Раскол
- 05 сен 2011
Давным-давно, в далёкой-далекой Руси, жили староверы, а рядышком в замке обитал царь, ну как царь, роста маленького, но с амбициями. И было ему видение, где голоса приказали распространить исконно русское слово по всем окрестным землям. Почесал головушка царь, взял совета у Александра Баширова, и начал продвигать идею. Но не было предела гневу ортодоксов на Руси, ой ты гой еси-еси. Нашелся молодец, презирающий царский устав и контрацепцию- имя ему Авакум. Последний протопоп. Империя нервно курит, и собирает совет старейшин. Общим голосованием, несогласных прочь на строительные работы, а тех кто по зговорчивей — в царский парламент. Но не учел царь, что с Авакумом правда, и народ. Что я увидел: триумфальное шествие православной идеи. Но идея требует должного воплощения. И тут начинается самое интересное, постановщик замахнулся на раскрытие темы внутреннего конфликта, что произошел внутри главенствующих чинов православной церкви. Извините, русской православной церкви. Подобные мероприятия по старой православной традиции привлекают, словно мух на мед, всех желающих. Смачно набить карманы исконными рублями. А чтобы было красивее, заданный проект растягивают до масштабов телевизионного сериала. Дабы раскрыть историю более полно. Можно сразу ставить печать на бланке с реквизитом, по поводу списания средств, костюмов и декораций древней Руси, на Мосфильме, ещё со времён Гайдая пыльными пластами лежат тонны их. Рясы и кадила, за них можно даже не платить ибо грех. Скажу больше, можно поехать в обычное село и снимать жизнь крестьян прямо там, за несколько столетий все равно ничего не поменялось. Кроме царя. Алсо локации верно служат идейным кинематографистам, в московской области полно церквушек и часовен, где реализовывать- непереализовывать благие намерения, православного возрождения. Почему так желчно? Да все дело в откровенной дешевизне, (Эх, не гонялся бы ты поп..), халтура режет глаз. Условно можно натянуть этот хромой эпос на театральную постановку в ДК. Строителей, ну или чью-то дипломную работу. Но никак не заявлять сериал масштабным проектом. Вспомните Ридли Скота, с его «Исходом», и взгляните на «Раскол», какой великолепный материал был у создателей, и как паскудно реализация была утоплена в квасном православии. Отдельную мерзость вызывает большинство актеров. Ибо не играют вовсе, основного так вообще переманили из ректального сериала «Братва Питерские», кто реально тащит несколько серий, так это Роман Мадянов, честь ему и хвала. Остальные пришли на шабаш во славу его величества распила средств. И можно бесконечно говорить о сложном процессе, духовности, и точках зрения. Но я увидел капустник случайных людей, пляшущих среди декораций, что мылись на складах, а вокруг бушевала претензия на идею и духовно- нравственный посыл. Да только последние задохнулись от смрада лицемерия создателей.
Захотелось ознакомиться с данным сериалом после документальной исторической книги про старообрядческую церковь (Ф. Мельников «Краткая история древлеправославной церкви»). По поводу историчности сериала — показывают незначительное, вместо значимых исторических событий. Протопопа Аввакума выставляют алкоголиком, фанатиком, зверем, вандалом, бьёт людей (сцена со скоморохами и пр.), а когда его в этом уличает городовой — Аввакум убегает от закона и ответственности. В сериале не понятны мотивы и логика — у греков нет своих полиграфий (печатных дворов) и они печатают священные книги в Венеции и Риме. И при этом греки нищие, но деньги на печать в Риме есть. В Венеции и Риме греков обманывают: завышают цены, много опечаток. Надо, говорят в сериале, книги русские церковные менять, и учиться русским православным красиво и стройно петь. То есть именно это послужило причиной церковного раскола в России. Людей били кнутами и сжигали ради того, чтобы они стройно начали петь. Это абсурд! Убивали из-за веры. В сжигании и избиении тех, кто не хочет принять новое церковное учение, и есть трагедия раскола. Хотя, может, в церковных школах новообрядческой церкви (то есть в той, где патриарх Кирилл Гундяев) именно пение называют причиной раскола. Сценарий ужасно затянут, учитывая, что в книге события сыпятся бесконечным потоком. Всего на одной странице умещается информация про сестёр Морозовых, которых замучили до смерти, а они не отказались от своей исконной веры! Сестер пытали огнем, железом, бросили в яму на несколько месяцев, били, подвешивали за вывернутые руки и так далее. Книга увесиста, и там очень много информации, она очень динамичная, впечатляющая, трогающая душу и сердце. Вообще вся эта книга — это бесконечное насилие: отрезание языков, пальцев, избиение самим Никоном до полусмерти священников, отказавшихся принимать новые законы и пр. Помимо насилия и боевика, книга содержит интересные исторические факты. Например, что Никон, уехал из Москвы и был в «ссылке», с штатом 15 слуг и регулярными подарками от Царя. В сериале этого нет. Прочитав книгу Мельникова, я пришел в ужас, что ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНО убили сотни тысяч людей старообрядцев, даже наверное млн. Свои же правители, из-за религии. Это делал Петр 1 и другие цари. Масштаб трагедии огромен, но об этом наши СМИ молчат. Общественные деятели СМИ муссируют тему насилия во времена Сталина и СССР. А про сопоставимые потери во времена Раскола — ничего. Неудивительно, что мои знакомые имеют неверное представление о расколе. Я поговорил со знакомой, которая ходила в православные новообрядческие лагеря. Она заявила, что раскол произошел из-за того, что старообрядцам не понравился запрет в церквях молиться 2-мя пальцами и они только из-за этого ушли в леса, в Сибирь, в Америку, в Турцию, в др. страны. Так как, по её мнению, никаких убийств, и даже сжиганий икон и разрушения церквей просто не было. В 1600-е года произошел раскол, который разделил православную церковь на 2 лагеря — старообрядцы, и нынешнюю новообрядческую. В книге История древлеправославной церкви чётко и ясно написано: старообрядцев сжигали в срубах, именно сжигали по приказу. Например, Аваакума сожгли. Об этом написано в истории старообрядческой церкви на официальном сайте РСПЦ и в государственных указах, доступных в Ленинке. И приказано было бить железными прутьями тех, кто просто напоил водой старообрядцев! Про Сценарий. Как можно вставить в фильм бессмысленный эпизод про катание на санях царя! Возможно, он показывает, что царь был хороший, добрый, милый такой — но(!) сжигал людей, за отказ принимать новую веру. Это очень скучные, нединамичные, некрасивые с точки зрения постановки, эпизоды. Царь на простых деревянных санях с пареньком катается 10 минут. Ничего не происходит. Никаких важных диалогов. Паренек — эпизодический третьестепенный персонаж. Создается впечатление, что намеренно затянули эпизоды, сделав их скучными, чтобы отбить желание смотреть сериал и интересоваться темой раскола вообще. Замечу, что фильмы про горе евреев, или просто про исторические войны — очень динамичные и патриотические, и в них тема насилия над героями явная и правдоподобная («Жизнь прекрасна», «Спасти рядового Рейна», «Список Шиндлера» и т. д.) В книге события стремительно меняются, много исторической важной информации. К примеру, про Хованских, Сурикова и его картину «Боярыня Морозова». Хованщина — Мусоргский посвятил этому целую оперу. Кстати, есть фильм-опера «Хованщина», которая номинировался в 1962-м на Оскара! В 62-м Мусоргский и история раскола церкви в России интересовали людей. Причем в США. Если смонтировать пропагандийский фильм Кураева, вырезав скучные ненужные эпизоды про санки и пр., то получится хороший динамичный исторический фильм. А лучше снять кино — даже с самой слабой операторской работой — это будет лучше, чем у Кураева. На вики написано, что для сериала использовали супер дорогущее оборудование, а эффекта от этого нет. Я был в старообрядческой церкви в Рогожской слободе — и специально спросил про сериал. Старообрядец в главном старообрядческом храме во время службы согласился ответить на вопросы и сказал, что приезжали авторы сериала и изучали старообрядческие книги, и что на 50% показана правда. Думаю, только из-за того, что старообрядцы привыкли к гонениям и унижениям, что даже такая поделка, как «Раскол» — была принята с благодарностью. Вики (кто бы подумал) ссылается на ЖЖ старообрядца, который посмотрел весь сериал и нашёл только парочку неточностей… А сам ЖЖ начинает вестись за полгода до выхода Раскола — как раз во время съёмок. Даже я, читавший и изучавший раскол и старообрядцев вскользь, вижу всю эту ложь и несоответствие истории. В первую очередь тем, что показывали не то — разборки Аввакума со скоморохами, как он пил (хотя старообрядец мне сказал, что они не пьют вообще и даже не используют вино в своих ритуалах, а кто-то даже не ест картошку — так как её Петр 1 завёз, который сделал очень много плохого для старообрядцев). Ещё «забавный» для Кураева и всех медийных людей момент — гонения на старообрядцев продолжались всегда, с момента раскола, вплоть, до КОММУНИСТОВ. Доходило до того, что протестантам, католикам можно было дослужиться до генералов, а вот старообрядцам — нельзя. Причём это продолжалось и при Николае 2-м, которого никониане признали святым, а старообрядцы — нет. При нем у старообрядцев в России было много ограничений. В сериале это не показали, и не показывают и не рассказывают нигде в нашем сми, а только твердят о «кровавых коммунистах». Вообще, а куда деваться Кураеву и медийным личностям? Как объяснить такую нереальную жестокость правителей к своим же людям? А если брать непопулярную в наших СМИ точку зрения — то произошёл захват власти другим государством, которое хотело поменять устои и традиции России. Тогда не знали методов пропаганды и действовали прямо и открыто — пытками и убийствами.
Вообще я редко пишу положительные рецензии, так уж получается. Но этот сериал сам по себе — прекрасный пример того, что на нашем телевидении еще не разучились снимать нормальные фильмы и показывать качественные сериалы. Есть сюжет, устойчивая его канва и множество интересных персонажей — как выдуманных. так и реально существовавших исторических лиц России-матушки. Продуманы диалоги, костюмы. реквизит и натурные съемки — видно, что к делу подходили обстоятельно и консультировались с историками. Пусть кому-то этот сериал покажется занудным, может немножко затянутым — это не так, это даже отличает его в положительную сторону от того потока «шлака», который льется на наши экраны сейчас. Пример тому — сериальные саги типа «Пока станица спит», «Институт благородных девиц», — псевдоисторические показные мыльные оперы, вроде про историю России, но снятые убого и безвкусно. Это прекрасно, что есть такие творения, как «Раскол». Интересно отметить, что данный период истории Российского государства мало где освещается — в книгах, фильмах, сериалах. А тут — низкий поклон режиссеру и постановщикам, гримерам и костюмерам, звуковое оформление в заставке — просто классное! По такому сериалу надо проходить историю, потому что это наша история, это история нашей Родины. 10 из 10
Режиссер Николай Досталь снял исторический фильм, притягивающий внимание на протяжении всех многочисленных серий. Главная причина этого притяжения — в симпатии к его персонажам. Царь Алексей Михайлович вызывает симпатию своей заботой о государстве. Царица Мария Ильинична симпатична своим добрым отношением к царю-мужу, своей добротой к Аввакуму. Протопоп Аввакум вызывает симпатию своей верой, он внушает уважение, хотя из фильма не очень понятно, из-за чего такие страсти. Патриарх Никон вызывает симпатию своим трудом, он не только умеет говорить и убеждать, но и строит монастыри, а при необходимости может и стул своими руками сделать. Отлично подобраны все актеры, все хорошо играют, а женщины радуют своей красотой. Стильная приглушенная в цветовой гамме картинка не мешает восхищаться одеждой героев, архитектурой и искусством Руси. Музыка органична во всех сериях. В фильме поставлены важные вопросы: противоречие между царем-правителем и царем-человеком; влияние жены на решения мужа — государственного деятеля; фанатизм и как с ним бороться; конфликт новизны и консерватизма; трудность самоограничения у людей, достигших высокого положения. На протяжении всех серий раскрываются темы служения народу, великодушия, прощения, смирения, любви. *** Фильмы подобны воздушным шарам. Их жизнь порой так же скоротечна и зависима от предпочтений зрителей, как полет воздушных шаров — от ветра. Обычный режиссер надувает один шарик, а талантливый отправляет в небо целую гроздь, и в каждом из шаров он помещает особый ингредиент подъемной силы: в одном — доброту, в другом — страсть, в третьем — стиль, в двенадцатом — волю к жизни и в каждом — красоту и частицу души. От внутреннего наполнения шаров зависит их окраска. Одни четко видны и радуют своими яркими цветами, другие почти неразличимы на фоне серо-голубого неба. Один фильм взлетает шустрым легкомысленным шариком и, покрасовавшись перед задравшими головы зрителями, стремительно скрывается из вида. Другой значительно и солидно поднимается ввысь огромным дирижаблем и долго пребывает над нами, пока неумолимое время не оттеснит его в полярные широты библиотек институтов кино. Взлеты идут один за другим — белые, черные, прозрачные, цветные шары стартуют в небо, тесня друг друга. Они летят в любую погоду и время суток — в тишине утра, в сиянии солнца днем, в моросящем дожде вечера, во тьме ночи. Хороший фильм, даже повествующий о трагических событиях, должен не нагнетать тьму, а пытаться хоть немного рассеять ее. Этому удалось. 10 из 10
Пора подкинуть ложечку деготьку модничающим филостарообрядцам. Фильм яркий и стильный, спору нет. Внимание к деталям (типа подручников) просто поразительное. Глеб Станиславович Чистяков постарался — отлично наконсультировал зороастрийца Досталя! Разговор — именно о деталях. О пострелигии (кому интересно, пусть читает мои статьи на эту тему). Пострелигия — это имитационная духовность, заключающаяся в уходе от антирелигиозности Модерна, но без возврата во всесвященность Традиции. Пострелигия — это высшая форма десакрализации, отучивания от Священного посредством стилизационной вакцинации. Пострелигия жонглирует знаками, символами, архаическими культовыми практиками. Поэтому пика своего пострелигия достигает в тех культурных средах, где религиозность наиболее насыщена традиционными символами (в т. ч. в православной среде). Баптизму не жить, потому что в семиотическом плане он нищ. А вот католики-традиционалисты, шииты и православные старообрядцы — жизненная среда для пострелигиозной ментальной секуляризации. Так и с этим фильмом. В нём староверы такие стильные, обаятельные, красивые и напористые, что обращаешь внимание не на скверную актёрскую игру или никчемную режиссуру, а на саму топику «старообрядчество». Оно предстаёт неким интерамбаром, откуда современная квартирная ляля посредством оптоволокна может начерпать множество пособий для самолюбования через отгородительную идентичность. Старообрядчество как среда (живописанное Мельниковым-Печерским) исчезло под натиском советской модернизации-урбанизации. Одна Лыкова осталась да кучка таёжных отморозков. Теперь старообрядчество — субкультура. Нынешние староверы носят бороды, но ездят в джипах. По воскресеньям, скрестив на груди холёные руки, отстаивают длиннющие службы на Рогожском или Преображенском, а по понедельникам бегут на работу, отпускают на работу жён, забрасывают детишек в детские сады. Современные старообрядцы — не юродивые с картины Сурикова, это образованные граждане, открывшие для себя старый чин. Они не отвечают за бесчинства «табачных митрополитов» РПЦ МП, поскольку молятся в других храмах/молельнях. Они живут в железобетоне, учатся в школах и институтах, занимаются бизнесом или наукой. Они носят дома синтетические футболки, а на службу — косоворотки или кафтаны. Постмодерн каждого наделяет семиотическим гетто. И чем экзотичнее гетто — тем лучше (заметнее). Сиди в нём, радуйся и не высовывайся. Для подбора кандидатур для таких гетто снимаются такие стильные фильмы. (Это всё применимо и к толкинистам, и к скинхедам.) Только не вылазь за рамки Системы, не учись жить вне и без Государства, не иди на землю, не создавай самодостаточную общину! Отдавай детей в школу, плати налоги, делай прививки, получай права на вождение авто, езди в отпуск в Абхазию. И обязательно имей аккаунт в Контаке/Фейсбуке/Однокласниках. Без аккаунта ты не сможешь вести проповедь грехопадшему миру (т. е. вербовать потенциальных тусвщиков в свою субкультуру). Только не выходи из виртуала, города и государства! А для того, чтобы свести мою иронию на нет, уже есть специальное пугало — Стерлигов. Не хочешь быть таким же фриком? Значит, не надо отрицать «лучшее, что есть в мире сем» (который на самом деле грехопадший, да и вообще — в нём ведь Антихрист воцарился!). Помню, как был шокирован, встретив в метро на эскалаторе 25-летнего парня с бородой до пояса. Через три часа на другом краю Москвы меня познакомили с ним как с руководителем «Союза старообрядческих начётчиков». Борода в метро, зипун на Арбате, лестовка в самолёте, лапти в бутике «Натуральная обувь», двуперстие на соцфаке МГУ. Главное — стобы всё осталось на местах: и метро, и бутики, и МГУ. Чтобы налоги собирались, нефть продавалась, фильмы снимались, оптоволокно совершенствовалось! Все — по своим местам! 8 из 10
«Не прекратится раскол, пока жив русский человек». Да, наверно действительно раскол в душе человеческой явление постоянное, только русский человек очень горячий что ли.. во всех вопросах, а уж что касается веры. Я как-то никогда не задумывалась, но ведь действительно — насколько же наш народ был ВОЦЕРКОВЛЕННЫМ. И воцерковленность была не только в куличах на Пасху и в водичке на Крещение. Смотрела я на посиделки в женском тереме, где общались Морозова, царица и другие дамы: какие они темы обсуждали! Двоеперстие, троеперстие.. но ведь это действительно было важно для них. Я просто попробовала ту ситуацию спроецировать не сегодняшний день. Если представить, что.. допустим, сегодня патриарх издаст какой-то указ, касающийся церковных обрядов.. Ну допустим — крестить детей после 5 лет, как в Древней Церкви с серьезной подготовкой.. Ну появится в желтой прессе десяток статей, да на приходах повозмущаются.. Нет, плохой пример я привела, пожалуй так и правда раскол произойдет. Предположим скажут, что опять на двоеперстие переходим и крестные ходы по солнцу ходить. И вот я попробовала представить не терем конечно, а какой-нибудь особняк где-нибудь на Рублевке, светские львицы, перебирая возможно не жемчуг, а другие камни — будут обсуждать эту проблему.. я горько улыбнулась нереальности своего предположения: вряд ли кого-то это заденет.. Женщины ведь не просто обряд обсуждали, а богословски его объясняли с примерами из житий святых, логически обосновывая свою позицию. Все-таки сейчас наверно в нашей повседневной обрядности больше формальности, чем в 17 веке. Кто-то возможно мне возразит, что и народу было меньше тогда. Да, действительно меньше, но ведь в каждой избе это обсуждалось. Образ Никона показан великолепно. Лично я его таким и представляла. Такая мятущаяся душа: вроде и добра хочет, а рубит с плеча, а ведь, наверно, надо было потихоньку, как тот кормчий объяснял, в последней серии, когда с Соловков плыли. Жалко мне было, что не ответил святейший на вопрос Арсения Грека: «А неужели для Бога действительно важно 2 или 3 перста». В ответ просто кваса попросил, а хотелось его послушать… Аввакум.. Вот это кремень, никого правда слушать не хочет, даже когда про термин Единосущная пытался другой батюшка что-то объяснить — даже слушать не хотел. Как-то не совсем умно это, игнорировать вселенский святоотеческий опыт. Не знаю, насколько правдиво передан его образ. Но, когда его слушала, вспоминала афоризм святых отцов Церкви: «Смирение паче гордости». Вроде хочет за правду стоять, а в словах столько гордости, надменности и злобы: «Не по тебе такая кончина», «Посидишь с мое в яме…» — как-то коробило меня. Да и не устраивают ревнители истинного благочестия беспорядков в храме. Режиссерская работа на высоте. Несмотря на количество серий — не считаю фильм затянутым. Напротив — насколько можно, максимально освещены все стороны события. Смотрится с интересом. Актеры, декорации, костюмы подобраны прекрасно. Немного скажу о минусах картины. Алексей Михайлович в некоторых местах переигрывает и дети, мне кажется, иногда пытаются слова вспомнить. Вспоминают, а про игру забывают. Как-то, на мой взгляд, здесь недоработка. Маленьких актеров не так много — полагаю — нужно было здесь дорепетировать с детьми. И еще меня просто выбило из колеи, когда я видела дышащих полно грудью уже умерших персонажей. Ну здесь наверно недосмотр оператора. Думаю, в таких сценах достаточно лица крупным планом. В целом хочу сказать — масштабное кино. Одна из тех картин, после которой хочется снова перечитать историю Церкви этого периода и разобраться, а что же случилось на самом деле… 7 из 10
От нашего современного кино я не ожидал ничего хорошего. Тем более от сериала, тем более про русскую историю. А уж религиозная тема обещала на протяжении всех 20-ти серий размазывание сладких соплей про «веру истинную» на фоне дешёвых декораций и девок в кокошниках. Но, начав смотреть, я уже не мог остановиться. Отличная игра актёров завораживает. Характеры героев сыграны очень убедительно! Аввакум бесподобен! На фоне псевдоисторических фильмов типа «1612» или «Александр Невская Битва» этот сериал выделяется достоверностью событий. Даже самому дотошному ревнителю истории русской становится понятно, что режиссёры и сценаристы подробнейшим образом изучили этот период. Одни костюмы и предметы быта заставляют уважать создателей фильма. Фильм погружает в особую атмосферу тех лет. Нет ни одной детали, которая бы как-то «вылезала» и «корябала» глаз, выдавая халтуру. В напряжении держит даже сюжетная линия. Хотя знаешь события наперёд, но всё равно сопереживаешь судьбе героев. Сколько раз я до глубокой ночи смотрел серию за серией, борясь со сном! Хочется вместо оценки сказать спасибо всем, кто создал этот фильм. Конечно, такая тема на любителя. Вряд ли Поколение Пепси будет смотреть это в перерывах между тусовкой и походом в магазин за модными шмотками. Но то, что этот сериал так высоко оценили на Кинопоиске вселяет надежду, что у этого фильма будет расти своя аудитория. 9 из 10
Фильм отлично отразил события и строения 17 века, а образ Царя-батюшки мне понравился еще больше.Что касается политики: смотришь эту картину и видишь: какая пропасть между сегодняшним правительством и властью в те времена. Царь — действительно переживал за свой народ, даже эти посещения больных, заключенных. И делал это по ночам, чтобы никто не видел, сейчас эти редкие «акты внимания» служат лишь для закрепления репутации власть имущих и сопровождаются полусотней журналистов. Вспоминаются слова Ф. М. Достоевского: «Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится.» Нашим «царям» нужно учиться и учиться у людей тех времен. Что касается истинности православия. На протяжении почти всей картины, даже мне православному, очень трудно судить о правильности действий протопопа Аввакума. С одной стороны он был не совсем грамотный в плане богословия человек и по-простецки, простите за выражение, как баран гнул свою линию, когда ему явно говорили о его заблуждениях. (Пример тому, когда сидя в яме они читали Триодь и там была опечатка — вместо Единосущной Троицы, написали Троесущной, и Аввакум все равно тупо отстаивал правду «буквы»). У каждого вера своя — Аввакум верил в двоеперстие и букву, по мне можно хоть кулаком креститься, быть необразованным, но иметь в себе любовь. А вот как раз той любви, которую заповедал иметь в себе Христос, в образе Аввакума я не заметил, вряд ли наши святые устраивали бы такие «теракты» и бросали с колокольни ругательные листовки и мазали гроб царя. Если он был такой ярый заступник веры, то ему нужно было идти в монастырь, а не ворочить с собой всю семью по всей стране. А с другой стороны он стоял за веру, отстаивал святоотеческое предание, верил в святость обрядовой части религии. Он напоминает апостола Павла, который в свое время тоже по своему глубокому искреннему заблуждению гнал христиан, но который (в отличии от Аввакума) все таки обратился на истинный путь. Вообще, впечатление он оставил неоднозначное и Бог ему судья. Побольше бы снимали таких фильмов. 10 из 10
Первые кадры этого фильма я глядел без особой надежды, ибо думал, что в наше время уже не лицезреть мне добротного исторического кино от отечественных кинематографистов. То актёры с зажравшимися лицами всё портили, то исторические реалии были вывернуты наизнанку, да так сильно, что стыдно становилось за то, что мы с вами русские люди… Но случилось чудо! И я узрел эту по-настоящему достойную ленту! Что особенно подкупает в «Расколе» так это то, что этот фильм был снят достаточно близко к историческим реалиям и не вызывает того отвращения и боли, которые появляется при просмотре современных подделок на один час. В этом фильме мы лицезрим, без лишней фальши и надуманности, существования наших предков живших в период Никоновских реформ, середина XVII века. Мы видим, как по настоящему верующие люди чтили Бога и шли за него в огонь! Страдали в ямах от голода и лишений, но продолжали молиться в покаянии! Видим как начинались сами реформы и сколько боли они принесли русскому народу, боли, которая привела к расколу церкви на «никониан» и «старообрядцев»! И самое главное, мы ощущаем сердцем происходящие на экране трагические события тех далёких времён. Актёрский состав очень гармонично вписывается в общую картину древней Руси! Типажи актёров, сыгравших исторических личностей, подобраны очень хорошо и не вызывают отторжения у кинозрителя. Так же, смотря Раскол, мы не замечаем ненужной пафосности и глупой недосказанности, которые присущи современному кино. Костюмы убранство деревень и даже традиции древних веков тоже близко к реалиям той эпохи. Особенно меня поразило музыка в этой ленте! Живые древнерусские напевы, по настоящему трогают за душу и напоминают нам о том, кто мы есть на самом деле. Об этом фильме можно говорить и рассуждать очень долго, но главное что хочется сказать это то, что режиссёру Николаю Досталю и всей съёмочной группе в целом удалось проделать трудную, но очень нужную работу! Работу, которая показывает нам на собственном примере! Что при нужном и здравом подходе, при любви и уважении к русской истории, можно снять по настоящему сильное кино… Кино с большой буквы! 9 из 10
Фильм замечательно хороший, и хорошо он тем, что не расставляет однозначно понимаемых оценок, маятник качается то в одну, то в другую сторону: в сторону раскольников или в сторону реформаторов — Никона и царя Алексея, не случайно, как мне кажется, фильм заканчивается смертями Аввакума и Никона, а точку ставит марширующий Петр. Каждый раз по окончании просмотра серии ловила себя на мысли, что думаю не о событиях 17 века, а о дне нынешнем, о столкновении интересов и пристрастий современников, прежде всего тех, кто вырос в советское время. О мастерстве художника-режиссера надо сказать отдельно. Фильм удивительный по деликатности в обращении с историей, историческими реалиями, средневековым языком. Несмотря на некоторые несоответствия (даже не хочу на этом останавливаться), текст фильма правдив и убедителен, и понимаешь, что все в нем гармонично, даже эти несоответствия — это не ошибки, а стилистически точное средство. В конце концов чтобы познакомиться с историей, я обращусь к солидным монографиям на эту тему. Фильм красив магически: краски, ритм, музыка — не нашла изъянов. Подбор актеров, их самоотдача выше всяких похвал, ни один не выпадал из текста и настроения картины (так давно я этого не видела в отечественном кино). Спасибо за фильм, за размышления, за красоту. Этот фильм — событие! 10 из 10
В 1653 г. патриарх Никон (годы жизни 7 мая 1605 по 17 (27) августа 1681) начал реформу церковных обрядов России с целью приведениях их в соответствии с теми, которые практиковались в Греции и Константинополе — древнейших центрах православия. Это реформа вызвала т. н. «Раскол» в результате которого, от Православной церкви России откололась, немалая часть священства и паствы, назвавшая себя «старообрядцами». Эти люди, придерживались тех духовных традиций, которые сформировались на Руси за несколько сот лет, существования на ней православия. Царь Алексей Михайловича (годы жизни 19 марта 1629 — 8 февраля 1676), поддержал реформы Никона, потому что, так же, как и он, видел, какие преимущества, даст обновленный церковный обряд. Ведь из-за того, что в Русской Церкви сформировались обычаи, резко отличавшиеся от тех, которые были и в Греции и в Константинополе, она не могла претендовать на то, что бы, встать с ними в один ряд и на момент начала изменений, находилась на положении «младшей сестры». Что не соответствовало реальному, геополитическому положению дел, ведь в 17 веке старые и авторитетные центры восточного христианства (православия), находились под контроле мусульман и, не имели, практически, ни какой самостоятельности. А Россия в те годы, что называется набирала обороты, стремительно расширяя свои владения на запад присоединив к себе Малороссию и на восток, осваивая громадную Сибирь. У этого огромного колосса, появился шанс, стать центром Вселенского Православия (как Ватикан для католического мира) и для этого, требовалось произвести корректировки некоторых церковных положений, которые, отгораживали Россию стеной, от остального православного мира. Для исправления церковных книг, Никон пригласил в Москву иностранных священников и выписал заграничные книги. Но новые богослужебные книги, вызвали, крайне отрицательную реакцию, как у священников так и у народа. Потребовалось применение силы, что бы, новые церковные стандарты, вытеснили старые. Если сейчас спросить обычного человека, чем же именно, отличаются старообрядцы, он ответит «крестятся двумя пальцами». На самом же деле, претензий к реформам Никона было куда больше, дело в том, что книги которые выписал Никон для исправления старых русских обрядов, были выпущены в Венеции, в Германии и пр. центрах католического и лютеранского мира. Ведь Греция и Константинополь к этому времени, уже утратили независимость и потеряли большую часть, своего наследия (надо сказать, что мусульмане не особо церемонились с конкурентами, в том же Константинополе, бывшем центре православной Византийской империи, турки сравняли с землей или переделали в мечети абсолютно все христианские церкви, а остатки священников бежали в Италию, в ту самую Венецию из которой, в 17 веке, на Русь присылали церковные труды для Никона). А католики или протестанты, обращались с православным наследием довольно вольно, и такие книги, по определению, не могли считаться эталоном, для православного мира. Тогда как в России, со времен принятия православия, пользовались книгами написанными в Греции и в Константинополе, еще в ту эпоху, когда там, православие было господствующей религией. Таким образом, получалось что при реформе Никона, пользовались довольно сомнительными источниками информации, при этом отметая, многие русские церковные ритуалы, которые были унаследованы от древнегреческих и византийских церквей. Именно это и возмутило духовенство, которое увидело в реформах, отход от истинного православия. Сериал «Раскол» конечно же, посвящен, не только конфликту внутри православной церкви, который безусловно является, центральной линий фильма. В нем так же, отражена история России 17 века — времени, когда Россия начала играть немалую роль в политической жизни Европы. Дана обширная зарисовка социальной и культурной жизни, тех лет: лента охватывает множество судеб и человеческих жизней, что позволяет составить представление о том, как жили и чем дышали, люди в средневековой России. Конечно, я не профессиональной историк и не мне судить о том, на сколько точно, передана та эпоха, но по моим субъективным впечатлениям, режиссеру отлично удалось, передать атмосферу прошлого. Актерская игра выше всяких похвал, персонажи получились очень яркими, причем не только центральные фигуры сериала: Никон, Аввакум, царь Алексей Михайлович, но и второстепенные. Сериал на столько многоплановый, что в нем можно найти, огромное количество тем, для размышления. Режиссер Досталь взялся за огромный труд — показать зрителю, достаточно малоизвестный но крайне важный, исторический отрезок, во время которого духовная жизнь России притерпела глобальные изменения и у него это блестяще получилось. Зритель увидел, что на самом деле, реформы Никона были не так однозначны, как это часто подается, но при этом, Досталь не навязывает какую-то одну точку зрения, а показывает, происходящие изменения, с позиций разных сторон. А на чьей стороне была правда и была ли она вообще, это уже решать зрителям.
Фильм Николая Досталя «Раскол» повествует о противоречивых и трагических событиях истории России середины XVII века. Центральные персонажи картины — патриарх Никон (Валерий Гришко), протопоп Аввакум (Александр Коротков) и царь Алексей Михайлович (Дмитрий Тихонов). На протяжении фильма мы наблюдаем за перепетиями, в которых каждый из них движется к достижению своих целей. Образ Никона в сериале выглядит очень убедительным. Личность, которой движут великие цели. Человек деятельный, сильный и, говоря современным языком, «амбициозный», он инициирует и проводит в жизнь крупнейшую церковную реформу. Однако, имея благие намерения, он не терпит критики и ведёт жестокую борьбу со своими идейными противниками. Более того, став патриархом и получив особые полномочия от царя, он настолько утверждается во власти, что осмеливается вступить в открытое противостояние с Алексеем Михайловичем. Недаром в фильме показано как Никон задумывается на фразой греческого иерарха «Священство выше царства». Но в реальности светская власть побеждает, и Никон оказывается низверженным с патриаршего престола. Главной противник церковной реформы — протопоп Аввакум. Изначально он кажется просто строгим батюшкой, который активно борется на праведный образ жизни среди мирян. Однако его активность и неготовность идти на компромиссы вызывает постоянные конфликты, которые часто угрожают его жизни и жизни его семьи. Аввакум со смирением принимает гонения и с тем же упорством продолжает проводить свои взгляды на новом месте службы. Вообще, именно упорство и смирение, а также глубокая вера, выглядят в фильме как основные черты личности этого человека. В то же время сочетание этих качеств — суть противоречие. Аввакум не может смириться в проводимой Никоном реформой и до конца жизни остаётся её самым яростным противником. Но он без ропота принимает все тяготы, лишения и страдания, которые выпадают на его долю вследствие нетерпимости к новым обрядам. Несмотря на все запреты, он продолжает борьбу за святоотеческие традиции православия. И эта неистовая борьба приводит его к заключению в нечеловеских условиях, а затем и на костёр… И хотя мы можем считать это религиозным фанатизмом (как известно, Аввакум призывал людей к самосожжению), в фильме Досталя Аввакум вызывает совсем иные чувства. Он вызывает неизгладимое переживание силы веры, которая ведёт человека всю жизнь. Это особенно потрясающе воспринимается в наше время, когда люди с лёгкостью готовы отказаться от любых принципов ради лучшей жизни. Мне кажется, что это один из ключевых посылов фильма. В отличие от Никона, для которого остаётся важным собственный статус, власть и положение, Аввакум безразличен ко всем этим условностям. Он ставит веру и принципы превыше себя. Для Никона же крайне ценны собственные «хотения». В конечном счёте каждый из них пострадал именно из-за этих качеств… В фильме «Раскол» превосходно передана атмосфера того далёкого времени: музыка, костюмы, декорации и сама игра актёров заставляют поверить, что это настоящий XVII век. Конечно, историки найдут много расхождений, но как же без них в художественном фильме? Последняя серия фильма оставляет грустные чувства. Никона возвращают под Москву, в построенный им монастырь, но он не переживёт долгий путь… Гонцы мчатся в далёкий Пустозёрск, чтобы отменить казнь Аввакума, но не успевают буквально на пару часов… И, ещё далёкий от этих событий, маленький Пётр шагает впереди своих «потешных полков». Впереди — новые времена!.. В заключении отмечу, что такой фильм — редкость для современного зрителя. Прекрасный пример исторического кино, который заслуживает высшей оценки.
Историческая эпопея о реликтовом времени, когда у людей были убеждения. Нынче с этим катастрофа. Цивилизация комфорта низвела убеждения до предрассудков, а жертвенность до абсурда. В фаворе адаптивность. На фоне отвязных, суетных и ядовитых, как выхлоп, телеразвлечений Досталь вновь спешит с кислородной маской живого искусства. На этот раз сериал. В его персонажах — презумпция духовности: они живут и умирают идейно. Как режиссёру удаётся при столь наивном и «дурнопафосном» посыле оставаться убедительным — секрет его таланта. Но гонимые властью религиозные фанатики протопоп Аввакум (А. Коротков) с его верной Марковной (Д. Екамасова) неожиданным образом вдохновляют. Тщета власти против твердыни духа. Где-то так… Блестящая игра! Авторы называют свой фильм фреской. Он и вправду, как творение богомаза, несёт в себе элементы жанровой условности. Так бытовая речь в общении персонажей почти отсутствует. Даже в опочивальне они говорят велеречиво, полными развёрнутыми предложениями. Да и сам быт представлен весьма скупо. Кажется, Досталь несколько пренебрегает исторической герменевтикой. Нам как бы заведомо отказано в праве на полную идентификацию с людом 17-го века. Рассказ ведётся с некоторой хорошо выверенной дистанции. Узнаваемо, но без фамильярности. Таким образом, фокус зрительского внимания постоянно корректируется автором от линии пояса — вверх. Приятно удивило, что актёры играют всерьёз. У многих получается. Очень колоритный патриарх Никон (В. Гришко) — самый достоверный в психологическом плане персонаж. Деятельный и амбициозный, он переоценил собственную харизму. Цельный в своей противоречивости царь Алексей Михайлович (Д. Тихонов) — драма нравственного человека во власти. Очень зрелый взгляд на политику. А ещё в фильме много деятелей церкви с непривычно просветлёнными лицами. Может, такими они и должны быть? С натурой справились также на удивление хорошо. Монастыри, избы, палаты — всё на первый взгляд достоверно. Художники по костюмам с таким куражом вошли в проект, что рискуют положить начало новой моде под брендом «Raskol». Чего не хватало. Фильм всё же имеет жёсткую историческую канву. Действие длится на протяжении двух десятков лет. Поэтому были бы нелишними текстовые датировки и указания на географию событий. Субтитровые напоминания об исторических персоналиях также бы не помешали. Драматические акценты и не в последнюю очередь скудость бюджета фильма заметно поумерили размах и антураж батальных сцен. Очень жаль, ведь это заметная часть культуры. Но всё это мелочи. Главное состоялось. Россия оглянулась. Она вспомнила. И ей это во благо. 8 из 10
Замечательный пример почти забытого вида искусства: многосерийного художественного исторического фильма. Восхищает всё: декорации, костюмы, планы, работа гримёров, глубина проработки событий сценаристами. К актёрам — исключительный случай! — никаких претензий. Замечательный коллективный труд режиссёра, художников, актёров, съёмочной группы. Здесь уже отмечалось качество диалогов — я лишь подчеркну: диалоги живые, насыщенные, живописные, вместе с тем в них нет ни одного лишнего слова — каждое из них несёт свою маленькую миссию передать колористику эпизода, ситуации или даже целикового исторического момента. Картина неспешная, рассудительная, в продолжение которой НИ СЕКУНДЫ не бывает скучно. Драматургия такова, что захватывает с любого фрагмента. Поверхностно «глянуть» за ужином не получится. Для зрителя, который «созрел», который осознанно тратит свои время и внимание на просмотр этого фильма, сразу начинается внутренняя работа. Смотришь на экран, а заглядываешь в себя. Возможно, при просмотре у многих возникнут вопросы к своей жизни и совести. Однако фильм не даст на них ответов — настолько мудро он сделан. Фильм сделан ещё и с огромной просветительской пользой. Он очень живо вызывает интерес к событиям эпохи. Благо есть Википедия, и 5—6 «нырков» туда после каждой серии дадут достаточно полное фактологическое представление о том времени, переполненном драматургией человеческих жизней и подвигами духа. Я очень рад, что наша больная киноиндустрия сумела родить столь здоровое и могучее детище! 10 из 10
Такие работы редкость у нас в кино. Бережное отношение к историческому материалу уже не встретишь, все пытаются снимать вольные притчи с персонажами, от исторических прототипов в которых остаются только имена. Я считаю такие фильмы халтурой, в большинстве из них взамен искаженной истории не предлагается какая-то иная ценность для зрителя. Что-то мутное снимается в угоду фестивальной критике, что-то под голливудскую кальку для people, что-то политкорректное для хозяина картины, и практически ничего для народа как ЧАСТИ этой истории. Тут можно говорить и про кино, как рыночный продукт и про то чем чревато незнание и искажение истории, и про отношение к зрителю, про авторский взгляд и. т. д и. т. п. Это отдельные и уже «бородатые» темы… не для этого места. Николай Досталь сделал то, что давно уже забыто в нашем кинематографе, и казалось уже невозможным — снял красивый исторический фильм. Сделал это спокойно, мудро, без назидания и однозначности. Нет в его фильме заигрывания со зрителем, нет ни пошлости, ни штампов, а есть глубина в каждом слове и красота в каждом кадре. Я не вспомнил ни одного исторического фильма такого уровня, он для меня первый и лучший, так и надо снимать историю, относится к ней осторожно, подальше пряча из кадра свое или продюсерское мнение. Ну и конечно надо эту историю знать и уважать. (Может быть всего еще один фильм был заметным и интересным в историческом плане для меня, это «Романовы. Венценосная семья» Г. Панфилова) 100% КАЧЕСТВО ВО ВСЕМ. Особенно меня поразили диалоги,… отношение к слову бережное, ювелирное. Как красива, взвешена и глубока каждая фраза. Невероятная для меня по объему работа авторов сценария, как можно было так ярко передать язык царя, церковных людей и простолюдинов. Надо отметить как воссоздан быт того времени, одежда и предметы сделаны идеально… очень красиво. Мне нравится как сейчас снимает Досталь, это такой не громкий голос, но в нем чувствуется сила и глубина. Я вижу как растет автор с каждой новой работой, как меняется его стиль общения со зрителем. Буду ждать выхода фильма на DVD. У меня уже есть в коллекции его фильм «Завещание Ленина», который тоже произвел на меня впечатление, но «Раскол», как мне кажется, работа на уровень сложнее и объемнее. Хочется, сказать спасибо продюсерам фильма, у которых хватило смелости запустить такой проект, желаю им, а так же всем жителям нашей родины, чтобы этот фильм был показан по центральным каналам, пуcть может быть даже в какой-то урезанной версии. Еще пару моментов. Первое: Так как я человек не верующий, обратил внимание на количество перекрестий в фильме, я понимаю, что это неотъемлемый атрибут жизни того времени, но думаю, что слегка вырезав эти манипуляции, продолжительность фильма можно было сократить на серию… это шутка конечно. Второе и важное, это то что фильм не является религиозной агиткой, а скорее наоборот, добавляет вопросов к РПЦ. Я так думаю, что количество верующих людей после просмотра «Раскола» не увеличится. Это не плохо и не хорошо, это следствие верной позиции автора фильма.
Задумка фильма хорошая, да и о режиссёре ничего плохого не скажу — Мастер, одним словом. Но то ли создатели (заказчики) фильма его после окончания работы не смотрели, то ли им было безразлично что у них получилось, но получился второсортный телевизионный сериал для масс. Главная претензия к актерам в нем играющем — никакого выражения в газах, ни чувств, ни эмоций. Неужели вы полагаете, что если бы Никон и Аввакум проповедовали с такими безразличными лицами, за ними пошел бы народ? или царь? Актеры не даже не старались выкладываться на полную. Такое хорошее и благо начинание загублено на корню. Я разочарован.