Звездный путь 4: Дорога домой
- 21 ноя 1986
Скажу с самого начала, что эта часть, «Дорога домой», при сравнении с предыдущими тремя частями легендарной саги «Звёздный путь» мне понравилась меньше всех. Скорее всего, это связано с самой идеей фильма и сейчас попробую объяснить почему. Во-первых, меня никак не привлекла идея того, что киты — спасители планеты Земля от надвигающихся угроз. Если «Звёздный путь» — это фантастика, то это было уж слишком фантастично даже для фантастики. К тому же «Дорога домой» не содержит никаких более-менее вразумляющих и объясняющих фактов того, что именно киты станут спасителями, а ведь, несмотря на научно-фантастический смысл «Звёздного пути», у них появлялись совсем уж футуристические моменты, но всегда они были подтверждены какими-то основаниями, а тут идея выглядит очень уж размытой и слабоватой из-за этого. Вторым пунктом того, что идея сюжета мне не пришлась по вкусу, стал тот, что приняли решение совместить будущее с прошлым. Доселе все ассоциации со «Звёздным путём» были связаны с освоением космоса, путешествиями и приключениями в нём и принятиями сложных, но смелых решений в отсеках звездолётов, а тут половина фильма проходит вне всего этого и как-то пребывание главных героев в нашем времени быстро наскучивает. Даже отделаться от мысли, что это — пародийная лента не всегда получалось. Прилетели какие-то умники из будущего и давай насмехаться над нашим настоящим, а сами в простейших ситуациях могут растеряться. Кстати, удалось узнать, что в этом фильме был прописан комедийный персонаж и играть его должен был никто иной, как сам Эдди Мёрфи, но затем целевая аудитория была в гневе от этой идеи и комичность из фильма убрали, но налёт остался и он был чувствителен. Да и разобщённость героев, как будто каждый сам по себе, а герои Уильяма Шэтнера (Кирк) и Леонарда Нимоя (Спок) заранее выглядят предпочтительнее, отчего показалось, что остальными персонажами пожертвовали, уведя их далеко от основных кадров. Кстати, Джордж Такей (Сулу) был вне себе, когда его лишили отдельных планов, словно он не достоин, попросил отдельной сцены и она была снята, а потом в процессе монтажа была же и вырезана. Не пришлась по душе и сюжетная нить с романтическим уклоном, когда капитан Кирк (он уже разжалован в это звание после адмирала) нашёл себе девушку из нашего времени, конечно же, учёного, который знается на китах. Она была так мало вразумительна, что никакого ощущения их взаимной симпатии и близко не ощущалось. Уильям Шэтнер лишь поигрывал бровями и солировал глуповатой усмешкой при виде новой пассии, а та в ответ делала вид, что поглощена лишь поверхностным интересом к мужчине, когда ей больше были по душе факты из жизни в будущем. Возможно, на такое восприятие ещё и повлиял тот момент, что в предыдущей части Кирк теряет сына, а тут уже новые отношения. Как-то они не вписываются в общий облик доблестного командира. Хотя становится понятным, почему он так и не стал жить семейной жизнью с матерью своего ребёнка, он на это неспособен и его персонаж для этого непредусмотрен. Не понравилась и глуповатая форма одежды героев в нашем недалёком прошлом, когда вся спесь тает на глазах, а Спок, допустим, выглядит словно ярый поклонник фильмов про боевые искусства. Понятно, что так закрывали его уши, островерхие уши гуманоида с планеты Вулкан, но до этого костюмы, грим и антураж выходил безупречным, а тут как с шутливой интонацией решили сделать фильм чуть «светлее». В общем, на это-то повлияли опять же просьбы и требования поклонников эпопеи, которые говорили, что предыдущие две части вышли уж очень мрачными, но как по мне та атмосфера способствовала поддержке внутреннего напряжения, духу схватки в безграничных просторах космоса и после этого «Дорога домой» показалась увеселительной прогулкой. В общем, как по мне, то надо было и дальше двигаться в направлении, который наиболее интересен — продолжать знакомить зрителя со Вселенной «Звёздного пути», а не пытаться приблизить героев к нашему времени. Цель понятна — доказать, что доблестная команда капитана Кирка помогла и нам выжить, но выглядило всё как ироническая гримаса, как отдыхающее видео, а хотелось интриги и бурлящего потока в сражениях с врагами мирной Федерации планет. 5 из 10
Хватит мрачняка, хватит высоких и мучительных чувств, даешь веселье и оптимизм, мы все-таки «Стартрек» — решили создатели фильма и выпустили четвертую часть. Не то чтобы комедия, но легкий и местами забавный приключенческий фильм. Даже то, что Спок после воскрешения снова стал «отмороженным», словно после «колинара» — это не очень гнетет и Кирка, и всю команду, и зрителя. Они уверены, рано или поздно он придет в себя! И даже скорее рано. И я бы сказала, не вполне оправданно быстро и аж до широченной улыбки и радостного бултыхания в океане. Утомившись от зашкаливающей драматичности предыдущей части, Нимой наконец-то обратил внимание на то, что в кассовых фильмах основой все-таки является сюжет, а не психологизм. Сюжет вполне закручен, хотя и не вполне оригинален в плане решений — снова путешествие во времени, снова к Земле прилетела неведомая цилиндрическая фигня и ой, что же делать, а Кирку — ага, допрыгался с решением личных проблем за счет государства! — все же грозит трибунал (в который раз, если вспомнить оригинальный сериал). Но есть и нововведение. Киты. Ничего не имею против китов, но все-таки… киты? Это как трибблы, только большие и водные, живая концентрация «няшности», которую ленивый не использовал для выжимания слезы. Взяв лозунгом «остановим вымирание китов!» — фильм, скорее всего, сделал некий вклад в благородное дело сохранения вида (на сегодняшний день горбачи значатся как «вызывающие наименьшие опасения», тогда как во времена съемок фильма были «под угрозой исчезновения»). Но в плане честности перед зрителем фильм явно схитрил. В качестве времени прибытия современная съемкам фильма Америка выглядит, несомненно, крайне удобно. Никаких декораций-костюмов-спецэффектов. Решение, в целом, верное — вряд ли сумели бы ради неясно чего создать достоверное отдаленное прошлое. Дикости XX века больше всего удивляется и возмущен Маккой, зато Кирк чувствует себя как рыба в воде, учит Спока материться через слово — умора! — и опять подцепляет себе новую девушку, кто бы сомневался. Знаменитое мужское обаяние капитана Кирка вновь сработало, теперь на молоденькой ученой, которая очень любит китов. А Чехова едва не арестовывают как русского шпиона. А Скотти уморительно пытается беседовать с «древним» компьютером голосовым управлением. А Спок плавает с китами в одной вулканской тунике! Веселуха, в общем. Крайне гуманистичный в целом посыл без какого-то нудного моралите вполне ложится на душу. «Любовь моя, пожалей китов, виновны ли в том киты…», если позволить себе перефразировать одного поэта. А вдруг они все-таки разумные (на сегодняшний день не доказано, но есть некоторые факты, позволяющие сделать подобное предположение)? А даже если и не разумные — такие милые животные, хорошо бы, чтобы оставались в живых. Правда, опять не без косяков в логике происходящего. Не стремно ли изымать из прошлого человека репродуктивного возраста (было дело, в «Городе на краю вечности» круто напоролись)? Почему прилетели в настоящее в последний момент, а не на недельку раньше, когда все было спокойно? Почему все в итоге обратно починилось — добрая воля китов? Ну и ладно, с другой стороны. Какой фантастический фильм без ляпов? Ладно, отдохнули от трагизма, что же нам приготовила пятая часть?
Чем замечателен «Стар Трек» — так это тем, что он довольно пластичен, что из него при желании можно вылепить любой сюжет. Будь то приключенческая эпопея, мрачный космический триллер или даже семейная драма. В «Дороге домой» авторы пошли по пути комедии — и выиграли. Да не просто выиграли — сорвали настоящий джек-пот. Получился практически идеальный фильм — не без мелких огрехов, но эти шерстистости столь незаметны и столь легко объясняемы, что желания ругать новую режиссёрскую работу Леонарда Нимоя не возникает ни разу. После лишений и тягот, перенесённых в «Гневе Хана» и «В поисках Спока» сценаристы решили наконец-таки дать старой доброй команде поблажку и натравили на Землю космический зонд, который передаёт послания на языке горбатых китов. Вот только подлое человечество когда-то само же их и прибило, и единственный выход спасти положение — вернуться назад во времени, где на примете уже есть два здоровых, молодых кита. Команде нужно срочно экспроприировать животных до того, как Землю будущего затопит (сонарные волны спутника, прочёсывающие океан, слишком сильны и вызывают цунами и дождь). В кратком пересказе сюжет может показаться странным, или того хлеще — бредовым. Однако диалоги, актёрская игра и ситуации, в которые попадают персонажи уверенно дают понять, что всё пучком, и искромётные моменты вытягивают всё с лихвой. Правда, иногда начинает пропадать ощущение, что перед тобой «Стар Трек», но знакомые лица возвращают всё на свои места — тут и бравый Кирк, не знающий, какова ценность 100 долларов, и чертыхающийся невпопад Спок, и с хитрой улыбкой открывающий секрет нового сверхпрочного пластика Скотти (Джеймс Духан с годами только милее, чёрт побери), и хватающийся за голову от медицины 80-ых МакКой, и Чехов с его «атомными крейсерами» (и это в годы-то холодной войны!), и пробующий себя в деле пилота вертолёта Сулу, и встревоженно разгадывающая сигналы зонда Ухура. Лишних или тех, кто могут стать лишними в дальнейшем красиво и грамотно выводят за периферию основного сюжета. На зрительные и слуховые органы весьма положительно работают команда спецэффектеров и Леонард Розенман, написавший триумфальный, почти что праздничный саундтрек. Визуальных эффектов тут, правда, не так много, как в предыдущих частях, но смотрятся они отлично и на своём месте. Ярко, аккуратненько, в меру. Ну а красивым росчерком фильм завершает финал, в котором команда хоть и получила нагоняй за предыдущие нарушения устава, но и в каком-то роде была вознаграждена. И опять же, как и финал третьей части концовка «Дороги домой» показывает, что всё это было не зря, что во время событий второй-третьей-четвёртой частей команда очень много узнала о дружбе, взаимовыручке, отношении к природе и, разумеется, каждый узнал что-то о самом себе. Разумеется, это — прекрасно. Разумеется, звёздный путь продолжается. И мало ли что он преподнесёт. 10 из 10
«Звездный путь 4: Дорога домой» — вторая режиссерская работа Леонарда Нимоя и первая полноценная комедия среди фильмов франшизы. На фоне мрачных и волнующих событий предыдущих трех фильмов как смерть Спока и возвращение его к жизни, гибель сына адмирала Кирка, «Дорога домой» составляет яркий контраст, будучи чем-то веселым и жизнерадостным. В четвертом фильме стало больше отсылок к популярной культуре 1980-х годов. Сюжет Должен сказать, что сюжет стал более наивным по сравнению с предыдущими фильмами. К земле приближается гигантский корабль неизвестного происхождения, способный уничтожить ее. Единственные существа, способные наладить контакт с ним — это киты. Однако на момент событий в картине киты полностью вымерли, и теперь Капитану Кирку и команде придется отправиться в прошлое для того, чтобы доставить двух китов в свое время. Тот факт, что для общения с мощным кораблем, чьи размеры и силы столь велики, на мой взгляд уже звучит достаточно наивно и немного сказочно. Как и то, что корабль пытается уничтожить Землю, лишь потому, что не смог связаться с китами. К тому же меня смущает тот факт, что ни одна из цивилизаций, включая земную не разу не сталкивалась с ним. А если и сталкивалась, то не предупредила человечество о нем. Некоторые сцены из 80-х годов показались мне растянутыми. Но большинство сцен правда смешные и оригинальные. Мой любимый эпизод — тот, в котором Спок «отключает» парня, слушающего громкую музыку в трамвае, после чего остальные пассажиры начинают аплодировать ему. Диалоги стали особенно веселыми. Сюжет остался верен идее о самопожертвовании, отваге, привнеся что-то новое и любопытное. Актерский состав Особенно интересным было наблюдать за тем, как герои сериала взаимодействуют с людьми из прошлого. Команда «Энтерпрайза» уже была в прошлом, но то были 30-е годы. Авторы отнеслись к путешествию людей из 23-го века в 20-й, как к путешествию своего современника, скажем, в 19-й век. Команда пытается разобраться во всем, исследовать 20-й век. То как Скотти пытается управлять компьютером с помощью голоса просто уморительно. Не смотря на то, что четвертый фильм — комедия, в нем есть серьезные моменты. Весь фильм команда разделяется на группы и работают слажено, пытаясь найти китов погрузить их не привлекая внимания и вернутся домой. Немалый юмор приходится на Кирка и Спока, не смотря на все, что случилось с ними в последних двух фильмах. Серьезность Спока лишь укрепляет комичный эффект. Мы многое узнали о Кирке, Споке и МаКое за время телесериала, но мало-что знаем о других членах команды. Здесь они оказались за пределами корабля или Федерации, поэтому у них есть шанс проявить себя в плане юмора, а у нас есть шанс узнать их лучше. Плюс «Дорога домой» вводит нового персонажа — доктора Тейлор. Насколько интересно наблюдать на людей из будущего, которые пытаются сориентироваться в прошлом, настолько интересно наблюдать за реакцией доктора Тейлор. Визуально-техническая часть Серия фильмов «Звездный путь» в плане декораций, операторской работы и эффектов обычно схожа с еръезными научно-фантастическими наименованиями как «Звездные Войны» или «Космическая одиссея». Дорога домой мне напомнила «Назад в будущее» своей веселой но подвижной обстановкой. Когда герои впервые попадают в Сан-Франциско, покинув 23-й век, создается ощущение, что вы смотрите совершенно другое кино. Единственное о чем я жалею в визуальном плане — это об отсутствии «Энтерпрайза». Однако клингонский корабль «Эксцельсиор» выглядит впечатляюще в фильме. Итог: «Мои друзья, мы вернулись домой!» (с) «Звездный путь 4: Дорога домой» отходит от устоявшихся канонов франшизы. Многое из увиденного здесь может показаться непривычным. Но непривычно не значит плохо. Это очень веселый фильм, представляющий нам наших любимых героев в новом свете и продолжающий их приключения. Я уверен, что каждый поклонник сериала взглянет по разному на четвертый фильм. Однако, если вы любите комедии и любите «Звездный путь», вы наверняка полюбите этот фильм. 7 из 10
Они возвращаются… в 20 век Спок жив и здоров (огромное спасибо сценаристам!), старая команда «Энтерпрайса» (но уже уничтоженного) снова отправляется в путь! Ну, не будем спешить, все по порядку… Наш любимый корабль «Энтерпрайс» уничтожен, нет больше того, что объединяет команду Кирка с звездным путем. Об этом узнают в Совете Федерации, что, конечно, не очень радует уши. Кирк стал преступником, ему нечего сказать. Только мы знаем, что корабль был уничтожен в благих целях. Вспомним лицо Кирка и его команды, когда «Энтерпрайс» поглощал огонь. Глядя на них знаешь, что они потеряли смысл жизни. Да и сам Спок не в своем «уме» — он все позабыл, даже лицо собственного друга еле узнает. А тут новая беда — к Земле приближается таинственный объект, который посылает странные сигналы на языке китов, которые уже умерли. Думаете, что «Звездный путь 4» превратился в мрачную историю?.. Но не тут-то было! «Звездный путь 4: Дорога домой» — это самый веселый, самый озорной фильм из всей серии не только из ОС, но из всей вселенной «Звездного пути». Знаете, я просто наслаждался этим фильмом, зная, что прежние фильмы были чересчур пугающими и напряженными. Создатели учли то, что Джеймс Т. Кирк — человек, который должен смешить и радовать людей. Наши герои попадают в 1986 год — эпоха перемен, перестройки и новой жизни. Но что умеют люди 23 века? Всё! И ничего. Они совсем не знают, как мы жили, как питались и как лечились. Боже, я просто по полу катался от смеха, смотря сцены в больнице и военном корабле! Еще никогда «Звездный путь» не был таким озорным и веселым. В этом фильме по-настоящему блистал МакКой, то бишь ДеФоррест Келли. МакКой просто стал звездой, его фразы до сих пор у меня в голове: «Диализ почек? Что за каменный век!», «- Вы что, сошли с ума? — А вы разве нет?» и тому подобнее. Ну, и Кирк тоже не отставал от МакКоя, и Чехов, и Скотти. Все были в безупречной форме, ведь надо же как-то оживить 20 век технологиями 23 века. Для нас наш мир — это сложное и противоречивое время, но команда «Энтерпрайса» просто оживили его, собрав рекордные $110 000 000. Благодаря четвертой полнометражке «Звездный путь» вышел на новый уровень, более качественный и динамичный. Прежние философские и глубокие диалоги ушли, пришло время для забавы и потрясений. Ведь не каждый день пришельцы похищают китов прошлого, чтобы спасти собственное время. С великим удовольствием ставлю 10 из 10, фильм удался, да еще как!
Вот я уже добрался до четвертой серии франшизы, под названием «Star Trek». После слабой третьей части, ждал худшего, но все оказалось намного лучше, чем я предполагал. После успеха предыдущего фильма, решено было оставить в режиссерском кресле Леонарда Нимого. Приняв во внимание мнение поклонников эпопеи, которые утверждали, что «Звездный Путь» в последних двух фильмах стал чересчур мрачным, было решено создать более жизнерадостный и динамичный сюжет. Они также отказались от концепции главного врага, заменив его внезапно возникшей проблемой, требующей решения. Но вышел весьма комедийный сюжет, и продюсеры решили привлечь в фильм известного комедийного актера Эдди Мерфи. Но поклонники сериала возмутились этим фактом и требовали сохранения атмосферы сериала, и не превращения его в комедию. Хотя, на мой взгляд, побольше юмора здесь бы не помешало, но все таки эта часть самая веселая из всех. Сюжет фильма является продолжением третьей серии и поначалу сильно напоминает оригинальный фильм. Экипаж погибшего корабля «USS Enterprise» под командованием Кирка возвращается на захваченном клингонском корабле домой, готовясь понести наказание за угон звездолета и саботаж. В то же время вблизи Земли появляется космический корабль неизвестного происхождения. Он обладает странным свойством негативно влиять на земную погоду и транслирует на Землю сигналы на языке китов (к 23 веку полностью вымерших). Капитан Кирк отправляется в прошлое, чтобы привезти с собой китов и предотвратить гибель родной планеты. Но дальше начинается самое интересное. Наши герои попадают в 1986 год, и теперь им надо раздобыть пару китов. Но начинается полный ржач, им придется заправляться из атомного реактора, красть китов из открытого моря, лечить неизлечимо больных и т. д. Очень понравилось то, что основная часть картины была отснята в городе Сан-Франциско, а не в павильонах. Актерская игра не идеальна, но персонажи показаны очень хорошо. Видно опыта прибавилось. И главное, тут нет лишних персонажей. Очень порадовала операторская работа, особенно сцены полета над Землей. А спецэффекты стали намного лучше, чем в предыдущих сериях «Звездного пути». И главное, в этом фильме смешно тогда, когда должно быть смешно. А не наоборот. Саундтрек неплохо подобран, мелодии светлые, красивые, запоминающиеся. Вывод: одна из лучших, хотя по моему субъективному мнению лучшая, серия франшизы. Вполне потянет, как отдельный фильм. Но как часть сериала — шедевр, тут и динамика и юмор есть, а этого катастрофически не хватало в первой трилогии. Надеюсь, дальше будет лучше и лучше. Ведь путешествия только начинаются! Оценка: 10 из 10
`Fascinating!` — сказал бы Спок о творении Леонарда Нимого (о своём творении). И то же слово вырывается у меня из уст при воспоминаниях об этом восхитительном творении. Дикий восторг охватывал меня, фаната оригинальных серий, на протяжении всего просмотра. Какое достойное продолжение традиций оригинального сериала… Чувствуется, что к фильму приложил руку сам Джин Роденберри. Сюжет, как всегда в `Стар Треке`, искрит оригинальностью! Хоть мы и видели хотя бы один раз в сезоне `Оригинальных серий` путешествие в прошлое Земли, но каждый раз оно смотрится абсолютно по-новому. На этот раз, выполняя миссию по спасению человечества, наши герои попадают в неизвестную им ранее эпоху. Вот тут то и начинается веселье. Веселье галактических размахов: общение с панками и китами, похищения фотонов из ядерных реакторов, погромы в больнице и на полимерном заводе! Взять хотя бы эти супер-веселящие фразы, которые просто обязаны были стать крылатыми: `Double dumm-ass on you`, — сказанные, как всегда находчивым Кирком, `Excuse me, we`re looking for nuclear vessels in Alamida! Nuclear vesssels!`, `-They like you very much, but they not the hell your whales. -I suppose they told you that? -The hell they did!` И многие другие, которые нет смысла перечислять. Так любимая нами команда, без единого лишнего персонажа (вроде Савека в предыдущих частях), вновь безудержно преодолевает все трудности и препятствия, смело продвигаясь к спасению Земли. Ведь не существует ситуации, из которой бы они не вышли! Сообразительный Спок по-прежнему старается быть абсолютно логичным, являясь наполовину человеком, и по-прежнему недоумевает от человеческого поведения! Не слишком остроумный Чехов веселит нас своим акцентом. Скотти зазнаётся в должности профессора. МакКой подшучивает над Споком и поражается `отсталости` медицины 20-го века, ведь `как это можно, делать дыры в голове пациента?` Сулу отвыкает от звездолёта, управляя вертолётом. А Ухура, как всегда ищет `тарабарщину` в подпространстве. Ну и конечно же решительный, сильный и мужественный, теперь уже адмирал, пониженный в итоге до капитана, Кирк, без которого бы не было такого шедевра. Почему такой заголовок? А не в этом ли основная идея фильма? Жизни и процветания всем: людям, вулканцам и китам, существам, оказавшимися способными погубить род людской. И как же глупы были люди, истребив их! И конечно же настоящая дружба! Она способна на великие дела. А эти ребята настоящие друзья друг другу и поэтому им нечего страшиться. Наконец-то Спок изменил своим убеждениям и отказал интересам многих во имя интересов одного, ведь этот один — его друг. Отец, Сарек, наконец-то гордится сыном и его решением идти в звёздный флот. Вот такое великолепное кино, оставившее широкую улыбку на моем лице на несколько часов. 10 из 10