы снисходит просветление. Видимо отнюдь не случайно, что почти все подобные сцены происходят на воде или на болоте, совсем как в фильмах Тарковского Дабы еще больше подчеркнуть величие этой истории, Кончаловский разделил ее на шесть глав. И каждая глава носит имя главного персонажа. Все действие крутится вокруг конфликта двух семей села «Елань», «Кулаков» Устюжевых и «Бедняков» Соломиных. И этот конфликт ничуть не уступает шекспировским страстям. Тут намешано, перемешано все и любовь и предательства и страшные убийства и изощренные смерти и призраки умерших. И все это на фоне событий, которые сотрясали нашу страну в двадцатом веке. Главной задачей для Кончаловского было показать величие Сибири. Проследить генотип людей, которые тут живут и попытаться запечатлеть на пленке магию, которая издавна существует в этих местах. И ради этого он напихал в фильм столько разных, необъяснимых символов, что к финалу просто голова идет кругом. Тут и сибирский мужик Афанасий, который почти всю свою жизнь рубит лес, для того чтобы прорубить дорогу к некоей мифической звезде. Тут и «Вечный дед» который не меняется на протяжении всех шестидесяти лет. И земля, которая мстит людям за осквернение кладбища. Прям так и чувствуется, что разогнавшегося Андрона было просто не остановить. На главные роли Кончаловский позвал много знатных актеров. На экране в разные годы действия этого фильма, появляются Михаил Конанов, Виталий Соломин, Сергей Шакуров, Павел Кадочников, Людмила Гурченко. Но вот на самую значительную роль Андрон зачем-то взял своего непутевого младшего брата. Не то чтобы Михалков очень уж портит фильм своим присутствием. Я например, даже когда увидел его физиономию, все равно продолжил просмотр. Но можно бы было вполне обойтись и без него. Хотя сцена в которой Михалков видя своего умершего отца, падает в воду вообще одна из самых сильных в этом фильме. Тем паче, что Никите Сергеевичу принять водные процедуры, действительно никогда не будет лишним. Но на мою неокрепшую детскую психику (мне было где-то лет десять, когда я впервые посмотрел этот фильм) очень подействовала сцена смерти бедного Афанасия Соломина, лицо которого поели сибирские муравьи. Именно по этому моменту я вспомнил, что этот фильм я когда-то уже видел. Наверное «Сибириаду» вполне можно считать вершиной всего кино-творчества Андрона Кончаловского. Ничего равнозначного этому полотну он за свою карьеру так и не соткал. Подтверждением этому служит и специальная награда жюри каннского фестиваля, которую в свое время получила эта картина. Все-таки Кончаловский смог воздвигнуть нерукотворный памятник такому важному для России региону как Сибирь. Мне кажется сибиряки с полным основанием могут гордится, этой картиной. И за это можно простить режиссеру и пафос и претенциозность и даже некоторую нескромность, в самовыражении. Тем более как мы все знаем эти недостатки у него всего лишь навсего издержки воспитания и ничего более. 9 из 10
Действительно, данный фильм это киноэпопея, в которой отражена история не только глухой сибирской деревушки под названием Елань, не только отрасли нефтегазодобычи, но и всего русского народа и страны в целом. Это такая же киноэпопея как, скажем, «Освобождение» или «Трагедия Века» режиссуры Юрия Озерова, но она не целиком о ВОВ. Она немного о другом. В этом фильме 4 части, и каждая повествует о своём временном промежутке жизни двух семей из Елани — Устюжиных и Соломиных. Одни обычные крестьяне, другие — зажиточные «кулаки». Но судьба порой бывает очень непредсказуема… В первом фильме показано начало 20 века, нулевые годы. Афанасий Устюжанин, будучи когда-то егерем, начал рубить дорогу в тайге на место, называемое`чертова грива». Якобы там ярчайшая звезда светится и какие-то чудеса происходят. В это время его сын, Колька, ворует пельмени из сарая Соломиных — богатых, зажиточных кулаков. Две семьи имеют разное происхождение, поэтому не ладят между собой. В целом сюжет достаточно интересен своими сюжетными ходами, но описывает не только жизнь самих героев, но и как бы на фоновом режиме историю страны. Поэтому Кончаловский здесь не прогадал. Я конечно, немного рассказал о сюжете подробно, так как не много людей видели этот фильм. Причем Кончаловский использует прием съемки примерно как Кубрик в «Космической одиссее 2001»,сначала одно время, потом другое. помню, когда начал впервые смотреть эту эпопею в далеком уже 1997 году по ОРТ, то по первому кадру думал, что это космодром взрывается, так как был предмет, похожий на космическую ракету, и думал, что фильм типа «Укрощения огня»,про космонавтику. А оказалось совсем другое. Сразу после взрыва буровой, как я потом разглядел, режиссер отправил зрителя в начало 20 века на самое начало развития событий, предшествующим этому. Да и повествование в фильме хоть и затянутое, но довольно четкое с раскрытием главных героев и их внутреннего состояния. Насчет актеров тут достаточно прилично:тут тебе и Самойлов, сыгравший Афанасия очень даже неплохо, и Гурченко в роли Таи, и Никита Михалков вроли Алексея Устюжанина в 60-е, и Кадочников в роли «Вечного деда». Стоит отметить, что этот персонаж, подобно призраку, не меняется с прошествием времени. также отметился Руслан Микаберидзе в роли Тофика и Наталья Андрейченко в роли Насти Соломиной. Конечно, благодаря неплохой игре актеров и сюжета фильм пробился в Канны. Но не одними актерами и сюжетами ценен данный фильм. прежде всего это съемки красивой природы Сибири, а также тайги и реки, извивающейся в лесной долине. Выглядит очень красиво и даже весьма смотрибельно. Также не подкачали со сценой взрыва буровой, выглядит как будто ракета в космос взлетает. то есть съемки здесь далеко не последнего качества. А музыкальное сопровождение и вовсе знакомое многим — даже на тему его в 2001 году группа «ППК» сделала свой хит — «Воскрешение»,правду, с видоизмененными аккордами, чтобы не получился полный плагиат. Конечно, единственное, что утомляет при просмотре этого фильма — это утомительность и тянучесть. Но на фоне всеобщих успехов ему можно это простить, ведь хорошее кино ценно прежде сюжетом, а потом уж спецэффектами. Сейчас уже киноэпопей что-то так не видно, как во времена СССР, но этот фильм ничуть не хуже других советских фильмов, и поэтому я думаю заслуживает вполне 9 из 10 Единственное, что напрягает — затянутость, а все остальное очень даже хорошо.
Сибириада (1978) Эпичная кинематографическая поэма Андрея Кончаловского. На Каннском фестивале 1979 года «Сибириада» была одним из фаворитов, и вполне могла получить Золотую пальмовую ветвь, если б не мощнейший конкурент в лице Френсиса Форда Копполы с «Апокалипсисом сегодня». Вполне возможно, что Кончаловский мог стать вторым, после Калатозова, обладателем высшей каннской награды. Но получил только специальный приз. Теперь о фильме. Снимавшийся «по заказу партии и правительства», он мог получиться банальной коммунистической агиткой, но к счастью он перерос все идеологические рамки. Получился своего рода аналог «Двадцатого века» Бернардо Бертолуччи — показаны судьбы нескольких человек, сквозь призму исторических событий (фильм охватывает огромный промежуток времени — с начала века до 60-х годов). При этом фильм совершенно самостоятельный и оригинальный. Он разделен на 4 серии, каждая серия поделена на главы, каждая глава посвящена одному герою (подобный прием был у Висконти в «Рокко и его братья», но Кончаловский использует ее совершенно по своему). Постановка потрясающая, количество мощных сцен не перечислить, даже те эпизоды, что у другого режиссера вызывали бы смертельную скуку, у Кончаловского смотрится так, что боишься пропустить хоть кадр. В одном из интервью, он говорил, что ориентировался на Куросаву в стилистике, что-то схожее действительно есть, но повторюсь — фильм совершенно оригинальный. Не прошло даром для Кончаловского и сотрудничество с Тарковским (он был соавтором «Иванова детства» и «Андрея Рублева») — местами чувствуется их близость. Понравился налет мистики, в некоторых эпизодах, снято потрясающе. Актеры прекрасны все, тут даже трудно кого-либо выделить. Все же упомяну Михаила Кононова (Нестор Петрович из «Большой перемены» — здесь он меня просто поразил, даже не знал что он сможет настолько можно сыграть идейного боевика-революционера, роль потрясающая, гениальное исполнение. Никита Михалков как всегда играл самого себя, и это у него получается лучше всего. Сергей Шакуров создал совершенно классный образ. Гурченко в традиционном образе — неплохо. Отдельно нужно сказать об операторской работе Левана Пааташвили и Бориса Травкина — «Сибириада», в своем визуальном совершенстве — просто пир для глаз, многие кадры прям так и просятся в рамочку и на стенку. А уж саундтрек от Эдуарда Артемьева — это что-то невероятное. Раньше я думал, что его лучшая музыка — для фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова, но в «Сибириаде»… даже не знаю что сказать, нисколько не хуже. По уровню вплетения музыкального ряда в фильм могу сравнить с музыкой Нила Янга в «Мертвеце» или Энио Морриконе в «Однажды в Америке». Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что «Сибириаду» можно смело включать в десятку лучших советских картин. После просмотра посещают две мысли — приятная и неприятная. С одной стороны начинаешь гордится нашим кинематографом, создававшим такие шедевры, с другой стороны так у нас в России уже давно не снимают, даже сам Кончаловский.
Я помню как я смотрел этот фильм глубокой ночью. За окнами стояла тьма, ничто не шевелилось, не было ни звука, ни шороха, жизнь словно замерла на все 4 часа, пока пред моими глазами раскрывалась Сибириада. Мы привыкли к тому, что кино развлекает, успокаивает нервы, дает расслабиться, отвлечься. Мы привыкли к однотипным героям, ко всем как на подбор сильным, физически красивым людям с такими жизнями, которые нам хотелось бы прожить. Но мы совсем и забыли о кино, которое показывает нам героев таких, какими мы сами являемся, и поет о нас с убаюкивающей нежностью, какими убогими мы бы ни были. Возможно, во многом остатки разума остаются в нас даже в это бездарное время, потому что у нас есть «Война и Мир», каскад нравственности. «Сибириада», если хотите, это «Война и Мир» о нашей стране в 20 веке, о душе 20 века, к которой можно относиться по-разному, но так или иначе все мы сотканы из того же материала, что герои фильма. В нем есть все, дикость и простор Сибири, которыми мы мним нашу страну, странная, некрасивая, но искренняя любовь, ненависть, война и мир, нищета забытых деревянных хижин и божественная высота духа. И, конечно, Город Солнца, мечта, туманящая головы русских людей, но заставляющая совершать их подвиги, даже если подвиг — это никому не нужная дорога сквозь темный лес.
Судьба всего русского народа в лице маленькой, богом забытой деревеньки, где-то в глухой тайге… Так творилась история. Герои фильма живые, перепетии сюжета необычайно трагичны и трогательны, я аж четыре раза прослезилась во время просмотра. И хотя не могу не отметить то, что первая часть понравилась больше, это нисколько не умаляет всей бесподобности фильма. И, конечно, гениальный композитор Эдуард Артемьев. Именно из-за него я решила посмотреть этот фильм, и правильно сделала. Кадры войны, взрывов, смеющихся и плачущих людей, взрыва нефтяной скважины, на фоне сибирского леса — это нечто… Это та часть искусства, которая остаётся с тобой на всю жизнь… Вот она, жизнь, поколения сменяются поколениями, люди рождаются и умирают, и только вечный дед, подобно одноглазому Одину, будет помнить всех, во веки веков..
Снимать эпохальное кино — это подвиг. Просто за это стоит уже с уважением оценивать этот фильм. Да это я к тому, что мне не понравилось. Обидно очень! Прочитала рецензию одного критика, сказал, что уважаемый А. Кончаловский решил снять свой 20 век… Нет, совершенно нет. 20 век — фильм более богемный, но их вообще сравнивать нельзя! Этот фильм скорее можно сравнивать только с фильмами…с фильмами Михалкова. Может это у них семейное так Рууусь изображать, однобоко? Природа, виды — прекрасные, завораживающие. Афонькина тропа — что-то мистическое, это и есть весь фильм, вся идея, как я поняла, всех трех часов. Дух захватывает, когда ее показывают. С каждым разом все больше и больше. А в конце и вовсе с высоты полета, и понимаешь, насколько велико это дело, тропа. Мне очень понравилась первая часть фильма. Актеры играют замечательно, не выпячиваются, каторжник в начале задал ритм всей первой половине, благодаря ему часть, состоящая опять же из частей, как звенья в цепочке, цепляются друг за друга, за революционную правду. Находишься с ними внутри картины, великолепно. Закачиваю просмотр. Оставляю вторую часть назавтра. И правильно. И тут смотрю на кинопоиске — госзаказ. Да ну! Что вы, что вы! Это же просто душевный фильм о прекрасном русском месте, своя позиция режиссера, свое видение жизни в маленькой деревушке. Начинается вторая часть…знакомый голос, соколики, дорогой ты мой… Ногтем по доске приятней слушать. Ай, ой… Опять Он, опять с ним цыган с гитарой, опять 25. Конец. Ай как мне обидно. Без вмешательства брата не обошлось. Вторая часть отделилась от первой. Совершенно отделилась! Это простая мелодрама с гуру Гурченко и Михалковым. Никакого намека на прежние образы, на их же героев! Война меняет людей — не причина. Я их люблю и уважаю, но это характерные актеры, не предназначенные для этого «льющегося» фильма. Когда третий раз вижу в кино Михалкова с гитарой и цыганом, откуда-то возращающегося в свою Русь, это уже отталкивает. Как можно было это присобачить в эту картину, мне совершенно не понятно… Ему нельзя позволять отсебятины, его импровизации однотипны и неприятны. Хотя кто ему-то запретит. Я совершенно не являюсь сторонником гонений на Михалкова, просто здесь это обидно получилось. Да и надоело его в кино таким видеть. Однако эпизод в заколдованном месте с ним был очень хорош. Наверное, про него можно сказать также, как он сказал про О. Меньшикова на одном из своих представлений: «Ему нужен хороший режиссер». Это я все про актера-Михалкова, никак не затрагивая его прекрасные режиссерские работы. И да, вторая часть — чистейший госзаказ. Полная непонятная смена ориентиров. По мне так… Звук в фильме чудесен. Смотрите только первую часть, не пожалеете. Даже последний кадр здесь прекрасно завешает целый фильм. 5 из 10
После просмотра фильма хочется поступить в техникум, отучиться на бурильщика 6 разряда и уехать в Сибирь добывать нефть. Жить в лесу, среди медведей и рысей, слушать, как плачут деревья, соединиться с природой. С нашей матерью. Хочется идти вперед с сильной советской властью, хочется жить в обществе честных и добрых людей, хочется любить жизнь и верить в свои цели. Может это все похоже на советскую пропаганду? Да, но это однозначно лучше современной российской контрпропаганды и это работа сделанная талантливыми людьми. Фильм очень трогательный и визуально красивый. Интересные сюжетные линии. Многие шаблонные для советского кино сцены сняты очень оригинально и интересно. Музыка из фильма еще долго будет играть внутри Вас. Этот фильм надо посмотреть! 9 из 10
Действительно, воистину, подобная кинолента — это эпическое кино. Эпическое именно по духу своему — история нескольких поколений двух семей на фоне судьбоносных десятилетий истории России в конце 19 — начале 20 века. В фильме ярко показано, как колесо истории прокатилось по одной из глухих сибирских деревень — Елани — и какой кровавый и необратимый след оно за собой оставило. Люди всегда остаются людьми — Кончаловский сумел это показать наиболее правдоподобно — именно поэтому любовь к родным местам заставляет вернуться однажды на Родину — в глухую сибирскую Елань. Возвращаются туда почти все герои — отцы и дети, предки и потомки. Они любят, ненавидят, убивают себе подобных и рожают их же. Блестящие актерские работы — и Никита Михалков (молодой еще тогда и очень импозантный, и Наталья Андрейченко — просто великолепна, и Михаил Кононов в роли террориста-революционера, мастера по изготовлению взрывчатки, и Виталий Соломин — всем Браво! Изумительно воссозданы и образы — особенно вековечный дед. В конце концов — просто красивые съемки русской природы — особенно кадры лесной дороги, которую один человек своими силами прокладывает в глухой тайге лишь только для того, чтобы идти за Звездой… В итоге могу сказать только вот что: Кончаловскому было велено снять фильм про «Нефтяников» — про советских рабочих-тружеников в банальнейшем духе тогдашнего соцреализма — но он, как истинный мастер и просто талантливый режиссер даже из этого пошлейшего замысла смог сделать шедевр… 8 из 10
Фильм действительно и хороший и стильный и шедевр. Смотрел когода еще в школу ходил, хотя как его при совке на экран пустили для меня отсается по сей день загаткой. История нескольких поколений «Устюжанины и Соломины» прямо как романе «Сто лет одиночества» Маркеса, драматична и смешна одновременно. За душу берет и не отпускает. Группа бумеранг, которая выступила в этом фильме исполнителем саундтрека действительно добавляет еще глобальности и мистицизма что ли. Операторская работа и игра актеров просто несчем сравнить. Как сказал бы Станиславский а я бы проорал «ВЕРЮ!» 10 из 10