Мэнсфилд Парк Джейн Остин
- 06 ноя 1983
Начну с того, что уже примерно года три как являюсь ярой поклонницей творчества незабвенной Джейн Остин. Я прочитала все ее романы, просмотрела большинство достойных экранизация ее произведений и посему сформировала собственное мнение и об этом сериале. Мне посчастливилось лицезреть две экранизации романа Джейн Остин «Мэнсфилд Парк» - версию 1999 г. и чуть позже сериал 1983 г. Скажу сразу, что сериал мне понравился намного больше. Да, он не настолько насыщен в плане красоты пейзажей и актеров. Но как же замечательно в фильме каждый из актеров исполнил свою роль! Соглашусь с тем, что немного иначе по описаниям Джейн Остин представляла себе Фани Прайс. Она виделась мне невысокой девушкой, склонной к худобе (может быть, это мои фантазии, но, насколько я помню, у нее было слабое здоровье), очень начитанной, скромной, но весьма рассудительной и проницательной, тонко, интуитивно чувствующей истинную природу человека. Что ж, в этом отношении к актрисе есть небольшие замечания – ею недостаточно был показан глубокий внутренний мир главной героини, и немного меня покоробила ее, на мой взгляд, чрезмерная зажатость. Мои аплодисменты актрисе, сыгравшей тетушку Норрис – замечательно показан ее корыстный характер наряду со стремлением угодить «нужным» людям. Также не вызывает нареканий образ сэра Томаса – настолько аристократичный и рассудительный. Очень отчетливо в сериале показан тот момент, когда он вдруг замечает все достоинства Фанни и начинает проявлять большую заботу о ней. Отдельная похвала актерам, сыгравшим Марию и Генри Кроуфордов. Генри Кроуфорд – вот уж воистину хитрый и расчетливый сердцеед, весьма харизматичный и уверенный в себе! Мария Кроуфорд также показана девушкой весьма приятной внешне, образованной, умеющей поддержать разговор, леди, которой не отказать во вкусе как в отношении выбора туалетов, так и в отношении выбора мужчин, впрочем также ярко в образе этой героини показана двойственность характера – скрытый и открытый эгоизм («Вы должны простить меня, Фанни, я, конечно, эгоистка, а эгоизм надо прощать…»), отношение к нравственности лишь как к внешним условностям, а не как к наивысшей ценности в жизни человека. К актеру, сыгравшему Эдмунда Кроуфорда, тоже практически нет претензий – выглядит уверенно, рассуждает здраво, в сериале четко показана его главенствующая роль в воспитании Фанни, в формировании ее суждений. Он действительно для нее поначалу лучший друг, но с пометкой – СТАРШИЙ друг. Немного переигрывает актриса, исполнившая роль леди Бертрам – говорит чрезмерно апатично, растягивая слова, и все время сидит на диване – хотя, возможно, так оно и было, а я немного подзабыла образ этой героини? Ну и, конечно же, чуть не забыла, родители Фанни. Роль матери Фанни показана, на мой взгляд, очень верно, - усталая от семейных забот женщина, бывшая некогда дворянкой, аристократкой, тем не менее не утратившая способности правильно принимать гостей из «высшего» общества (это я про внезапный приход Генри Кроуфорда). Актер, сыгравший отца Фанни, по моему, играет чрезмерно глупый персонаж (такое впечатление, что у него в мозгу на самом деле две извилины – одна отвечает за военно-морской флот, вторая – за выпивку), у него нереально красный нос (я бы даже сказала, бардовый); и читает он ужасно плохо, как будто бы закончил один класс церковно-приходской школы, а ведь наверняка это не так! Заканчивая свой отзыв, хочу сказать, что сериал, в целом, хороший, соответствует духу романов Джейн Остин, приятно порадовали длинные, по первоисточнику, монологи, яркие образы, атмосфера. Возможно, если бы мне довелось увидеть более достойную экранизацию, я бы сменила отношение к этой, но, поскольку все познается в сравнении, а сравнивать, собственно, не с чем (я о качестве, а не о количестве экранизаций), для себя считаю этот фильм лучшим. И еще: никогда не считайте, что если фильм/сериал старше, он хуже аналогичной экранизации, сделанной позже, я убедилась на собственном опыте – очень часто недостающая в более ранней постановке «красивость», позволю сказать, гламурность современных картин с лихвой окупаются отточенностью сюжета, прекрасной актерской игрой и верностью первоисточнику.
Я не хочу портить достаточно высокий рейтинг фильма красненьким цветом рецензии. Поэтому пишу нейтральный отзыв. Мне кино не понравилось. Да, оно сделано качественно. Режиссера упрекнуть почти не в чем: сюжет передан тщательно, стиль Англии 18 века выдержан, снято красиво, реалистично и без приевшегося нам выхолощенного лоска и гламура. Но неужели нельзя было нормально подобрать актеров?! Я бы простила режиссеру всех остальных. Но я так хотела после всех разочарований в других экранизациях увидеть нормальную Фанни! Актриса - кошмар. Она хуже всех виденных мною Фанни. Да, в более поздних фильмах главные героини вообще были на нее не похожи: они носились по дому, как угорелые, орали и хохотали, не соблюдали приличий, дерзили тетушкам и дяде. Но на них можно было смотреть отстраненно, не ассоциируя с книгой. Здесь же образ Фанни формально выдержан, и это печально, потому что производит он ужасное впечатление. Не такой я ее себе представляла, но теперь не могу отделаться от навязанного фильмом образа. Самый большой провал - внешность девушки. Она просто дурнушка. Трудно не смеяться, когда Крофорд превозносит ее глазки, кожу и т.д. Вот на роль Джейн Эйр эта девушка бы подошла, в книге Шарлотт Бронте как раз подчеркивается ее несимпатичная внешность. Но Фанни! Я не понимаю выбор режиссера. При этом недостатки во внешности можно было бы исправить грацией, манерой держаться. Но и здесь неудача. Фанни какая-то излишне дерганая, суетливая, торопливая. Караул. Еще мне не понравилось, что у нее все время бегают глаза, она почти никогда не смотрит на собеседника. Понятно, что так актриса пыталась передать скромность героини. Но создается впечатление, что ее душа - это тихий омут, в котором полно чертей. Неприятное чувство. Если такой себе представляла Фанни автор, тогда я понимаю, почему ее так мало любили в семье дяди - надо обладать колоссальным чутьем и пониманием, чтобы видеть хорошее в таком замкнутом, неприятном человеке. Вообще ее поведение странное - то в рот всем заглядывает (кажется, сейчас целиком туда залезет), то отворачивается и разговаривает чуть ли не резко. Ее смущение сыграно так, что больше похоже на неуравновешенность - торопливые, 'рваные' жесты, наклоненный вперед корпус тела, затравленный взгляд. Я лично представляла себе Фанни скромной и тихой, но симпатичной утонченной и грациозной барышней. А это суетливое дрожащее существо меня ошарашило. Все остальные актеры по степени привлекательности недалеко ушли от Фанни. Они поголовно некрасивы. Нормально выглядят Мария Бертрам (хотя и не ослепительной красоты, как должна быть), Том и сэр Томас. Сэр Томас, кстати, понравился больше, чем в других фильмах, он просто замечательный! Но тут он слишком добрый. Такой душевный дядечка просто не мог внушать страх Фанни и другим жильцам дома. Том очень милый, но выглядит моложе Эдмунда. Хорош оказался еще доктор Грант. Визуально он тут часто мелькает, хотя почти ничего не говорит. Я его представляла более мрачным и сварливым. Здесь же получился приятный старичок. Отдельный разговор - это мисс Крофорд. Сначала я расстроилась. Очень хотелось, чтоб такая колоритная героиня соответствовала книжной. Но внешне она получилась не красавицей, мягко говоря. Однако потом я поняла, что она интересная и необычная. На нее действительно приятно смотреть, и роль сыграна хорошо. Правда, мне показалось, что актриса должна быть моложе. И еще весь фильм я пыталась разглядеть ее прическу. Так и не поняла - у нее что, короткая стрижка?! Генри Крофорд. Он действительно похож на остеновского Крофорда. Его манера говорить, ужимки, выражение лица казались неприятными и даже немного мерзкими - думаю, режиссер и/или актер специально сделали на этом акцент. В общем, эффект достигнут - как и Фанни, я так и не прониклась к этому герою симпатией. Крофорда можно считать удачей. Но вот кто меня дико раздражал весь фильм - леди Бертрам! Уж она-то вообще должна быть самой нейтральной из всех. Ее задача - валяться на диване и никому не мешать. Но с ее 'пофигизмом' переборщили. Слишком медленно говорит (хочется ее стукнуть, лишь бы умолкла или оживилась), слишком какая-то она вся потерянная. Больше похожа на умалишенную. Если б я не читала роман, я бы подумала, что женщина не в себе, а ее полублаженный тон разговора меня бы в этом убедил. И лежит на диване как-то неправдоподобно для тех времен: выставив ступни ног в колготках на всеобщее обозрение. Меня эти ноги весь фильм смущали, неужели тогда это было приличным? И, конечно, странной была ее внешняя непривлекательность - она ж в прошлом была красавицей. А первенство по несимпатичности - у тетушки Норрис. Я долго к ней привыкала. Все время думала: как можно было так страшно загримировать вполне нормальную внешне актрису? Вообще с внешностью проблемы почти у всех главных героев. Эдмунда тут кто-то сравнил с крокодилом Геной. Джулия, как по мне, - Шапокляк в молодости. Худая и носатая. Кто-то скажет, что внешность и возраст актеров - не главное. А для меня это оказалось решающим при оценке данного фильма. Я не могу понять - если уж взялись экранизировать (да так достойно, полностью следуя книге), то зачем в таком важном моменте, как визуальная составляющая, было делать отступления? Я просто не верю, что невозможно было найти подходящих актеров - молодых и симпатичных. Насколько бы гармоничнее смотрелся сериал! Он бы стал моей любимой экранизацией. А так пальму первенства отдаю совсем паршивенькой версии - 2007 года. За прекрасно подобранных главных героев (всех, кроме Фанни).
В определенном смысле у сегодняшней Британии нет более мощного идеологического оружия, чем постановки британской же костюмной классики от компании ВВС. В последнее время они одни с неизменным успехом подпитывают остатки англомании за пределами Объединенного Королевства, а в некоторых случаях (как, например, в любезном нашем Отечестве, с извечной склонностью 'мыслящей' части его населения впадать в еврофильское чужебесие) даже отдельные, отпочковавшиеся от англомании традиционной субкультуры прозелитского толка. Подпитывают, разумеется, в первую очередь благодаря со вкусом и без излишеств подобранному, приятно-узнаваемому, на поколениях зрителей проверенному, а потому большинством любимому антуражу: изумрудным лужайкам, плющом увитым домикам викариев, без блеска богатым поместьям в парках и на холмах, здоровому цвету лиц, шляпкам, чепцам, ампирным талиям, локонам в виде спирали - всему тому, что создает тот осязаемый, несуетный, добротный художественный мир, уютнее и нормальнее которого нет, кажется, во всей мировой культуре. Справедливости ради стоит заметить, что основная когорта викторианских авторов подгонке под заданную стилистику не подлежит никоим образом (в частности, Диккенс с его ежероманными галереями 'всесословных мизераблей' от стабильности и нормальности далек бесконечно). Тем милее сердцам новых англофилов Джейн Остен, идеально вписывающаяся в Добрую Старую Англию, ВВС смонтированную и одушевленную. Именно в соответствии сформированным ВВС стандартам причина беспрецедентной популярности, выпавшей в новейшее время на долю жеманной старой девы, каких-то пару десятков лет назад извлеченной из навсегда, казалось, похоронившей ее Леты. В коллективном сознании Джейн Остен сумела вырвать титул наибританнейшего из всех британских писателей у самого Диккенса. Так мишурность подмяла под себя социальность, этикет - этику, узкосословные пристрастия разрослись до маштабов поколенческого мировоззрения. На этом фоне всеобщего пренебрежения художественными логикой, пропорциями, перспективой первая постановка 'Мэнсфилд-Парка' поражает удивительной соразмерностью первоисточнику. Она пресна, скучна и затянута ровно в той мере, в какой пресен, скучен и затянут сам роман. Авторы не прибегают ни к каким артифисам для возгонки занимательности - и правильно делают: ограниченный, но в рамках опыта и класса честный и острый ум Остен в шуме и эффектах теряется и обесценивается, 'ямочка иронии' (Набоков) не видна на густо напудренной щеке. На первый план в кино-повествовании выходят неприглядные, далекие от сентиментальности и романтики, но насущные проблемы, в тисках которых сама Остен билась всю свою жизнь: сохранение женщиной собственного достоинства в условиях унизительной зависимости от других и горькая наука сосуществования с этими не всегда удобными другими. Реалистка Остен никогда не расчищала жизненного пространства для своих героев, не выметала оттуда персонажей докучных и надоедливых, дабы героям легче дышалось - ее протагонистам всегда приходится благопристойно терпеть и без подобострастия подстраиваться, не уступая при этом ни йоты собственной личностной целостности. Принципиальность, выдержка, благоразумие -качества, обычно не пользующися особой симпатией ни у читателей, ни у критиков, - ценились ею превыше всего, а потому именно маленькая безответница (и почти ханжа) Фанни Прайс (а вовсе не горячая и ироничная Элизабет Беннет) была ее любимимым детищем. Сильвестре де Тузель удалось почти из ничего создать очень объемный образ, одновременно реабилитировав серенькую книжную Фанни, балансируя на грани запуганности и такта, забитости и скромности, холодности и сдержанности. Показательно, что волю чувствам героиня де Тузель дает себе лишь однажды - и поводом для этого служат не придирки тетушки Норрис, не пренебрежение со стороны кузин, и даже не мучительная ревность - а несправедливые упреки в неблагодарности. В этой доведенной до абсурда рациональности Фанни-де Тузель странно и непонятно трогательна - и вызывает искреннее уважение. Партнеры де Тузель - все, без исключения - прекрасно чувствуют себя в рамках остеновского паноптикума. Любовь между Эдмундом и Мэри Кроуфорд, захиревшая от нерешительности джентльмена и ненавязчиво сыгранная Николасом Фареллом и прекрасной, но, увы, очень мало снимавшейся актрисой Джеки Смит-Вуд, - оставляет после себя смешанное чувство облегчения избавления от нежелательного и сожаления о красивом несбывшемся. Внутренняя брезгливость Фанни по отношению к родной семье ранит, возмущает и в конце концов убеждает. Вялая, капризная праздность леди и снисходительное приятие ее домочадцами вызывают закономерное глухое раздражение. Фильм, как и роман, играет на очень низком эмоциональном регистре - низком, но до такой степени знакомом, житейском и обыденном, что признаваться в этом как-то совестно. Именно и исключительно благодаря этой эмоциональной честности - для своей эпохи неслыханной - Остен должна войти в анналы. В честности ее умиротворенность и ее декорум, который данная постановка подчеркнуто не путает с декоративностью. Чем выгодно отличается от всех остальных.
Несколько месяцев назад посмотрела современную экранизацию с Билли Пайпер в роли Фанни. Я пришла в самый настоящий ужас! Конечно, мне нравится Билли Пайпер в сериале 'Тайный дневник девушки по вызову', но роль Фанни - не её. Так о чем это я. А этот сериал, 1983 года, как бальзам на душу. Во-первых, актеры подобраны замечательно, они полностью вжились в роль своих героев, прочувствовали их. Особенно умиляла тетушка, которая постоянно твердила: 'Я же для вас стараюсь!', но ничего подобного я не увидела, кроме ее желания прославиться и завоевать титул благодетельницы. Во-вторых, съемка в 83 году выглядит более правдоподобной, ежели современное кино, сама атмосфера сериала, а вступление какое очаровательное! В-третьих, ненавязчивая музыка, сопровождающая сериал, прекрасно его дополняет. Отдельно хотелось бы выделить Сильвестру Ле Тузель, сыгравшую роль Фанни Прайс. Да, ее игра достойна похвал, но в романе я девушку видела немного иной. 10 из 10 За следование роману, а не за режиссерскую переделку + все выше написанное.
Слушайте, ну ясно дело, что тут все в восторге от экранизации. Должно быть, повлияло то, что последующие две оказались, по меньшей мере, странными. Эта - безусловно, от ВВС - имеет сразу несколько достоинств, чтобы назвать ее удачной. Во первых - это сериал, что уже говорит в его пользу. Многое можно лучше показать, уделить внимание персонажам, ничего не выкинув. Однако странно, что люди изначально благоговеют к костюмированным сериалам только по этим причинам. “Мэнсфилд-парк” – не самое популярное произведение Остин, наряду с “Аббатством” и “Доводами рассудка”. Как и все романы Остин, он затянут, перегружен тетушками и дядюшками, чаепитиями и накрахмаленными чепцами. Однако роман можно назвать самым реалистичным, ибо он принадлежит к позднему периоду творчества Остин. Жизнь бедняков, жесткое социальное расслоение и неприкрытая кастовость английского общества времён принца-регента. И еще рабовладение, которому в последующих фильмах уделяется почему-то много времени, хотя в романе Фанни лишь упоминает о том, как спросила об этом во время обеда. К тому же это – историческая экранизация, следовательно - стилизированная. И что до стиля, к фильму прокопаться не с чего - нет ни перебора в костюмах, ни в количестве живописи на стенах и позолоты, природа не гламурна. В общем, чувствуется дух фильма “Джейн Эйр и Тимоти Далтон”. В данном случае - в хорошем смысле. Фанни – “Милая моя Фанни” (с) – эта, по меньшей мере, очень напоминает мисс Бейтс из другого романа Остин – “Эммы”. Актриса уж очень хочет показать, как всем готова услужить, но на экране это выглядит немного несуразно. Ее постоянно бросает из стороны в сторону: то иногда настолько переигрывает с угодливостью, что начинает заглядывать всем в рот. То, из желания выразить несогласие, слишком агрессивно парирует реплики. За всем этим иногда не видно, как Фани на самом деле относится к таким персонажам, как мисс Крофорд. Но, справедливости ради, и в романе лицо и манеры Фанни остаются непроницаемыми. Остальных второстепенных персонажей можно характеризовать так же, как как делала это сама Остин на страницах романа: Генри Крофорд переигрывает с манерами, леди Бертрам, как будто, накачана коксом, а в остальном никто из второстепенных персонажей особо не выделяется. Разве что брат Фанни. Но и у него есть та же черта, которую можно отнести ко всем актерам. Сначала они жутко отталкивают, а потом они тебе нравятся и мнение свое ты практически не меняешь. Например, Эдмунд, похожий на крокодила Гену. Простите, конечно, но в экранизации 2009 года Эдмунд гораздо ближе и приятнее. К тому же в сериале актер немного переигрывает в благовоспитанность. 6 из 10
Фильм неплох. Но неплох только тем, что достоверно и полно описывает действие, которое спокойно и размеренно разворачивается на фоне природы и особняков местной знати, и, пожалуй, еще тем, что все исторические детали быта и нравов соблюдены. Но актеры — никакие, и в целом все так скучно. Актеры в главных ролях некрасивы, что не соответствует книге, и игра их не на высоте — просто в нужных местах улыбаются, хмурят брови и делают влюбленные лица. Не заметила ни искры в отношениях, ни пламенного взгляда...не пробежало ничего... и не тронуло. Вот поэтому я так люблю более новые версии старых фильмов, где заметны эмоции, и актеры с нормальными живыми лицами, а не хорошо отрепетировавшие каждое действие куклы. И последующие версии этого фильма - действительно более живые, так же как и новая версия фильма «Гордость и предубеждение» 2005 года с Кирой Найтли и Мэтью Макфейденом гораздо более интересная и эмоциональная, чем версия 1995 года — скучная, затянутая, с подробными диалогами и тетушкой лет за 30 в роли Элизабет Беннет.
Прежде всего скажу, что этот фильм сам по себе мне очень нравится. Это полноценная нескомканная экранизация, в которой полностью выдержаны костюмы, интерьеры и обычаи того времени. Он немного театрален, но это его не портит. Большую часть времени в повествовании не происходит особых драматических событий, показана обычная повседневная (праздная) жизнь аристократического общества, но показана таким образом, что поневоле затягивает. То, что отличает этот фильм от всех других экранизаций романов Джейн Остин, в том числе, от знаменитой 'Гордости и предубеждения' 1995 года - это удачно прописанные диалоги и сценки и естественность поведения героев в этих сценах. Например, когда молодое общество выбирает пьесу для спектакля, они спорят, шутят, смеются, у них живая мимика, так могли бы вести себя настоящие молодые люди тех времен. На мой взгляд, это добавляет фильму реалистичности, а многим другим экранизациям этого не хватает. Показаны человеческие отношения, чувствуется, что это компания приятелей, небезразличных друг другу. Для меня это одно из главных достоинств этой экранизации. Теперь по поводу основных персонажей. Фанни Прайс. Единственная актриса этого сериала, которая мне ужасно не понравилась. Во-первых, она слишком некрасива, вряд ли Генри Крофорд обратил бы внимание на такую дурнушку. Во-вторых, она ужасно играет. Не знаю, может, актриса была еще неопытна, хотя Сильвестре ле Тузель на момент исполнения было 25 лет. Но в большинстве драматических сцен, когда она должна была играть мимикой, глазами - ревность к мисс Крофорд, неприязнь к Генри, какая-то реакция на разговоры вокруг нее - она сидит/стоит с окаменевшим лицом и тупо пялится в пространство. Самая провальная сцена - когда дядюшка отчитывает ее за опрометчивый отказ - она сидит, как восковая кукла, никаких эмоций на лице, а потом неожиданно начинается истерика с визгами и криками, да еще какая-то фальшивая. И руки не знает, куда девать, дали бы ей хоть какую-нибудь книгу или вышивание. Актриса немного оживилась к концу фильма, когда приехала в дои родителей. Эдмунд Бертрам. М-да, верно подмечено, крокодил Гена, да еще и зануда страшный. Хотя отторжения не вызывает. Мне всегда было жаль, что у них с мисс Крофорд ничего не получилось, мне кажется, она ему больше подходит, чем Фанни. Не такая уж мисс Крофорд была испорченная. Мэри Крофорд. Очень интересная женщина. Она не должна быть какой-то ослепительной роковой красавицей, мне кажется, такая девушка бы Эдмунда скорее отпугнула. Ее отличает необычная прическа - короткая стрижка с завивкой и вычурные наряды. Генри Крофорд. Актер, может, и не блещет красотой, но играет то, что нужно. Хитрый обольстительный светский хлыщ! Сэр Томас Бертрам. Довольно добренький дядюшка получился. Кстати, я не заметила, чтобы Фанни в этой семье слишком уж притесняли, разве что тетушка Норрис. Леди Бертрам. Тут режиссер переборщил. Ленивая добродушная красавица леди превратилась в слабоумную непричесанную мымру. В конце фильма было интересно наблюдать, как она, наконец, слезла с дивана и стала бегать по дому, когда привезли Тома. Том Бертрам. Такой, каким и должен быть - дружелюбный ветреный молодой человек. Правда, выглядит намного моложе младшего брата. Очень красивый актер. Уильям, брат Фанни. Актер, играющий его в детстве, мне понравился больше. Взрослый Уильям как-то подобострастно и натянуто улыбается, хотя я не помню, может, он таким и был. Родители Фанни. Мать - самая красивая из сестер, замученная заботами о большом семействе, но еще сохранившая остатки былого воспитания, очень хорошо играет. Отец либо пропил последние мозги, либо сильно переигрывает, больше похож на простолюдина. Сестры Бертрам, мистер Рашворт и его матушка, мистер и миссис Грант, тетушка Норрис, мопсик. Не вызывают никаких нареканий. Жаль, что сейчас перестали снимать такие добросовестные экранизации со скрупулезным соблюдением исторической составляющей. 8 из 10