Осьминожка
- 06 июн 1983
После выхода на экраны фильма «Только для твоих глаз» создатели бондианы окончательно убедились, что фильмы про агента 007 Джеймса Бонда могут приносить большие деньги, даже если у франшизы поменяется тон с гротескного на реалистичный. Роджер Мур, отработав по контракту все проекты, захотел окончательно оставить бондиану в покое, отдав роль агента 007 актёру помоложе. И создатели без особого труда нашли ему замену при подготовке к съёмкам очередной (13-й) части о Бонде под названием «Осьминожка». Но планам студии не суждено было сбыться… Давний враг Зальцмана и Брокколи Кевин МакКлори вновь дал о себе знать. Когда-то он судился с писателем Яном Флемингом за право считаться автором романа «Шаровая молния» (поскольку по его словам, Флеминг украл у МакКлори идею для несостоявшегося фильма, и на основе её написал книгу, которую студия EON Productions взялась экранизировать). Поэтому когда Кевин МакКлори заявил, что в новой экранизации «Шаровой молнии» снимется никто иной, как сам Шон Коннери, было принято решение вернуть Мура в проект ещё разок. Иначе в конкурентной борьбе двух Бондов дебютант-ноунейм мог запросто проиграть Коннери. Другой проблемой (пусть и поменьше) стал выбор нового М. К сожалению, бессменный Бернард Ли скончался от рака во время создания «Только для твоих глаз», так и не успев сняться в своей сцене. Именно поэтому в дань уважения к актёру, отсутствие М объяснялось тем, что он был в отпуске. И поиском нового актёра на эту роль начали заниматься именно при создании «Осьминожки». В итоге, роль М получил давний знакомый Мура Роберт Браун (который ранее уже снимался в бондиане, сыграв адмирала в «Шпион, который меня любил»). Не могу сказать, что данный актёр вызывал отторжение. Напротив, учитывая характер роли (эпизод в сцене брифинга), Браун вполне естественно смотрелся в роли начальника-старика. Но Бернард Ли был всё же лучше. Помимо Мура возраст давал о себе знать и Лоис Максвелл — ещё одному ветерану франшизы. Особенно заметно это было в моменте появления у мисс Манипенни молодой помощницы, с которой годящийся ей в отцы Мур попытался пофлиртовать, прежде чем оказаться в кабинете М. Что касается сюжета, то у меня в голове сложилось впечатление, будто бы я смотрю два фильма, а не один. Вроде и не сказать, что у картины сложная структура повествования. Но всё же прослеживаются две сюжетных линии, которые каким-то образом ближе к концу пересекаются. В первой Бонд через продажу на аукционе яйца Фаберже выходит на покупателя — афганского принца в изгнании Камаль Хана (Луи Журдан) и его сообщницу — таинственную контрабандистку Осьминожку (Мод Адамс). Во второй же Бонд пытается спасти мир от Третьей мировой войны, которую захотел развязать безумный советский генерал Орлов (Стивен Беркофф) посредством провокации в Германии. В одном случае, Бонд отправиться в красочную, пёструю Индию. В другом же — посетит серую, пасмурную Восточную Германию. Т. е. здесь даже сами страны работают на контрасте друг с другом. И, досмотрев до конца, становится понятно, причём здесь яйцо Фаберже, гастролирующий по ГДР цирк труппы Осьминожки, советские трюкачи-убийцы Мишка и Гришка. Но по ощущениям, нечто подобное я испытывал при просмотре «Из России с любовью», где зрителя тоже пытались знатно запутать. Во всяком случае фильм получился нескучным и увлекательным. Вообще «Осьминожку» я бы назвал одним из моих любимых фильмов бондианы с Муром. Да, градус абсурда чуть повысили (но не превратили фильм в фарс окончательно, как «Лунный гонщик»). Зато собрали всё самое лучшее, что было создано ранее. Тут и пролог интересный и самостоятельный (не связан с основным сюжетом фильма), и сцены погонь и драк, разбавленные юмором Роджера Мура, впечатляют (в отличие от «Вида на убийство» здесь ещё умели хорошо совмещать сцены, снятые с Муром и с его дублёром). Даже старина Кью (Дезмонд Ллевелин) в кои-то веки удостоился экшен-сцены со своим участием. Не то чтобы я влюбился в Индию, но страна экзотичная и я, честно признаться, рад тому, что нога Бонда там наконец-то побывала. Если говорить о показанных на экране русских, то тут уже начинает созревать «клюква», как дань времени. До массовой демонстрации плохих русских в американских боевиках пройдёт ещё несколько лет (и это будет хорошо видно по «Искрам из глаз» 1987 г., где Бонда сыграет Тимоти Далтон). Но пока что здесь есть только один злодей (но зато колоритный). Кстати, Стивен Беркофф через 2 года сыграет похожую роль во втором «Рэмбо». Даже привычный зрителям генерал Гоголь (Уолтер Готелл) ведёт себя вполне нормально для офицера КГБ, проводя расследование похищения драгоценностей Советского Союза. И советский лидер, в ком угадывается Брежнев (который умер до премьеры фильма) не настроен воевать с блоком НАТО, продолжив проводить политику разрядки. Так что здесь пока что всё неоднозначно. Что, честно говоря, приятно видеть. Что касается другого антагониста, то наверное впервые за всё время бондианы у Бонда появился серьёзный конкурент по элегантности и манерам. Да, и раньше злодеи вели себя благосклонно по отношению к Бонду, когда он был у них либо в гостях, либо в плену. Но Камаль Хан в исполнении Луи Журдана впечатляет больше. То как он изящно разговаривает (особенно мне доставляло слушать в оригинале, как он произносит имя Осьминожки) в сочетании с мерзкими поступками наделяют персонажа характером, и не делают его клишированным злодеем. Ну и, плюс, молчаливый помощник Камаля был интересен, как часть столь экзотического сеттинга данной части франшизы. Вернулась в бондиану и Мод Адамс, некогда исполнившая роль одной из девушек Бонда в «Человеке с золотым пистолетом». Причём здесь она мне понравилась больше, чем там. И вообще она одна из лучших, на мой взгляд, партнёрш Бонда-Мура. Музыку к фильму вновь написал постоянный композитор Джон Бэрри, который до этого в 1970-е работал над каждой второй картиной. Ну а песня «All Time High» в исполнении Риты Кулидж стала первой в истории бондианы заглавной композицией, получившей официальный клип с использованием кадров из фильма (привет эре MTV и клипам 1980-х). В общем, если не придираться к надписям на корявом русском, форме советских солдат и офицеров, Бонду в костюме клоуна, пародии на Тарзана и прочим другим мелочам, то «Осьминожка» покажется вполне неплохим приключенческим боевиком, который однозначно стоит посмотреть. 8 из 10
Эх, школьные годы чудесные. Помню этот фильм смотрела ооочень давно, где-то классе в пятом или в шестом. Люблю я такие сюжеты, когда действие европейского или даже голливудского фильма происходит в Индии. Тогда можно взглянуть на весь колорит, на всю красоту и магию Индии, глазами европейца. И это совсем другие ощущения. На днях я что-то вспомнила про этот фильм (а, знаю почему вспомнила, я всё жду когда снимут наконец «Шантарам» потрясающее произведение, которое я уже 2 раза прочитала, за последние 5 лет, пока жду экранизации книги. И там как раз действие из Америки плавно перемещается в Индию. И вот в очередной раз проверяя, сняли уже его или нет, я подумала, а ведь есть какие-то ещё фильмы похожего жанра. Давай рыться в интернете, искать, и вот нашла «Осьминожку» и снова с удовольствием посмотрела). Да и к «бондиане» я когда-то была очень не равнодушна. Сейчас как-то уже не привлекает, и я долго думала писать не писать отзыв, но всё же решила внести свою скромную лепту. Всё же в сюжете присутствует Индия, а это очень радует. Да ещё и Кабир Беди в одной из ролей, а я очень люблю этого актёра, он не похож на других. Всегда индивидуален. Только ради этого и пишу. И поэтому именно эту часть бондианы и пересмотрела. Да и Роджер Мур мне всегда больше нравился в роли Бонда, чем Шон Коннери. Как-то он поколоритней что ли. Не знаю почему, но для меня лучшего Бонда, чем Р. Мур нет. В процессе расследования дела о фальшивых драгоценностях, агент Джеймс Бонд в Индии знакомится с таинственной женщиной по прозвищу Осьминожка, которая держит в страхе всю криминальную элиту Востока. Шпионя за контрабандистом драгоценностей Камалем, Бонд выясняет, что тот совместно с советским генералом собирается устроить диверсию — взорвать атомную бомбу на базе ВВС США, воспользовавшись для этого гастролирующим цирком Осьминожки. Тринадцатый фильм об агенте 007 создан на основе двух рассказов Яна Флеминга «Осьминожка» и «Собственность леди». Похоже всему своё время… Был видимо в то время спрос на данную книго- и кинопродукцию, так как сейчас это всё смотрится как прекрасная чушь, да и в то время похоже она так же воспринималась. Спрос рождал предложения, была своя аудитория, да и расходы всегда окупались. Наверное самая «живучая» франшиза. Всё же в 80-е в Голливуде снимали хорошее кино, всегда приятно пересматривать. Потешно смотреть, как тут дерутся женщины, типа замедленные съёмки, а в остальном… Всё хорошо, всё хорошо! Очень своеобразный фильм категории Бондиана. Причём у Роджера Мура — интересное чувство юмора. В очередной раз повеселили «злые русские», над которыми так любят иронизировать в Голливуде. Это было реально весело и придавало фильму дополнительную комедийность. В целом фильм довольно неплох. Для своего времени снят хорошо, музыка приятная. Трюки с техникой тоже понравились. Клюква про Советы уже более развесистая — военный компьютер Кутузов, вращающийся пол в зале заседания Политбюро. Брежнев даже похож на себя. Но главное в фильме — это Индия! Её здесь много и она колоритна в прямом смысле — очень яркая и цветная! Все штампы и клише на месте — факиры, йоги, шпагоглататели и заклинатели змей. Замки неповторимой архитектуры, чалмы и переполненные улицы. У врагов непременно вычурное оружие. В меню карри и овечьи головы. Русские военные с буквами ГБ на погонах. Главный помощник Камаля Хана невероятно похож на возмужавшего Ивана Урганта. Предлагаю не искать глубокого смысла в фильме, но насладиться уровнем съёмок без компьютерной графики и спокойным классическим юмором. Приятного просмотра. 7 из 10
Минули очередные два года после предыдущего фильма Бондианы, и вот, настало время для тринадцатой части, которой, несмотря на своё счастливое число, всё-таки удалось отгреметь на славу. И более чем! Начнём, как всегда, с нововведений. Во-первых, в «Осьминожке» дебютирует новый режиссёр франшизы — Джон Глен. Давайте сразу условимся на берегу: снял он довольно-таки неплохо, за исключением временами проскакивающих кривого монтажа и мелких ляпов. Что меня тревожит, так это отсутствие у Глена какого-либо особенного стиля, что ли. Ну, вот, например, у моего любимого Гая Хэмилтона он был: форменное безумие и самоирония — вот как можно описать его Бондов. Джона Глена же пока никак не опишешь, ровно как и недавного Льюиса Гилберта. Однако, почему я решил это упомянуть, всё равно было чувство, что зачатки чего-то своего у него уже начинают пробиваться, так что надеюсь на новый и интересный взгляд на приключения ноль-ноль-седьмого в дальнейшем. Второе нововведение — смена актёра, играющего роль М. Бернард Ли умер от рака, поэтому в прошлой части его персонаж не объявлялся, однако уже к «Осьминожке» замену нашли и довольно-таки неплохую. Ну а теперь переходим наконец к самому фильму. И он шикарный! Ладно, забегаю вперёд. Перво-наперво хотелось бы отметить, что это самый интересный в плане сюжета Бонд из первых тринадцати. Казалось бы, опять какие-то злодеи за чем-то охотятся, и Бонд должен им помешать. Однако в этот раз все эти погони за яйцом фаберже и история с таинственной Осьминожкой каким-то странным образом привлекают внимание, да так, что даже начинаешь интересоваться подробностями. Не знаю, как для вас, но у меня прежде такого не было ни с одним Бондом. Но в этот раз бэкграунд под экшен почему-то гораздо интереснее, магия какая-то… Кстати говоря о магии, этот фильм не состоит из одного экшена, как «Живи и дай умереть», однако «мирные» сцены каким-то, повторюсь, волшебным образом тоже получаются интереснее, чем прежде. Ну, казалось бы, сцена с баталией в нарды — ну и что, Бонд и прежде умением играть в азартные игры щеголял. Но в этот раз от этого процесса почему-то ну просто не оторваться. Ровно как и от сцены с аукционом. Сам тот факт, что я запомнил о существовании этих сцен и даже то, что в них вообще происходило, уже для меня говорит о многом — раньше мне не сказать чтоб было неинтересно смотреть такие вещи, но я их как-то особо не выделял среди прочих «мирных» сцен и уж тем более не запоминал подетально… Ага! Я теперь понял, в чём секрет «Осьминожки». Внимание к деталям. Игру в нарды было интересно смотреть из-за того, что оппонент читерил, а на кону было яйцо фаберже. На аукционе же Бонд мог запросто просадить на предмет торгов половину Британской казны, а оппонент, тем не менее, всё не сдавался. Пускай эти две сцены и «мирные», однако в них чувствуется напряжение, там настоящие игры разума происходят, в конце концов. Что до экшена… экшен шикарный! Да что ж такое, опять вырвалось. Так вот, каждая сцена смотрится чуть ли не с придыханием и великое множество, я уверен, останутся в моей голове надолго. А всё из-за оригинальности. Хотя, по сути, корень происходящего прежний — погони, перестрелки, драки. Зато погони — на маленьких таксишках по оживлённым улицам Индии, в перестрелках Бонд в кои-то веки стреляет по головам, в следствие чего показываются более-менее кровавые подробности содеянного, а когда дело доходит до драки, то собирается целая группа боевых женщин-осьминожек и огромной #GirlPower толпой отделывает мужланов, в очередной раз угрожающих общественной безопасности. Впервые в Бонде проявляется дух феминизма, кстати! Кстати говоря. В этот фильме Бонд куда больше времени проводит один, нежели с дамами, поэтому тут даже сразу и не определишь, какая из двух женских лиц, с которыми он имел отношения-сношения, является его спутницей. Однако я такому подходу более чем рад — глоток свежего воздуха, как никак. Да и надо ли говорить, что фильм благодаря этому оказался напрочь лишён нелепой любовной драмы, что тоже весьма здорово. О чём ещё хотелось бы сказать — два основных места действия в этой части: Индия и Берлин. И, если Индийский колорит передан блестяще и, опять же, детально, то Берлину времени уделяется куда меньше. Ну, точнее как меньше, по факту Бонд пробудет там ровно столько же, сколько и в Индии, если даже не больше, однако именно немецкий сеттинг раскрыт вообще никак, ибо в Берлине Бонд в основном шляется не по самому Берлину, а по всяким циркам и поездам, что никак не способствует раскрытию, опять же, сеттинга. А жаль — лично мне разделённый стеной Берлин представляется куда более интереснее Индии, однако то, что мы имеем, уже весьма неплохо, и, наверное, «Осьминожка» в конце концов как раз-таки отпечатается в голове как «индийский Бонд». Злодеи получились колоритные и интересные. До уровня «Живи и дай умереть» всё ещё далеко, но два акробата, один из которых кричит «Мишка!», уже окупают всё, а там есть ещё и качок-бодигард и само то «боди», которое этот качок «гард». Юмор, как это обычно и бывает, хорош, козырные фразочки тоже на месте. «This is very handy!». Музыка пестрит новыми годными композициями и небольшими переделками старых. Кстати, и тут детали! В Индии связной Бонда напевает на дудочке старый-добрый и всем известный мотив ноль-ноль-седьмого. И, помнится мне, эту же композицию потом ещё и во второй раз обыграли в сюжете. Ой да Глен! А вообще «Осьминожку» можно обсуждать ещё долго. Да-да, я ни разу ещё не писал столько ни об одном из Бондов, но при этом я ещё и не всё рассказал! И не расскажу. В огромный котёл этого фильма столько всего намешали: разных стран с их культурами, интересных сцен, «мирных» и не очень, отсылок, юмора, музыки, иронии — даже не верится, что в два часа десять минут столько уместилось. «Осьминожка» — шикарная часть Бондианы. И определённо одна из лучших для меня на сегодняшний день. Наверное, на втором месте после «Голдфингера», а это уже ого-го! 8 из 10
Предпоследний фильм Бондианы, где главную роль сыграл Роджер Мур продолжил тему Холодной войны и в полной мере рассказал о «злых русских», чьи коварные замыслы проклевывались еще в предыдущей части и сполна расцвели в «Осьминожке». От этого фильм не стал противным или вопиюще несправедливым, он не является антисоветским и заточенным под жесткую антипропаганду советского режима, просто здесь есть плохие русские. Да они везде в общем-то есть. Даже вон, в соседнем дворе? Хотя здесь красная угроза является достаточно ощутимой (вполне возможно, что на создание этого фильма да еще и с ролью афганского принца создатели пошли в связи с началом войны в Афганистане). Кстати в данном случае и «Осьминожка» и третья часть «Рэмбо» словно братья-близнецы рассказывают о двух сумасшедших советских генералах — в первом случае Орлове, во втором — Зайцеве. Зверье, одним словом. Сколько фильмов Бондианы уже пересмотрел и в каждом главный персонаж остается прежним, причем на одном уровне остаются и его фразы, которые состоят из простых предложений, в которых можно насчитать максимум 9 слов. Возможно, что сценарий писали под актеров, чтобы те не лишком утруждались заучиванием своих ролей и тогда этот факт становится объяснимым. Хотя может все дело в том, что истинному джентльмену (коим агента 007 принято считать) вовсе не обязательно выстраивать длинные монологи в стиле «Войны и мир» Толстого. На дворе 80-е годы, а значит самое время снабдить агента Ее британского Величества новейшими гаджетами, среди которых плазменный экран, передающий картинку с камеры видеонаблюдения прямо на часы Бонду, скоростной самолет со складными крыльями, пишущая ручка с секретом и конечно шикарнейший костюм крокодила. Да-да, крокодила и я не в бреду, хоть и пишу отзыв сидя на больничном. Теперь в арсенале агентов с двумя нолями есть великолепные примочки, благодаря которым можно оставаться незамеченным очень долго (это покажет и следующий фильм, точнее его начало — «Вид на убийство»). С точки зрения технического исполнения Бондиана с «Осьминожкой» шагнула далеко вперед. Чего только стоит великолепная сцена с поездом, где события развиваются и внутри, и снаружи. Алан Хьюм, выступивший оператором может гордиться Майклом Бэем, в чьи фильмах нет статики и все происходит в движении, причем не всегда в одном направлении. В «Осьминожке» есть эпизод, когда Бонд бежит по крыше поезда в противоположном ему направлении, а в это же время внутри салона передвигается телохранитель главного злодея Гобинда — данная сцена выглядит зрелищно и просто классно. Вся сцена с погоней по поезду снята превосходно, но этот кадр остается яркой искоркой, как и финальная сцена с самолетом. Наверняка Том Круз вдохновлялся ею перед съемками «Невыполнимой миссии», когда он висел за бортом самолета. В «Осьминожке» этот эпизод также демонстрирует и отличную работу с декорациями (задний фон выглядит почти идеально реалистично), и отменную работу каскадеров, сумевших представить зрителю по-настоящему захватывающее зрелище. А еще «Осьминожка» — еще один фильм, в котором любезный Запад некорректно перевел на русский язык фразу. Так, после сцены с совещанием на высших уровнях СССР можно видеть табличку на стене здания, которая гласит: «Национальное хранилище предметов искусства». Что ж, трудности перевода, бывает. Если название «Осьминожки» на английском разделить на две части и вовсе получится «киска»… Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
« — Мистер Бонд, у вас просто редкая живучесть!» (с) К счастью, несчастливый по порядковому номеру — тринадцатый фильм «Бондианы» с красивым названием «Осьминожка» — получился щедрым на зрелищные экшен — сцены, богатым на колоритных персонажей и довольно изобретательным в плане сюжета. Который был основан как обычно на одноимённой книге «Бондовского» цикла Яна Флэминга. Да и прокатная судьба картины сложилась как нельзя лучше — при производственном бюджете в размере 35 — ти миллионов $, бокс — офис её превысил отметку в 187 миллионов. Звучащая в начальных титрах, как всегда красиво оформленных анимацией — «All Time High» в исполнении Риты Кулидж — вновь возглавила музыкальные хит — парады всего мира. Это уже было шестое появление, заметно начавшего стареть Роджера Мура в образе агента 007 (и самый большой на тот момент его гонорар за участие в фильме — более 5 миллионов $!), который скоро покинет культовую франшизу. Снимал «Осьминожку» режиссёр предыдущей части — Джон Глен, который без преувеличения превзошёл сам себя. Очевидно продюсирующий эпопею о Джеймсе Бонде Альберт Р. Брокколи (долгое время бывший ему партнёром Гарри Зальцман незадолго до этого умер) боялся несчастливого числа «13» — под эгидой которого создавалась картина, и предпринял всё, что бы фильм стал ещё более классным хитом, чем его предшественник. Сценарием занимались Ричард Мэйбаум (ненадолго отлучавшийся из «Бондианы»), Майкл Г. Уилсон и Джордж Макдоналд. Которые написали чуть ли не на целый мини — сериал! События сменяют одно другое столь стремительно, что не успеваешь за всем уследить. Но это вовсе не минус постановки, поскольку идущая чуть более двух часов картина воспринимается полноценной приключенческой сагой в духе, появившегося уже к тому времени «Индианы Джонса». Европейские города сменяются Британской столицей, затем действие переносит зрителя в экзотическую Индию. Где в лучших традициях приключенческой литературы, героя из «белой» цивилизации ждут испытания местным «гостеприимством». Впавшего в немилость к местному «махараджу», Бонда будут пытаться убить буквально с первого же дня его пребывания в городе. Затем на агента британской разведки и вовсе откроют охоту! В буквальном смысле — десятки вооружённых ружьями наёмников влиятельного богача, которому 007 перешёл дорогу — будут травить его в диком лесу, используя диких животных и осёдланных слонов. Должен признать, что смотрится этот эпизод а — ля «особенности национальной охоты» — весьма познавательно, ведь не все же знают, как именно это делают в Индии. Ну а после индийского «сафари», ожидаются положенные по жанру романтические интрижки с несколькими красивыми барышнями — одна из которых является известной главой наёмников, состоящих из одних только девушек, по прозвищу «Осьминожка». Далее действие переносит нас сперва в Восточный, а после и в Западный Берлин. Частично погружая во всегда экзотическую атмосферу странствующего цирка. Будут погони и геги с переодеваниями, забавные и даже напряжённые драки и конечно же очередной международный теракт, который предотвращается в последнюю минуту доблестным английским шпионом. Не бойтесь, скучать вам будет некогда! Не забыли авторы и про опасных противников героя. Их тут будет сразу несколько: типичный шкаф — телохранитель индийского богача — здоровенный силач в чалме (Кабир Беди), русские братья — циркачи Мишка и Гришка — ловко орудующие ножами (Дэвид и Энтони Майер), маниакальный советский генерал Орлов (Стивен Беркофф) и наконец Камаль Хан — тот самый «магараджа» (Луи Журден). «Осьминожку» сыграла Мод Адамс — которая заметно близка стареющему Муру по возрасту. Вместе они составили прекрасную экранную пару. Хотя, мне если честно — больше понравилась другая «девушка Бонда» — сексуальная блондинка — акробатка Магда, сыгранная Кристиной Уэйборн. Смотря фильм впервые, даже подумал, что она и есть та самая «Осьминожка», ибо на её плече красуется маленькая, цветная татуировка в виде осьминога. Сцена в которой она прыгает с балкона гостиничного номера, украв у Бонда яйцо Фаберже, грациозно повиснув на верёвке из собственного платья — вообще делает этот персонаж чем то похожим на Женщину — Кошку из комиксов! Помимо этих героев, в сюжете вновь появляются: советский генерал КГБ Гоголь (которого опять играет Уолтер Готелл), М (Бернарда Ли тактично заменили на Роберта Брауна), мисс Манипенни (всё та же Лоис Максвелл — про возраст которой весьма иронично шутят в самом начале) и старина Кью (сыгранный всё тем же Десмондом Левеллином). А вообще в картине много второстепенных персонажей, взять хоть индийского помощника Бонда — парня Виджая (Виджей Амритрадж). Много локаций — много и эпизодических персонажей. В картине целых две, ближе к финалу переплетающихся воедино сюжетных линии. Одна из которых — слежка за Камаль Ханом и авантюра с подменой яйца Фаберже, а другая — с планом советского генерала Орлова, который намеревается устроить взрыв ядерной бомбы на американской военной базе расквартированной в Западном Берлине… Отдельный пункт все фигурирующие в фильме экшен — сцены. В прологе картины, Джеймс Бонд удирает из какой то независимой Латино — Американской страны, сбежав от солдат противника на маленьком самолётике. Имеется забавная сцена погони по улицам Индийского города, в которой Бонд и преследующие его бандиты гоняют на такси — мотороллерах. Есть изобретательная и масштабная драка в мчащемся поезде и зрелищная автомобильная погоня, в ходе которой, агент 007 угоняет советскую «Чайку»! Превосходно всё снял оставшийся с прошлой серии оператор Алан Хьюм. Каскадёрские трюки и автомобильные аварии здорово поставлены, работавшими над картиной профессионалами. Вообще, смотря старые фильмы про приключения Джеймса Бонда, ненароком вспоминаешь ранее виденные боевики, и улыбаясь осознаёшь, что всё то, что так нравилось в самых зрелищных экшенах Сталлоне, Шварценеггера и Сигала — прежде уже было в «Бондиане»!
О том, как Джеймс Бонд прикоснулся к Осьминожке и высокому «искчсству». На своё тринадцатое кинозадание персонаж книг Яна Флеминга/фильмов Альберта Брокколи отправился в 1983 году. Убит агент 009, отдавший жизнь за дорогое яйцо Фаберже. Распутывая это дело, Джеймс Бонд оказывается в Индии, где опять всплывает поганый СССР. Картина «Осьминожка» представляет собой достаточно увлекательный сегмент бондианы, с традиционным элементом ЗССР (Злобный Совет Социалистических Республик). С этой картины начинают складываться современные устои бондианы, в плане превосходства бюджета над картинкой. За 28 миллионов, у нас эффектный мини-истребитель из начала, трехколесная летающая мотоколяска made in India из середины, да Бонд на самолете (за пределами салона) из конца. Атмосферно же лента удалась больше, Бонд, красивые женщины, да Третья Мировая на подходе (из ЗССР с любовью). О красивых женщинах: Мод Адамс хороша! Осьминожка не только красива, но и «не пуста как дырка», её не только интересно разглядывать, но и вглядыватся. О Третьей Мировой: Стивен Беркофф хорош! Харизматичный мелкий сукин сын которого помнишь! И не из-за «яркой» фамилии Орлов(хочется спросить создателей, почему не Достоевский или Булгаков?). О Бонде: Роджер Мур хорош! Собственно как и всегда. Но только здесь я понял, как ему идет быть клоуном. На этот раз буквально. Клоунский грим ему к лицу, да и сцена та получилась очень качественной. А его слова Манипенни, что лучше неё никого нет и никогда не будет, с тем же успехом адресуются и Лоис Максвелл, которую не заменит и десяток смуглых и более молодых британок. Саундтрек от Риты Колидж оказывается блеклым и аукивающимся мотивами предыдущих тем бондианы. Сама же «Осьминожка» весьма хороша и интересна, и вопреки мнению прессы, что бондиана теряет в качестве, для меня она в нем как минимум не сбавляет. Джеймс Бонд вернется в фильме «С видом на убийство» 8 из 10
Такое название как «Осьминожка» скорее навивает мысли о каком-нибудь детском фильме или мультфильме, нежели об очередной серии «бондианы». Но это именно так. Название было взято из оригинального романа Яна Флемига «Осьминожка и искры из глаз» (таким образом, создатели несокрушимого агента 007 получили возможность сделать две серии шпионского цикла). «Осьминожка» — это прозвище загадочной женщины. Даже интересно, что всё крутиться должно вокруг Джеймса Бонда, иначе о какой «бондиане» может идти речь, а тут во главе некая загадочная особа. Видно, Флеминг рассчитывал на особый статус женщины с эмблемой осьминога, но развития отношения Бонда и Осьминожки не получили, так как все романы у супершпиона скоротечные. Ему не дела до дел сердечных, ему мир спасать надо. Интересно совсем другое. Роль Осьминожки исполнила шведка Мод Адамс, которая исполнила роль совершенно другого персонажа в серии «бондианы» под названием «Человек с золотым пистолетом» (Кристофер Ли, сыгравший этого «Человека…» является двоюродным братом Яна Флеминга, мог бы и раньше кузен похлопотать за родственника, но это дело прошлое). Мод Адамс удалось создать вокруг своей героине этакую ауру таинственности, пугающей привлекательности, ведь даже главный злодей по уши влюблён в эту женщину, но ещё и очень опасается её магических чар, хотя и ведёт закулисную игру, за что, ясное дело, получит по заслугам. В прошлой серии «Только для твоих глаз» во время съёмок умер любимый многими «М» (видно, от английского «Manager», то есть директор, это у нас принято всех и вся называть менеджерами, звучит солидно, а вот о сути никто не думает), наставник и руководитель, ставший чуть ли не отцом Джеймсу Бонду, сыгранный Бернардом Ли. Все сцены из «Только для твоих глаз» с уважением к актёру вырезали и мудрый «М» отсутствовал целую серию цикла. Но в «Осьминожке» этот персонаж вернулся на экраны, сыграл его Роберт Браун, который сам доселе сыграл иного человека в серии «Шпион, который меня любил». Складывается такое чувство, что компания Альберта Р. Брокколи окружила себя актёрами на контрактах без права выхода. Режиссёр Джон Глен, бывший монтажёр, начавший карьеру постановщика в прошлой серии «бондианы», не отошёл от своей первоначальной манеры: начало картины заставляет задержать дыхание и только после головокружительного трюкачества и потрясающих каскадёрских элементов можно выдохнуть. С места в карьер — вот как работает с «бондианой» Джон Глен. Дальше пойдёт привычный Джеймс Бонд — комфортабельный, фешенебельный, масштабный, панорамный; с экшном и благозвучными диалогами с часто звучащими в адрес Бонда угрозами, сладкими речами в адрес дам, в общем, то, за счёт чего «бондиана» стала легко узнаваемой и индивидуальной. Как и в двух предыдущих сериях, наличие в кадре прекрасной дамы «тянет» кино ввысь. Мод Адамс, как уже говорилось, успешно справилась со своей ролью. У неё была задача создать магнетическую личность и она с ней справилась, привлекая своей изящностью, плавностью и вкрадчивостью мужскую часть целевой аудитории «бондианы». А что же Роджер Мур? Ещё у многих были свежи воспоминания, когда от одного только взгляда Шона Коннери милые дамы падали в обморок, одурманенные чарами сего джентльмена. Но Роджер Мур всё больше и больше перестаёт привлекать внимание к своей личности и это пугает. Вся аура Джеймса Бонда рассеивается и уже видно, что Бонд, к сожалению, стареет, пора бы задуматься о пенсии. Из противников Бонда стоит сказать не только про неплохое отображение персонажа Луи Жюрданом, настоящий такой набоб получился, самовлюблённый и коварный, но ещё и его преданный телохранитель в исполнении Кабира Беди оставляет о себе воспоминания. А вообще Кабир Беди интересный сам по себе человек, советую ознакомиться с его биографией. «Осьминожка» — сладковатый на привкус фильм из серии о Джеймсе Бонде, но таковым уж он стал при Роджере Муре и особо за это ругать его не стоит. В целом, соответствующая классу франшизы серия. Смотришь и узнаёшь супершпиона, имя которого стало нарицательным. 8 из 10 P.S.: Признаюсь, что балл накинул за энигматику от Мод Адамс.
При выполнении секретного задания, жестоким умирает коллега Бонда — агент 009, однако тот после своей своей смерти успевает оставить важную улику — яйцо Фаберже, украденное у злодеев. Знаменитый агент Бонд сразу берётся расследовать это дело, которое приводит его к не менее зловещим планам сошедшего с ума советского генерала и таинственной девушки по кличке «Осьминожка». Тринадцатое кино по праву можно считать лучшим среди прошлых фильмов с Муром по ряду нижеописанных причин. Авторы, словно, просчитав все минусы прошлой картины, выставили их, превращая в плюсы. В результаты мы имеем одну из самых захватывающих приключенческих шпионских фильмов среди немногих предыдущих частей. Я считаю, что по количеству творящихся на экране моментов, это кино выигрывает по всем параметрам, потому что уже не молодого Бонда практически весь фильм заставляют носится от злодеев, то побеждая их, то оббегая их, применяя хитрость. При чём во многих этих моментов авторы нередко применяют старый и знакомый «юмор», что делает эти моменты достаточно захватывающими. Игра в прятки и драки на поезде, Бонд в костюме клоуна бегает от вооружённой охраны по территории военного полигона, чтобы найти и обезвредить бомбу, и т. д. Немногочисленные диалоги, где Бонд применяет свой старый-знакомый шарм тоже смотрятся отлично. Единственным конфузом на фоне всего происходящего — сюжет. Несмотря на то, что здесь есть что то вроде «детектива», всё таки всё авторы всё это приводят к старой знакомой «клюкве», элементом которого выступает сумасшедший русский генерал, мечтавший захватить всю Европу. Впрочем, его хитрости и коварности всё таки стоит позавидовать. Мур стал играть значительно лучше. Теперь его Бонд действительно выглядит как постоянно находящийся на острие бритвы агент, который умудряется при этом знакомится с девушками. Здесь за его персонажем, благодаря его многочисленным здешним приключениям, интересно наблюдать. Остальные актёры тоже честно отработали «свой хлеб». «Осьминожка» — тот самый фильм про Бонда, о котором я мечтал очень долгое время. Динамичный, захватывающий, интересный, с Муром в роли Бонда, за которым приятно наблюдать. Кино, которое не смотря на некоторые огрехи сюжета, способно оставаться надолго в памяти зрителя. 9 из 10
Джеймс Бролин, было уже подписанный на участие в бондиане Муру на замену, наверное сильно расстроился узнав, что Роджера оставили сниматься и дальше. Нет, создатели не разочаровались в Бролине (это очень замечательный актёр), просто назревал «Никогда не говори никогда», а посему было устроено своеобразное соперничество. Так или иначе, «Осьминожка», вышедший чуть раньше, не особо понравился критикам, зато в плане сборов своего оппонента уделал. И мне эта лента понравилась. Итак, на сей раз у Бонда аж три противника. Генерал Орлов, планирующий крупномасштабный терракт с дальнейшим захватом стран, подвластных НАТО, прохиндей Камаль Хан, интересующийся драгоценностями и своевольная дама Осьминожка, которая себе на уме и которая не так проста, как кажется. Так или иначе, Агент 009, расследующий задание изначально, убит, и теперь ему на замену выслан Бонд. Традиционный опенинг перед титрами настраивает на нужный лад — Мур пилотирует в ангаре небольшой самолёт, и смотрится это очень здорово. После идут как всегда шикарные Биндеровские титры, украшенные ещё и лазерной проекцией и отличной песней All Time High, а затем уже идёт и сам фильм. Очень добротный фильм. К сожалению, несмотря на все старания Мура выдаёт возраст, поэтому в некоторых сценах он выглядит не круто, а трогательно, что в принципе не мешает ему показывать отличный перформанс. Мод Адамс довольно колоритна, но коллеги по злодейской братии Луи Журдан и Стивен Беркофф тоже не отстают. Правда, последний излишне карикатурен, но это можно сказать и обо всей Советской России, представленной здесь — создатели пытаются не впасть в клюкву, но иногда стереотипы слишком сильны, поэтому встречайте, цирковой дуэт Мишка и Гришка. У Дэсмонда Льюэлина в вечной роли Кью здесь достаточно экранного времени, что очень хорошо. Роль М вместо покойного Бернарда Ли исполнил Роберт Браун, и исполнил достаточно хорошо. Что касается извечной темы «девушка Бонда», то тут таковой можно считать разве что Магду в исполнении Кристины Уэйборн, но она сильно задвинута на второй план. Экшн выдался вполне ярким, вот только если предыдущий фильм — «Только для твоих глаз» — был забит им под завязку, то здесь в первой половине его не очень много. Зато у Бонда тут много транспортных средств — помимо вышеупомянутого мини-самолёта это резвая моторикша, экспроприированный у генерала Орлова Mercedes и отличная Alfa Romeo GTV 6, тоже экспроприированная (правда, у какой-то дамы). А вообще в плане действия — тут и перестрелки, и драки, и схватка на фюзеляже самолёта, и гонки — в целом, конечно, хорошо. В целом и весь фильм хорош (в том числе и музыка вернувшегося в сериал Джона Барри), но «Только для твоих глаз» показался мне сильней и ярче нежели эта картина, где к тому же не обошлось без порции клюквы. Да и возраст Роджера Мура даёт о себе знать, но тем не менее надо отдать ему должное — после этого он согласился сняться в ещё одном фильме о Бонде «Виде на убийство», после чего уже ушёл на покой. Спасибо этому отличному актёру за то, что даже будучи сильно в годах он продолжал бегать, прыгать и стрелять. Один из тех, кто действительно заслуживает называться Джеймсом Бондом. 8 из 10
Продлившейся не столь долго, как хотелось бы, прорыв «Бондианы» в лице двенадцатого фильма серии, носящего название «Только для твоих глаз», канул в пучине бездной благодаря не самом удачному продолжению, которое можно было бы желать. А говорить я смею конечно же об «Осьминожке». 13 — число хорошее, особенно для «Джейсона Вурхиза», но это совсем другая история. Удивительно, что Джон Глен растерял сноровку так скоро, спустя всего навсего два года с момента выхода предыдущей части франшизы. Только недавно начал вести говор о том, что «Бондиана» возрождается, как сразу последовало такое нелепое и совершенно бессмысленное (зато веселое) УГ. Пусть и не такое ужасное, как «Бриллианты навсегда», но тем не менее мне лично «Осьминожка» ничем не приглянулась. Да, цветовая гамма шикарна, спору нет. В остальном, Epic Fail, полнейший. Если первые тридцать, а то и больше, минут — смотрятся с интригой, то ты автоматически переходишь в режим: «Фильм удался». Но перед нами одно на миллион, и все же исключение из представленного правила. Картина теряется на середине, а в дальнейшем следует ее самые противоречивые и отрицательные стороны, воспринимать которые по-нормальному не хочется, ибо это вообще не пойми что. Интерес пропадает в конец. Скучно, сыро, вяло, не по «Бондовски». И даже визуальная часть не выдерживает перегруза, который задал неоднозначный сценарный ход автора. Скомкано, не профессионально, безвкусно. Ой, одни только недостатки, да недостатки. Поразительно, что такое может быть. Может, однако. Ближе к финалу представляешь, как все будет хорошо, как будешь строчить нейтральный (серенький) отзыв, надеешься на то, что концовка выйдет более-менее сносной, и вдруг… The End… The End значит?! Окай, без проблем. Лови очередную отрицательную рецензию «Осьминожка» моя «горячо любимая». Не уживемся вдвоем, ей Богу не уживемся. Или: «Этот город слишком мал для нас двоих!». Все равно. Итог один, итог такой. Другому быть не дано. Ага. Угу. Пока. О, да…
Разменивая чёртову дюжину строго рассекреченных приключений, мистер Бонд, он же мистер Джеймс Бонд, (куда уж тут без штампов, они же традиции), будет изо всех сил гнаться за новыми, доселе непокоренными вершинами прокатного мастерства, уповая на тот самый экшен-винегрет, без которого в далёком 2012ом не обойдутся ни одни возрождающиеся трансшерлоки. Правда, в 1983м еще никому не известно, какой именно силы должен быть взрыв при прыжке человека в воду, так что отсутствие 3D пришлось заменить фирменным юмором с налетом джентельменского засранства, двойной интригой ужжжасного злодейства и качественными флюидами ветеранского актерского состава. Так, опытный Джон Глен, очень (что заметно) опытный Роджер Мур и тоже опытная и уже умиравшая на экране «бондианы» Мод Адамс отправились уделывать шотландского выскочку и иже с ним еретиков. И отправились они… Хотя нет, сперва складной самолет — самый запоминающийся и навороченный гаджет фильма летит эффектно, до титров и прямо через ангар (но это надо видеть!). We have all time high…лалала…классные цветастые титры… И отправились они не куда-нибудь в соседнюю деревню, а в далекие дали, куда их привело очередное яйцо Фаберже, стоившее жизни так опрометчиво нарядившемуся клоуном 009 (в ГДР такие шутки даром не проходят, знаете ли). Не долго думая, 007 почтил память об ушедшем коллеге, продав за несусветную уйму стерлингов подделку своему злобному некрасивому двойнику, он же афганский принц Камаль Хан, который явно что-то замышляет. И вот уж Индия, господа! Страна, где так много поводов пошутить во время погони и драки. Но сначала классическая пикировка во время нечестной игры в кости (без своевременного и регулярного tea break’а никуда — и это не может не радовать, традиции надо чтить, все же). After that мистер Бонд, захватив шляпу и хлыст, ой, то есть смокинг и мартини с водкой, отправляется в умопомрачительное путешествие по узким и густо населенным улочкам Дели. С достоинством продемонстрировав свою вредную привычку выживать, лучший шпион лучшего государства находит-таки свою награду в виде острова, целиком населенного исключительно красивыми женщинами-гимнастками. За стенами которого его как будто ждет очаровательная основательница очаровательного феминистического культа некто Осьминожка, которая как будто тоже что-то замышляет. И тут уж Роджеру Муру приходит время демонстрировать, что правильный мужчина и в самом расцвете лет хорош как в смокинге, так и без него. Но и в раю нежных объятий нашего героя неукротимо настигает циркулярная пила на верёвочке судьбы, от которой может спасти только очередное одиозное изобретение мистера Q. А далее все запутывается совсем, и на сцену вступает сумасшедший советский генерал Орлов. Он сумасшедший не только потому, что разговаривает по-английски с русским акцентом, обращаясь к русскоговорящим, и даже не потому, что у него постоянно пульсируя вздувается вена на лбу. А потому, что пытается убедить недостаточно пушистого товарища Брежнева (заседающего в какой-то из декораций Звёздного Пути, судя по всему) в необходимости захвата мира. Но нет-нет-нет: никаких политических подколок, и всего лишь один намек на помешательство идеологией. Итак, чем дальше цирк, тем круче клоуны. Да и в ФРГ они могут чувствовать себя в относительной безопасности. К тому же, Мишка или Гришка, как истинный русский Ванька, предпочел рукопашный бой наиболее эффективному в его случае способу убийства, то есть метанию ножей, а злобный колоритный сикх оказался свирепым только с виду, в душе же (на деле, в смысле) милым и вполне безобидным. К слову сказать, вся эта развесистая клюква почти не портит карнавальной вакханалии, творящейся на экране чуть ли не две трети фильма. Скорее даже подчеркивает веселое безумие обновленного, динамичного Бонда в поисках утраченного яйца Фаберже. Вот если бы еще годами отрабатываемая невозмутимость сэра Роджера Мура ни разу не покинула его, и если бы все эти небольшие вагончики со сценарными казусами не вылезали то тут, то там, так и норовя привлечь внимание своей нелепостью, то можно было бы прикинуться аллигатором и сказать, что, дескать, и этот разудалый 007 мне по сердцу, и такого я люблю.
К счастью, после относительного успеха «Только для твоих глаз», создатели серии поняли, что самоирония никогда не бывает лишним, особенно в фильме, где пятидесятилетний мужчина лихо скачет по всему миру и уворачивается от вражеских пуль, между делом умудряясь затаскивать каждую попавшуюся на глаза модель к себе в постель. Да и смена локаций также давно бы не помешала, а то за пределы Евросоюза агент 007 выбирался крайней редко, да и то чаще всего в США. А тут еще конкурент в лице «Никогда не говори никогда» маячит перед глазами и грозится даже еще большими кассовыми сборами. Есть попытка смены жанровой ориентации в сторону приключенческого кинокомикса, что очень даже неплохо, если бы не поразительная громоздкость и халтурность одновременно. Что уж говорить, если даже вступление в виде начальных титров (на которые традиционно обращали всегда очень много внимания) выполнено максимально идиотски. Тоже самое можно и сказать о постановке фильма, где даже довольно неплохие и зрелищные сцены смотрятся дико даже в сравнении с самыми первыми фильмами «Бондианы», да и выполнены без особого исполнительского блеска. Банальный и плоский сюжет никогда не считался за серьезный недостаток франшизы, но как и предшествующему фильму «Только для твоих глаз» совершенно не хватает драйва и хоть какого-то интереса. Вроде бы и смотреть не скучно, но все равно смотрится совершенно на автопилоте. Юмор тоже не особо спасает, улыбку несколько раз вызывает, но не более. Неизбежно стареющий Роджер Мур уже никак не может скрывать свой возраст, из-за чего выглядит неожиданно трогательно, но развития персонажа совершенно никакого, и под конец все это начинает напоминать довольно грустную клоунаду. Что касается других актеров, то клоунада поддерживается, довольно забавные, но излишне карикатурные злодеи в исполнении Мод Эдамс, Луи Журдан и Стивена Беркоффа заставляют вспомнить пародийное прошлое «Бондианы». Девушки агента как будто бы и вовсе не было. И все эти вышеперечисленные недостатки были бы простительны, тем более что в целом фильм не такой уж плохой как кажется на первый взгляд, но не для данной серии фильмов, где стиль и следование марке уже давно всё решают. А здесь, к сожалению, нет ни того ни другого.
За свою долгую карьеру британский агент Джеймс Бонд повидал множество стран и справился со злодеями мирового масштаба, и с каждым фильмом о нем мы сами становимся участниками подобных приключений. На международном рынке ценностей появляется известное яйцо Фаберже. Его след ведет к таинственному миллионеру и людям, которые за ним стоять. Прояснить ситуацию должен лучший агент британской Ми-6. В этой части, судьба забросит нашего героя в разные уголки мира, в частности в Индию. Сюжет в меру предсказуем, но интересен. В особенности, Джеймсу предстоит справиться не только с мужчинами, но и выдержать чары и опасное влияние женщины. Ему не в первой встречаться с подобными испытаниями, но даже для Бонда эта ситуация кажется опасной. Количество экшена на долю экранного времени, как всегда высоко и включает в себя множество зрелищных сцен: погони по улицам Индии, яростные драки и перестрелки. Конечно же, главный герой, которого вновь воплощает сэр Роджер Мур, проявит весь свой шарм и умения, чтобы сохранить мир на планете. Достойное и местами очень привлекательное продолжение истории о приключениях мистера Бонда. Серьезное задание для лучшего агента. 7 из 10
Из всех увиденных мною фильмов об агенте 007 «Осьминожка» оставила, наверное, одни из самых ярких впечатлений. После интересного, но чересчур фантастического «Мунрейкера» и достаточно блеклого «Только для Ваших глаз» боялся, что не увижу уже яркого и незабываемого фильма о Бонде. Но вот очередь дошла до «Осьминожки». без сомнений скажу, что «Осьминожка, на мой взгляд, — лучший фильм о Бонде с участием Роджера Мура,, да и один из лучших фильмов бондианы вообще. Создателям удалось невероятное: умело сплести в единый сюжет классический приключенческий фильм, классический сюжет бондианы, изрядную долю головокружительного экшена и элементы первоклассного триллера. Если я не ошибаюсь, это единственный фильм бондианы, где уместилось такое невероятное количество разнообразных погонь. Наверное, это то самое, что вызывает у меня огромную симпатию к этому фильму: меньше драк, больше погонь. Фильм в определенной мере держит в напряжении и в то же время смотрится легко и непринужденно. Великолепные юморные диалоги, роскошные девушки Бонда, харизматичный злодей с эффектными подручными, головокружительные погони, схватки, дорогие отели, экзотические пейзажи, великолепный запоминающийся саундтрек, блестящая игра Роджера Мура. Что еще нужно настоящему фильму о Бонде… Конечно режут глаз нелепые стереотипы о России, но в этом фильме, как мне показалось, создатели сделали наименьшее количество промашек в этом плане в сравнении с другими фильмами бондианы, где сюжет так же был неразрывно связан с СССР. Создатели постарались по-минимуму задействовать СССР в сюжете, сделав одним из злодеев русского генерала Орлова, интересы которого идут в разрез с интересами руководства СССР, а также сконцентрировав сюжет вокруг экзотической Индии. Полагаю, что всем любителям Бонда и приключенческого кино стоит увидеть этот фильм.
Итак, на дворе 80-ые годы 20-го века. Эпоха резкого всплеска интереса к приключенческому кино со стороны зрительской аудитории. Время, когда на экраны выходят «Назад в будущее», «Терминатор» и другая классика того десятилетия. Бондиана шагнула в этот рубеж с лицом Роджера Мура и очередная, уже тринадцатая по счету, картина шпионского франчайза просто не может не вызывать аналогий с культовым творением Стивена Спилберга — Индиана Джонс. Здесь даже Бонд умудряется проскакать по лианам через джунгли. Начиная с «Только для твоих глаз», сценаристы похождений агента 007 стали куда более сбалансированными и менее фантастичными, по сравнению с предшественниками, что конечно, не может не радовать, ибо порой абсурдность того же «Лунного гонщика» делала фильмы про Бонда совершенно неадекватными. Данная лента не выходит за определенные рамки и потому воспринимается вполне адекватно, а уж фирменный юмор и ирония бондианы делают просмотр еще более легким для восприятия, так что с точки зрения сюжета, претензий к фильму не имеется. В качестве места действия создатели выбрали Индию, что определенно положительно сказалось на разнообразии, ведь наблюдать в сотый раз снежные горы Швеции или холодные небоскребы европейских мегаполисов было бы скучновато. Жаль, правда, что особых трюковых и экшен-эпизодов здесь маловато и выделить какую-то одну, запоминающуюся сцену просто не получается (разве что столкновение автомобиля с поездом получилось весьма эффектным), потому что поставлено все несколько пресновато. С главными злодеями тоже получилась весьма спорная ситуация. С одной стороны, Осьминожка (которая вовсе вроде как и не злодейка) получилась крайне запоминающимся персонажем, со своим шармом и неординарностью, но с другой — советский генерал больше напоминает какого-то клюквенного и чрезмерно карикатурного советского психа из романов Тома Клэнси с соответствующей мотивацией, которая выглядит не шибко оригинально. Осьминожка — не лучшая картина про Бонда с участием Мура, но и конечно, далеко не худшая, поскольку достоинств у ленты гораздо больше, чем недостатков. Надоели, правда, все эти глупейшие злодейские мотивы, которые совершенно не красят шпионский жанр, но зато хоть подано все это со вкусом и не без иронии. Да и отказ от бредовой фантастики меня до сих пор радует, поскольку перед нами все тот же старый-добрый Джеймс Бонд с харизматичной ухмылкой и джентльменскими манерами. 8 из 10
Джон Глен, выдавил из себя в 1971-ом «Только для твоих глаз», который можно охарактеризовать как «пол беды», провалом назвать нельзя. В «Осьминожке» он забыл, что расслабляться чревато, снова покатил Бондиану в пропасть, откуда она только начала было выбираться. Сценарий «Осьминожки» свирепствует своим разнообразием. Индия, Германия, Россия, Великобритания и каждая со своим «колоритом». Пощадили только Англию, что впрочем не вызвало совсем никакого удивления, ведь если бы и там был такой дурдом, не было бы места на Земле для психологического отдыха. У русских в 80-ых все еще правил Ленин, портретами которого завешано все свободное настенное пространство в комнате управления обороной страны, которая больше напоминает отсек космического корабля из звездных войн. Хорошо хоть не средневековые палаты, как в прошлом фильме. Перепутанные буквы на табличках и идея захвата мира уже как-то и не достойны комментариев, привыкли что ли. В Индии население круглосуточно глотает шпаги, ходит по углям, бегает с саблями и гоняет по джунглям на слонах, к которым корзины с людьми привязаны одним лишь ремнем снизу, развязывающимся одной рукой. Кстати когда поедете отдыхать в эту замечательную страну, не забудьте как 007 захватить с собой механического крокодила, что бы в охраняемых замках спокойно плавать мимо охраны в пруду. Только придумайте для начала как его перекинуть через 6-и метровую стену. В фильме я этого не видел, но думаю способ наверняка есть. Немцы. В общем я догадывался, что в Германии советских солдат больше, чем немецких, словарный запас на 80 процентов состоит из вариантов слова «йайа», различных интонаций, а каждому туристу они толкают в рот поочередно колбасы и пиво без этикеток. В отличие от Sony, логотип которой мелькает с завидным постоянством, ни о какой рекламе немецкого пива и речи быть не может. Сначала пополните счет. Назвать этот фильм полным провалом я не осмелюсь, ведь были таки и здравые моменты. Например полет Джеймса НА самолете, в прямом смысле. Занятно, чем он держался на крыше когда был в прилипшем состоянии во время мертвой петли лайнера? Даже боюсь предположить. Видно чтобы его сдуло, нужно было пройти через атмосферу Земли. Но и тогда бы на помощь пришел какой-нибудь гаджет, вроде надувного скафандра из шариковой ручки. Еще я узнал много нового о конструкции самолета. Даже когда он в воздухе на высоте 800 километров, его дверь очень легко выбивается легким толчком, так что пристегивайтесь. А пальцами задних ног можно опустить закрылки на хвосте и заставить его пикировать, так что не балуйтесь. Роджер Мур, заслуженный пенсионер 007 Ее Величества справился с ролью достойно. По крайней мере он самостоятельно весь фильм бегал, ходил и даже соблазнял девушек. Всех без перебора, как обычно. AXE, не иначе. Позиция же моя все таки сложилась нейтральная. С «Золотым пистолетом» не сравнить. Оценка для «Кинопоиска» — 5 из 10
Шел тысяча девятьсот восемьдесят третий год. И фанатов бондианы ждал сюрприз — Шон Коннери вернулся в качестве агента 007 в фильме «Никогда не говори „никогда“». Стоит лишь оговориться, что этот фильм был спродюсирован другими лицами, не имевшими до того никакого отношения к официальным фильмам. Потому сие творение стало кассово угрожать Альберту Брокколи. Руководствуясь девизом «догоним и перегоним», Альберт решил продлить контракт с Роджером Муром, снять с ним еще один-два фильма и узнать, какой же Бонд круче. Итак «Осьминожка» стала 13-м фильмом официальной бондианы, 2-м фильмом режиссера Джона Глена и 6-м фильмом Роджера Мура. И знаете что? Мне этот фильм понравился больше всего. Джеймс Бонд, подстрелив, очередного негодяя, который в него целился, пока тот гулял, и справившись с очередным заданием от MI6, отправляется в Индию, чтобы расследовать убийство агента 009. Во время этой поездки он хорошо изучил работу Фаберже, познакомился с парочкой очаровательных злодеев и соблазнил парочку очаровательных женщин. Однако вскоре 007 узнает о коварных планах русского злодея, который не желает мериться с политикой разоружения СССР. Разумеется здесь замешана таинственная Осьминожка… Но каким образом? Посмотрите фильм — узнаете. Фильм не выглядит скучным ни на минуту, как бывает с фильмами старой бондианы. Роджер Мур здесь острит еще больше. Но не только острит. Несмотря на свой возраст, тов. Мур дерется больше и лучше, чем в предыдущей картине. Ну и конечно 007 не теряет своего обаяния. Бондиана славится возвращением из мертвых. Актеры, персонажи которых были убиты, возвращаются впоследствии. Не исключением стала и Мод Адамс, которая уже засветилась в «В человеке с золотым пистолетом»… А разве это плохо? Еще один плюс: господина Q здесь больше, чем обычно. Его будет еще больше в «Лицензии на убийство». Прочие плюсы: Джон Барри, вернувшийся в качестве композитора; зрелищный пролог; новые страны, где побывал Бонд: Индия и ГДР; ну и конечно наш дорогой Леонид Ильич. К минусам я отнес заглавную песню (я ее не запомнил, в отличии от десятка остальных); очередную «красную клюкву» (хотя кто-то назовет это и плюсом) и ошибки в написании русских слов, но кто их не делает? И знаете итог всего этого? «Осьминожка» превзошла по сборам своего конкурента «Никогда не говори „никогда“». Но другого не стоило ожидать, ведь Бонд-Мур не только ЖК-телевизоры не по назначению использует… А поэтому осмелюсь переиначить знаменитую фразу: Roger Moore will return in „A view to a kill“»… И поставлю: 9 из 10
О ФИЛЬМЕ Что связывает реактивный самолёт со складывающимися крыльями и акваланг в виде крокодила? Кто ответит на вопросы: куда уехал цирк и какова стоимость яйца Фаберже? Как связаны афганский принц, затворница в плавучем дворце и ядерная бомба на американской базе в Германии? Кто может переодеться и загримироваться за 1 минуту? С кем взаимодействует женский штурм-отряд и Q на воздушном шаре? Конечно же, в эпицентре событий агент 007, которому посидеть бы в кресле-качалке у камина… Какое там, если извечное перемирие между Востоком и Западом вот-вот нарушат. В сборник под названием «Осьминожка» вошло два рассказа. Непосредственно «Осьминожка» — это, так сказать, предыстория, рассказ о майоре, который забрал себе клад золотых слитков и покончил с собой, когда Бонд предоставил ему право выбора — смерть или трибунал. Никакой роковой дамы в плавающем дворце (на самом деле это отель Lake Palace в городе Удайпур, Индия) нет и в помине, но в фильме есть диалог, отсылающий к сути рассказа… Новелла «Собственность леди» ближе к теме — там яйцо Фаберже, аукцион, советские агенты… Но никаких Камаль Ханов, никаких планов по захвату Европы, никакого циркачества. Складывается впечатление, что текст новелл засунули в миксер, порубили, вытащили самые большие куски и подали в пироге с восточными цукатами. Испечён этот пирог Джоном Гленом, который с Бондианой расставаться не собирался, ведь столько лет ей отдал, сначала в монтажной, потом за камерой. Чувствуется старая школа: трюки есть захватывающие (вроде полёта через ангар), есть почти смешные (в интерьерах индийских трущоб с факирами и йогами), есть оригинальные (с циркулярной пилой на верёвочке), нет только стандартных. Зато есть стандартный Роджер Мур, который прекрасно знает, что от него требуется, и этим пользуется, чтобы не импровизировать сверх меры. Не впервые в Бондиане и Мод Эдамс, что тоже минусом не является. Ведь для некоторых актрис довольно трудно понять, что здесь на «Оскар» не наиграешь, что стремиться надо не к углублению эмоций, а к чёткой их передаче. А тут опытная актриса вернулась к работе с Роджером Муром… Но вот подгорел пирог в другом месте — группа злобных товарищей словно на маскарад собралась. Если генерал Орлов (Стивен Беркофф) ещё как-то смотрится, то Камаль Хан (Луи Журдан) выглядит как второй Джеймс Бонд фильма. И с ним рядом таскается индийский шкаф из той партии, что поставили к «Индиане Джонсу и храму судьбы»… Фильм получился не самым увлекательным. Атмосфера в нём, как у сказок «Тысячи и одной ночи» - чтобы царь не уснул, но и не велел поутру голову отрубить. При этом красота полуострова Индостан резко контрастирует с немецкой железной дорогой. В это время почти убаюканный зритель рискует запутаться — кто из какого вагона пришёл и что с собой принёс. И ещё у публики есть повод недовольно нахмуриться. Как это так — место действия Индия, а никто не спел и не сплясал (если не считать титульной песни «All time high»)? Оставлю этот вопрос на совести создателей. БОНД: ЦИФРЫ И ФАКТЫ Неожиданный конкурент. В 1983 году Джеймсу Бонду пришлось бороться с самим собой. На экраны вернулся, сказавший никогда 12-ю годами ранее, Шон Коннери, а продвигал независимую (от студии EON) постановку Кевин Макклори. Ирландский кинопродюсер по поводу «Шаровой молнии» хлопотал долго — сначала не одобрил превращение сценарных наработок в роман (судился с Флемингом), потом подписал соглашение с Брокколи и Зальцманом (сюжет «Шаровой молнии» Макклори обязался не использовать 10 лет). Попутно он отсудил право на организацию СПЕКТР (и она исчезла из официальной Бондианы), вселил энтузиазм в Шона Коннери. В 1977 горемычный проект запустить не удалось, но в 1983 «Никогда не говори никогда» до экранов добрался. И тут EON Production, не стесняясь, задавила конкурента судебными исками и повсеместной рекламой «Осьминожки»… Quid pro quo. Фаберже и не снилось. Ян Флеминг решил показать мощь своего воображения и придумал никогда не существовавшее яйцо Фаберже, названное «Земная сфера». Смотрим по тексту: «настольные часы в виде земного шара, в изысканной оправе спиральной формы из четырехцветного золота… Вокруг оправы — шесть золотых ангелочков, резвящихся в облаках, выполненных из горного хрусталя… На земном шаре карта мира, с обозначением крупнейших городов в виде сверкающих бриллиантов, помещенных в золотые гнезда. Шар механически проворачивается на оси, приводимой в движение спрятанным в основании часовым механизмом, и окружен фиксированным золотым поясом, покрытым перламутровой матовой эмалью… На поясе находятся римские цифры, которые являются циферблатом часов. Вставленный в Сферу треугольный бирманский рубин служит часовой стрелкой». Создатели «Осьминожки» предпочли скопировать реальный шедевр — яйцо «Коронационное» 1897 года. Их право… Говорящие фамилии. Кто считает, что имя Солитер связано с пасьянсом, отчасти прав. «Солитер» и переводится как «пасьянс», а происходит от латинского «solitarius» (одинокий). Имя отлично подходит для бедной узницы, для которой любовь к мужчине всё равно, что смерть. Но солитер — это ещё и бриллиант, который вручали людям, успешно разложившим карты… С дешифровкой фамилий Гуднайт и Гудхэд проблем, думаю, не возникает — первая обещает приятную ночь, вторая — понимающего собеседника. Осьминожкой Ян Флеминг называл в рассказе не человека, а реального спрута. Идею пересмотрели, попутно пересмотрев текст песни — не хотелось создателям слышать там «Octopussy», не ровен час, не так поймут… И, забегая вперёд: «Вид на убийство» подарил злодея с фамилией Зорин (созвучно с ядовитым газом зарином, родина которого (как и у героя) Германия), а также его помощницу Мэйдэй. Mayday — международный сигнал бедствия, и бедствия, как вы понимаете, прилагаются. Брюки превращаются… Нет, не превращаются! В секретной лаборатории Джеймс Бонд ведёт себя как малое дитё — всё ему надо ручки покрутить, кнопки понажимать да с взрывоопасными вещичками проиграться. Q, как положено, сердито бурчит и у агента 007 «игрушку» отбирает. Если верить многочисленным байкам, вне экрана Роджер Мур и Десмонд Ллевелин тоже были в натянутых отношениях. Индийский тропический климат принуждал съёмочную группу переодеваться в шорты, которые Десмонд Ллевелин яростно ненавидел. Роджер Мур знал это, и попытался внести правки в сценарий (такое он и раньше проделывал), чтобы Q во всех сценах носил исключительно шорты. Актёр передумал, когда мастер по показу гаджетов пообещал подсунуть ему что-нибудь, что реально взрывается…
Второй фильм Джона Глена и уже шестой (!) для Роджера Мура в роли Джеймса Бонда. Предыдущий фильм «Только для твоих глаз» был неоднозначно воспринят критиками. С одной стороны — в нем были и красивые трюки, и лучшая актерская игра Мура, и идеальный саундтрек в исполнении Билла Конти. А с другой стороны — глупые ошибки в монтаже и Мур стал слишком стар для исполнения этой роли. А у самого Роджера уже истек контракт (видимо, поэтому он так классно играл в предыдущем фильме), и на главную роль планировали пригласить молодого американского актера Джеймса Бролина. Уже все было рассчитано под него, сшиты костюмы определенного размера и даже отснято несколько сцен. Именно так бы мы и увидели «Осьминожку», если не одно «но». Параллельно с этим фильмом снимали «Никогда не говори никогда» — тоже фильм о Джеймсе Бонде, только… с Шоном Коннери в главной роли. И перед зрителями встал один единственный вопрос: «Кто кого?» Ну и, конечно же, с Муром заключили новый контракт, и он с удовольствием в шестой раз надел дорогой смокинг. Естественно, что этот фильм надо сделать лучше, чем это делают конкуренты. Было смонтированно аж шесть трейлеров (на дворе 1983-й!), а Мур в интервью на вопрос: «Что вы думаете по поводу того, что одновременно с вами, вашего же персонажа играет Шон Коннери?», ответил: «Ну, все знают, что Бонда еще и будет играть какой-то молодой, никому неизвестный актер по имени Роджер Мур». После этого корреспондент рассмеялся. И так на протяжении съемок, вплоть до премьеры. Фильм стал самым кассовым в истории сериала и по количеству зрителей обогнал конкурента. А что касается самого фильма, то все получилось очень достойно — отличные декорации, красавица-героиня в исполнении Мод Адамс, аж два ключевых злодея (Луис Джордан и Стивен Беркофф), куча всяких наворотов и невероятные трюки. И лично я считаю «Осьминожку» одним из самых красивых фильмов о Джеймсе Бонде. Посмотрите, получите удовольствие, даже несмотря на то, что «Только для твоих глаз» получился реалистичнее. Да и начало тут куда динамичнее, как и весь фильм, в отличие от предшественника. В те времена на пике популярности были приключения в стиле Индианы Джонса, что сильно повлияло на фильм. Ведь сценаристов было трое: Джордж МакДоналд Фрейзер отвечал за приключения-путешествия, Ричард Майбаум — за сапсенс и стиль, а Майкл Уилсон
Йен Флеминг описал Индию очень интересно — «кругом одни коровы, грязь и нищета». Джон Глен и Ричард Майбаум это опровергли. Таинственная красавица — Осьминожка в исполнении Мод Адамс, заслуживает всяческой похвалы (холодный взгляд, решительность, как никак — в подчинении у нее десятки женщин). Камаль-хан (Луис Джордан) — самый аристократичный злодей бондианы (афганский принц, все-таки). Но вернемся к Роджеру Муру — он рожден для роли Бонда (сам Йен Флеминг настаивал на его кандидатуре в «Доктор Ноу «), большую часть диалогов он произносит с юмором, а та часть, где надо злиться — с настоящей, дикой ненавистью. Ну и композиция «All time high» в исполнении Риты Кулидж идеально вписывается в эту картину. 10 из 10