Последний богатырь: Посланник Тьмы
- 23 дек 2021
Диснеевская франшиза «Последний богатырь» — достаточно спорный проект, скажем честно. С одной стороны, хорошая идея — смешать российский фольклор с современностью и преподать его под новым взглядом и в новом виде. С другой стороны — как всё было воплощено? Всё перепутано и намешено совсем не так, как должно быть. Один из трёх богатырей оказывается предателем и злодеем. А исконно негативные персонажи типа Бабы-Яги или Кощея Бессмертного — внезапно добрые, положительные герои. Ну ладно, спишем на диснеевское «я художник, я так вижу». Спасибо, что Баба-Яга — не мужик, а кощей — не темнокожий герой с бинарными расстройствами, который мутит шуры-муры с Водяным. И если первая часть кинофраншизы, за исключением нетрадиционного восприятия того самого фольклора, от которого отталкивается сюжет, в целом была более чем смотрибельна, интересна и даже шутки были часто в тему про человека из реального мира, попавшего в условное Тридевятое царство, то вторая оказалась слабее, но всё ещё была достойна просмотра хотя бы на разок (хотя концовку там запороли, конечно, наихудшим образом). А вот над третьей частью — «Последний богатырь: Посланник тьмы» — похоже, работали лучшие сценаристы, освободившиеся с канувших в лету (как казалось ещё год назад) киносериалов типа «Ёлки» и «Полицейский с Рублёвки». Потому что такая ересь и ерунда получилась, что диву дивному даёшься, чуда чудного ожидая, а оно всё не приходит... Казалось бы, завязка сюжета многообещающая. Злая ведьма Галина, знакомая нам по первым двум частям, всё никак не успокоится и похищает Василису из сказочного мира в реальный. Прямо в Москву современную. На выручку за Василисой отправляются всё те же герои из предыдущих двух частей, включая Ягу, Кощея, Водяного, Избушку на курьих ножках… Ну и Ивана-Муромца-Дурака, конечно, тоже. И вроде бы вот, идея — на поверхности, обыгрывай без устали всевозможные комичные и не только ситуации, в которые попадают сказочные герои, переместившись в реальный современный мир, а на фоне запусти сюжет по поиску и спасению Василисы… Но нет, сценаристы не справились даже с этой, казалось бы, элементарной идеей. Все удачные шутки по адаптации сказочных персонажей к современному миру, в целом, были показаны в трейлере. Таких сцен очень мало. А вот чего нет в фильме — это сюжета. Да, его тут просто нет. От слова совсем. Зачем злая ведьма Галина украла Василису? Не узнаете до самого конца фильма, да и там, в концовке, объяснение будет такое, что, может, лучше бы зритель эту аргументацию и не знал. Куда ведьма украла героиню, где её держит? Да к чему заострять внимание на такие мелочи. Как герои будут пытаться найти Василису? Да волей случая. Что вообще происходит, зачем и почему? Ну отстаньте вы уже от сценаристов, чего докопались до таких мелочей, честное слово. Действия героев не поддаются какой-то простейшей логике и аргументации. Даже на детском уровне. На экране царит полнейшая неразбериха и суматоха. Апогеем становится явление Филиппа Киркорова, которое создатели фильма считают, видимо, очень остроумным и весёлым, но нет, такие шутки неактуальны уже лет 20, наверное. А современные дети, которые большей частью являются целевой аудиторией — вообще в душе не знают, кто такой Киркоров, и в чём фишка его высмеивания. Очередное полное непопадание в зрителя. Ну окей, и в голливудских фильмах бывает отсутствие сюжета. Может, оно компенсируется мощнейшей графикой, спецэффектами? О, друзья, тут всё ещё хуже. Если сценарий писали ученики младших классов, то за спецэффекты отвечали детсадовцы, только что освоившие Paint 3D (утрируем, конечно, но...). Такую халтурную работу я не видел даже в очень низкобюджетных фильмах. А тут, вроде бы, Disney, в сотрудничестве с топовыми российскими студиями, при поддержке Фонда Кино и ещё ста пятидесяти партнеров, которых полчаса будут показывать по пять секунд слотами один за другим перед началом фильма, когда рекламные трейлеры уже закончатся (я чуть-чуть снова утрирую, конечно, но лишь чуть-чуть). Не знаю, как бы описать помягче, но все наложенные кривейшим образом спецэффекты даже не взаимодействуют с миром, в который они добавлены. Ну вот, например, бежит за летящей ведьмой на каком-то монстре над оживлённым Кутузовским проспектом огромная Избушка на курьих ножках. Ведьма в избушку кидает какие-то заклинания, избушка уворачивается… А поток машин едет и вообще как будто ничего не происходит. Ноль реакции. Даже этот момент подснять поленились, как машины в панике уворачиваются, съезжают на обочины или сталкиваются. Зачем? И нет, отдельно снятые пешеходы или представители правопорядка видят погоню, удивляются. А машины на шоссе, где происходит весь экшен, вообще не реагируют. Обычный вторник в Москве. Погоня избушки за ведьмой на драконе. Главное ехать, будто ничего не происходит — не трамваи, оббегут как-нибудь. И все прочие «спецэффекты» такого же уровня. Невероятнейшая халтура. Ужасно отрисованная и криво наложенная. По сравнению со спецэффектами в фильме, наш Максим Хорошев в видеороликах на YouTube рисует графику просто другого уровня на три головы. А теперь представьте. Фильм на полтора часа, где отсутствует внятный сюжет и логика действий героев, где отвратительные спецэффекты, от которых глаза вытекать начинают… Да, самые упорные и терпеливые, кто досидят до конца, словят невероятную попытку в твист, который якобы должен дать на зрителя WOW-эффект, а также бессмысленное массовое убийство всех героев, с эффектами, криво скопированными из Мстителей, когда 50% населения исчезало, если помните. Но и этот твист будет такой вымученный, такой глупый и такой несуразный и неаргументированный, что просто вбивает последний гвоздь в логику всего происходящего на экране. Скажем честно, мы ещё не смотрели «Ёлки-8», которые, если вы не знали, вышли на экраны кинотеатров в декабре этого года. Мы не смотрели «Три богатыря и Конь на троне» — уже одиннадцатую (!) серию мультсериала от «Мельницы». Но почему-то уверены, что даже эти проекты получились как-то лучше. Потому что так плохо, как вышло у Disney с фильмом «Последний богатырь: Посланник тьмы», сделать, пожалуй, невозможно, даже если очень постараться. Если вам или вашим детям понравились приключения в первых двух фильмах франшизы —рекомендуем на третью не ходить. Пропустить, чтобы не портить впечатления от прошлых историй. 2 из 10