Бессонница
- 16 авг 2002
- 03 мая 2002
В своем третьем по счету фильме Кристоферу Нолану удалось заманить двух звезд мировой величины: Аль Пачино и Робина Уильямса. Без преувеличения — это сильнейший актерский состав среди всех фильмов режиссера. Бюджет «Бессоницы» на порядок превосходит бюджет первых двух фильмов автора. Проглядывается фирменные нолановский размах, эпичность и драйв. Как по мне, сюжет фильма менее глубокий, нежели, в предыдущих картинах. В этот раз акцент сделан в основном на экшон сцены, окружение и актерскую игру. О, как она прекрасна здесь. Пожалуй, это лучший отыгрышь бессоницы, что я когда-либо видел, без преувеличений. С каждой минутой, с каждым мгновением мы наблюдаем всю тягость, все мучения, которые переживает человек, страдающий этим недугом. В фильме мы можем наблюдать пейзажи Аляски, с присущей ей нордической красотой. Отлично дополняет атмосферу фильма. Нолан показывает нам тихие улочки городков штата, размереную жизнь местных жителей. Показывает нам ее так. что во все это хочется окунуться и остаться там жить! Экшон сцены у Нолана — это отдельная статья. Именно эта картина показала нам Нолана как блестящего постановщика подобных сцен, да, пускай не так эпично, как в последующих картинах, но все же. Погони, элементы паркура, акробатика, стрельба — все это на высшем уровне, смотреть одно удовольствие. Также нельзя не отметить и качественную работу со звуком. Видно, сколь скурпулезно подошли к подбору музыки. Для меня, сюжет фильма показался незаурядным, повествование тягучее и не особо интересное. Этот фильм уникален тем, что тебя не особо привлекает сюжет — ты наслаждаешься процессом, течением времени в фильме, актерской игрой, атмосферой, но никак не диалогами — они не подкупают. Оплошность режиссера! По сути фильм тащат насебе два звездных актера: Аль Пачино и Робин Уильямс. 7 из 10
Из описания «Бессонницы» поначалу может показаться, что это камерный детектив о маленьком городке наподобие классических британских сюжетов, где у каждого жителя своя тайна. Ну, или как в «Милых обманщицах», «Ривердейле» и т. д. Это совсем не так, однако фильм всё равно безумно понравился. Его снял Нолан, и даже ранние его работы — это всё равно сложно. Идея «Бессонницы» переплетается с кантианским осмыслением этики. Главным вопросом в фильме становится не КТО убил (это становится ясно к середине), а ЧТО будет главному детективу, если убийца, имеющий на детектива кое-какой компромат, окажется на допросе. Перед следователем непростой выбор: сдавать убийцу и оказаться по уши в неприятностях, после чего, возможно, на свободу выйдут настоящие чудовища, которых он когда-то посадил за решётку; или же вступить с убийцей в сговор… Кантовский категорический императив диктует: при принятии тяжёлого решения надо поступать так, как ты бы хотел, чтобы поступали все в подобной ситуации. Нолан предлагает свой ответ… Фильм — ремейк скандинавского детектива и атмосферой очень напоминает оригинал. Болезненное состояние бессонных ночей, усиливающаяся паранойя и подступающие галлюцинации переданы Аль Пачино замечательно. Хилари Суэнк играет своего персонажа менее драматически, чем она могла бы предстать, но терпимо. Фильм — больше о философии, чувстве вины, сложном выборе, когда нам так хочется, чтобы его сделал кто-то другой, и меньше — об убийствах, загадках и тайнах. 9 из 10
Начну с банальных вещей. Первое не чувствуется руки Нолана, с его сюжетными перипетиями (но чувствуется атмосфера передаваемая красивыми пейзажами), не нравится игра Робина Уильямса (о нем чуть позже), и не нравится Аль Пачино, точнее его герой. Сам то Аль как всегда на высоте, в любые годы, но его персонаж это отторжение и мерзость. У детектива, который вот-вот выйдет на пенсию столько немотивированного, необоснованного «гонора» к окружающим. К своему коллеге с которым он приехал, к усатому детективу, и только к персонажу Суонк он был благосклонен. Мотивов почему он так ненавидит усатого детектива, что в одной из сцен он называет того со всей ненавистью уродом, что я даже опешил, перематывал, думал он о маньяке с такой злобой говорит, я не нашел. У героя Пачино столько, если не понтов, то требований к окружающим. Всем видом показывает, что местные детективчики и рядом не лежали с такой персоной как Уилл Дормер. А сам старый дед чудит просто каждым своим действием. Начиная с главного «фейла» который отчебучил старый дед (теперь я так буду называть героя Пачино в дальнейшем в рецензии), вокруг которого (фейла) и крутится пол сюжета. И отмечу, этот «фейл» он совершил тогда, когда ещё пресловутая бессонница с его героем ещё и не успела начаться. Заканчивая тем, что по легенде его персонажа он и в своем городке чебучил/начебучил что не отмыться. В общем, в конечном итоге имеем главного протагониста, который не симпатизирует и во всю отталкивает своими действиями, поведением, характером. Может так и было задумано? Есть первоисточник? Я этого не знаю, я сужу эту картину с этими героями и актерами. Актеры… следующий попадает под мое нелестное мнение — Робин Уильямс. Принято хвалить его работы, по известно какой причине, и удивляться его драматическим ролям. Ну второго я делать не буду, потому как ещё со времён «Пробуждения» его помню, с новой стороны он мне не открылся. А первое делать не буду, потому как для меня Робин, конкретно в этом фильме — лютый мискастище. Сцена диалога/переговора между двумя героями на пароме — это такое «рука лицо»… Сам персонаж тоже невнятный. По началу он секретный, хитрый и вдумчивый в разговорах по телефону с детективом Дормером. Он знает сколько тот дней не спал, он проявляет интеллект. Потом он, как его личность рассекречивают, предстает уже таким малодушным, слабым человеком. Потом этот слабый человек проявляет недюжинную физическую силу и прибегает к оружию. Я не понял что из себя представлял герой Уильямса, но сыграл он его из рук вон плохо, даже если это тоже было так задумано. Что имеем на выходе. Посредственный детектив, который лично меня, и думаю не только, привлёк актерами первого эшелона и режиссером. Безликих и мерзких персонажей. Отсутствие каких либо неожиданных сюжетных поворотов, которые ждёшь не только от Нолана, но и вообще смотря детектив. Сплошное разочарование а не кино. 5 из 10
Бессонница — фильм с сильным, цепляющим сюжетом, но не вызывающий сильных эмоций. В этом фильме присутствуют все составляющие хорошего фильма, по сути, он им и является. Но сейчас рядом с названием фильма всегда будет сказано, что это фильм Кристофера Нолана — живой легенды кинематографа. Спустя всего один фильм, и одно его имя на постерах следующих фильмов будет способно привлекать людей в кинотеатры. По сути, «Бессонница» является самым невыраженным фильмом прославленного режиссера — это единственный его полнометражный фильм, в котором он не прикладывал руку к сценарию. Этот фильм позволил разглядеть Кристоферу Нолану один из его любимых сценарных приемов — прямое противопоставление протагониста и антагониста. Это в дальнейшем будет отражено и в трилогии про Бэтмена, фильмах «Престиж» и «Интерстеллар» и т. д. Но этот прием в фильме «Бессонница» не смог бы работать без крепко написанного сценария — фильм держит в напряжении на протяжении всего хронометража, отсутствуют крупные сюжетные дыры и нелогичные решения персонажей. Действие происходит на Аляске — невероятно живописном месте, и оператор Уолли Пфистер, который еще снимет большинство фильмов Нолана прекрасно справился со своей работой. Актерский ансамбль в «Бессоннице» великолепен. Тройку центральных героев составляют уже оскароносные на тот момент актеры — невероятно харизматичный Аль Пачино, пробирающий на эмоции в каждом фильме Робин Уильямс и приятная на вид Хилари Суэнк. Последняя из тройки не особо блещет, ведь два культовых актера смогут затмить кого угодно. Весь сюжет работает для того, чтобы проникнуться персонажем Аль Пачино — детективом полиции Уиллом Дормером. Положение, в которое он попал не оставит никого равнодушным, это точно. Эта история не о хорошем человеке, который попал в беду, а о человеке, который на самом деле уже не знает кто он на самом деле. Понимает прославленного детектива лишь персонаж Робина Уильямса, который и ставится в прямое сравнение главному герою. И детективу предстоит решить для себя решить какой же он человек — хороший или плохой. Наличие бессонницы (обусловленной некой причиной), и, следовательно, мук совести не говорит о сути человека, будь он психопатом или бравым полицейским. Каждый уверен, что он хороший человек, но так ли на самом деле — очень большой вопрос. В сюжете присутствует молодая сотрудница полиции в исполнении Хилари Суэнк, идеалистка и большой поклонник деяний Уилла Дормера — она служит моральным компасом для героя Аль Пачино, но, как ни странно, она параллельно с ним совершает тот же самый выбор. Параллельно с ними ответ могут попытаться дать и зрители, но финал в любом случае поразит каждого. Этот фильм не вызывает бурю эмоций, он задает сложные вопросы каждому зрителю. В будущих лентах Нолана он продолжит задавать вопросы, касающихся природы человека, но уже с помощью собственных сценариев, основанных на научно-фантастических концептах, режиссер своими сюжетами будет вызывать и радость, и слезы, и восхищение. Но этот фильм этого не делает, у него другая задача. В основном все негативные рецензии были составлены людьми, посмотревшими оригинал (фильм является ремейком норвежского фильма «Бессонница» 1997г.), поэтому поклонникам скандинавских триллеров следует обратить внимание прежде всего на оригинал. Рекомендую этот фильм фанатам Аль Пачино, Робина Уильямса, Кристофера Нолана. Не ждите крышесносных сюжетов, которые вы могли видеть в более поздних фильма режиссера. Здесь вы увидите другого Кристофера Нолана, и он вас не разочарует. 8 из 10
Вначале посмотрел норвежский (изначальный) вариант 1997 со Стелланом Скарсгардом в главной роли, потом данный американский ремейк для сравнения. Оба неплохи, в обоих есть как свои плюсы, так и минусы, но в целом мне — субъективно, естественно — европейский оригинал понравился больше, несмотря на великолепную игру Аль Пачино и Робина Уильямса в этой версии. Европейский, хоть и кажется более серым и скучным, в целом вышел более атмосферным, реалистичным и человечным что ли. Главный герой там — тот же детектив, но при этом — обычный человек, запутавшийся в себе и в ситуации, со своими слабостями и тараканами, в американской же версии герой Аль Пачино — просто суперкоп, всех поучающий и наставляющий, такой образец для подражания, при всех плюсах его игры это раздражало. Хоть и штатовская «Бессонница» выглядит безусловно гораздо дороже, зрелищнее и в целом драйвовее, но этот лоск показался мне каким-то искусственным, ненастоящим что ли — как искусственный загар. Ну и финал, конечно. Не буду спойлерить, кто смотрел обе версии, тот поймёт. Как говорится, каждому — своё. Известно ведь, что в Америке специально переснимают иностранное кино для внутреннего потребления, т. к. там смотрят в основном только своё и плохо воспринимают чужое. Не хочу делать никаких обобщающих выводов, но в данном случае норвежскому варианту я поверил больше, чем американскому. 7 из 10
Не знаю, как для других, а для меня это лучший фильм Кристофера Нолана. Да, именно он снял ту самую нашумевшую трилогию о человеке в костюме летучей мыши, да, у него есть фильмы о потере памяти и вторжении во сны, которые, быть может, более популярны у зрителей… Но именно «Бессонница» лично для меня стоит особняком в творчестве этого режиссера… Посреди тихих пейзажей Аляски было совершено убийство молодой девушки, и для его расследования из Лос-Анджелеса вместе с напарником прибывает главный герой фильма в исполнении Аль Пачино… Но герой ли? Детектив мучается бессонницей — так бывает, пока не пройдет акклиматизация, дело обычное… Или всё же нет? В чем причина неспособности уснуть — внешние раздражители или всё же беспокойное состояние духа? Неспокойная совесть? Оправдывает ли цель средства? Что будет, если из благих побуждений пойти на преступление? Не придется ли закрывать одну ложь другой, еще большей, не породит ли это слишком длинную цепочку преступлений, не будет ли этого слишком много для нравственного начала порядочного, в общем-то, человека? Фильм держит от начала до конца, и когда случается развязка, остаёшься в неком состоянии успокоения. Нет, послевкусие от фильма не грустное, а скорее настраивающее на размышления. Где грань, за которой поборник закона сам становится преступником? Не приведут ли благие намерения к попаданию в сеть лжи и самообмана? Для Робина Уильямса, теперь уже покойного, участие в этом фильме — одна из немногих серьезных ролей, и справился он со своей ролью достойно… Извечная трагедия «клоунов с серьезными глазами» состоит в том, что приучив людей воспринимать себя в качестве источника веселья и клоунады, сделав на этом свою карьеру, трудно уже их уверить в своем драматическом таланте… Таким актерам зачастую просто не дают серьезных ролей, и аудитория не всегда готова видеть их в ином амплуа. Так было с нашими любимыми советскими актерами — с тем же Вициным, Никулиным…Так оно везде… … Возвращаясь к фильму, скажу лишь, что кино это не развлекательное, и оно вряд ли понравится любителям поп-корновых блокбастеров, насыщенных и перенасыщенных пиф-пафами, бабахами и сомнительным порой юмором; это детективная драма — гнетущая, атмосферная, в красивых естественных природных декорациях, с психологической игрой между антагонистом и протагонистом, с преступлением и его искуплением, с шантажом… и правильным выбором, который сделать никогда не поздно. 10 из 10
Вступление Будучи поклонником творчества Кристофера Нолана, просмотрев все его фильмы, в том числе такие, как «Начало» и чуть менее удавшийся «Тёмный Рыцарь», не мог пройти мимо «Бессонницы». Достоинств у данного фильма много, и они перевешивают даже некоторые странности в поведении главного героя. Правда, их ещё можно объяснить и характером персонажа, и объяснение это будет приведено ниже. 1. Сюжет фильма первоначально напоминает детективный и довольно просто: Дормер- полицейский из крупного города, (Лос-Анджелеса) вместе с напарником вызван для расследования убийства на Аляске. Простота быстро сменяется непредсказуемостью, когда выясняется, что напарник Дормера встал ему поперёк дороги. Когда убийц становится двое, фокус внимания окончательно смещается на Дормера. Фильм получился очень динамичным и атмосферным, происходящее держит в напряжении и вызывает у зрителя (как минимум, у автора рецензии) интерес: до самого конца непонятно, чем всё закончится. Глядя на Дормера, понимаешь, что при всей своей наблюдательности и интуиции он крайне уязвим, и даже откровенно посредственный человек, каким является убийца, способен на него давить. Помимо непосредственно событий и связанной с ними интриги, в фильме также есть идея: затрагиваются небезынтересные вопросы. Случайно ли напарник Дормера был убит? А если и да, то как сыщик отнёсся к его смерти? Такие, казалось бы, простые вопросы, но ответ на них позволяет понять сущность человека, его принципы, то, чем он живёт. Важны не законы, запрещающие убивать — это только внешний фактор, а то, что происходит в душе убийцы. Бессонница — символ мучений человека, который случайно (?) стал тем, против кого боролся. Актёрская игра Аль Пачино в главной роли привычно высокого уровня. С остальными не так блестяще: девушка-детектив, являющаяся, по идее, важным персонажем, скуповата на эмоции, преступник слишком уж улыбчивый и интеллигентный (нельзя сказать, что это плохо, но немного чрезмерно), это напрягает даже в финальной сцене. Пейзажи Аляски показаны хорошо и уместно. Климат и местность, в которой разворачиваются события, играет важную роль в происходящем, в какой-то мере спасая Дормера от разоблачения коллегами. Кроме того, они добавляют реализма: чего стоит сцена с погоней за убийцей, где Дормер оказывается в воде! Подытожив, можно сказать, что «Бессонница» — качественный детективный триллер с элементами драмы. Рекомендуется к просмотру всем любителям этих жанров!
Это самый «обычный» фильм режиссёра. Здесь нет реверсивного повествования, по-английски элегантных костюмов, скрытых смыслов и всего такого прочего. Тем не менее, «Бессонница» — это грамотный психологический триллер, способный с замиранием сердца заставлять ждать финала. Этому не мешает даже общая тягучая атмосфера происходящего. Неонуар как он есть. Ещё стоит отметить, что картина эта — ремейк одноимённого норвежского триллера. Осознание этого факта даёт понять, откуда столько туманов, скал и таинственных убийств вкупе со сложно прописанными характерами всех без исключения персонажей. Особенно в плане актёрской игры отметились, конечно же, главные звёзды фильма — Аль Пачино и ныне покойный Робин Уильямс (в самой нетипичной для себя роли, кстати). Их актёрские работы можно смело сохранять как эталонные в жанре. Очень здорово вышло. Специально не говорю ничего о сюжете, дабы не заспойлерить тем, кто ещё не видел. Фабула очень и очень хороша, интригует практически с первых минут, так что не проморгайте нить сюжета, в картинах Нолана это главное. Смотреть стоит, как нечто сугубо нолановское не воспринимается, порой вообще забываешь, что это снимал всем нам известный англичанин.
Маленький городок вдали от цивилизации, мрачная атмосфера и холод, проникающий прямо в душу. Убийство юной девушки и старый полицейский со скелетами в шкафу. Шикарный актерский состав и противоречивая история о том, что не все случайности случайны и не все преступления так уж плохи, ведь порой, в нашем сложном мире, чтобы поступить правильно приходится нарушать закон. Вот из чего состоит триллер Кристофера Нолана «Бессонница». Фильм притягивает своей мрачностью. Здесь нет ярких цветов или теплого солнца — это царство снега и тумана. Перед нами необычный детектив, в котором главная цель — разоблачение преступника. В нашем случае расследование — лишь ключ, помогающий лучше понять душу главного героя. Что такого ужасного натворил опытный и всеми уважаемый детектив? За какие грехи его выдернули из уютного Лос-Анджелеса и отправили к черту на куличики расследовать ничем непримечательное убийство юной девушки? Почему у детектива Дормера напряженные отношения с напарником, а в глазах то и дело мелькают обреченность, злоба и чувство вины? Все эти вопросы куда интереснее, чем банальное, кто убийца? Сюжет можно разделить на две части. Первая — это обычный поиск преступника, который мы можем увидеть в любом детективном сериале. А вот второй акт нашей пьесы куда интересней. В нём герой вычисляет преступника, но определенные обстоятельства вынуждают Дормера пойти на контакт с убийцей вместо того чтобы сразу отправить его за решетку. Именно взаимоотношения детектива и преступника являются главным украшением истории. В первую очередь это заслуга двух великих актеров. Аль Пачино и Робин Уильямс сыграли блестяще. Диалог на пароме завораживает, а от сцены допроса мурашки бегут по телу. Пачино в очередной раз доказал силу своего актерского дара. Этот человек способен выдать широчайший спектр эмоций при помощи одной лишь телефонной трубки. Уильямс впервые за свою долгую карьеру сыграл по-настоящему отрицательного персонажа и справился блестяще. Пусть этот фильм не является чем-то новаторским и гениальным, но мне было интересно на два часа погрузиться в мир неоднозначных преступлений и человеческой психологии. P.S. Кристофер Нолан в очередной раз оправдал мои ожидания. 9 из 10
Аль Пачино без сомнений один из самых актёров современности, который уже на протяжении почти 50 лет радует зрителей своей шедевральной игрой… Фильмы с его участием ты смотрешь с особенным вдохновением, потому что ожидаешь опять увидеть эту мимику, эти эмоции. Но… Бессонница меня лично разачаровала. Не в плане того, что фильм плох или слаб… Нет, здесь скорее проблема в том, что ждёшь от него намного большего, чем он, фильм, может себе предоставить. Весь сюжет крутится вокруг детектива из Лос-Анджелеса, которого вместе с напарником отправляют в небольшой городок в Аляске, где он должен провести расследование по поводу убийства17-летней девушки. В связи с трагическими обстоятельствами погибает его напарник, а вечный день ему не даёт покоя, от чего персонаж Аль Пачино начинает страдать бессонницей. Актёрская игра неплоха, но от каста фильма, а точнее от имён, ждёшь намного большего. Аль Пачино, Робин Уильямс и Хилари Суэнк — это без преувеличения актёры мирового масштаба, но в «Бессоннице» ничего особенного ты от него не увидешь. Ещё одна серьёзная проблема фильма состоит в том, что он ужасно предсказуем. Как по мне, кинолента, которая является представителем жанра триллеров, должна быть неожиданной с огромным количеством сюжетных поворотов и моментов, меняющих на 90 градусов ход событий. Здесь, к сожалению, этого мы наблюдать не можем. Уже через 15 минут зритель понимает «Кто есть кто». Фильм Кристофера Нолана неплох, но для эпохального режиссёра, снявшего много фильмов, которые стали классикой, «Бессонница» явно не дотягивает! 6 из 10
Русскоязычный трейлер к «Бессоннице» Кристофера Нолана черным по белому гласит — жанр фильма не детектив и даже не триллер — это психологическая драма! Это картина для вдумчивого и внимательного зрителя с неторопливым течением сюжета, содержательными диалогами и философским подтекстом — кто хочет аттракцион мелькающих картинок с расчлененкой и морями крови — проходим мимо. — Всё имеет смысл. Маленькая ложь, маленькое правонарушение. Человек выдаёт себя в мелочах. Их не стоит недооценивать. В «Бессоннице» Нолан проводит зрителя по тёмным лабиринтам души своих героев и делает это на подсознательном уровне, добавляя кучу мелких деталей, подсказок, которые очень тонко и четко делают своё дело в фильме и если ты зритель, смог их уловить и расшифровать — вот в этом самый кайф и в этом смысл его картин. Сон во сне, как в фильме «Начало» или заковыристый «Помни». «Бессонница» — это третий фильм Нолана, который принято считать всего лишь «репетицией», где он разогревался доводя до идеала и оттачивая своё мастерство. Но это колоссальное заблуждение! Картина намного интересней, при ближайшем рассмотрении и глубже по замыслу и идее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь важно слушать внимательно, то о чем говорят герои и запоминать каждую деталь, даже каждое движение персонажей ибо в этом скрыто понимание их действий и поступков и всего того, что происходит у них внутри. Nightmute — название городка в котором развернулись события фильма. В переводе — ночное безмолвие или ночная тишина. Всё от начала и до финальных титров — это ребус, который замаскирован под обычный среднестатистический ничем ни примечательный детективный сюжет с убийством и маньяком. Особая атмосфера всегда присутствует во всех фильмах Нолана, но вот в «Бессоннице» — это просто погружение в тягучее и липкое что-то, что как туман окутывает тебя и убаюкивает, пытаясь усыпить бдительность и сбить с толку… Великолепнейшие пейзажи сказочной природы Аляски (чего стоит только дом у ледника Финча) снял на натуре талантливый оператор Уолли Пфистер, а совершенно неземной саунд Девида Джулиана вместе с этим создаёт шикарную нужную атмосферу, чтоб окунуться в нее с головой на 2 часа хронометража вместе с героями. «На Аляске живут два вида людей, те кто здесь родились и те, что приехали сюда, что б забыть прошлое. Я здесь не родилась.» Диалоги выверены до единого слова. В каждом — свой смысл и готовая цитата. Так цель оправдывает средства? Кто и как сможет на это ответить? Нолан ведет со зрителем диалог при помощи персонажей своих фильмов. Он не даёт ответы, а задаёт вопросы, те которые мы сами боимся себе задать. Этим заставляя задуматься о многом в своей жизни. Как теперь выпутаться из это? Что предпринимать дальше? И Дормер всё больше и больше погружается в этот мрак. Свет или тьма? День или ночь? «Белые ночи», подчеркивают и усиливают эффект его внутренней борьбы, то как он пытается переходить то на одну, то на другую сторону. - Здесь так чертовски светло. - Нет. Здесь темно. Игра со светом в картине поражает. Все время Дормер мучается от этого, он «закрывается» от света, как в прямом так и в переносном смысле (заклеивает скотчем, опускает штору) свет струиться из всех щелей в комнате отеля. Он хватает все, что попадаются под руку вещи и закрывает этим окно, как только можно стараясь избавиться отгородиться, но свет проникает даже через малюсенькие отверстия сводя его с ума. - Ты хороший человек, только ты забыл об этом. Мощный финал картины… и снова вопрос. Могло ли всё закончиться для героев по другому? А может это лишь сон и ничего на самом деле не происходило, а их самолёт всё еще летит где-то над бескрайней ледяной пустыней Аляски? Любой может оступиться, но не каждый может с этим жить. Потому, что когда ты преступаешь черту, однажды ступив на «тёмную сторону», даже руководствуясь благими намерениями, то тьма проникает в тебя и остаётся внутри навсегда, поджидая удобный момент, чтобы нанести очередной удар. Тонкая грань между добром и злом — вот это суть фильма. Извечная, многовековая борьба и выбор, который каждый из нас делает ежеминутно… 10 из 10
Так случилось, что только сейчас я смог добраться до, не побоюсь этого слова, шедевра одного из самых влиятельных режиссеров современности Кристофера Нолана. И после просмотра я пожалел только об одном — что этот фильм прошел мимо меня раньше. «Бессонница» — самый что ни на есть первородный триллер, который притягивает своей простотой, причем в хорошем смысле этого слова. На первый взгляд — это простая история о простых, но в тоже время «крутых» копах, которые расследуют очередное преступление. Однако, чем дольше погружаешься в атмосферу и повествование фильма, тем лучше понимаешь, что душа главного героя скрывает в себе ни одного демона, которые давят на него, лишают покоя и сна, а одно трагическое событие и вовсе вырывает их на свободу после чего повествование переворачивается с ног на голову, и банальная история о розыске преступника превращается в психологический триллер о полицейском, загнанном в угол своими внутренними страхами, запутавшегося в себе и в своих идеалах. Также притягивает простота подачи истории, благодаря которому проникаешься фильмом полностью. Он не перегружен, четко выстроен, а режиссер и сценарист очень тонко чувствуют переживания и интерес зрителя. Фильм насквозь пронизан идеей верности своим идеалам и принципам даже тогда, когда ты стоишь на краю пропасти, а также идеей невозможности бегства от самого себя и своих демонов — от них нельзя скрыться, им нужно дать бой. И пусть он будет заведомо проигрышным — главное остаться верным самому себе. Это очень хорошо показано в одной сцене ближе к концу фильма (которая, на мой взгляд, является его квинтэссенцией) — в момент, когда герой Аля Пачино так медленно и вдумчиво берет свой жетон полицейского с тумбочки, в его действия читалось только одно — человек все для себя решил. В такой момент понимаешь то, как закончится этот фильм и это прекрасно. Львиная доли успеха этого фильма лежит также на плечах актерского ансамбля: Аль Пачино в роли прожженого полицейского просто великолепен. Наверное, эту роль смогли бы сыграть и другие актеры, но Пачино со своим взглядом уставшего, но сильного и уверенного в себе человека настолько меня впечатлил, что иных актеров в этой роли мозг категорически отказывается представлять. Робин Уильямс меня покорил! Да, он прекрасен во всех своих ролях, но именно здесь понимаешь, насколько он многогранен — его роль сыграна настолько утонченно, насколько это вообще возможно. 10 из 10. Также хотелось бы отметить Хиллари Суонк, в роли аляскинского копа, чей детективный талант не может полностью раскрыться в тихом и спокойном городке. Подытоживая все вышесказанное хочу сказать, что такого простого, но такого крепкого фильма я давно не смотрел. 10 из 10 P.S.: «Не изменяй себе…»
Картина начинается с капель крови, которые кто-то втирает в рубашку. Что ж, начало интригующее, но к сюжету оно пока не имеет никакого отношения… Детектива Уолтера Дормера (Аль Пачино) вместе с его напарником Экхартом отправляют из Лос-Анджелеса на Аляску расследовать убийство школьницы. Местный молодой детектив Элли Бур (Хилари Суонк) помогает в расследовании дела и на лету схватывает совет Уолтера про внимательность к деталям. Поначалу все похоже на обычную и немного приевшуюся историю про скрытного убийцу и умного детектива, но тут при неприятных обстоятельствах погибает напарник Уолтера. Знал об этом только Уолтер, как он думал сам, но позже выяснилось, что убийца девочки тоже оказался в курсе происходящего. И вот тут начинается игра: это фильм не про «кто тут убийца», а про то, что же сделает детектив в условиях тяжелого выбора, предоставленного ему этим самым убийцей, которого мы быстро узнаем. На Аляске в это время года никогда не темнеет, и непривыкшему человеку тяжело уснуть. Особенно, когда ему предлагают сделку с совестью. Аль Пачино великолепен. Уж столько фильмов с ним пересмотрено, что, кажется, знакомы с ним лично, а он не перестает восхищать своей актерской игрой. Он отлично показал характер прожженного жизнью детектива, который не поддается на наглый и провокационный тон. В этом с него даже можно брать пример в жизни. Глубокий персонаж, стоящий перед собственной моральной дилеммой. Робина Уильямса (Уолтер Финч) привычнее видеть в роли добрых чудаков, нежели злодеев, однако здесь мы видим не агрессивного преступника, а, напротив, романтичного писателя, не очень уверенного в себе и с милой улыбкой. Диалоги в фильме наполнены смыслом в такой степени, что их можно растащить на цитаты. Холодные пейзажи Аляски олицетворяют, как одинок человек, когда его томит бессонница. «Как будто на всей планете больше нет ни души». Возможно, за эту мрачную атмосферу я и уберу 3 балла — ни одного светлого момента в картине, ни минуты, чтобы перевести дыхание. Главный посыл фильма заключается в том, что если цель стоящая, она оправдывает средства. И нужно идти к ней и не изменять себе. 7 из 10
Кто бы как не относился к Кристоферу Нолану, но отрицать то, что он один из самых талантливых режиссеров поколения — глупо. На данный момент он является несомненным гарантом качества. Но на момент выхода фильма «Бессонница» его знали только как режиссера отличного триллера «Помни», поэтому ему нужно было закрепить успех. И, на мой взгляд, Нолану удалось это сделать. Сюжет в этом фильме довольно небанальный: старый детектив Дормер (Аль Пачино) приезжает в Аляску, чтобы расследовать убийство 17-летней девушки. В ходе расследования он совершает то, что будет его преследовать всё оставшееся время. Им постепенно овладевает бессонница и манипуляции убийцы, сбивающие с толку детектива. Далее сюжет нам даёт интересные ходы, за которыми довольно увлекательно наблюдать. Стоит отметить, что с увеличением бюджета фильма у Нолана появились актеры первоклассной величины (Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк). Все они отыгрывают хорошо, а видеть Уильямса в роли злодея хоть и необычно, но очень захватывающе. Их дуэт с Пачино заставляет этот фильм играть новыми красками. По поводу режиссуры все отлично, так как Нолан мастер своего дела. Отдельно хочу заметить, что пейзажи Аляски в этом фильме просто великолепны. Они добавляют фильму необходимой атмосферы. Я считаю, что фильм достойный представитель детективного жанра, однако каждый для себя сможет найти и достойную драматическую составляющую. Мне, например, было интересно наблюдать за жизненной драмой детектива и за его терзаниями совести. 8 из 10
Нолан — один из немногих выдающихся режиссеров современности, чью фильмографию хочется открывать для себя постоянно, находя все новые и новые грани его творчества. Собственно, Инсомния не стала исключением, несмотря на то, что данная картина не обрела той масштабной популярности, которой обладают другие его, не побоюсь этого слова, шедевры (чего стоят только «Престиж»/«Начало»/ и да простят меня все хейтеры, но это лучший его фильм «Интерстеллар»). Говоря о триллерах Нолана, которые можно сравнить с Бессонницей, на ум приходит его предыдущая работа Memento («Помни»), и хотя, здесь повествование ведется последовательно, а не в обратном порядке, все же пресловутые нолановские флэшбеки и отсылки к прошлому и здесь заставляют нас погружаться все глубже и глубже в подсознание героев и ощутить на себе как можно точнее все их переживания и муки совести. Еще большую атмосферность происходящему на экране придает и аномалия здешних мест: герои находятся на Аляске, в городе, в котором в это время года не наступает полярная ночь. Это ощущение «бесконечного» дня рождает чувство потерянности во времени и подчеркивает внутреннюю борьбу героя со своими мыслями. Аль Пачино и Роберт Уильямс,вне всяких сомнений, наиболее точно передали образы своих персонажей и тем самым добавили фильму визуальное наслаждение от просмотра. Герои, которые априори должны находиться по разные стороны баррикад — детектив и преступник, кажется, имеют много общего и в какой-то момент это осознают. Оправдывает ли цель средства? Можно ли поступиться своими принципами ради её достижения? И как далеко может зайти человек, обманывающий прежде всего самого себя? В целом, фильм рекомендован к просмотру, хотя бы для того, чтобы добавить еще одно произведение в коллекцию фильмов Кристофера Нолана, несмотря на то, что это, безусловно, не лучшая его работа, но тем не менее внимания заслуживает. 7 из 10
Только недавно впервые посмотрел такую хорошую картину мэтра-режиссёра Кристофера Нолана, с Аль Пачиной, Робином Уильямсом, Хилари Суонк в главных ролях. Бессонница — бич 20-го и последующих веков, пока люди не постигнут тайны подсознания, только тогда она будет побеждена. Этим недугом страдает превалирующая часть населения Земли в той или иной форме. Хорошие цитаты из данного фильма про бессонницу: «Ужасное время ночь — слишком поздно для вчера, слишком рано для сегодня. «Во время бессонницы очень одиноко. Кажется, будто на этой долбаной планете нет ни души». В этом фильме есть хорошая фраза-причина этого недуга, сказанная Элли Бёрн в исполнении Хилари Суонк, полицейскому Уиллу Дормеру в исполнении Аль Пачино, что «бессонница — есть следствие резонанса со своей совестью» (смысл таков). А вот проблемы со своей совестью — основные проблемы главных героев: полицейского Уилла Дормера и подозреваемого Уолтера Финча. Бессонница — есть наказание человеческой природы за их деяния, мысли, чувства, отношения к тем или иным вещам. Безусловно, «проблемы» с совестью не являются единственной причиной бессонницы. Это может быть и наличие внахлёст «синдрома отличника» или гипертответственности, коим в полной мере обладает полицейский Уилл Дормер (важность в мелочах). Как он учил свою напарницу Элли Бёрн: «мелочь — важная штука» или «не сбрасывайте мелочи со счетов, никогда, изучайте их». Преподнести зрителю это состояние постоянной бессонницы легло на плечи талантливого Аль Пачино, и он это состояние передал в своей, но верной интерпретации. Ведь у каждого, она может проявляться в разных формах. Погоня полицейского Уилла Дормера за предполагаемым преступником в тумане символизирует поиски ответов на вопросы у себя в подсознании, так как туман — это и есть подсознательная часть мозга. И именно здесь происходят основные преступления: против себя, против других, именно здесь решаются все задачи человека. Поэтому эта сцена очень символична для фильма, и благодаря ей, мы понимаем, что всё действие картины, по своей сути, происходит в подсознании конкретных людей — в их тумане. Этот фильм также поднял на суд общественности вопрос соблюдения полицейскими тонкой грани законности сбора доказательств для предъявления обвинения подозреваемому, чтобы уголовное дело в последующем не «развалилось» в суде по формальным основаниям. Как раз, здесь и вступает в игру её величество Совесть. 9 из 10
Довольно-таки неплохой триллер с интересной идей, которая, что говорить, так сладка, что пчёлы на неё летят, а кого не заинтересует гениальный детектив и умный убийца, один из которых окажется в той же ситуации, что и второй? Поэтому-то режиссёры, сценаристы не стали проворачивать любимый трюк, решив отойти от сюжетной постановки, где умный детектив, ловит такого же непростого во всех отношениях убийцу с какой-то совершенной идей, — была здесь пренебрежена. Фильм, чисто для вас, откроет маленькую истину, что любая мелочь — очень важная штука. Что-то проглядел, всё, на том и карточный, умело выстроенный домик, рушится. К минусам, до послевкусия, я хотел отнести смазанную концовку, которая, на мой взгляд, тогда всё и портила, но, подумав, отойдя от переполняющих меня эмоций, я понял, что, грубо говоря, путь к искуплению — будет таков. И даже теперь считаю, что если бы всё закончилось тривиально, как во многих второсортных фильмах, это бы напрочь испортило задумку. Поэтому-то, везунчики, что собираются только смотреть, не спешите с выводами, лучше подумайте, а вдруг это — наилучший финал.
Опытный детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) приезжает с напарником на Аляску на расследование убийства юной девушки. Он начинает достаточно профессионально вести расследование. В начале фильма от него исходит спокойная, даже флегматичная уверенность в себе, которая возникла возможно от большого опыта — тридцать лет работы. Однако вскоре погибает напарник Дормера. И только двое знают истинную причину его гибели, включая самого Дормера. Затем с Дормером начинает происходить самая непредвиденная неприятность, против которой оказывается не в силах совладать ни его опыт, ни знания, ни самоуверенность — это бессонница. Внешняя причина бессонницы — начавшийся на Аляске сезон белых ночей, когда темноты ночи нет. Однако это возможно всего лишь вершина айсберга. У бессонницы часто существует внутренняя психологическая причина. Существует нечто еще, что лишает сна — внутренние переживания, муки совести, психологические страдания. И это — случай Дормера. С прошлым у него не все не так гладко, как хотелось бы. И герой сильного, жизнестойкого, с огромной внутренней энергетикой Аль Пачино, воплотившего все это в образах Майкла Карлеоне (трилогия «Крестный отец»), Тони Монтана («Лицо со шрамом») в этом фильме «Бессонница» оказывается уязвимым, измученным внутренней дисгармонией, итог которой — бессонница. «Но бессонница — это же ерунда» — скажет тот, кто никогда не испытывал этого состояния, не сталкивался с ним. Тотальная бессонница, когда невозможно заснуть полностью всю ночь — вещь ужасная. ужасная. Уилл Дормер сталкивается именно с такой формой бессонницы — он не может заснуть ни одной секунды за всю долгую темную и бесконечную, как вселенная ночь. Аль Пачино абсолютно точно сыграл, передал все то состояние, которое испытывает человек, когда на часах полпятого утра, завтра с раннего утра полный рабочий день, а человек не заснул ни на секунду! Всю ночь пролежав на кровати, не сумев обрести гармонии. Аль Пачино точно сыграл, что чувствовать человек на следующий день, когда он должен быть выспавшимся, полным сил и энергии, а что что происходит с ним — усталость, вялость, взгляд. Все точно. И его никто не может понять, того бесконечного одиночества, темной бессонной ночи с тысячью мыслей. Никто? Нет, это не так. Есть один человек в этом городе, который тоже не может заснуть по ночам. Это тот второй, кто знает истинную причину гибели напарника Дормера, тот, кто знает все о далеко не безоблачном прошлом Дормера, единственный, кто сумел понять глубину Дормера настолько сильно, что позволил себе шантажировать детектива. Кто же он этот второй, которой не спит по несколько ночей подряд. Человек, который понимает, что во время бессонницы, человеку очень нужен собеседник. В фильме тонко, психологично передана вся суть тех, кто страдает бессонницей, тех, для кого одним из главных вопросов в жизни становится: «Сможет ли он сегодня заснуть?», тех, для кого самое главное желание в жизни сформулировано в словах все того же Аль Пачино в образе Дормера в финале фильма: «Я хочу спать» 10 из 10
Завершен просмотр очередного фильма Кристофера Нолана. После «Интерстеллара» смотреть было непривычно, но свою наблюдательность от этого я не снизил. А наблюдать было за чем, особенно за личностью главного героя Уилла — его характером, поведением, вниманием… Я не любитель триллеров с мрачной музыкой и присутствием убитых людей в процессе картины. Но любопытство к работе Нолана стало причиной нового взгляда на подобные фильмы. «Бессоница» — фильм о том, как далеко может зайти запредельно решительный и уверенный в своей правоте человек. О том, как ловко можно управлять людьми, которые менее наблюдательны, менее решительны, менее вооружены нужной информацией, чем ты. Несмотря на обман Уилла своих соратников, главный герой вызвал у меня высокую симпатию. Уилл бесстрашен и от того уверенно общается со всеми и видит всех насквозь. Он безумно внимателен, замечает каждую деталь и раскрывает дело, словно не спеша собирает увлекательный пазл. Говорит только по делу, гибок в мышлении и имеет продвинутые лидерские качества, что помогает ему успешно двигаться к своей цели. В глубине души я был уверен, что Уилл доведет дело до конца, справится с Уолтером и наконец то выспится. Но в этом и весь Кристофер Нолан — настоящий мастер неожиданных финалов своих картин, за что ему низкий поклон. 8 из 10 Достойный того, чтобы посмотреть и смоделировать хотя бы несколько качеств Уилла, чтобы стать немного лучше себя, который был до просмотра фильма.
В уже немаленьком списке работ Кристофера Нолана «Бессонница», пожалуй, самая малоизвестная. И это, на мой взгляд, странно, ведь фильм, без преувеличения, выдающийся. Да, здесь нет игр с реальностью или обмана зрителя, но перед нами очень интересная и немного грустная детективная история с прекрасными актерами. В центре сюжета — преступник, совершивший убийство по неосторожности и полицейский, случайно застреливший напарника. Оба терзаются чувством вины, из-за чего потеряли сон… Собственно, весь сюжет и драма крутится вокруг этих двух персонажей, постоянно снабжая нас новыми интересными подробностями и приближаясь к трагичной развязке. Естественно, в «Бессоннице» чувствуется рука мастера — Нолан, как всегда, снимает просто потрясающе. Отличная режиссура, эффектные ракурсы камеры, прекрасные декорации — все сделано по высшему классу. Отдельно хочется отметить актерскую игру Робина Уильямса и Аль Пачино. Оба исполнили свои роли просто великолепно. Кристофер Нолан — лучший режиссер современности, на мой взгляд. У него не было ни одного неудачного фильма, не смотря на то, что он снимает в совершенно разных жанрах. «Бессонница» не стала исключением — перед нами фильм, посмотреть который стоит каждому. 8 из 10