Застава Жилина
- 27 апр 2009
- 08 дек 2008
Для тех, кто не знаком с нашей киноклассикой, популярно объясняю: в заголовке рецензии- давно «ушедшая в народ» цитата из легендарного фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Там главный герой, студент-очкарик Шурик (Александр Демьяненко) одномоментно и натурально влипает. В нашем же сериале студент-очкарик Паша (Александр Лымарёв, тоже Шурик, хе-хе!) влипает перманентно и тоже натурально, но по-своему. Но если бы не его чрезвычайно умная, талантливая голова, он, как и гораздо более ранний его кинособрат, так бы и сидели (стояли) там, куда вляпались. Видите, сколько общего можно найти у совершенно разных героев совершенно разных фильма и телесериала! О последнем буду писать в полюбившейся мне тезисной манере (так проще и экономнее). Сперва же продолжу начатую тему очкариков-студентов. … Сериальный Паша Жилин категорически не похож на гайдаевского Шурика-Демьяненко, чисто комедийного персонажа. Он также не похож на целую плеяду типовых киношных «ботаников-очкариков», призванных на фронты Великой Отечественной войны и уже много десятилетий кочующих из фильма в фильм, из сериала в сериал. До «Заставы Жилина» редчайшим, если не единственным исключением из правил был «тоже интеллигент», солдат-очкарик, один из героев мини-сериала «Под ливнем пуль», оказавшийся не только очень сообразительным, но и крутым стрелком, за что его тут же и взяли в разведку! Наши сериальщики в «развенчании мифа» пошли дальше, копнули глубже и показали нам Жилина, очкарика чрезвычайно серьёзного и физически сильного, спортсмена-боксёра, которого уважала вся местная приблатнённая шпана (один из таких парней ушёл с ним на фронт). Вот за такой образ хочу выразить «спешиал сенкс» создателям сериала. Увы, больше их благодарить особо не за что, и вот почему. … Создаётся (и не только у меня) впечатление, что первые несколько серий сочинил двоечник, отчисленный из ВГИК, а остальные- «середнячок» с синим дипломом. И это при том, что сценарист у «Заставы Жилина» один и очень маститый- Ариф Алиев, за плечами которого «Кавказский пленник», «Мама», «Монгол»… Вот и вопрос к нему. Как же так, Мастер? Почему в начальных сериях герои сериала (кульминация- поездка в поезде на службу и далее) выглядят полными дебилами-совками, а с началом войны оставшиеся в живых начинают резко умнеть? Наверное, таким образом вы хотели показать судьбоносное «образумление» Страны Советов германскими бомбами и снарядами? Отчасти это верно и ваше стремление понятно. Однако здесь налицо такой перебор, что правдой его никак нельзя назвать. Перестарались вы, господин сценарист! Зато в последующих сериях вознамерились восстановить статус-кво и нормальную драматургию. По идее, с них и надо бы смотреть сериал, всё предыдущее «оформив» как воспоминания героев (старый добрый приём). Но, как говорится, хозяин- барин и ушедшего не вернуть… … Я с трудом (один раз даже выключал) вытерпел дебилизм и идиотизм первых серий «Заставы Жилина». Зато потом «кино пошло»! И в нём было немало интересного, глубоко драматичного и цепляющего за душу (особенно сцены в концлагере, когда лётчик, женившийся на любимой девушке Паши, из-за его побега простоял зимой, полуповешенный, всю ночь и остался единственным выжившим!). Потому и не жалею, что посмотрел этот сериал. Конечно, лажи (и лажового вымысла!) здесь просто пруд пруди. Вот только кое-что из того. … Неназванный нарком внутренних дел (читай- Берия), дважды случайно встретившись с Жилиным, дважды ему капитально и помог (нам намекают, что из-за сметливости последнего и из-за «очкастости» обоих). Ой ли? Неужто «железный» и страшный нарком позволял себе такие временные сантименты?- «Сомневаюсь я, однако!» (цитата из «Тени исчезают в полдень»). Впрочем, Жилин как раз проходил по его ведомству- погранвойска, НКВД. … Во второй серии нашим призывникам должно быть по 18 лет, а выглядят они лет на 25—35… Понятно: это же актёры, и в советских фильмах было такое сплошь и рядом. Но уж возраст слишком бросается в глаза! … В 5-й серии, уже когда началась война, командир погранзаставы, должно быть, всё-таки опытный в боевых действиях человек, ходит по окопам в полный рост! За что он вскоре и поплатится… Там же. После боя НИКТО не удосужился отдать приказ собрать оружие убитых немцев (потом ходили с голыми руками!). Это же элементарно!!! В той же серии. Непонятно, каким образом у разоружённого политрука в скором бою с фашистами вдруг оказался «ТТ»? … Не выдерживает никакой логики и критики эпизод в 6-й серии, когда сбили «ПЕ-2» Саши, женившегося на возлюбленной Жилина. Посмотрите его внимательно. Два «мессера» зашли бомберу в хвост. Одного сбил Саша. А самого лётчика убивают СПЕРЕДИ. Как это второй «мессер» исхитрился пойти в лобовую атаку, а главное, зачем? … В 9-й серии комендантский патруль «наезжает» на Пашу с погонами НКВД. Да, документы проверить- обязательно и правильно! Но пикироваться с офицером НКВД- слишком круто для того времени. Иначе бы весь патруль отправили, выражаясь словами товарища Берии в одном из сериалов, «пингвинов пасти» (хотя пингвины, вообще-то, живут в Антарктиде, куда тогда СССР ещё «не дотянулся»). … Это я так, не специально нарыл лажи. Кто хочет продолжить- вперёд! Вообще, поиск киноляпов- увлекательнейшее занятие, сродни спорту… 7 из 10
Посмотрев фильм я был в замешательстве некоторое время. Информация о фильме оказалась неполной. Не указаны главные вдохновители проекта — В. Столичная и её тезка Пшеничная… Это соавторство красной нитью проходит сквозь весь фильм. Без их участия не обошлось ни написание диалогов, ни музыка (если это можно так назвать). Создалось впечатление, что группа создателей — вполне адекватные люди, которые реально оценивали шансы на выделение им средств на картину как равные нулю. Но финансовая машина дала сбой. От неожиданной радости весь бюджет фильма был пропит. Вот тут-то бы и закопать всю съемочную группу за долги — ан нет. Спас всех невыключенный кем-то диктофон, на который были записаны звуки пиршества. Они и вошли в картину под названием «Диалоги»… Представить себе здравомыслящего трезвого человека написавшего такую пургу невозможно. Допускаю, что так была сделана попытка погрузить зрителя в атмосферу 40-х. Да, люди тогда были попроще, но дебилами они не были! «Нет — были!» — уверенно заявляет автор. «Я-то знаю по своим! А ваши-то чем лучше?» Спорить не буду… Начало положено, и положено на всё. Но как же быть с музыкальным сопровождением? Денег-то нет! Но и тут режиссерский гений не дал зрителю не малейшего шанса. Пригодились пустые бутылки, оставшиеся после пира. В них можно дуть! И дули…Дули долго и самозабвенно. За это могу смело поставить 1 балл! Просто за старание и самоотверженность. Если у зрителя через 15 минут разрывает мозг от этой какофонии, то сколько мужества нужно было иметь, чтоб это произвести… Думаю, всех создателей саунд-трека к фильму можно было определить по красным и выпученным глазам… Суммируя все вышесказанное — смотреть фильм нужно без звука. Ничего не потеряете, но вращение в гробу классиков литературы и музыки снизите существенно. Перейдем к оставшемуся — картинке. Конкурс на самую страшную рожу, задействованную в фильме, проиграли. «Брестская крепость» тут непоколебимо лидирует. Остальные физиономии хоть и не создают такого удручающего впечатления, но интеллектом тоже не изуродованы. Главное — это соблюдение баланса. Это основное правило. Тут оно соблюдается неукоснительно. Поэтому поступки персонажей прямо под стать внешности… Утыканное дебилами полотно. Увлечение детской передачей «Телепузики» не прошло даром. Главная изюминка украдена оттуда — все надо повторять 2 раза! Это гениальный ход! Это +1 балл. Это заставляет искать потаённый смысл, зарождает сомнение в мозгу зрителя: «А всё ли я понял?» Далее — сюжет… Я не заметил его. Есть такая физиологическая особенность, что коты обладают боле чувствительным зрением, чем человек. Поэтому обычный фильм с частотой кадров 24 к/сек. они видят как набор быстро сменяющихся фотографий… почему-то у меня создалось такое же впечатление при просмотре фильма. Просмотр сменяющихся картинок-демотиваторов. Получается — и изображение можно выключить. Итого: 2 из 10
Посмотрела недавно этот сериал. Начала практически со второй серии — мама посоветовала. Что скажу — было довольно интересно, хотя и присутствовала некоторая историческая недостоверность. Мама считает, что так быть не могло. Но это, по крайней мере, сериал, и цветной, что не может не радовать. Бывают фильмы и хуже, по крайней мере, мы с мамой так думаем. «Прощай! — слетает с губ невольно. — Прощай, все сказано, довольно…» Это прекрасная строчка из песни, насколько я помню, из танго того времени. Она впечатлила меня больше всего. А Павлу Жилину, главному герою, можно посочувствовать и позавидовать. Ведь сколько воюющих людей хотели выжить на этой войне ради какой-то цели или пожить еще хоть немного. И русских, и немцев… Ему повезло в тот момент, когда его немецкий солдат не расстрелял. Все-таки не так-то просто убить человека не в бою, а когда он стоит и смотрит тебе в глаза. Попал в плен, но выучил немецкий и бежал, затеяв рискованную авантюру, выдав себя за немецкого солдата. И тут нам показывают, как немецкие солдаты едут на фронт. И чем они так уж сильно отличались от наших? Повезло герою, что наконец-то попал к своим и встретил свою возлюбленную — Лизу. Впечатлило, как они говорили, какая бывает любовь — астрономическая, безответная, беззаветная, детская, невинная… Это было что-то вроде игры. Женщины в фильме… Мне больше понравилась Элжбета Поплавская, по воле судьбы ставшая женой Павла Жилина. По-своему она его любила. А он ее. Она принадлежала к числу женщин с сильным характером, которые даже на войне не терялись, а старались выжить любым путем, особенно когда на руках двое детей-подростков. Элжбета более яркая, сильная и красивая, Лиза — более нежная и ранимая. Повезло Павлу Жилину пережить войну. Хоть многие сказали бы, что «такого не могло быть на войне», все же это весьма неплохой сериал. По крайне мере, лучше, чем черно-белые военные фильмы, напичканные патриотизмом. Для меня. 7 из 10